Преемственность обучения пению детей в детском саду и в детской школе искусств
Преемственность обучения пению детей в детском саду и в детской школе искусств
Преемственность обучения пению детей в детском саду и в детской школе искусств.
Песня - яркая, образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Исполнение песни у ребенка вызывает положительное отношение ко всему прекрасному, доброму и порой убеждает его сильнее, чем полученная другим путем информация. Песни благотворно влияют на детский организм, помогают развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата. В процессе обучения пению особенно активно развиваются основные музыкальные способности ребенка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.
Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармоничного развития ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Преемственность обучения пению детей в детском саду и в детской школе искусств »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Старокулаткинская детская школа искусств»
Авторская работа
преподавателя фортепиано
Старокулаткинской детской школы искусств
Невматуллиной М.Ш.
Тема: «Преемственность обучения пению детей в детском саду и в детской школе искусств»
План
1.Значение пения
Особые качества детского голоса
Вокальные навыки
вокальные установки.
дыхание
дикция
звукообразование
стройное слитное пение
чистота интонаций.
Приемы обучения пению
Характеристика песенного репертуара
Роль попевок в пении
Хоровое пение в детской школе искусств
Заключение
Значение пения
Пение - основное средство музыкального воспитания оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Текст песни помогает им понять содержание музыки и облегчает усвоение мелодии.
В процессе пения у детей развивается музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма. Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, на распев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов.
Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются и совместным действиям. Дети слышат, что тот, кто торопится или отстает, нарушает стройность пения.
При соблюдении генетических условий, т.е. при проведении занятий в проветренном помещении на чистом воздухе в сухую теплую погоду, пение способствует развитию и укреплению легких и всего голосового аппарата. По мнению врачей, пение является лучшей формой системы. Систематические занятия пением в детских садах подготавливают детей к урокам пения в школе. Голос ребенка - естественный инструмент, которым он овладеет с ранних лет. Вот почему пение все время предусматривают в жизни ребенка, заполняет его досуг, помогает организовывать творческие, сложнее игры. Не редко пением сопровождаются и другие виды музыкальной деятельности: танец, хоровод, игра на детских музыкальных инструментах.
Многие передовые общественные деятели высоко оценивают роль
пения в жизни человека. Г.Н. Чернышевский относил пение к «высшему,
совершеннейшему искусству и подчеркивал:» Пение первоначально и
существенно подобно разговору. Исполнение песни, воздействуя на
слушателя слиянием музыки и слова, позволяет не только выразить свои
чувства, но и вызвать у других эмоциональный отклик, сочувствие,
понимание. В этом его особая доступность для восприятия детьми. Выразительные интонации человеческого голоса, сопровождаемые соответствующей мимикой, привлекают внимание самых маленьких. Уже в ранним возрасте дети реагируют на песню, еще не понимая до конца ее содержание. По мере развития мышления, речи, накопленных новых представлений ребенка, возрастает интерес , как к самой песни, так и к ее воспроизведению. Особое чувство радости вызывает общение во время коллективного пения. Это прекрасно отметил еще К.Д.Ушинский: «В песне, а особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что-то организующие труд, располагающее дружных певцов к дружному делу, вот почему в школу следует вести песню: она несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувствующее сердце, а это очень важно в школе, где общими усилиями должно побеждать трудности учения. В песне есть , кроме того, нечто воспитывающее душу и в особенности чувство..»
Особые качества детского голоса
Голосовой аппарат ребенка отличается от голосового аппарата взрослого тем, что он очень хрупкий, нежный, непрерывно растет в соответствии с развитием всего организма ребенка. Гортань с голосовыми связками в два - два с половиной раза меньше гортани взрослого. Голосовые связки тонкие, короткие. Поэтому звук детского голоса высокий и очень слабый и требует к себе бережного отношения.
Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению. Этому во многом содействует продуманный подбор музыкального материала - репертуар, соответствующий певческим возрастным возможностям детей.
Правильному выбору репертуара помогает изучение диапазона.
Звучание детского голоса
Возраст детей Диапазоны 3-4 года ре-ля
4- 5лет ре-си
5– 6 лет ре- си (до)
Возрастные особенности певческих диапазонов детей изучались многими исследователями Н.Д. Орлова определяет так называемый рабочий диапазон, «Звучащую зону» (в пределах звуков ми-си 1 октавы) Е.И. Алмазов, Н.А. Метлов, Н.А. Ветлугина, А.Д. Вайнова, Р.Т. Зинич, А.И. Катиненс и др. отличают, что ненапряженно, естественно звучат детские голоса в пределах ре-си 1 октавы, хотя многие ребята могут воспроизводить и более высокие звуки.
Во время обучения дошкольников пению я в начале определяю диапазон голоса каждого ребенка и слежу за тем, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не подрожали излишне громкому пению взрослых, разъясняю родителям вредность крикливого пения и разговора у детей.
Вокальные (певческие) навыки
Вокальные навыки. При обучении дошкольников пению я слежу за тем, как дети сидят, как открывают рот. Во время пения дети 5-6 лет должны сидеть прямо, не прислоняясь к спинкам стульев (в таком положении у них лучше работает главная дыхательная мышца- диафрагма).
Дети 3-4 лет могут сидеть, опираясь на спинки стульев (в таком положении (в таком положении у них лучше работает главная дыхательная мышца- диафрагма).
Дети 3-4 лет могут сидеть, опираясь на спинки стульев, ноги ставят на пол. Руки кладу на бедра, ближе к туловищу. Разучивают песни дети сидя. Выученные песни лучше петь стоя, так как при этом дыхательная мышца у 3- х детей, работают лучше и звучность пения заметно улучшается.
Дыхание . Чтобы детям научиться правильно дышать во время пения, я на первых парах выбираю песню с короткими музыкальными фразами. В старших группах использую прием пения песни по фразам. На музыкальных занятиях я слежу за тем, чтобы дети брали дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, а не в середине слова.
Дыхание укрепляется в процессе пения. Никаких специальных дыхательных упражнений с детьми на музыкальных занятиях я не провожу, но говорю детям, чтобы они запомнили стихотворение.
1 .Это очень интересно
Научиться песни петь
Но не каждому известно
Как дыханием владеть.
2. Мягким делать вдох старайся,
Вдыхай носом, а не ртом
Да смотри, не отвлекайся
Сделал вдох- замри потом.
Дикция. Для хорошего звукообразования больше значение имеет правильное произношение гласных и согласных.
Существуют разные приемы обучение детей правильному произношению в пении:
Выразительное чтение текста песни взрослыми в процессе разучивания песни.
При разучивании песни, начиная с младших групп, и пользуюсь приемом произношении текста коллективно, на распев, негромко, на высоком звучании, в умеренном темпе, так, чтобы все слова звучали ясно, выразительно. В старших группах я использую прием коллективной читки на высоком звучании в ритме песни. Этот прием и применяю для песен, используемых в быстром темпе.
во всех группах применяю прием выразительного чтения текста отдельными детьми по одному куплету на высоком звучании. Этим приемом пользуюсь как в процессе разучивания, так и при повторении усвоенных песен.
Выразительное произношение текста песни способствует выразительности пения.
Звукообразование. Дети должны петь естественным, высоким звуком, без крика и напряжений. Для правильного звукообразования большое значение имеет четкая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, смежного неба с маленьким язычком). Во время пения, раскрывая рот, нужно открывать нижнюю челюсть. Правильному извлечению звука помогает мягкое небо с маленьким язычком, которое подвижно и может подниматься, чему способствует произношение гласных у,о, согласных к,г,х
Благодаря им звук свободно направляется от гортани к отверстию рта.
Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность.
Чтобы научить детей петь протяжно, напевно, я начинаю с младшей группы, учить их протягивать отдельные звуки, концы музыкальных фраз. Например, в русском народном песне « Петушок» надо петь протяжно последний слог в слове «петушок»или в песне « Корова» М. Раухверга последний слог в слове « по лужку (конец музыкальной фразы)
Стройное, слитное пение (ансамбль) у детей достигается постепенно. Для того, чтобы научить детей стройному, слитному пению я пользуюсь приемами. Прежде всего перед началом пения я собираю внимание детей.
Если в песне есть фортепианное вступление, я даю знак - взмах рукой или движение головой, чтобы все начали песню одновременно после вступления. Если такого вступления нет, то играю начало песни(запев первую музыкальную фразу),а иногда и всю песню. Или собираю детей, проиграв первый интервал песни или первый ее звук. Дети поют его тихо на слог «ту» или закрытым ртом, а затем начинают петь по-моему знаку. При тихом пении детям легче сосредоточить свое внимание на звуках. Иногда использую прием дирижирования.
Дирижирование помогает стройности детского пения. К дирижированию прибегаю в тех случаях, когда дети поют без инструментального сопровождения (а капелла) или когда они во время пения находятся на некотором расстоянии от инструмента, как часто бывает на праздники.
С помощью дирижерских жестов сложно указать точное начало вступления и окончание песни, усиление и ослабление звука, задержку его, высоту звука, изменение темпа, ритмический рисунок.
Чистота интонации. В 20-у годы не только педагоги детских садов, но и учитель пение и композиторы считали, что дети дошкольного возраста не могут петь, чисто интонируя, что фальшивое пение свойственно этому возрасту.
Исследовательская работа, проведенная в 30- у годы в Москве Н.А.Метловичи J1.M. Коган на Украине, показала иноеб воспитанники детских садов могут чисто петь.
В 1960г. вышла книга А. Воновой «развитие чистоты интонации в
пении дошкольников» Во всех статьях, докладах, в книге А. Войновой,
подчеркивалось, что чистота интонации в пении в большей степени зависит от того, как развит у детей музыкальный слух.
Вопросу развития музыкального слуха уделяется много внимания у нас в стране и за рубежом. В 1963 г. в Москве этому вопросу была посвящена специальная конференция. В 1970г. в Москве на IX конференции международного общества по воспитанию детей и юношества было подчеркнуто, что в основе музыкального воспитания и образования лежит воспитание музыкального слуха. В отличии от физического слуха, которым владеет каждый человек, музыкальный слух- качество индивидуальное.
Лучше слышать - значит лучше начинать и исполнять музыку.
К. Маркс писал, что для немузыкального уха самая прекрасная музыка не имеет никакого смысла.
Часто дети не умеют правильно воспроизвести слушаемый звук, признать соответствующее положение голосовым связкам, мышцам рта, дыхательным мышцам. Чистота интонации зависит от степени развития музыкального слуха, что также оказывает влияние на состояние голосового аппарата.
Некоторым детям мешает плохая артикуляция, следствием чего является неправильное произношение отдельных звуков, слогов, слов, в конечном итоге возникает фальшивое пение, чистота интонации зависит от музыкального окружения ребенка. Если родители дома поют, играют на музыкальных инструментах, слушают радио, дети стараются подпевать, их вокально-музыкальные данные развиваются.
Для развития чистоты интонации я выбираю песни, удобные по тесситуре и дыханию, отвечающие диапазону голоса детей данной группы. Чистота интонации достигается различными приемами.
Полезно ребенку слушать песни в хорошем исполнении взрослых и чисто поющих детей, а также в выразительном исполнении их на музыкальном инструменте без пения.
На занятиях мы с детьми систематически повторяем с детьми выученные песни и при этом поем их без сопровождение (а капелла).
Поем песни не только со всей группой, но и с большой подгруппой (по трое - пятеро) и индивидуально, при таком пении дети лучше слышат себя. Большое значение для развития чистоты интонации имеет осознание детьми своего исполнения.
Детям, поющим нечисто, я уделяю особое внимание. Для этого я их рассаживаю на музыкальных занятиях ближе к хорошо поющим. Сидя впереди, они слышат чистое пение муз. руководителя и правильное пение хорошо поющих детей, сидящих сзади.
Я отмечаю и поощряю каждое незначительное достижение в пении этих детей.
Важный момент при работе над интонацией - найти яркое сравнение для звука: « Дотянемся голосом до солнца (до стаи журавлиной, до листочка на верхней ветке дерева)голосок взлетает вверх, коль огоньки на елке, голос блестит, как елочная игрушка, звенит, как капель с крыши, тянется, как ниточка из клубка в бабушкиных руках, голос широкий и протяжный, как русское поле и т. у.
И еще один момент : обязательно разучиваем песню по фразам с поминутным фиксированием ошибки и только после этого поем уже с начала и до конца. Работа над пением ведется эмоционально, в быстром темпе, чтобы дети постоянно были заинтересованы, не расслаблялись.
Главная задача пения - чистое выразительное интонирование, развитие вокально-хоровых навыков, расширение диапазона. Работа над вокально- хоровыми навыками и над чистой интонацией очень трудоемка. В детском саду, в отличии от школы есть свои характерные методы и приемы обучения детей пению. Какими пользуюсь я.
Приемы обучения пению.
В первую очередь - собственный показ.
Дошкольники не всегда могут чисто спеть звук с инструмента, а с голоса берут гораздо быстрее и чище. Поэтому я всегда говорю: «Пойте как я». И дети действительно после моего показа могут в точности воспроизвести звук нужной высоты. Такой «зеркальный» прием способствует не только выработке чистой интонации, но и правильному звукообразованию, звуковедению и даже эмоционально - выразительному исполнению. Вот почему я никогда не позволяю себе ни на секунду расслабиться при работе с детьми. С ними я веду себя так, словно говорю о самом главном, постоянно «ищу их глаза». «Смотрите мне в глаза и я смотрю вам в глаза»,- говорю я им.
Показ с пояснением. Если в первый раз исполнить песню без всяких пояснений, дети не воспримут содержания песни. Пояснение разъясняет смысл, содержание песни.
Игровые приемы. (Использование игрушек, картин, образных упражнений) делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях.
Вопросы к детям активируют мышление и речь детей.
Оценка качества детского исполнения должна зависеть от возраста детей, от их подготовленности. Неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Я поощряю детей, вселяю в них уверенность.
Характеристика песенного репертуара.
Перед тем, как разучивать с детьми песню, я анализирую ее примерно по следующей схеме:
Воспитательная ценность - основная идея и характер музыкального воплощения.
Литературный текст - общая оценка художественных качеств, особенности текста, наличие обращений, диалогов, наиболее значительные в выразительном отношении слова.
Мелодия: характер мелодии, интонационная выразительность, интервалы, лад, размер, ритм, текстура и диапазон.
Фортепианное сопровождение: художественные достоинства, выразительность, доступность для детского восприятия.
Структура (форма) песни: одночастная, двучастная (запев, припев), куплетная.
Для получения у детей лучших результатов в пении нужно чтобы каждая последующая песня представляла собой некоторое усложнение по сравнению с предыдущей.
Практика показывает, что дети 3-4 лет за год усваивают примерно 15- 20 песен, дети 5-6 лет - 25-30 песен (включая песни для игр). Выбирая песни предусматриваю возможность дальнейшего их применения в играх, хороводах, маршировках.
Разучиваем с детьми дополнительный репертуар при подготовке к праздникам. Для этой цели выбираю песни определенной тематики.
Песенный репертуар, вошедший в программу, отвечает задачам всестороннего музыкального воспитания и развития дошкольника, доступен для усвоения и дальнейшего самостоятельного применения в детском саду и семье.
Роль попевок в пении.
Различие звуков по высоте, начиная от широких интервалов Программа воспитания в детском саду предъявляет к пению довольно большие требования. Все эти требования могут быть выполнены только в результате планомерной и методической работы в течении всего срока пребывания детей в детском саду.
Обучение пению проводится на репертуарном материале, указанной в программе для каждой возрастной группы. Однако разучивание этих песен не всегда проходит гладко. Часто в мелодической линии песен дети встречают различные затруднения. Многократное повторение песен иногда приводит к тому, что дети быстро теряют интерес к обучению и отвлекаются. Для преодоления певческих трудностей нужны специальные приемы, одним из которых является использование попевок.
Попевки - упражнения систематизированы и изложены в «Музыкальном букваре». Все напечатанные там небольшие песни Е. Тимечеевой последовательно упражняют детей в развитии голоса, но особого слуха.
Упражнение - песни сгруппированы в определенной последовательности:
- различие звуков по высоте начиная от широких интервалов до узких («Птенчики», «Скворцы и вороны», Путаница», «Эхо», «Курица», «Труба», «Спите куклы», «Гармошка»)
- различие звуков по длительности («Мы идем с флажками», «В школу», «Небо синее», «Месяц май», «Смелый пилот»).
- различение направления движений: вверх-вниз («Цирковые скачки»,), через ноту (Динь-дон-дон», «Бубенчики»), на одной ноте («Андрей-воробей»);
- нахождение тоники на слуху («Наш дом»).
В своей работе я использую попевки из «Музыкального букваря»,
которые развивают у детей способность сравнивать и различать звуки, а
также развивают мелодический слух, чувство ритма, голос.
Обучение на базе «Музыкального букваря» начинаю со второй
младшей группы. Основная задача - научить детей различать детей высокие и низкие звуки. На занятиях использую три попевки: «Птенчики», «Скворцы и вороны», «Путаница». Исполняю их и показываю соответствующие картины, объясняю кто как поет. Это помогает детям лучше запомнить кто поет высоким голосом, а кто - низким.
Для закрепления материала провожу вечер развлечения «Угадай-ка», на котором дети угадывают знакомые попевки и при правильном ответе еще раз рассматривают картинки.
В средней группе продолжаю работать с теми же попевками, что и во второй младшей группе, т.е. повторяю и закрепляю пройденное, а также ввожу новое: «Качели», «Эхо», «Курица», «Спите куклы», «Гармошка», «Андрей-воробей» (три последние ребята поют вместе со мной). Занятия сопровождаются демонстрацией картин.
В старшей группе начинаю с повторения пройденного материала, а затем знакомлю детей с новыми попевками, при этом показываю соответствующие картины («Бубенчики», «Динь-дон-дон», «Лесенка», «Наш дом», «Цирковые собачки»).
Все попевки дети исполняют сопровождая пение движением руки (вверх-вниз).
После этого начинаю знакомить детей с длинными и короткими звуками. Попевки «Петушок», «В школу», «Небо синее», «Месяц май», «Смелый пилот» они поют вместе со мной. Затем рассматриваем картинки и поем попевки без слов (на долгие звуки «ле-ле», на короткие «ли-ли».
Когда дети усвоят этот материал, можно во время пения отсылать короткие и длинные звуки движением рук (вправо-влево).
Для закрепления материала провожу вечер развлечений - музыкально- дидактические игры на различение высоких и низких, коротких и длинных звуков. Таким образом, использование «Музыкального букваря» и наглядных пособий делает обучение пению более эффективным.
Все попевки оказывают исключительно благотворное влияние на развитие четкой дикции.
Особенно полезно пение различных слогов (ля-ла, тра-та-та, ха-ха-ха и пр), часто встречающихся в полевках.
Место в попевке в музыкальном занятии - время определенное. Оно дается перед песней, в которой встречаются какие-либо затрудняющие детей особенности.
Попевки должны усложняться в зависимости от возраста детей. Мелодическая линия попевки для детей старшей группы может быть намного богаче, ее диапазон шире, интервалы сложнее, чем в попевке для малышей. Примером такой предельно трудной попевки может служить «Труба» Е. Тиличеевой. Но нужно помнить, что попевка всегда должна оставаться простой, легкой для разучивания. У попевок вспомогательная роль - время, отводимое на них не должно превышать 1,5-2 минуты. Обучение певческим навыкам с их помощью не нужно форсировать, оно должно идти постепенно, от занятия к занятию. Обычно к концу учебного года, попевку даю только для распевания, не преодолевая более конкретных певческих задач. В этом случае применяю различные игровые приемы, вносящие в музыкальное занятие оживляя, добавочный интерес. Так дети по свому желанию могут выбрать попевку из уже пройденных или узнать предложенную мелодию или музыкальному сопровождению. С удовольствием повторяют дети знакомые попевки, выбирая их по художественным иллюстрациям, с помощью которых они когда - то разучивали их.
Попевка является излишней на музыкальном занятии, если разучивают мелодии песни, не затрудняющей детей особенно если это разучивали проводится без текста, просто на различные слоги. Можно заменять попевку исполнением хорошо знакомой детям нетрудной песни из пройденного материала. Методические приемы обучения детей пению попевок могут широко варьироваться.
Очень полезно давать слушание попевок в исполнении детей с последующим повторением ее хором в этой же тональности.
- при подходе трудному интервалу или к высокому звуку можно петь попевку без аккомпанемента.
-правильно звучащую попевку полезно проигрывать и без сопровождения - «аcaрella»
- попевка незаменима для индивидуального обучения пению детей с ограниченным диапазоном или низким звучанием голоса.
Дети любого возраста с удовольствием поют попевки. Однако нужно помнить, что попевка на музыкальном занятии не самоцель, - она должна отвечать певческим задачам данного или последующих занятий и приносить конкретную пользу развитию музыкальных способностей детей.
Хоровое пение в детской школе искусств
Свою работу по пению с детьми я продолжаю в детской школе искусств на уроках сольного пения.
Человек 6-7 лет, открыт для любой деятельности. Он впитывает в себя все интересное, новое. Он еще полностью доверяет взрослым и хочет у них учиться всему на свете. Надо только суметь использовать эту готовность. Об этом уже много сказано и написано. Только как же трудно учителю реально, практически играть с детьми каждый день, каждый урок, сохраняя непринужденность, увлеченность и радость.
А ведь каждая встреча с музыкой должна приносить детям радость.
Я начинаю первое занятие с незатейливой сказки о фее. На основе многих сказок, каждый раз немного импровизируя, рассказываю детям о том , как музыка нужна людям, как она несет красоту, добро, счастье и дружбу, и о том , как музыке мешает великан шум, населяя в людях страх и ненависть, лишая их радости, и люди, объединенные музыкой, побеждают страшного врага.
Первое в жизни музыкальное задание - учимся слушать тишину. Оказывается этому надо учится! Чтобы учиться было интересно, играем в игру «Кто дольше слышит звук.» Играю на фортепиано один звук, прошу слушать и поднять руку тогда, когда дети перестанут его слышать. Сначала получится не у всех, потом все лучше, лучше.. И вот уже в классе стоит та удивительно напряженная тишина, которая необходима для восприятия музыки. Интересно, глаза малышей горят. Еще раз слушаем, а теперь тихонько вместе со мной попробуем пропеть этот звук («а»), как бы продолжая звучание рояля. Красиво получилось не у всех - это заметили дети, значит, надо поучится. Начинаем с освоением певческой установки. Сели на стул так, чтобы ноги, согнуты в коленях, стояли прямо, на полной ступни. Сидим как бы на половине стула. Спина прямая, руки мягко и спокойно лежат на коленях. Голова не поднята вверх. Обычно я сажусь перед классом, направляя ошибки в подсидке. Важно, чтобы ребята не перенапрягались от старания сидеть прямо. Полезно сделать два - три мягких, плавных движений руками. Объясняю значение дирижерского жеста, необходимость внимание к руке учителя. Опустить подбородок, проверить указательными пальчиками обеих рук, есть ли дырочки в щечках между зубками, чуть приоткрыть губы. Дальше игра. Представили, что в руках у каждого из нас роза. Вдруг на наших глазах роза раскрывается и становится пышной и большой. Мы удивляемся вместе со взмахом моей руки и тихо говорим «Ах» вместе с началом ауфтакта мы «удивляемся», затем
мгновенная задержка дыхания от удивления и красоты поем
звуки фа, соль первой октавы на гласный «а», надо тщательно следить, чтобы учащиеся не перенапряглись, не набирали много воздуха, ведь роза очень нежная. Можно предложить держать воображаемую розу в руке, почему мы удивляемся? Потому что в момент удивления или испуга человек инстинктивно обеспечивает себя физиологически необходимым знаком кислорода, кроме того, в этот момент поднимается мягкое небо, а это - основа пения.
Обучение пению начинаю всегда с небольших попевок - интонаций, состоящих из двух - трех разновысоких звуков.
Попевки основаны на нисходящем движении, это позволяет, во - первых сохранить главное резонирование, во - вторых, высокий звук лучше отражается в сознании, следовательно чаще интонируется. Стремлюсь к тому, чтобы звук при пении был мягкий, негромкий, динамика меццо - форте; призываю ребят все время внимательно себя слушать.
Хочется подчеркнуть, на первом этапе обучения пению перед собой и детьми я ставлю 3 главные задачи:
усвоение певческой установки;
освоение навыка одновременного начала пения:
освоение навыка кантиленного пения, так как именно наличие кантилены в первую очередь свидетельствует о степени овладения певческим процессом.
Певческой установке я придаю серьезное значение. Естественно, что о певческой установке мало рассказать один раз, ее надо закреплять постоянно, пока выработается устойчивый навык.
Теперь несколько слов о пении стоя. Стоя петь удобнее. Дети, это довольно быстро понимают и часто сами просят разрешить петь стоя. Стоять надо чуть расставив ноги для лучшей опоры; плечи свободные, мягкие; руки свободно висят вдоль тела, словом, важно быть подтянутым, но не зажатым. Стоять дети могут 5-10 минут, затем лучше сесть или подвигаться.
Основой правильного пения служит правильное дыхание. Певческое дыхание существенно отличается от обычного прежде всего тем, что служит для одного из видов специфического звукообразования, и как следствие этого функции фаз вдоха и выдоха изменены. Работа над дыханием - один из наиболее сложных и кропотливых моментов вокальной работы. Прежде всего необходимо контролировать качество звучания. Оно должно быть естественным, непринужденным, мягким, приятным, что будет
соответствовать нормальной работе голосового аппарата, и в частности дыхательной системы.
Для выработки правильного дыхания необходимо соблюдать требованиям певческой установки, небо напряженное , состояние тела неизбежно вызывает напряжение всего голосообразующего аппарата. Постоянно контролируя певческую установку, я наблюдаю за характером дыхания учащихся. В зависимости от того, какие группы органов наиболее активно участвуют в дыхании, можно говорить о его типах.
Однако изолированных типов не существует. Можно говорить лишь о смешанном типе дыхания с преимущественной выразительностью, грудного или брюшного. У начинающих петь часто отмечается преобладание ключичного дыхания. Такой тип дыхания крайне нежелателен. На первых парах развитие дыхания происходит непроизвольно, регулируясь и совершенствуясь в основном в процессе мягко и спокойного пения. Затем следует постоянно вырабатывать элементы мышечных ощущений расширяющихся нижних ребер и сохранением состояния вдоха. Широко расправленные плечи, спокойный медленный вдох при отстающих в покое плечах, без шума, мягко сомкнутыми губами условия правильного дыхания. В дальнейшем мы следим, чтобы музыкальная фраза начиналась и заканчивалась одновременно, осваиваем дыхательные навыки, опираясь на выразительное исполнение фразы. Все певческие навыки осваиваются в процессе музицирования, т.е. стремление выразить ярко и правдиво характер и содержание музыки заставляет меня и детей добиваться необходимого качества певческого звука, а значит, осваивать технические основы певческого процесса.
Очень важным моментом я считаю выработку сознательного и критического отношения детей к своему пению. С самых первых занятий я спрашиваю у детей, что и как у них получилось, правильно ли они спели,
понравилось ли им исполнение песни, качество выполнения других задач.
Сознательное и активное отношение детей к музыкальной работе на уроках создает атмосферу общего дела, общего труда, объединяет учителя и учеников. Вот здесь в полном смысле слова осуществляется сотрудничество учителя и детей. Мы чувствуем себя счастливыми от того, что своим совместным трудом творим музыку, и в этом процессе мы равны (учитель ведет, подсказывает, направляет, но не давит). Я стараюсь как можно больше «открытий» оставить детям и радуюсь этим открытиям и удачам вместе с ними, и вместе с ними переживаю неудачи, никогда не скрываю их.
В вокальной работе с детьми я придерживаюсь следующих принципов:
развивать голос из примерных тонов, постепенно, не спеша, расширяя диапазон. Полезен только тот звук, который при повторении не вызывает.
главным методом вокальной работы является устное объяснение и пение учителя и лучших учеников. Их пение часто является наиболее эффективным показом правильного звучания. Важно никогда не передразнивать детей, всегда демонстрировать им правильное пение. Всю работу вести в спокойной и доброжелательной обстановке. Не повторять плохо прозвучавшую фразу до того, как будет точно сформулирована задача.
главным критерием в занятиях является качество звука и свобода при пении.
вся певческая работа должна быть тесно связана с развитием музыкального слуха и музыкальным развитием личности ребенка.
на первоначальном этапе обучения роль вокальных упражнений выполняют русские народные попевки и песенки.
работать без торопливости: критерий - не количество, а качество выученного. Дети с удовольствием поют небольшие попевки, песенки, которые ими выучены и получаются.
На каждом занятии, особенно с малышами, необходимо повторить
выученное. Повторение выученного, с одной стороны, является
фундаментом для последующей работы, с другой позволяет детям уже на первых этапах обучения пению получать удовольствие от процесса пения.
8. По возможности использовать в работе показ видимых движений артикуляционного аппарата - губ, челюстей, языка.
Известно, что одним из самых распространенных недостатков у детей является зажатость нижний челюсти. Предложить ребятам подставить к подбородку кисть руки и следить, опускаем ли подбородок при пении, особенно при пении гласных «о», «а», «у». Очень полезно такое упражнение: приложить кисть руки к уху или закрыть слуховой проход указательным пальцем, чтобы лучше услышать себя. Это прекрасный способ контроля, и плохо интонирующие дети могут петь, прикрыв ухо. Надо внимательно следить за тем, чтобы ребята не задирали и не опускали низко подбородок, так как и то и другое свидетельствует о неправильном положении гортани, о нарушении физиологии певческого процесса. Необходимо также следить, чтобы учащиеся во время пения не наклоняли головы в разные стороны, так как важно сохранять вертикальное положение. В моей работе определяющим методом вокальной работы является фактический. Фактический метод предполагает хорошие знания механизма звукообразования; знания качества влияние отдельных фонем русского языка на гортань, дыхательные органы, ротоглоточный канал; знание акустических свойств, положений, укладов артикуляционных органов при звучании определенных фонем. Фонетический метод предлагает пути совершенствования певческого процесса путем определенного подбора фонем русского языка в упражнениях. Вопрос этот очень интересный и очень сложный. Я хочу остановится на нескольких моментах.
Как известно для пения наиболее удобные три формы: «а», «о», «у». Почему?
Гласный «а» обеспечивает ротоглоточному каналу рупорообразную форму, помогает освободить артикуляционный аппарат, выявить естественную работу связок, индивидуальный тембр голоса.
Гласный «о» способствует поднятию мягкого неба, наводит на ощущение зевка, помогает снять горловой призвук при пении и ликвидировать зажатость.
Гласный «у» больше всех поднимает мягкое небо, очень хорошо организует зевок, активизирует губы, голосовые связки, помогает освобождению нижней челюсти, формирует у детей головной регистр, обеспечивает проточность. Однако «у» - самый темный и глубокий гласный.
Гласный «у» очень полезен в сочетании легато и стаккато. Стаккато в начале упражнения дает смыкание голосовых связок, активирует движение диафрагмы (дети ощущают движение передней стенки живота - «животик прыгает»)
Часто меня спрашивают: « Какие распевки вы поете?» На мой взгляд важны не только и не столько распевания, сколько понимание закономерностей певческого процесса и соблюдение определенных принципов, система в работе. Например, часто поют « ми, мэ, ма, мо, му,» а почему?
Последовательность гласных « и, э, а, о, у,» увеличивает размер ротовой полости.
Последовательность гласных «а, о, э, у, и,» повышает подвязочное давление. Есть определенные важные качества и у согласных, ведь не случайно мы чаще всего употребляет в пении «л», «н», «м» - они пропеваются, способствуют кантилен, а при работе над четкостью дикции нам не обойтись без твердых «д», «б», «р», и т.п.
И таких примеров можно привести много.
При обучении хоровому пению значительная роль принадлежит репертуару. Правильно подобранный репертуар не только успешно развивает музыкально - певческие способности каждого участника, но и содействует их всестороннему эстетическому развитию, а высоких нравственных качеств. Только высокохудожественные произведения, в которых форма органично соответствует содержанию, могут быть эффективны в решении этих задач.
Большое внимание следует уделять народным песням, которые приобщают учащихся к интонациям родной музыкальной речи, прививают навык широкого дыхания, плавности звуковедения, что так важно для певческого развития.
Будет способствовать обще музыкальному развитию и расширит представление учащихся о музыке использования произведений народов мира.
Весь подбираемый материал должен соответствовать исполнительским возможностям, индивидуальным возрастным особенностям учащихся, должен быть близок их интересам. Разучивание непосильных произведений может вызвать общее утомление, перегрузку неокрепшего голосового аппарата, а одновременно неудовлетворенность получаемыми результатами.
Не менее опасно брать и слишком легкие сочинения. Это вызовет равнодушие к процессу разучивание произведения, а следовательно, и ослабление интереса к его художественной ценности. Следовательно, нужно разумное сочетание произведений различной трудности.
При подборе репертуара важно придерживаться и жанрового разнообразия: игрока, романтика, лирика и т. д.
Основным учебным материалом являются песни советских композиторов, народные песни, русская и зарубежная классика, а также специальные упражнения.
Вокальные упражнения способствуют координации слуха с голосом: развитию и укреплению музыкального слуха на ладовой основе;
формированию вокально-технических навыков, развитию певческого
дыхания, гибкости и подвижности голоса; выработке правильного произношения гласных и согласных звуков: воспитанию художественной выразительности исполнения.
Все упражнения поются сначала в медленном темпе, который можно ускорить лишь тогда, когда будут достигнуты легкость звука, чистота интонации и четкость в произношении гласных и согласных. Большое значение в работе имеют беседы, направленные на расширения общеобразовательного и музыкального кругозора учащихся. Сюда можно отнести беседы о музыке, о композиторе которого разучивает ученик, анализ литературного текста произведения, сведения о поэте, историю создания произведения прослушивание звукозаписей в исполнении профессиональных певцов.
Весь педагогический процесс должен быть проникнут не только целями вокального и музыкального развития учащихся, но и общими воспитательными задачами. Я как преподаватель слежу за успеваемостью в школе связь с родителями, разъясняю родителям, что обучение школьников пению - одна из форм эстетического воспитания, я также как преподаватель опираюсь на данные, относящиеся к общей профилактике и гигиене голоса, к режиму работы голосового аппарата. Эти вопросы я рассматриваю и учитываю, так как голос является одной из наиболее уязвимых функций человеческого организма. Неправильное воспитание голоса, злоупотребление его силой, неверная манера звука извлечения, пения в больном состоянии оказывают вредное влияние на состоянии голосового аппарата, дыхательных путей и легких, на весь организм в целом.
При занятиях с учащимися необходимо избегать усталости, которая
может быть вызвана громким, продолжительным пением. Важно всегда
соблюдать голосовой режим. В процессе учебной работы, а также при
публичных выступлениях проверяется успеваемость учащихся. Однако
выступления проводятся не чаще одного - двух раз в полугодие.
Заключение
Песня - яркая, образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Исполнение песни у ребенка вызывает положительное отношение ко всему прекрасному, доброму и порой убеждает его сильнее, чем полученная другим путем информация. Песни благотворно влияют на детский организм, помогают развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата. В процессе обучения пению особенно активно развиваются основные музыкальные способности ребенка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.
Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармоничного развития ребенка.
Обучая детей петь я не ставлю перед собой задачу сделать из них певцов. В последствии перед каждым из них откроется возможность творческого труда. Если навыки, полученные детьми, скажутся на формировании их характера, пробудят в них творческое начало, то, значит, я выполнила свой педагогический долг.
Список литературы
Н.А. Ветлугина «Виды детской музыкальной деятельности » журнал Д/в № 9 1980 г.
Л. Волкова «Развитие творческих способностей детей» журнал Д/в № 12 1980г.
Н.А. Ветлугина «Методика музыкального воспитания детском саду» М. Просвещение 1989 г.
Н.А. Ветлугина «Музыкальные занятия в детском саду » М. Просвещение 1989Г.
Т.Е. Вендрова , И.В. Тигарева «Воспитание музыкой» М. Просвещение 1989 г.
Виноградов К.П. «Работа над дикцией в хоре». Москва «Музыка» 1967 г.
М.Лопатина «Роль попевок в формировании творческой деятельности » журнал Д/в № 12 1979 г.
Т.М. Орлова , С.И.Бекина «Учите детей петь» М. Просвещение 1987 г.
Радынова О.П. “Музыкальное развитие детей”. М. 1995 г.
Фомина А.Б., Жданова Н.К., Полосина Л.Д., Тарасов В.В. “Педагогика свободного времени”. М., 2002.
Стулова Г.Г. «Хоровой класс» Москва «Просвещение» 1988 г.