kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проблемы вокально-хорового воспитания детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе рассматриваются проблемы вокально-хорового воспитания детей в учреждениях дополнительного образования

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проблемы вокально-хорового воспитания детей»

Проблемы вокально – хорового воспитания детей в учреждениях дополнительного образования


Существующие в настоящее время Центры дополнительного образования, подведомственные министерству образования, наряду с музыкальными школами и школами искусств предоставляют возможность детям обучаться вокальной музыкально-исполнительской деятельностью в студиях, кружках, творческих объединениях сольного, ансамблевого и хорового пения.

В отличие от школ искусств в вокальные студии Центров дополнительного образования учащиеся принимаются не по принципу наличия ярко выраженных музыкальных и вокальных способностей, а ориентируясь, главным образом, на желание ребенка заниматься вокалом, что способствует широкому охвату детей музыкальным творчеством и включения их в это творчество.

Отличительной особенностью занятий вокалом в таких Центрах является то, что вокально-исполнительская деятельность не является для детей предпрофессиональной.

Основная задача детских вокальных творческих объединений -удовлетворение музыкальных потребностей и интересов детей, развитие их музыкальных способностей, музыкального вкуса, самостоятельности и инициативы, организация их практической общественно полезной деятельности и досуга. Функции детских вокальных объединений многообразны: воспитательная, познавательная, художественно-эстетическая, функции общения и отдыха. Главная задача руководителя таких объединений – заинтересовать детей, привить им любовь к вокалу, хоровому пению. На таких занятиях своя, особенная атмосфера и в работе, и в общении, и в играх, связанная с природным ощущением системы своих, детских ценностей, а также с особенностями нервно-психической деятельности детей.

Первое и самое главное, что нужно иметь в виду - необходимость высокой энергоотдачи со стороны педагога и в учебном процессе и в общении. Педагог должен найти особые пути, чтобы заинтересовать детей пением. Иногда надо побеседовать о значении музыки, вокала, убедить ребёнка в перспективности его голоса. Немалую роль играют также беседы с родителями о значении этих занятий для общего воспитания ребёнка. Вызвать уважение родителей к занятиям пением не менее важно, чем воспитать у самих детей привязанность к данному виду творчества. Дети в своих увлечениях подчас не постоянны, поэтому твёрдая заинтересованность родителей в посещении их ребёнком занятий вокалом часто определяет долголетнюю работу воспитанника в коллективе. Важно чтобы родители убедились в положительном воздействии занятий музыкой на развитие их ребёнка.

Из-за склонности детей к активной физической деятельности их внимание во время занятий трудно сконцентрировать на длительный срок. Это обязывает руководителя к большой творческой активности. Он должен найти пути интенсивного воздействия на детей, часто менять методы обучения, не терять темпа работы. За строгостью, требовательностью руководителя дети должны обязательно чувствовать доброту и теплоту. Чем меньше по возрасту ребёнок, тем больше нуждается он в ласке. Певческий аппарат детей подвержен более резким изменениям и легче уязвим при неправильной работе, чем певческий аппарат взрослого певца. Поэтому вся вокальная работа с детьми должна вестись очень осторожно и внимательно. Её методы должны быть гибкими и меняться в соответствии с изменениями, происходящими в певческом аппарате ребёнка.

При работе с воспитанниками в первую очередь следует научить сосредотачиваться и вслушиваться в звуки окружающего мира, научить их слушать тишину, а затем ощутить прелесть музыкальных звуков, прерывающих эту тишину. Постепенно можно знакомить детей с небольшими музыкальными произведениями, разъясняя в доступной форме их содержание, образность. Их двигательную активность можно использовать в целях развития музыкальных данных. Особое внимание следует уделить развитию и охране голоса детей. В младшем школьном возрасте большинство из них легко находит высокую певческую позицию, - «головное резонирование». Пение в высокой позиции гарантирует нормальное и естественное дальнейшее развитие голоса. Параллельно с работой над голосом надо вести работу над развитием слуха и музыкальной памяти, которые в этом возрасте легко поддаются воздействию. Певческий аппарат это хрупкий музыкальный инструмент, и очень важно, чтобы педагог указывал детям пути охраны голоса, предостерегая их от криков и громких разговоров.

Учитывая быструю утомляемость детей, особенно на первоначальном этапе, целесообразно использовать на занятиях разнообразную музыкальную деятельность (пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения); при этом следует чаще менять задания, песни, упражнения. Важно пробуждать у детей эмоциональное, творческое отношение к пению, учить их передавать в своём исполнении чувства и мысли, заложенные в произведении.

Что касается непосредственно вокально-хорового воспитания, то здесь главная задача состоит в том, чтобы научить детей петь чисто, звонко, выразительно, легким, напевным, нефорсированным звуком.

Уже на распевании надо учить детей не говорить нараспев, а петь протяжным, красивым звуком. Для этого педагогу надо хорошо знать каждого ребёнка, применять индивидуальный подход. Первооснова вокально-хорового воспитания детей – подражательное пение. Показ руководителя должен быть безупречен по чистоте интонирования и по художественной выразительности музыкального образа, увлекать своим исполнением.

С первых вокально-хоровых упражнений дети начинают приобретать вокально-хоровые навыки:

- певческую установку (держаться прямо, непринуждённо, руки, при пении сидя, держать на коленях, при пении стоя – свободно по бокам);

- дыхание (дышать глубоко, но без напряжения, не поднимая плеч, во время пения экономно расходовать воздух);

- звукообразование (петь легко, звонко, не громко, нижняя челюсть должна быть подвижной, хорошо открывать рот);

- ансамбль (слушать себя и друг друга, петь стройно, активно, но не выделяясь).

Все задания педагога в первую очередь должны осмысливаться самими певцами и ими же постоянно контролироваться. При отсутствии обратной связи, осуществляемой самоконтролем, обучение не может быть успешным.

Именно от педагога, его творческого подхода, фантазии, умения организовать интересную жизнь детского певческого коллектива зависит эффективность всей воспитательной работы с детьми.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Проблемы вокально-хорового воспитания детей

Автор: Александра Николаевна Маркеева

Дата: 12.04.2020

Номер свидетельства: 546305


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства