kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Применение педали в процессе обучения игре на фортепиано в ДШИ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной методической разработке подробно разъясняется применение педали в классе фортепиано, особенности педализации в различных жанрах музыкальных произведений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Применение педали в процессе обучения игре на фортепиано в ДШИ"»



Методическая разработка:





"Применение педали в процессе обучения игре на фортепиано в Детской школе искусств"

























составила: преподаватель по классу фортепиано "ДШИ им. Е. М. Беляева"

г. Клинцы

преподаватель: Гагарина Ирина Станиславовна





Педализация в процессе обучения игре на фортепиано в

Детской музыкальной школе.



Фортепианная методика не может обойти вопросы педализации. Данная проблема одна из труднейших в фортепианной педагогике, так как она менее, чем любая другая педагогическая проблема, поддается вычленению и методической разработке, потому что умение педализировать - один из компонентов художественного мышления.

Педаль - ценнейшее, неповторимое достояние фортепиано. Никакой другой инструмент не обладает специфическим богатсвом, подобным педальному звучанию. Эти свойства рояля знали и широко использовали все великие композиторы, начиная с Бетховена.

Обучение педализации - это работа для слуха! Научить педализации -значит, прежде всего, научить слушать, развивать творческую фантазию.

Методика обучения педализации сводится к двум основным правилам:

-овладение приемами и навыками педализации

-воспитание отношения к педализации как к творческому процессу

При всей невозможности изобрести точные формулы употребления педали нужно помнить о соотношении педализации со стилем, фактурой, регистром, темпом и динамикой.

Уже с первых лет занятий ученик должен осознать, что педаль является одним из необходимых средств выразительности, что в певучей пьесе нужна иная педализация, чем в танцевальной.



Наряду с фразировкой, динамикой, артикуляцией педаль является ярким средством выразительности. Педаль (имеется в виду правая педаль) помогает преодолеть ударность и «сухость» фортепиано.

Во время учебного процесса в фортепианном классе ДМШ не лишним будет познакомить учеников с информацией исторического плана о возникновении педали. Общеизвестно время изобретения фортепиано – это начало XVIII века, но педали инструмента стали использоваться лишь в конце упомянутого столетия.

Педаль – это деталь рычажного устройства, управляемая ногами. Педаль в мире музыке появилась в XIV веке – у органа был введен басовый регистр, у фисгармонии ноги качали воздух для мехов, у арфы набор из семи педалей обеспечивал перестройку звуковысотности, а сейчас педаль еще и зачастую является неотъемлемой частью ударных установок.

Педаль (правая) у фортепиано обогащает художественные возможности этого инструмента. С помощью педали пианист проявляет свой вкус, индивидуальность и способность разнообразить звучание фортепиано тонкими красками.

Необходимые условия возможности применения педали учеником:

1) ученик сидит правильно за инструментом;

2) нога ученика достает до лапки педали;

3) ученик владеет навыками игры legato;

4) ученик контролирует слухом свою игру.

Преподавателю следует ознакомить ученика с возможностью влиять на звук нажимом педали:

1) как педаль позволяет певуче «вести» звук;

2) как педалью объединяются мелодические звуки приемом, близким к legato, которые находятся на значительном расстоянии друг от друга;

3) как педаль позволяет объединить аккордовые последовательности;

4) как педаль может усиливать звук;

5) как педаль способствует объединению баса с далекой гармонической фигурацией или аккордом;

6) как педаль «окрашивает» звучание.

Педагог может заинтересовать своего ученика этим довольно трудным процессом освоения педали и движением механики фортепиано во время педализации.

С самого начала освоения педали необходимо объяснить ребенку положение ноги перед взятием педали, во время взятия педали и после взятия педали. Ученик, упираясь пяткой в пол у педали (носок ноги касается педальной лапки), бесшумно ее как опускает, так же и позволяет ей подняться, избегая излишних движений корпусом вместе с ногой.

Ошибки учащихся при взятии педали:

1) стук ногой (нога поднимается над лапкой педали);

2) «грязная» педаль (нога находится слишком глубоко на педали и педаль не успевает освободиться от предыдущего звучания);

3) поспешность при начале взятия педали (звучат предыдущие звуки).



Начало обучения педализации. Первое применение педали.

Звуковые эффекты педали увлекают богатством и разнообразием музыкальных образов, повышают интерес к музыке, создают на уроках радостную атмосферу, что является необходимым условием развития учебной мотивации учащегося. Педаль для ребёнка – это новая область звучания, и нельзя, чтобы ученик впервые без радости соприкоснулся с ней. Знакомство с педалью должно открыть новую страницу в его музыкальной жизни! В связи с этим возникает вопрос: когда же конкретно начать обучение педализации с обучающимся?

Конкретные методические вопросы обучения учащихся педализации должны решаться индивидуально, в зависимости от музыкального развития, технических и физических данных начинающего пианиста.

Процесс обучения педализации необходимо строить последовательно. Прежде всего, нельзя забывать, что каждая ступень развития пианиста имеет свои, ограниченные задачи. Считаю, что приступить к обучению следует лишь после того, как ученик уже получил известную пианистическую подготовку, начал приучаться “слушать себя” и овладел в известной степени навыком исполнения legato.

Однако если ребёнок ещё мал ростом и при нормальной посадке ноги его не достают до педали, то лучше воздержаться от её применения. Приступить к обучению педализации можно тогда, когда физические возможности позволяют ему, сидя правильно за фортепиано, доставать лапку педали. Посадка должна дать возможность играющему свободно доставать ступней ноги, прочно и устойчиво опирающейся пяткой в пол у педалей.

Несколько слов о том, как приступить к педализации. Чувствительное место ноги - конец ступни. Толщина подошвы обуви играет некоторую роль, иногда создавая ощущение неудобства. Поэтому лучше начинать педализировать в обуви с гибкой подошвой. Надо следить, чтобы движения ноги во время нажатия и снятия педали не были резкими. Снятие педали должно идти только до конца люфта педали.

И, конечно, не нужно отнимать подошву ноги от лапки педали, чтобы подошва не стучала по лапке. Так же как клавиши – «продолжение» рук пианиста, так и педаль - «продолжение» его ног. На первых уроках нажатие педали вызывает обычно у ученика резкий наклон всего корпуса. Надо сразу пресечь эти ненужные сопутствующие движения.

Необходимо сразу требовать от ученика выполнения «трёх золотых правил педали»:

- если в пьесе педаль применяется хотя бы один раз, то нога должна находиться на педали с самого начала исполнения (не придётся искать ногой педаль, создаётся привычка держать покойно ногу на педали);

- бесшумности нажатия и, особенно, отпускания педали, слитности ноги с педалью (как будто подошва «приклеилась» к педали);

- не снимать руки с клавишей, пока длится аккорд на педали, а педаль и руки снять одновременно - это важно для завершённости и целостности восприятия.

Запаздывающая педаль:

Мнения педагогов в этом вопросе расходятся. Некоторые рекомендуют начать с освоения прямой педали, так как детям легче координировать движения руки ноги в одну сторону(вниз).Конечно это легче, но важно направить внимание ребенка на слушание педального звучания, а не на механику движения. Как показал опыт, если ребенок уже усвоил прямую педализацию, ему труднее будет переключиться на запаздывающую педаль. В качестве первого упражнения можно предложить извлечь полнозвучный аккорд и послушать его до момента затухания, затем вновь воспроизвести и подхватить его педалью, сразу становится заметно, что педаль придает большую насыщенность и певучесть. На ранних этапах обучения полезно сравнивать звучание пьесы с педалью и без педали. Когда же включится педаль, то ребенок услышит новый колорит.

Пьесы с повторяющимися, пульсирующими аккордами при постоянной смене педали помогут воспитать в ученике умение непрерывно слушать гармонию педали. На пьесах с фактурой, где на педали происходит собирание звуков в один аккорд, ученик услышит, как обогащается гармония, благодаря постепенному появлению новых аккордовых звуков разной громкости, как исчезает прежняя гармония в момент смены педали.

Прямая педаль.

Прямая педаль употребляется в пьесах с острым, четким, танцевальным ритмом. Она подчеркивает сильные доли такта и создает ритмическую опору фразы. Такая педаль хороша, например, в марше. Ритмическая педаль в танцевальных пьесах в большинстве случаев бывает неглубокая, но не всегда абсолютно прямая. Если мелодия начинается с затакта, то педаль надо брать не одновременно со звуком, а на сильной доле такта, как бы "следуя за звуком", так, чтобы педалью не прихватывался последний затактовый звук.

Левая педаль.

Левой педалью в первые годы обучения лучше вообще не пользоваться, чтобы не натолкнуть ученика на легкий, ложный путь: достигать piano с помощью левой педали. Заниматься левой педалью стоит только попутно, если в разучиваемой пьесе она необходима как звуковая краска. В пьесе С. Майкапара "Эхо в горах" встречаются указания на применение левой педали(4,5,6, такты). Техника педализации левой педали проста, надо только приучить ребенка нажимать педаль перед звукоизвлечением.







Педаль в этюдах.

В репертуаре детской музыкальной школы имеются этюды разных стилей: строго классические (этюды К.Черни), с оттенком романтизма(этюды А. Лешгорна),романтические (этюды А.Аренского).Тип этюда определяет возможность и необходимость педали в нем.

Этюды К.Черни, каждый из которых написан на определенную техническую формулу, как правило, играются без педали. При вырабатывании пальцевой четкости и ровности звучания педаль может только помешать, так как ученик будет слушать не столько отчетливость пассажей, сколько гармонический фон звучания.

Некоторые аккордовые этюды, безусловно, требуют педали, так как здесь крайние регистры объединяются в густом звучании гармонии, педаль помогает фразировке, создавая legato аккордов. Приемы педализации и степень насыщенности педалью определяются в каждом отдельном случае эмоциональном содержанием и динамикой развития музыки.



Педаль в полифонии.

Большинство полифонических произведений в ДМШ исполняются, как правило, без педали. Этим достигается важная педагогическая цель: ясное слышание учеником двух или трех относительно самостоятельных мелодических линий одновременно. Научить ребенка слышать и передавать индивидуальный характер каждой полифонической пьесы, непрерывность и выразительность линий в одновременном движении голосов, несовпадение кульминаций и окончания фраз в разных голосах.

Поэтому важно в нем воспитать умение вслушиваться в ясность и выразительность голосоведения, на ранних этапах достигается только путем беспедального исполнения двух - трехголосных полифонических пьес. В этом случае при решении вопросов педализации более трудных полифонических произведений (фуг разных стилей) юный пианист будет руководствоваться принципом полифонической ясности, а не гармонической чистоты педализации.

В пьесах, где полифония приближается к хоральному типу, или в некоторых полифонических пьесах русских авторов применение педали возможно, но только в тех местах, где она абсолютно необходима.

В некоторых трехголосных произведениях иногда возникают затруднения при исполнении legato.Короткий нажим педали может помочь этому. Если необходимость педали возникает в результате неудовлетворенности ученика слышимым (разрыв legato)это значит, что ученик идет по правильному пути. Однако педаль должна быть "незаметной", лишь способствовать связности, но не привносить обертонных колористических звучаний.

Стиль и педализация.

Звуковой колорит и фортепианная фактура произведений разных стилей очень различны. Даже для выражения относительно сходных идей и чувств композиторы-классики и композиторы-романтики используют различные музыкальные средства. Для исполнителя же за произведением всегда должен стоять образ его творца!

Произведения венских классиков, включая сочинения раннего Бетховена, не могли быть задуманы авторами с педалью. Вся музыкальная ткань в них воспринимается ясно и прозрачно. Мелодия имеет точно очерченный рисунок каждой фразы. Педализация не должна лишать музыкальную ткань ее прозрачности. Включение педали, поддерживающей гармонию, должно чередоваться с беспедальным звучанием.

Музыка Бетховена - переломный период фортепианной фактуры и тем самым педализации. Он первый начинает обозначать, предписывать педаль. И делает это лишь в особых случаях, а не постоянно. Но в сонате ор.27 №2 , "Лунной", совершается подлинный переворот в использовании педали. Появляется волшебный эффект мелодии, окутанный гармоническим фоном, до сих пор неотразимо действующий на любого, даже не искушенного слушателя.

Играя музыку клавесинистов, Баха, Гайдна, Моцарта, педализировать нужно скупо, сохраняя отчетливость и остроту звучания.

Для композиторов-романтиков характерно более густое гармоническое звучание с охватом большого диапазона, что возможно только благодаря педализации.

Музыка импрессионистов выдвигает на первый план звуковое очарование и красочность. Часто отводит роль специальным педальным эффектам.



«Пользоваться педалью учатся в течение всей жизни. Это наиболее трудная область высшего фортепианного образования. Конечно, можно определить основные правила для её использования, и учащемуся необходимо тщательно их изучить. Но, в то же время, эти законы можно искусно нарушать во имя достижения необычных чарующих красок». С. Рахманинов



Советы преподавателям:

1) Уделять внимание педали на каждом уроке;

2) Учить педализации, как и любой стороне фортепианного исполнительства;

3) В начале обучения педализации обязательно фиксировать педаль в тексте (в нотах);

4) Научить учащегося проверять результат взятия педали слухом;

5) Помнить, что педаль – это очень важное выразительное средство;

6) Постоянно ученику напоминать, что педализацией управляет слух и проверяет слух;

7) Воспитывать в ученике постоянный самостоятельный слуховой контроль, позволяющий ему самому решать, где применять педаль;



Список используемой литературы:

Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М.,1961.

Гельман Н. Педализация. М., 1954.

Гельман Н. Правая фортепианная педаль и основы ее употребления. М., 1930.

Голубовская Н. Искусство педализации. Л., 1987.

Газарян С.В мире музыкальных инструментов. Изд."Музыка",1995.

Светозарова Н. Обучение педализации в детской музыкальной школе. Л.,1988.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
"Применение педали в процессе обучения игре на фортепиано в ДШИ"

Автор: Гагарина Ирина Станиславовна

Дата: 20.03.2022

Номер свидетельства: 602661


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства