kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Профессиональное мастерство концертмейстера - пианиста ДМШ и ДШИ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастерство в любой профессии является своеобразным идеалом, образцом, к которому надо стремится.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Профессиональное мастерство концертмейстера - пианиста ДМШ и ДШИ»»

Методическая разработка

«Профессиональное мастерство концертмейстера - пианиста
ДМШ и ДШИ»

Автор:

Терновская Ирина Анатольевна,

концертмейстер ДМШ им. Р.М. Глиэра



1. Современное общество выставляет заказ на творчески активную
личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и
самостоятельно использовать приобретённые знания в разнообразных
жизненных ситуациях. Это находит своё отражение в образовательных
программах и поиске оптимальных путей духовного, интеллектуального и
физического личности.

Нацеленность современного образования на духовное обновление
общества вызывает потребность к расширению художественно-эстетическому росту и профессиональному становлению специалистов.

Расширяется влияние различных видов искусств на процесс образования.

В Детской музыкальной школе и/или школе искусств роль концертмейстера подвергается влиянию со всех этих направлений, поэтому, не смотря на постоянное развитие в сфере образования, всегда нуждается в строгой определённости и упорядоченности.

2. Мастерство в любой профессии является своеобразным идеалом,
образцом, к которому нужно стремиться. Понятие «профессиональное
мастерство» употребляется в нескольких смыслах: как качественный уровень
профессиональной деятельности, высокий уровень профессиональных
умений и навыков, показатель профессиональной подготовленности
специалиста.

Высокий профессионализм концертмейстера ДМШ и ДШИ
предполагает хороший уровень исполнительской подготовки, беглое чтение
нот с листа, владение навыками подбора по слуху, быстрой ориентации в
нотном тексте, транспонирования, аранжировки.

Всё это позволяет концертмейстеру в любых (даже экстремальных) условиях быть готовым к выступлению перед публикой, быстро осваивать новый концертный репертуар и даже после небольшого количества репетиций добиваться стабильно положительных результатов.

3. Безусловно, для верной трактовки музыкальных произведений
концертмейстеру необходимы музыкально-теоретические знания.

Они позволяют уже при беглом первичном просмотре нотного текста понять его характер и содержание, жанровые и стилевые особенности, форму и драматургию, тип фактуры, тональный и гармонический план, динамическое развитие и др.

Умение транспонировать музыкальные произведения
невозможно развить без теоретических знаний гармонизации мелодии.

Современные реалии требуют от пианиста - концертмейстера
профессиональной мобильности. Постоянно меняющиеся условия всех
сторон жизнедеятельности человека предъявляют особые требования и
концертмейстеру.

4. Основное из этих требований - универсальность
профессии.

Помимо солистов, концертмейстер может работать с самыми
разнообразными видами и составами исполнительских коллективов - это
вокальные и инструментальные ансамбли, хоровые, фольклорные, танцевальные коллективы. Работа с каждым из этих коллективов своеобразна и требует от концертмейстера специфических, умений и навыков.

В работе с солистами - инструменталистами концертмейстер должен
знать тембровые особенности, динамические возможности, принципы и
приемы звукоизвлечения различных музыкальных инструментов, уметь
помочь учащемуся настроить его инструмент.

В работе с вокалистами необходимо знание вокальной методики, особенностей формирования звука у различных голосов, их диапазон. Работая с хоровым коллективом, концертмейстер должен знать основы техники дирижирования, понимать дирижёрский жест. А работа в фольклорнов, хореографическом коллективе предполагает
знание концертмейстером основных движений классического, народносценического и современного танца.

В случае отсутствия или болезни педагога концертмейстер обязан проводить уроки самостоятельно. Следовательно, эта педагогическая сторона
концертмейстерской работы требует от пианиста, помимо
аккомпаниаторского опыта, ряда специфических знаний из области смежных
исполнительских искусств, а также педагогического чутья и такта.

5. Для эффективной реализации концертмейстером педагогических функций, создания психологически комфортной обстановки в творческом процессе, требуются знания из области музыкальной психологии и педагогики. Это позволяет быстрее налаживать взаимоотношения с учащимися, находить индивидуальный подход к каждому из них.

6. Деятельность концертмейстера в ДМШ, ДШИпредполагает наличие
специальных профессиональных способностей: психолого-педагогических,
организаторских, коммуникативных. Способность организовать учебно-воспитательный процесс, репетиционную работу, установить контакт,
правильные взаимоотношения с отдельными учениками или целым
коллективом, понимать учащихся и быть самому понятым - обязательные
условия профессионального мастерства концертмейстера.

Концертмейстеру необходимо уметь четко формулировать и ясно выражать свои мысли, без особых усилий раскрывать свое видение художественного образа произведения, предлагать свою творческую интерпретацию и пути её воплощения, создавать доверительную, творческую атмосферу, комфортные условия для общения.

7. Также следует отметить необходимость наличия важнейшего
качества, без которого не может состояться ни истинный педагог, ни
хороший концертмейстер, это - расположенность к людям, детям, интерес к
работе с людьми, потребность в передаче знаний.

В современных условиях психологическая компетентность
концертмейстера важна не меньше, чем его исполнительские и
педагогические способности.

Часто во время ответственных концертов, конкурсных выступлений, концертмейстер в полном смысле выполняет функции психолога, который умеет нейтрализовать избыточное напряжение солиста, убрать возможный негатив перед выходом на сцену, способен помочь настроиться на нужную «волну».

Концертмейстер, всегда находясь рядом, помогает пережить неудачи, разъяснить их причины, тем самым предотвращая в дальнейшем проявления боязни эстрадных выступлений, страха перед повторением ошибок. Вообще, уровень ответственности у музыканта - концертмейстера гораздо выше, чем у солиста, так как он отвечает не только за свои действия, но и за действия партнера, за качество ансамбля в целом.

8. Степень ответственности концертмейстера возрастает при
выступлениях с начинающими музыкантами, которые ещё не умеют владеть
собой на сцене, часто теряются.

В этой ситуации концертмейстер берет инициативу в свои руки, контролируя весь исполнительский процесс. Профессионализм концертмейстера предполагает высокую степень
эмоциональной отзывчивости и быстроту эмоциональной реакции.

В процессе эстрадного выступления многие солисты под влиянием творческого подъема могут отойти от намеченной тактики исполнения. Концертмейстер, обладающий быстрой эмоциональной реакцией, способен оперативно реагировать на всевозможные отступления солиста от сложившейся в процессе репетиционной работы интерпретации, способен мгновенно уловить новые нюансы исполнения, чутко откликнуться на любые их проявления, помогая открыть новые грани и краски произведения, эмоции и настроения.

9. Деятельность концертмейстера - пианиста обычно связана с
постоянными перемещениями, предполагает выступления на всевозможных
конкурсах и фестивалях, на разных площадках. Такие динамичные условия
профессиональной деятельности требуют от концертмейстера высокого
уровня приспособляемости. Это касается способности быстро
сориентироваться в акустике нового концертного зала, к новой сцене, новому
для себя инструменту, незнакомой аудитории слушателей.
Мастерство концертмейстера неразрывно связано с постоянным
желанием самосовершенствоваться, расширять свои знания, оттачивать
умения и навыки, творческим поиском, психологической готовностью к
творческой деятельности. Важный критерий высокого профессионального
мастерства – постоянное повышение квалификации, самообразование,
совершенствование исполнительских навыков. Сюда относятся курсы
повышения квалификации, изучение передового опыта коллег, анализ
собственной работы, знакомство с научной литературой, подготовка
публикаций, разработок, методических рекомендаций, исследовательских
работ; участие в работе семинаров-практикумов, конференций,
педагогических советах, проведение открытых занятий, мастер-классов,
обобщение опыта работы, создание образовательных программ (лично или в
соавторстве с преподавателями), умение находить и внедрять в практику
современные учебно-информационные технологии в сотворчестве с
педагогом, с которым работает концертмейстер.

10. Важный фактор, влияющий на повышение уровня квалификации - участие в конкурсах профессионального мастерства. Высокая степень профессионального мастерства - залог востребованности музыканта, его успешности, реализованности как Личности.

Список литературы:
1. Шендерович Е. В концертмейстерском классе. М.: Музыка, 1996.
2. Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс. Учебное пособие для
студентов высших педагогических учебных заведений. М., 2002.
3. Шендерович Е. Об искусстве аккомпанемента. / Советская музыка,
1969, № 4.
4. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры.
М., 1994
5. Живов Л. О работе концертмейстера. Сб. статей, ред. М.Смирнов, С-П,
Музыка. 1974
6. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. — М.:
Музыка, 1961.
7. Подольская В. В. Развитие навыков аккомпанемента с листа // О работе
концертмейстера / Ред.–сост. М. Смирнов. — М.: Музыка, 1974.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Профессиональное мастерство концертмейстера - пианиста ДМШ и ДШИ»

Автор: Тарновская Ирина Анатольевна

Дата: 02.01.2019

Номер свидетельства: 493534


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства