kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

''Проблема мотивации и практические способы ее повышения у учащихся ДМШ и ДШИ в классе гитары.''

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе рассматриваются проблема мотивации и способы ее повышения у учащихся ДМШ и ДШИ в классе гитары.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«''Проблема мотивации и практические способы ее повышения у учащихся ДМШ и ДШИ в классе гитары.''»

Проблема мотивации и практические способы ее повышения у учащихся ДМШ и ДШИ в классе гитары.


Введение.

Мотивация учащихся к обучению является одной из основных составляющих учебно-воспитательного процесса. Вопросы мотивации широко рассматриваются в работах отечественных психологов: Гальперина П.Я., Леонтьева А.Н. и др. В настоящее время насчитывается несколько десятков теорий мотивации.

В условиях возрастающего интереса к гитаре можно отметить увеличение числа желающих обучаться игре на этом инструменте. Гитара становится все более популярной.

Большой приток учащихся в ДМШ должен был бы вызвать стремительный рост уровня исполнительского и педагогического мастерства. К сожалению, уровень игры учащихся музыкальных школ по сравнению с другими странами и другими инструментами остается невысоким.


              1. Мотивация и категории мотивов обучения.


В последнее время гитара является одним из популярнейших инструментов в России. Повсеместно наблюдается большое количество желающих учиться игре на ней. Но из-за ряда проблем при обучении в ДМШ интерес к игре на гитаре может снизиться или угаснуть вовсе. Поэтому в первую очередь необходимо рассмотреть такой важный аспект процесса обучения, как мотивация занятий учеников.

Мотивация называется совокупность побуждений к деятельности. В данном случае под деятельностью необходимо понимать обучение игре на гитаре. Учебная деятельность учащихся ДМШ побуждается целой системой разнообразных мотивов. Побудительная сила мотивов различается в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Мотивы второстепенные, не имеющие самостоятельного значения, подчинены мотивам ведущим.

Все мотивы обучения можно разделить на две категории:

    1. связана с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения.

К ним относятся: познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми умениями, навыками и знаниями.

    1. связана с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой, т.е. потребности ребенка в общении с другими людьми, их оценкой и одобрением.

Обе категории мотивов необходимы для успешного обучения игре не только на гитаре, но и на любом другом инструменте.

В соответствии с данным разделением можно выделить основные причины интереса к гитаре:

      • в первую очередь: желание детей повысить уважение к себе со стороны сверстников;

      • иногда интерес к гитаре возникает после прослушивания какого-либо произведения (достаточно часто это эстрадная композиция или песня).


Большое количество детей приходят в музыкальную школу под влиянием родителей. Гитара привлекает своей мобильностью и красотой звучания. Эти и многие другие аспекты увеличивают ее популярность в России и во всем мире.



            1. Некоторые основные причины снижения мотивации у учащихся ДМШ в классе гитары.


На этапе формирования методики преподавания гитары необходимо уделить внимание вопросам определения целей и задач обучения игре на гитаре.

В процессе освоения инструмента педагогу необходимо объяснить ученику и его родителям цели и перспективы обучения. И поэтому необходимо рассмотреть некоторые основные причины снижения интереса к гитаре в начале обучения.

Большинство детей, приходящих в музыкальную школу, не представляют себе объема требований, предъявляемых к ним в процессе обучения. Ученики сразу сталкиваются с большой нагрузкой по специальности и другим дисциплинам.

Часто первые шаги в освоении инструмента достаточно трудны и требуют ежедневной практики, к которой дети еще не приучены. Учащиеся их родители не понимают и не видят конечных результатов.

Другая распространенная причина — несоответствие желаний ребенка программе ДМШ. Довольно часто у учащихся наблюдается снижение мотивации вследствие отсутствия интереса к классическому репертуару, серьезной музыке. Несмотря на растущее количество концертов, конкурсов, фестивалей преобладает отношение к классической гитаре как к эстрадному инструменту, предназначенному для аккомпанемента.

Добровольно возникший интерес играть на гитаре перерастает в обременительную обязанность. Также необходимо учитывать большую загруженность детей в общеобразовательной школе.

По этим причинам начинается снижение интереса, как к гитаре, так и к классической музыке в целом, уже на первом этапе обучения.



      1. Некоторые способы повышения мотивации учащихся ДМШ в классе гитары.


Для поддержания интереса к занятиям необходимо повышать мотивацию учащихся различными способами:

        1. учитывая индивидуальные особенности каждого ученика необходимо избегать перегрузок. На желание играть отражаются атмосфера в классе, взаимоуважение между учеником и учителем, основанное на авторитете учителя, а не на его авторитарных действиях.

        2. очень важный и эффективный способ повышения мотивации — не упускать из вида цель. Необходимо регулярно обращать внимание ученика на те преимущества, которые возникнут после достижения цели. Другим действенным способом является похвала за любые достигнутые результаты.

        3. повышать интерес к классической музыке необходимо путем посещения учащимися концертов, лекций на интересные темы, просмотром видеозаписей выступлений известных исполнителей, а так же посещением выставок, музеев, театров и т.д.

        4. концертная деятельность, ансамблевая практика с другими учащимися, педагогом (не только с гитарой, но и с другими инструментами — скрипкой, фортепиано, домрой) также способствует повышению интереса к занятиям.

Сюда же можно отнести и групповые занятия. Участие в различных конкурсах, совместные поездки на гитарные фестивали, где, кроме концертов, есть возможность непосредственного общения с музыкантами, также положительно влияют на развитие и укрепление мотивации.

Кроме этого необходимо регулярно устраивать концерты класса. Это могут быть как выступления в собственной школе, так и выездные концерты в содружестве с педагогами из других музыкальных школ.

            1. важную роль в формировании мотивации играет постоянная работа с

родителями. Необходимо регулярно проводить общие родительские собрания, индивидуальные беседы, во время которых, кроме обсуждения вопросов успеваемости, формировать правильные представления о целях и задачах обучения в ДМШ, классической музыке, классической гитаре. Например, объяснить, что в задачу ДМШ входит развитие культуры учащегося, а не воспитания из него профессионального музыканта; профессия музыканта может быть успешной и прибыльной и т.п.

В дополнение к учебной программе полезно заниматься с учащимися песенным аккомпанементом и основами импровизации.

Необходимо также отметить, что собственная заинтересованность педагога является важной составляющей мотивации. Кроме того, большое значение имеют отношение педагога к ученику, уважение к чужому мнению.



Заключение.


Мотивация является одной из важнейших составляющих учебного процесса. Применение вышеприведенных методов и способов должно быть направлено не только на решение конкретных проблем, но и на формирование и развитие долговременной мотивации учащихся в соответствии с конкретными задачами учебного заведения.

На основе всего вышесказанного можно сделать вывод, что у каждого ученика должна быть сформирована не эпизодическая, а внутренняя мотивация, подлинный интерес к гитаре, глубокое понимание и любовь к этому инструменту.

Проблематика мотивации применительно к обучению гитаре в ДМШ требует комплексного научного подхода. Чем больше будет альтернативных методических решений, тем плодотворней будет поиск новых путей преподавания гитары в целом.

Общий подъем интереса к гитаре необходимо поддерживать современными специально разработанными методиками, которые должны быть направлены на развитие личности и укрепление системы культурных ценностей.

Серьезных результатов в повышении уровня исполнительского мастерства на гитаре позволит добиться повышения статуса классической гитары в системе музыкального образования.

Используемая литература


  1. Борисевич В.Г. Формирование исполнительской культуры учащихся гитаристов в системе дополнительного образования., Классическая гитара.: Современное исполнительство и преподавание.- Тамбов, 2007.

  2. Дудинский К.А. Проблематика мотивации учащихся ДМШ на классу гитары. - Тамбов, 2007.

  3. Карнеги А. Как завоевать друзей и оказать влияние на людей. - М.: ОНИКС, 1997.

  4. Петрушин В.И. Музыкальная психология.- М.: Пассим.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Золотовская Ирина Владимировна

Дата: 26.01.2019

Номер свидетельства: 497220


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства