Просмотр содержимого документа
««Применение технологии критического мышления для развития детской одаренности на занятиях детского объединения «Клуб любителей гитары»»
Е. О. Голещихина
(г. Колпашево, МБУ ДО «ДЮЦ»
«Применение технологии критического мышления для развития детской одаренности на занятиях детского объединения «Клуб любителей гитары».
«В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». / В. А. Сухомлинский/
Каждый педагог, работая с одаренными детьми, ставит перед собой цель - создать условия для поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.
Музыкальная одаренность – это высшее и крайне идеализированное проявление музыкальных способностей: блестящий музыкальный слух, феноменальная память, пластичный и прекрасно скоординированный двигательный «аппарат», невероятная обучаемость и титаническая работоспособность. Своеобразное сочетание способностей и эмоциональных сторон личности, проявляющихся в музыкальной деятельности, называют музыкальностью. В структуру музыкальности включаются: ладовое чувство, музыкально-слуховое представление, чувство ритма, музыкальный слух, эмоциональная отзывчивость на музыку.
Развитие одаренной личности, её творческой индивидуальности и реализации самобытности ребенка становится главной задачей и в системе музыкального образования. Изменение традиционных методов преподавания требует поиска наиболее результативных путей воспитания и обучения каждого отдельного ученика. Поиск должен быть основан на понимании общих закономерностей формирования и совершенствования музыкальных способностей и развития исполнительской техники, воспитания художественного мышления.
Применение технологии критического мышления на индивидуальных и групповых занятиях способствует совершенствованию музыкальных способностей обучающихся, их творческому развитию, самостоятельности. Критическое мышление – это мышление самостоятельное и обобщенное, проблемное и оценочное, аргументированное, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.
С оставление «Интеллект-карты» на начальном этапе обучения при работе над музыкальным произведением позволяет обучающемуся самостоятельно определить ключевые моменты, обозначить проблемы, найти способы их решения, таким образом, развивать свои музыкальные способности.
При подготовке к конкурсному выступлению этот прием применяется для погружения в музыкальный образ. Разбирается фактура произведения, мелодическое движение, использование динамических средств для достижения музыкальной выразительности. Победы на конкурсах – это ступеньки не только творческого, но и профессионального роста.
На групповых занятиях используется метод кейса. Кейсовая технология обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. При знакомстве с авторской песней обучающимся предлагаются кейсы с информационным материалом об исполнителях бардовских песен и «попсовых»: биографии авторов, тексты песен, достижения и награды соответственно по жанрам. Ребята должны сами выяснить, в чем отличительные особенности авторской песни. Самостоятельное погружение в эту проблему способствует более глубокому пониманию этого песенного жанра. Как правило, после таких занятий, ребята изъявляют желание разучить бардовские песни. А это уже новая ступень саморазвития, творческого роста.
Игра в ансамбле способствует интенсивному развитию всех видов музыкального слуха (звуковысотного, гармонического, полифонического, тембро-динамического, внутреннего), развивает образное мышление.
Н а групповом занятии по теме «Игра в ансамбле», используя прием «Кластер», обучающиеся самостоятельно определяют необходимые компоненты для создания ансамбля и игры в нем. Игра в ансамбле – это уже более высокая ступень процесса обучения. Здесь возрастает ответственность за совместную деятельность. На занятии организовывается ансамбль из ребят, которые раньше не играли вместе. Они убеждаются, что они тоже могут играть в ансамбле. Для них это выступление способствует творческому росту, повышению самооценки. У них появляется желание и дальше играть вместе. Ансамбль, состоящий из ребят 2 и 3 года обучения, выступает со своим концертными номерами, демонстрируя игру уже сплоченного коллектива.
Для обобщения результатов занятия часто используется прием «Синквейн». Синквейн - это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Вот такой «синквейн» составили ребята на занятии по ансамблю:
Главное слово: «Ансамбль».
Два прилагательных: сплоченный, ритмичный.
Три глагола: исполняет, звучит, очаровывает.
Предложение из 4 слов: объединяет позитивных творческих ребят.
Синоним главному слову: семья.
Занятия музыкой развивают личностные качества ребенка, приучают его трудиться, помогают ему планировать свой день, а впоследствии - свою жизнь; учат ставить цели и добиваться их. И наконец, это просто, красиво!