kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение А. Цыганковым красочных приемов игры на домре в обработках русских народных песен и своих произведениях

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для работы в классе домры. Разработка полезна преподавателям и концертмейстерам.

Просмотр содержимого документа
«Применение А. Цыганковым красочных приемов игры на домре в обработках русских народных песен и своих произведениях»

Областное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Суджанский колледж искусств имени Н.В. Плевицкой»





Методическая разработка

на тему:

«Применение А. Цыганковым красочных приемов игры на домре в обработках русских народных песен и своих произведениях»









Автор:

Емельянова Марина Николаевна,

концертмейстер ОБПОУ

«Суджанский колледжа искусств

имени Н.В. Плевицкой»

















Суджа, 2020 г.

Аннотация: В настоящей разработке представлен материал о различных красочных приемах игры на домре, применяемых А. Цыганковым. Эти приемы звукоизвлечения широко используются в концертной практике и интересны домристам-исполнителям. Данная статья адресована преподавателям ДШИ и может служить вспомогательным материалом для работы в классе домры.

Ключевые слова: Пьесы, домра, звукоизвлечение, приемы игры, исполнение.

Annotation: In this article we present material on various colorful methods of playing on domra, used by A. Tsygankov. These methods of sound extraction are widely used in concert practice and interesting to domra performers. This article is addressed to the teachers of the School and can serve as an auxiliary material for working in the Domra class.

Key words: Pieces, domra, sound production, methods of play, performance.


Применение А. Цыганковым красочных приемов игры на домре в обработках русских народных песен и своих произведениях


Народный артист России, профессор Российской Академии музыки им. Гнесиных, композитор Александр Цыганков является выдающимся профессиональным исполнителем на старинном русском народном инструменте – домре. Домра была исключительно популярна в творчестве русских музыкантов скоморохов в первой половине 17-го века. Затем домра уступила свое место балалайке, но в конце XIX века была возрождена в Андреевском Великорусском оркестре. В настоящее время существует система обучения на домре на трех ступенях музыкального образования в России: в музыкальной школе, училище и в консерватории.

Александр Цыганков получил начальное и среднее музыкальное образование в своем родном городе Омске (родился 1 ноября 1948 г.), закончив музыкальную школу № 2 и музыкальное училище им. В.Я. Шебалина (педагоги – Г.А. Ланин, В.Г. Патрашева). Высшее музыкальное образование получил в Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных, в классе профессора Р.В. Белова, у которого впоследствии закончил ассистентуру-стажировку, получив специальность концертного исполнителя на домре, педагога и дирижера. Важными событиями в жизни молодого музыканта были победы на I Всероссийском конкурсе исполнителей на народных инструментах в Москве (1972 г.) в номинации «домра», на Международных конкурсах в г.София (Болгария 1968 г.) и г.Братислава (Словакия, 1981г.). В 1971 г. Александр Цыганков становится солистом на домре и концертмейстером группы малых домр Государственного академического оркестра русских народных инструментов им. Н.П. Осипова.

В течение долгих лет творческая жизнь музыканта связана с работой в этом коллективе под руководством выдающихся дирижеров В.П. Дубровского и Н.Н. Калинина.

С 1982 г. Александр Цыганков – солист на домре в концертно-филармоническом отделе (ныне объединении) Москонцерта. Со своим жизненным другом, женой и блистательной пианисткой – аккомпаниатором Инной Шевченко в течение 36 лет А.Цыганков дал около 1500 сольных концертов во всех регионах Российской Федерации, республиках бывшего Советского Союза и зарубежных странах: Голландии, Японии, США, Канаде, Мексике, Корее. В 2010 г. А. Цыганков выступал в г. Курске, дал мастер-класс с учениками областного музыкального училища, на котором на примерах своих произведений показал разные приемы игры на домре.

Огромное внимание Александр Цыганков уделяет просветительской работе по популяризации домры и других народных инструментов. В конце 70-х – начале 80-х он был ведущим популярного цикла передач на 1-м канале ЦТ «Голоса народных инструментов», сейчас является автором музыкального проекта «От классики до рока», в котором активное участие принимает младший сын, молодой рок-гитарист, лауреат Международных конкурсов Антон Цыганков, и молодая исполнительница на синтезаторе Алина Серова.

Музыкант преподает на кафедре струнных народных инструментов Российской Академии музыки им. Гнесиных. Воспитанники класса Александра Андреевича: Надежда Бурдыкина, Наталья Анчутина, Дарья Карплюк, Инна Акулинина, Петр Омельченко, Ирина Колосова и другие, также являются лауреатами Всероссийских и Международных конкурсов. [1, с.21]

Александр Цыганков является кавалером ордена Дружбы и лауреатом Премии Правительства Российской Федерации в области культуры за 2008 г.

Появление оригинальных сочинений крупной формы для солирующей домры явилось мощном стимулом к дальнейшему повышению исполнительского мастерства. Повысился интерес к традиционному репертуару: обработкам народных песен. Этим направлением особо увлекался А. Цыганков. Именно он обратил внимание на скрипичные приемы игры: двойные искусственные флажолеты, одновременная игра флажолетами и пиццикато и другие.

Об исполнении красочных приемов говорила Т.И. Вольская в своей работе: «переложения скрипичной литературы предъявляют требования профессионального владения всем комплексом необходимых навыков, поэтому работа над красочными приемами игры должна стать одной из основных частей работы домриста над техникой и войти в программы класса домры ДМШ, музыкальных училищ и ВУЗов». [4, с.1]

Пиццикато

Пиццикато – приём извлечения звука щипком на струнном музыкальном инструменте. Пиццикато на домре – игра пальцем, а не медиатором.

Пиццикато пальцами правой руки

Наиболее доступный и распространённый приём – пиццикато большим пальцем. Обозначается pizz б.п ,приём довольно прост для исполнения: большой палец при игре погружается в струну, его ногтевая фаланга активна и несколько скруглена, не допускать полного проваливания сустава; кисть правой руки собрана, несколько супинирована; указательный палец правой руки (или средний) упирается в наклад у грифа на щитке либо на сам щиток. Сложность в освоении приёма состоит в быстром освобождении большого пальца от ме­диатора для игры и быстром возвращении медиатора в прежнее положение. При этом медиатор:

а) можно захватить первыми фалангами указательного и среднего пальцев пра­вой руки; предварительное упражнение перед освоением приёма: на счёт раз-два. три-четыре производить смену мест удержания медиатора, ускоряя темп счёта: так развивается необходимая для игры ловкость в смене приёмов игры медиатором и pizz.

б) медиатор можно прятать в ладонь, поддерживая его безымянным и средним пальцами; в этом случае для его возврата в основное игровое положение потре­буется больше времени.

в) медиатор можно прикрепить специальной резиночкой к указательному пальцу правой руки (3), в этом случае большой палец всегда свободен для игры пиццикато.

Пиццикато средним пальцем (pizz. ср.П.), который защипывает струну вверх при исполнении одинарных нот, в обе стороны при исполнении аккордов. Средний палец всегда глубоко погружается в струну и работает не изолированно, а вместе с активной кистью. Пиццикато средним пальцем звучит несколько слабее и суше, чем пиццикато большим пальцем; аккорды pizz. ср.п. звучат компактно и ярко. (Например, «Плясовые наигрыши»)

Пиццикато указательным пальцем (pizz. ук.п.), который защипывает струну вверх. Медиатор при игре указательным пальцем "прячется" в ладонь и поддерживается безымянным и средним пальцами правой руки. Исполнение аккордов pizz. ук.п. подражает балалаечному приёму "бряцанье". [1, с.42] (Например, «Травушка-муравушка» [5, с.2])

Флажолеты

Натуральные флажолеты извлекаются двумя способами:

1) Подушечкой любого из пальцев левой руки легко прикасаемся к струне точно над 5-ым, 7-ым, 12-ым или 19-ым металлическим ладом; одновременно извлекаем флажолет ударом медиатора по струне; после извлечения флажолета подушечку тотчас же отрываем от лада, чтобы не мешать свободным колебаниям струны; важно найти точное место звукоизвлечения для правой руки, чтобы избежать попадания в один из обертоновых узлов. Наилучшее место извлечения квинтовых и квартовых флажолетов - над голосником; при извлечении октавных флажолетов медиатор находится примерно у 29-го лада.

2) Извлекаем флажолеты только правой рукой. Подушечка среднего пальца прикладывается к струне с противоположной стороны нежели совершающий удар вниз медиатор, весь средний палец активен, собран, плотно прикасается подушечкой к струне точно над нужным металлическим ладом; одновременно с прикосновением среднего пальца извлекаем флажолет ударом медиатора по струне; при этом подушечка среднего должна быть по возможности удалена от медиатора, что необходимо для более полного звучания флажолета; медиатор активно сжимается, глубоко погружает­ся в струну; после извлечения флажолета подушечку тотчас же отрываем от струны; при этом способе извлечения звука (в отличие от первого) ярко звучат все натуральные флажолеты.

Искусственные флажолеты получают от уже укороченной (прижатой пальцем) струны.

Способ исполнения искусственных флажолетов:

- пальцем левой руки зажимаем лад, соответствующий указанной ноте;

- пальцем правой руки извлекаем флажолет (согласно второму способу извлечения натуральных флажолетов).

Двойные флажолеты.

Предлагаются два способа их извлечения:

1) Более характерен для исполнения на 3-х струнной домре (предложен А. Цыганковым); технология исполнения аналогична исполнению одинарных флажолетов: второй интервальный звук извлекается при помощи безымянного пальца правой руки; пальцами левой руки зажимаем необходимые лады; подушечки среднего и безымянного пальцев плотно касаются струн точно над необходимыми металлическими ладами, находясь при этом с противоположной стороны нежели совершающий удар вниз медиатор; одновременно с прикосновением пальцев извлекаем флажолет ударом медиатора по струнам; подушечки среднего и безымянного пальцев правой руки насколько возможно отдалены от медиатора, чему способствует супинация кисти правой руки.

На 3-х струнной домре таким способом исполняются двойные флажолеты, звуки которых находятся между собой в терцовом, реже квартовом соотношении.

2) Предлагается способ извлечения двойных флажолетов арпеджированно: подушечка среднего пальца правой руки выполняет скользящее движение вниз подобно медиатору и в одном направлении с ним, в отличие от предыдущего способа; падение на вторую струну и извлечение второго флажолета осуществлять по возможности быстрее; помнить, что подушечка среднего пальца и медиатор должны быть приготовлены заранее и находиться с одной стороны струны. (Например, «Травушка-муравушка» [5, с.2], сюита «Стародворские мотивы», «Падэспань» [3, с.25], Рапсодия на русские темы [3, с.3])

Глиссандо

Глиссандо пальцами левой руки.

«Глиссандо (фр. gliss. - скользить) - скольжение пальцем от одной ноты к другой в восходящем или нисходящем направлении.» (1, с. 12). Это эффектный колористический приём, который не следует путать с портаменто –выразительным глиссандо в кантилене.

Способ исполнения приёма: на всём протяжении скольжения глиссандо выполняется плотно прижатыми к струне пальцами; частота тремолирования не уменьшается, а, наоборот, увеличивается.

Глиссандо может быть: а) быстрым, замедленным, ускоренным; б) глубоким, поверхностным. (Например, «Интродукция и чардаш»)

Игра на грифе и у подставки

Звук, извлекаемый в различных точках струны, имеет различную тембральную ок­раску. Наиболее яркий контраст тембров проявляется при игре на грифе и у подставки, в последнем случае мы имеем специфический, довольно резкий, быстро гаснущий звук.

Обозначение приёмов: у подст., sul ponticello - у подставки, ord. - на грифе.

Способ исполнения приёма: звук извлекается медиатором максимально близко к подставке; пальцы крепко сжимают медиатор во избежание его выпадения, т.к. натяжение струн у подставки более сильное, чем в обычных местах звукоизвлечения; смену приёмов игры на грифе и у подставки про­изводить движением предплечья правой руки вдоль струны; следить, чтобы кисть правой руки при этом не выгибалась в запястье. [1, с.94] (Например, «Белолица-круглолица» [5, с.42])

Дробь

Дробь - определённое чередование скользящих ударов, после­довательно движущихся пальцев правой руки; обозначение - др.

Способ исполнения приёма: кисть правой руки приподнята и занесена над струнами, пальцы полусогнуты; в момент звукоизвлечения рука опускается, пальцы в то же время пружинисто распрямляются, упруго прокатываясь ногтями по всем струнам; к концу дроби движение ускоряется и завершается активным ударом большого пальца правой руки по всем струнам вниз.

Прямая дробь - движение пальца по всем струнам вниз, начиная с мизинца.

Обратная дробь - аналогичное движение вверх.

Прямая дробь подразделяется на большую и малую: в исполнении малой участвуют 4 пальца, кроме большого; большая дробь завершается ударом большого пальца.

Используется дробь для акцентирования начала темы или некоторых её эпизодов, а также при исполнении различных ритмических фигурации. (Например, «Светит месяц» [2, с.23])

Шумовые эффекты

Не имеют определённой высоты звучания, подчёркивают ритмический рисунок данного отрывка пьесы, подражая ударным инструментам.

Игра за подставкой -Ψ, нужна особая сноровка в выполнении этого приёма для того, чтобы точно попасть на струны за подставкой. Основное условие: точка опоры предплечья на обечайке домры снимается, рука смело движется вдоль струны. [1, с.101] (Например, «Веселая прогулка» [2, с.57])

Часто в пьесах А.Цыганкова используются приёмы подражания: балалайке, банджо, смеху. (Например, «Перевоз Дуня держала» [2, с.32])


Сплав гениальной природной одаренности, трудолюбия и высокой музыкальной образованности и эрудиции позволил ему создать уникальный исполнительский стиль, поставивший домру в один ряд с фортепиано, скрипкой, виолончелью и другими классическими инструментами. Огромный концертный репертуар, созданный Цыганковым-композитором, уже сейчас стал школой высокого профессионального мастерства, на которой воспитываются десятки молодых солистов-домристов.

А. Цыганковым было издано большое количество авторских сборников, пластинок и компакт-дисков, в его репертуаре множество известных произведений классической музыки, оригинальных сочинений и музыкальных обработок. В 1994 году Указом Президента России А. Цыганкову было присвоено звание Заслуженного артиста России, а в 1999 году - Народного артиста Российской Федерации.

Композиторская деятельность неразрывно связана с исполнительской деятельностью. Музыкант-виртуоз досконально знает возможности домры и использует в своих сочинениях пассажную технику, аккорды, двойные ноты, пиццикато левой рукой, одинарные и двойные флажолеты, а так же различные сочетания этих приемов. Авторские сборники, изданные в крупнейших издательствах России стали «Школой высшего исполнительского мастерства», на которой воспитано не одно поколение исполнителей на домре.


Литература:

  1. Александров А. Школа игры на трехструнной домре. – 5-е изд. М.: Музыка, 1988. – 175 с.

  2. А. Цыганков. Избранные пьесы для трехструнной домры с фортепиано. – Изд. «Советский композитор», 1982. – 63 с.

  3. Концертный репертуар домриста. – изд. М.: Музыка, 1991. – 51 с.

  4. Вольская Т., Гареева И. Технология исполнения красочных приемов на домре. - Екатеринбург, изд. Урал, 1995. – 54 с.

  5. Играет А. Цыганков. Пьесы для трехструнной домры и фортепиано. – изд. Москва. «Советский композитор», 1979. – 60 с.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Емельянова Марина Николаевна

Дата: 24.11.2020

Номер свидетельства: 564275

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1160 руб.
2110 руб.
1670 руб.
3040 руб.
1240 руб.
2260 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства