kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

« Проблемы интонирования на начальном этапе обучения домриста в ДМШ/ ДШИ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Если говорить о системе начальной подготовки музыканта как о синтезе двух задач: общеэстетической ( в которую входит пропаганда музыкальных инструментов, воспитание у детей интереса к музыке, формирование у детей вкуса) и профориентационной ( овладение знаниями теории музыки, привитие исполнительских навыков игры на инструменте, выявление наиболее одаренных детей, дальнейшая их ориентация на продолжение обучения в среднем специальном учебном заведении), то несомненно главенство первой задачи. Особенно это актуально для музыкантов, ведущих классы домры и балалайки. Несмотря на усилия педагогов по пропаганде народных инструментов ( участие в концертах на различных уровнях: от детских садов, школ и различных культурных учреждений до конкурсов и крупных городских и областных культурных мероприятий), домры и балалайки не выдерживают конкуренции с такими традиционно популярными инструментами, как фортепиано или гитара. Это является огромным препятствиемв процессе формирования профессиональных классов. Вопрос набора учеников для основной массы преподавателей является острым и актуальным. Полные профессиональные классы домры и балалайки ( не менее 14 человек) в нашей области можно сосчитать по пальцам. А ведь только при наличии таких классов можно говорить о профориентационной работе в системе подготовки учащихся в средние специальные учебные заведения. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«« Проблемы интонирования на начальном этапе обучения домриста в ДМШ/ ДШИ»»







Методический доклад

на тему:





« Проблемы интонирования на начальном этапе обучения домриста в ДМШ/ ДШИ»














Подготовил преподаватель отделения русских народных инструментов ДМШ №1 города Семей Жагалбайлинов Б. О.





Семей 2015г

.

Если говорить о системе начальной подготовки музыканта как о синтезе двух задач: общеэстетической ( в которую входит пропаганда музыкальных инструментов, воспитание у детей интереса к музыке, формирование у детей вкуса) и профориентационной ( овладение знаниями теории музыки, привитие исполнительских навыков игры на инструменте, выявление наиболее одаренных детей, дальнейшая их ориентация на продолжение обучения в среднем специальном учебном заведении), то несомненно главенство первой задачи. Особенно это актуально для музыкантов, ведущих классы домры и балалайки. Несмотря на усилия педагогов по пропаганде народных инструментов ( участие в концертах на различных уровнях: от детских садов, школ и различных культурных учреждений до конкурсов и крупных городских и областных культурных мероприятий), домры и балалайки не выдерживают конкуренции с такими традиционно популярными инструментами, как фортепиано или гитара. Это является огромным препятствиемв процессе формирования профессиональных классов. Вопрос набора учеников для основной массы преподавателей является острым и актуальным. Полные профессиональные классы домры и балалайки ( не менее 14 человек) в нашей области можно сосчитать по пальцам. А ведь только при наличии таких классов можно говорить о профориентационной работе в системе подготовки учащихся в средние специальные учебные заведения. Только при определенной массовости обучения игре на этих инструментах возможны и качественные изменения в уровне подготовки профессиональных исполнителей на домре- балалайке. Прекрасным примером этому может служить деятельность воронежских педагогов: Л.И. Демченко, Г.М.Ом, И.В.Иншакова. которые создали не прсто классы домры – балалайки, а настояшую школу воспитания исполнителей со своими принципами, программой, методикой. Начальный этап обучения домриста включает в себя: 1 Формирование посадки с инструментом:

2. Постановку игрового аппарата:

3. Простейшие навыки звукоизвлечения.

Поскольку свободно звук извлекается только на открытых струнах, то огромную часть времени преподаватель тратит на преодоление болезненных ощущений в левой руке, возникающих при прижатии струн на ладах. Процесс преодоления этих ощущений длителен. Адаптация к инструменту проходит по- разному ( в зависимости от возраста), но в основном она завершается к концу первого полугодия. Кроме того, большие проблемы возникают при освоении приема игры медиатором. Очень часто вся энергия преподавателя тратиться на решение именно этих технических задач и не учитывается тот факт, что формирование будущего музыканта необходимо начинать с самых первых уроков. Речь идет об активизации музыкального слуха учащегося и формировании у него потребности сначала слышать, а затем играть на инструменте. Знакомство его с понятием «музыкальная интонация», которая является носителем смысла в музыке, а выразительное интонирование – основой исполнительского мастерства, -- должно осуществляться с первых шагов обучения игре на инструменте. Теперь необходимо раскрыть само понятие «музыкальная интонация и интонирование». Одним из основных определений интонации Борисом Владимировичем Асафьевым является определение ее как «состояния тонового напряжения». Понятие «тонность» раскрывается Асафьевым как естественное выявление «человеческой речи чувств», всегда связанной с голосом, с дыханием. В процессе «тонности», «тонового» голосового напевания и раскрывается, по Асафьеву, смысл музыки как искусства общения. А отсюда рождается и один из основных вариантов определения самого понятия интонации: «состояния тонового напряжения», обусловливающего и речь словесную, и речь музыкальную». Понятие интонации ученого – композитора очень многопланово. Мы выделим наиболее важные интересующие нас моменты, « Если не воспитать в себе до совершенства «вокального», т.е. «весомого» ощущения напряженности интервалов и их взаимосвязи, их упругости, их сопротивления, нельзя понять принципов развития формы, постигаемой в развертывании смысла, т.е. в процессе, «… самое важное в музыке, что она прежде всего искусство интонации, а вне интонации – только комбинации звуков» Музыка – искусство интонируемого смысла. Оно обусловлено природой и процессом интонирования человека: человек в этом процессе не мыслит себя вне отношения к действительности, и как речевая, так и музыкальная интонация не проявляется голосово – бескачественно, путем механической артикуляции» Дыхание и ритм управляют звуконепрерывностью и образовывают «мелодийность». Тембр определяет эмоциональный тонус, выражение.

Разобраться в сложности процесса интонирования ребенку невозможно, да зтого и не требуется. Достаточно понимания зтого процесса педагогом. Поскольку музыкальное интонирование изначально связано с речью с речевым интонированием, то необходимо на раннем этапе обучения связывать нотный материал со словом, используя простейшие, доступные ребенку тексты. Самым важным в зтой работе является умение ученика найти и выделить во фразе смысловое слово, а в нем ударный слог, что будет являться кульминацией, и сказать это с нотным звучанием. Например: «Я иду с цветами, я несу их маме…»

Необходимо помочь ребенку ощутить ритм стихотворения, сопровождая каждый слог во фразе хлопком в ладоши, причем хлопки могут быть короткими или длинными, в зависимости от ритма слова:

«Я и-ду с цве-та-ми , я не-су их мА-ме…»

После такого тщательного разбора стихотворного текста необходимо еще раз произнести текст, заменив хлопки игрой на инструменте. Роль ритмического сопровождения выполняет большой палец правой руки, который «отбивает » каждый слог.

Дальнейшим этапом работы является проговаривание слов «про себя» при исполнении большим пальцем правой руки ритмизованной мелодии. На этом этапе ученику необходимо обьяснить понятие «динамические оттенки» не заучивая термины, а лишь знакомя с различными традициями силы звука: тихо – громко, постепенное усиление напряжении, постепенное расслабление. Исходя их этих понятий, ученик уже в состоянии составить простейшую музыкальную фразу, которая пока сопровождается текстами, буквально следует смыслу и движению речевой интонации:

«Я иду с цветами, я несу их маме…»

Конечно, залогом успеха такой работы является подбор художественно – ценного, доступного ребенку репертуара. В этом смысле рациональнее всего использовать мелодии со словами и прежде всего народные песни, которые понятны ученику и не очень сложны для исполнения. Но прежде чем приступить к работе над обработками народных мелодий, необходимо рассмотреть следующий этап обучения ребенка, когда слово уже не сопровождает самостоятельно, следуя законам развития.

Ученик с помощью педагога должен уметь разобраться в структуре исполняемой им музыкальной фразы, разбивая ее на более мелкие построения, находя кульминации, моменты нарастания и спада напряжения. Преподаватель помогает ему в выборе более рациональных приемов игры и штрихов, которые не противоречат музыкальному смыслу.

Все вышеперечисленное относится, прежде всего, к разбору самой темы народной песни, которая является основой для создания народной обработки, состояшей в свою очередь из ряда вариаций: простых (повторяющих структуру, гармонии и интонации темы), или сложных (изменяющих тему, вычленяющих из ее структуры мотивы и их развивающих).

В данном случае речь идет о работе над простыми вариациями, сохраняющими структуру темы. После ее тщательного испольнительского анализа можно переходить к разбору вариаций, находя в них знакомые очертания темы: структуру, гармоническую окраску, моменты нарастания и спада напряжения. Меняться будут только штрихи и приемы игры.

Главным в такой работе является нахождение логики интонирования независимо от сложности фактуры. При этом важно добиться с учеником воплощения характера исполняемого произведения, всячески поощряя эмоциональную сторону этого процесса. Статья не в состоянии охватить всех вопросов, связанных с задачей воспитания у начинающего домриста способности к выразительному интонированию на инструменте. Проблема весьма сложна и решение ее занимаетзначительное время на всем протяжении подготовки профессионального исполнителя: в школе, в училище и консерватории. Тем более важно начинать ее решать на начальном этапе. Задача столь серьезна и обширна, что требует особого подхода ко всей методике работы с начинающимися домристами. И, конечно, нельзя обойтись без богатейшего опыта других исполнительских школ, но не путем механического перенесения из одной в другую, а путем критического его переосмысления.

Так как нас интересует воспитание умение интонировать на начальном этапе обучения, то на это будет направлено все: и репертуар, и решение задач посадки, постановки игрового аппарата, освоение грифа, отношение к звуку и звукоизвлечению на домре, координация слухо- двигательных навыков. Существующие в настоящее время школы обучения игре на домре совершенно не учитывают тот самый первый, начальный этап обучения, когда, на наш взгляд, должны закладываться основы умения интонировать. Назначение перечисленных школ игры на домре совсем иное. Но это не значит, что необходимо отказываться от всего, что предлагается. Даже используя тот репертуар, который имеется в этих сборниках, и немного переработав, можно добиваться поставленной цели. Но в любом случае, необходимо создать свой оригинальный репертуар, который бы учитывал все оттенки и сложности обучения интонирования.











Список использованной литературы:

  1. Петрушин В.И. Музыкальная психология – М., 1994

  2. Седевко Г.К. Современные образовательные технологии – М., 1998

  3. Ражников В. Резервы музыкальной психологии – М., 1980

  4. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано – М., 1984

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
« Проблемы интонирования на начальном этапе обучения домриста в ДМШ/ ДШИ»

Автор: Жагалбайлинов Б. О.

Дата: 15.01.2016

Номер свидетельства: 277124


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства