Просмотр содержимого документа
«Профориентация пианиста – одна из целей обучения в школе искусств (из личного опыта преподавателя)»
Л.А. Сальникова
г. Ульяновск,
МБУ ДО Детская школа искусств №8
Преподаватель высшей категории
Фортепианного отделения,
Профориентация пианиста – одна из целей обучения в школе искусств (из личного опыта преподавателя)
Появление требований, связанных с новыми программами по ФГТ, еще больше накладывает ответственности за подготовку учащихся к поступлению в средние специальные музыкальные учреждения. Довольно большой срок лежит перед преподавателем и учеником (8 – 9 лет обучения), позволяющий выявить необходимые способности и развить их. С первых уроков необходимо увлекать ребенка музыкой, прививать ему пианистические навыки игры на фортепиано, развивать его эмоциональный и духовный мир.
Как показывает практика, уже в средних классах дети начинаю проявлять себя как личности яркие, одаренные, выразительно исполняющие музыкальные произведения. В этот период очень важно внимательно и всесторонне развиватьучащегося, объективно оценивать его возможности, учитывать его природную эмоциональность, приспособляемость к инструменту, музыкальную память, стрессоустойчивость, умение держаться на сцене и доносить до слушателей замысел исполняемого произведения.
При высоком уровне способностей и возможной профориентации учащегося должны включаться в репертуар произведения более сложные в техническом отношении, фактурном, смысловом, эмоциональном.
Увлекая ученика яркой, эмоциональной программой, часто выставлять его на концерты, конкурсы (региональные, всероссийские, международные), чтобыон чувствовал одобрение окружающих, восхищение зрителей. Победы на конкурсах вселяют уверенность и удовлетворение, стимулируют дальнейшее совершенствование и, как правило, желание продолжить свое обучение в специальных учреждениях.
Увлеченная работа педагога, доброжелательная атмосфера в классе, любовь педагога к своей специальности, ученикам, творят чудеса.
У меня были такие ученики, продолжившие свое музыкальное образование, которые приходили домой из общеобразовательной школы, забрасывали портфель и садились быстрее к инструменту заниматься. Видя увлеченность своих чад, родители всячески поддерживали их творческую деятельность. Они твердили, что музыкальное развитие их детей стоит на первом месте. И появившиеся четверки у отличников в общеобразовательной школе – ничто по сравнению с успехом детей на пианистическом поприще.
Так совпало, что большинство моих учеников, продолживших свое обучение в средних специальных заведениях учились на отлично в обеих школах.
Классные концерты, школьные тоже увлекают. Многие мои учащиеся (18 человек) закончили Ульяновское музыкальное училище, Димитровградское музыкальное училище, Ульяновское музыкально – педагогическое училище, Ульяновское училище культуры.
Своих выпускников я часто приглашала на классные концерты, которые собирали большое количество слушателей: приходили родители, их родственники, знакомые. Все с удовольствием слушали выступления учащихся младшего возраста и бывших выпускников. Все были одержимы музыкой. Дети желали поступать и учиться в музыкальном училище, родители оказывали поддержку в их стремлениях.
Однажды случилось так, что весь выпуск, а это 5 человек, пожелали продолжить свое обучение в музыкальном училище. И поступили.
Большое значение имеет и взаимодействие с педагогами средних специальных заведений. Поездки в училища, консультации преподавателей высшего звена, совместное взаимодействие помогают поддерживать высокий профессионализм и дух творчества, помогают нацелить детей на получение профессии.
В профориентационную работу также входят творческие встречи с учащимися музыкального училища, которые приезжают вместе со своими педагогами в музыкальную школу, концерты и мастер – классы ведущих преподавателей, информационные сообщения об истории средних специальных заведений, основных специальностях, перспективах дальнейшего трудоустройства, пути продолжения образования.
Посещение филармонических концертов и концертов виртуозов нашего века вызывают восхищение музыкантами и желание им подражать. Зачастую слышу от своих учеников вопросы: «А я буду играть так виртуозно, как Денис Мацуев?» или «Смогу ли я дирижировать оркестром и играть джаз как Сергей Жилин?»
В успешном усвоении курса обучения пианиста большую роль играет заинтересованность родителей. Только благодаря родительской поддержке детям удается достичь высоких результатов. Идет работа трех составляющих: ученик – преподаватель – родители. Преподавательская работа требует
увлеченности, обладанием высокой культуры, тонкой музыкальностью,
хорошим владением инструмента. Эти качества помогают одаренным ученикам подготовиться к поступлению в средние специальные учебные заведения.
Список источников:
Алексеев А.Д. «Методика обучения игре на фортепиано» издание третье, дополненное. – М.: Музыка, 1978. – 288 с.
Бейлина С.З. «В классе профессора В.Х. Разумовской. – Л.: Музыка, 1982. – 64 с., ил.