kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проблема психоэмоциональной нагрузки на концертмейстера

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются проблемы психоэмоциональной нагрузки на концертмейстера, особенности эмоционально-психологической деятельности концертмейстером, влиянии стресcогенных факторов на исполнительскую деятельность, анализируются приемы снижения уровня сценического волнения.

Ключевые слова: стресс, сценическое волнение, концертное выступление, саморегуляция.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проблема психоэмоциональной нагрузки на концертмейстера »

Проблема психоэмоциональной нагрузки на концертмейстера.

Петрухина Светлана Алексеевна.

«Верьте, что вы играете хорошо, и вы будете играть еще лучше»

Фредерик Шопен.

Среди музыкально – исполнительских специальностей деятельность концертмейстера является наиболее трудоемкой, многопрофильной наполненной стрессогенными факторами. К профессиональной компетентности концертмейстера предъявляется ряд требований: наличие музыкальных способностей, артистизм, уверенное владение навыками игры на инструменте, развитые образные слуховые представления, эрудированность в вопросах интерпретации музыкального текста, понимания музыкальной формы и стилей, знание исполнительской специфики голоса и инструментов, умение транспонировать, импровизировать и подбирать по слуху, хорошая интуиция и фантазия.

Функции концертмейстера, работающего с солистом, носят педагогический характер, так как они заключаются в разучивании нового репертуара. Эта обучающая сторона работы концертмейстера требует от пианиста, помимо аккомпаниаторского опыта, специфических знаний из области смежных исполнительских искусств, а также педагогического чутья и такта [1].

Помимо музыкальной и педагогической чуткости, концертмейстер должен обладать ясным мышлением, крепкими нервами, скоростью реакции, так как перед ним ставится задача не только проявить свои профессиональные знания, но и психологически взаимодействовать с музыкантами самого различного уровня: детьми разных возрастных групп, с учащимися средних и высших учебных заведений, музыкантами – исполнителями концертно-просветительских организаций.

Психологические особенности работы концертмейстера заключается в определенной раздвоенности сознания между собственным замыслом и интерпретацией партнера. Подвижность нервных процессов, гибкость психики определяет способность музыкантов к коллективной работе.

Станиславский считал умение общаться, взаимодействовать с партнером обязательным элементом актерского мастерства. В музыкальной ансамблевой практике необходимым условием совместной работы, ее успеха является психологическая совместимость, существование не только музыкантских, но и человеческих контактов между солистом и концертмейстером, обеспечивающих устойчивую психоэмоциональную атмосферу для непрерывно развивающегося музыкального процесса. Совместное занятие должно приносить радость и удовольствие, проходить в атмосфере взаимоуважения и доброжелательности [2].

Исходя из этого, одним из основных факторов органичного взаимодействия в работе концертмейстера и исполнителя является учет их психофизиологических особенностей, а также использование психологических техник в процессе музыкального исполнительства и обучения.

Как правило, в спокойной обстановке репетиции происходит выучивание текста, оттачивание отдельных трудных мест, работа над ансамблевым взаимодействием. Во время концертного или экзаменационного выступления на концертмейстера и солиста ложится ответственность за итог большой работы, проведенной на предконцертных репетициях. Нервно – психическое состояние исполнителей на сцене приближается к стрессовому.

Влияние стресса на организм показал знаменитый опыт средневекового врача Авиценны. Он взял двух ягнят, одинаково кормил и поил их, только около одного ягненка держал в клетке волка. У ягненка на основе постоянного страха развились расстройство сердечно-сосудистых функций и дыхания, и животное погибло от нервного истощения.

Щербатых Ю.А. приводит следующее описание начальных этапов стресса: первым повышается активность симпатического отдела, и в результате сердце бьется сильнее, дыхание учащается, мышцы напряжены, кожа бледнеет, и на ней может выступать холодный пот. Если стресс продолжается достаточно долго (а также при ограниченных запасах адаптационной энергии или «слабом» типе высшей нервной деятельности человека) активируется парасимпатический отдел, что сопровождается слабостью, падением артериального давления, снижением тонуса мышц и желудочно-кишечными расстройствами.

Во время сценического выступления, где по аналогии с опытом Авиценны выступающие находятся в роли «Ягненка», а «Волком» для них становится публика или в случае экзаменационного выступления – комиссия, возникают такие неприятные симптомы, как повышенная возбудимость, невозможность сосредоточиться, чувство беспричинной усталости, тремор рук, беспокойство допустить ошибки в игре, и, как следствие, – тревога за то, что ансамбль может не состояться. Нередко исполнителей накануне концерта охватывает чувство страха, связанное с предстоящим выступлением, чувство неуверенности в себе, плохой сон и др. При этом важно отметить, что со временем состояние беспокойства – тревожности не исчезает, а имеет тенденцию к усилению. Любая сильная эмоция, как то положительная, так и отрицательная, является стрессом для человека, особенно, если воздействует на него длительное время, поскольку сопровождается рядом физиологических процессов, в т.ч. выбросом в кровь веществ, влияющих на работу внутренних органов. Поскольку стресс действует на каждую клетку нашего организма, угадать, какой орган окажется более уязвимым, не всегда возможно. Многочисленные исследования показывают, что во время экзамена или сценического выступления значительно повышается частота сердечных сокращений, возрастают артериальное давление, уровень мышечного и психоэмоционального напряжения. После концертного выступления физиологические показатели не сразу возвращаются к норме и требуется несколько дней для того, чтобы параметры артериального давления вернулись к исходным параметрам. Таким образом, стресс, полученный во время выступления на сцене, представляет собой серьезную угрозу здоровью музыкантов – исполнителей, так как организм имеет ограниченные резервы адаптационных возможностей по предупреждению и купированию стресса, следовательно, их истощение может привести к заболеванию.

В момент концертного выступления на концертмейстера ложится задача дать солисту перед выходом на сцену психологический настрой на успешное выступление, а так же быть единственным помощником и вдохновителем во время выступления. От профессиональных качеств и психоэмоциональной устойчивости концертмейстера зависит многое: он может слабое исполнение солиста показать с хорошей стороны, и он же может испортить впечатление от хорошего. Растерянность солиста на экзамене или выступлении может поддержать добрым взглядом, пожеланием, просто улыбкой. Или усугубить неверным аккордом или пассажем, исполненным не в ритме при переносе страниц или в момент волнения. Неточность в игре аккомпанемента может повлечь за собой запинки, спотыкания, остановки у солиста, внезапную апатию к игре на инструменте или пению. Именно выдержка концертмейстера в такие моменты позволит солисту не приобрести комплекса боязни сценического исполнения.

Нередко источником сценического и экзаменационного стресса музыканта – исполнителя и концертмейстера является их собственная неуверенность, заниженная самооценка, чувство собственной неполноценности, которые вполне поддаются коррекции.

На фоне регулярного сценического стресса у концертмейстера может произойти эмоциональное выгорание.

Однако не допустить негативных последствий сценического стресса вполне в наших силах.

Музыканты не обладают достаточными знаниями в психологии и не всегда могут объяснить возникновение того или иного сценического состояния. Это побуждает музыкантов – исполнителей к рефлексии и эмпирическим поискам эффективных приёмов саморегуляции сценического волнения и методов оптимизации уровня стресса в момент подготовки к концертному выступлению.

На выбор методов коррекции психоэмоционального стресса влияют индивидуальные особенности конкретной личности и реальные условия, в которых происходит стрессовая ситуация. Судаков К. В. указывает на следующие профилактические и восстановительные антистрессорные мероприятия: электротерапия, кислородотерапия, тепло-холодовые воздействия, пищевые добавки и гомеопатия, аромотерапия, су-джок терапия, мышечные нагрузки, аутогенная тренировка, релаксация, медитация, дыхательные упражнения, изменение отношения к ситуации и др. [3]

Кроме того, для коррекции стресса необходимо помимо специфических мер психологического воздействия использовать и общеукрепляющие методы. Например, профилактика нарушений сердечно – сосудистой системы, вызванных экзаменационным стрессом, должна быть комплексной, включающей в себя уменьшение гиподинамии, мероприятия по оптимизации режима дня, чередование напряжения нервной системы с отдыхом, систематическое пребывание на свежем воздухе и правильное питание.

Обращаясь к проблеме психологической регуляции стрессовых состояний Щербатых Ю.В. классифицирует методы, направленные на уменьшение психологичского стресса, следующим образом:

физические методы уменьшения стресса – цветотерапия, воздействие высокими и низкими температурами и пр.;

биохимические методы снятия стресса включают в себя фармацевтические препараты, фитотерапию, наркотические вещества, алкоголь и ароматерапию. Для ароматерапии используются эфирные масла, обладающие хорошими седативными и антистрессорными свойствами. Наиболее известными и проверенными успокаивающими свойствами обладают запахи валерианы, лаванды, мелиссы, иланг – иланга и нероли;

физиологические методы регуляции стресса заключаются в непосредственном воздействии на физиологические процессы в организме, в частности, на сердечно – сосудистую, дыхательную и мышечную системы. Они включают в себя массаж, акупунктуру, физические упражнения, мышечную релаксацию и дыхательные техники;

психологические методы уменьшения стресса – аутотренинг, медитация, психотерапия, командные игры, развитие позитивного мышления, коммуникационные воздействия (убеждение, приказ, внушение, гипноз) и пр.[4].

Психологическую уверенность на экзамене или концертном выступлении придают частые обыгрывания программы, пробные прослушивания, моделирование концертных ситуаций. На репетициях необходимо отработать всю эстетику сценического выступления, вплоть до улыбки и поклона. Репетиции необходимо провести и для выявления акустических нюансов, так как контакт партнеров должен быть постоянным и непосредственным, а если концертмейстер плохо слышит солиста, то это становится дополнительным раздражающим фактором.

Большой популярностью для предупреждения и преодоления стрессов пользуются различные тренинги. Согласно опубликованным данным, тренинги совмещают несколько подходов: техники релаксации, управление когнитивным стрессом, тренинг социальных умений, управление дидактическим стрессом и изменение установок. В настоящее время специалистами в области психологии разработано огромное количество тестов, анкет, которые должны помочь человеку определить уровень раздраженности, возможности нервного срыва, угрозы стресса.

В условиях воздействия на человека не только профессиональных, но и социальных, личностных, экологических и техногенных стрессогенных факторов, одновременно с освоением навыков управления стрессом, как солисту, так и концертмейстеру необходимо развивать стрессоустойчивость, которая позволяет успешно мобилизоваться и противостоять перенапряжению и превратить сценическое выступление в средство самоутверждения и повышения личностной самооценки. По мнению Г. Селье, определившего классическую концепцию стресса, человек не может и не должен противостоять стрессу, так как тресс – это аромат и вкус жизни. С какой бы трудностью не столкнулся организм, с ней можно справиться с помощью двух основных типов реакций: активной, или борьбы, и пассивной, или бегства из трудности, или готовности терпеть ее. Поскольку стресс связан с любой деятельностью, избежать его может лишь тот, кто ничего не делает. Ничто так не изнуряет, как отсутствие раздражителей и препятствий, которые предстоит преодолеть [5].


Благодаря реализации вышеперечисленных методов психоэмоциональной саморегуляции, профессиональная деятельность концертмейстера становится направленным на последовательное развитие профессиональных качеств и предоставляет возможность достичь высокого уровня профессионального мастерства, осуществить успешную исполнительскую деятельность.



Список литературы:

  1. Едемская О.Ю. Общение педагога, концертмейстера и студента как путь к формированию творческой индивидуальности будущего вокалиста. // Известия Юго-Западного государственного университета. Курск, 2014.№ 1. С. 89–94.

  2. Лузум Н.Я. В ансамбле с солистом. Нижний Новгород: РИ «Бегемот», 2005. С. 8

  3. Судаков К.В., Умрюхин П.Е. Системные основы эмоционального стресса. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2010. С.72-92

  4. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2006. С. 15

  5. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Прогресс, 1982. С.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проблема психоэмоциональной нагрузки на концертмейстера

Автор: Петрухина Светлана Алексеевна

Дата: 20.10.2015

Номер свидетельства: 242054


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства