kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Практико-ориентированный долгосрочный педагогический проект Фестиваль современной музыки «В ожидании весны».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практико-ориентированный долгосрочный педагогический проект  Фестиваль современной музыки «В ожидании весны».

Просмотр содержимого документа
«Практико-ориентированный долгосрочный педагогический проект Фестиваль современной музыки «В ожидании весны».»

Практико-ориентированный долгосрочный педагогический проект

Фестиваль современной музыки «В ожидании весны».



Автор:

Левина Марина Александровна, учитель высшей квалификационной категории по классу фортепиано;


Место работы автора проекта: МОУ гимназия №18 им. В. Г. Соколова, г. Рыбинск Ярославской области.


Место реализации проекта: МОУ гимназия №18, г. Рыбинска Ярославской области.


Тема проекта: Фестиваль современной музыки «В ожидании весны».


Предметное направление: фортепиано, флейта.


Классификация по продолжительности: долгосрочный.


Используемые медиаресурсы: текстовый редактор WORD, ресурсы сети Интернет, программа POWER POINT, программы для обработки фото и видео Windows Movie Maker, Windows Live Movie Maker.




I. Методическое обоснование педагогического проекта



Система музыкального образования в нашей стране имеет давние и признанные во всем мире традиции общего и профессионального обучения игре на музыкальных инструментах. В современных условиях эта концепция переосмысливается и требует обновления содержания обучения, внедрения инновационных методик. Это можно объяснить рядом причин социального порядка, а также недостаточной эффективностью концепции музыкального образования, доставшейся нам в наследство.

На рубеже третьего тысячелетия изменился социум, уклад и стиль жизни людей. Современная индустрия развлечений, решая задачи отдыха, а затем уже образования и воспитания, по сути своей формирует и развивает духовный мир личности. Основной задачей здесь является зарабатывание средств, но не воспитание слушателя, что не могло не отразиться на мировоззрении современных детей. Изменилась вся звуковая атмосфера, в которой растут наши дети. Музыка становится привычным звуковым фоном, который сопровождает выполнение домашних уроков или повседневных дел. Она не требует усилий для ума и сердца. Развлекательная музыка по объему своего распространения преобладает над академическим искусством. У детей снижаются критерии ценностей, заложенные в произведениях классической музыки. В связи с этим практические задачи обучения требуют от педагогов нового решения проблем, пересмотра и преодоления укоренившихся догм и отживших традиций.

В методике преподавания игры на инструменте также происходят сложные и противоречивые явления: открываются новые возможности обновления репертуара учащихся за счет включения произведений наших современников, эстрадных обработок, джазовых пьес. Композиторы создают новый учебный материал и юным музыкантам представляется возможность изучить основополагающие элементы современной музыки. В идеальном варианте «репертуарная политика» призвана совмещать эти качества: формировать вкус учащегося, прививать ему любовь к музыке высоких идей и отношений, но одновременно не быть оторванной от современности.

Вопрос об исполнительстве современной музыки недостаточно освещен в методической литературе, поэтому он требует дополнительной проработки. Ведь ее невозможно исполнять в традиционной классической манере, у нее есть свои законы развития, которые необходимо освоить. Чтобы работать над репертуаром подобного плана, педагог должен сам обладать определенным набором специальных знаний и навыков. Например, эстрадно-джазовые произведения имеют ярко выраженные отличия от традиционного классического исполнения в ритмике, агогике, приемах звукоизвлечения, педализации, технических приемах. Издания последних лет позволяют педагогу подобрать репертуар, подготавливающий учеников к работе над пьесами джазового стиля, начиная с этюдов, простых пьес, постепенно переходя к более сложному репертуару – произведениям О. Петерсона, А. Якушенко, Н. Мордасова, Д. Крамера, Дж. Ширинга, М. Шмитца и др.

В связи с вышеизложенным возникают противоречия:

  • между потребностями и запросами наших детей в современной музыке эстрадно-джазового направления и традициями академического обучения;

  • между преобладанием в репертуаре произведений классической музыки и пьесами современного репертуара, которые могли бы заинтересовать детей;

  • между достижениями выдающихся современных эстрадно-джазовых исполнителей и недостаточной информированностью учащихся в этой области;

  • между программными требованиями и необходимостью обновления содержания обучения;

  • между классической манерой исполнения и знаниями педагогов особенностей исполнения произведений в эстрадно-джазовой манере.

Проанализировав эти моменты, мы пришли к выводу, что обучение нуждается в применении инновационных технологий и наполнении его новым содержанием, формирующим ключевые компетенции, потому что оно:

  • не в полной мере учитывает запросы обучающихся и их родителей;

  • не раскрывает в полной мере творческий потенциал учащихся.

Педагогам необходимо умело лавировать и находить компромисс, предлагая учащимся музыку, наполненную современными гармониями и ритмами и заключающую в себе образцы высокого художественного уровня. Общение детей с мировой эстрадно-джазовой культурой поможет заинтересовать учащихся игрой на фортепиано и станет связующим звеном на пути к пониманию академического стиля.

Стиль современной музыки, сочетающий в себе свойства развлекательной и профессиональной музыки, занимает промежуточное положение между этими двумя сферами музыкального искусства. Он обладает широким спектром возможностей в области музыкального языка, которые могут быть эффективно использованы в целях расширения знаний учащихся о музыке XX века и обогащения коммуникативного опыта обучающихся. Благодаря своим особенностям он является одним из направлений в современном обучении, которое можно использовать для воспитания музыкальных интересов и вкуса учащихся, а также поднятия качества восприятия музыки на более высокий уровень развития. Кроме того, исполнение эстрадно-джазовых произведений вызывает у учащихся подлинный интерес, а, как известно, мотивация является мощным стимулом в обучении. Следовательно, востребованность этого вида музицирования обусловлена следующими моментами:

  • интересом к эстрадно-джазовому музицированию среди учащихся;

  • приближенностью современного музыкального языка к повседневному музыкальному опыту учащихся;

  • высоким художественным уровнем эстрадно-джазовых произведений, которые могут служить средством воспитания музыкального вкуса учащихся.

Таким образом, актуальность темы проекта определяется обновлением исполнительского репертуара обучающихся, направленного на формирование устойчивого интереса к музицированию на основе приобретаемых знаний, умений и навыков, развитие их творческого потенциала. Особенности звуковой картины окружающего мира также позволяют говорить об актуальности этого вида творческой деятельности.

Новизна проекта заключается в следующем: введение современного эстрадно-джазового стиля в традиционное содержание музыкального обучения рассматривается как составная часть обучения на основе уже полученных знаний, умений и навыков, которые направлены на расширение кругозора учащихся, на развитие осознанного восприятия музыки, на формирование самостоятельной оценки музыкальных явлений прошлого и современности, которые будут представать перед учащимися в неразрывной целостности и единстве.

Объект исследования – процесс обучения современному музыкальному языку, а конкретно, эстрадно-джазовому музицированию учащихся в классе фортепиано и флейты в МОУ гуманитарно-музыкальной гимназии№18.

Предмет исследования – педагогические условия подготовки учащихся на занятиях к исполнению современной эстрадно-джазовой музыки, осуществление комплексного подхода в творческом развитии детей.

У нас возникла идея создать проект под названием «Фестиваль современной музыки «В ожидании весны», посвященный проблемам музыкального воспитания учащихся путем приобщения их к современной эстрадно-джазовой музыке, которая расширяет привычные рамки обучения.

Главная идея проекта заключается в создании единого музыкально-образовательного пространства, в желании показать все грани современной музыки, представить участников с новыми произведениями. Современная эстрадно-джазовая музыка – направление позитивное, обладающее коммуникативными качествами, так как коллективность заложена в них с момента возникновения. Педагоги, в свою очередь, объединяются для решения актуальных задач преподавания и обучения игре на музыкальных инструментах.

В основу проекта положена гипотеза, которая строилась на предположении о том, что если обеспечить педагогические условия для использования новых форм и методов обучения, то у учащихся возрастет интерес к обучению игре на инструменте в целостном и органичном комплексе.

Мы предполагаем, что эффективность обучения учащихся будет достигнута, если:

  • обеспечить условия для сближения традиционного музыкального образования с реалиями современной жизни, то можно повысить эффективность воздействия музыки и искусства на подрастающее поколение;

  • поддерживать устойчивый интерес к занятиям музыкой путем введения репертуара, включающего произведения современной эстрадно-джазовой музыки, это будет способствовать формированию более осознанного отношения к музыке в целом;

  • осуществлять педагогическое руководство исполнительской деятельностью учащихся, это будет стимулировать к продолжению музыкального образования, что является огромной проблемой в области культуры и искусства и требует отдельного изучения.

В качестве основной цели проекта мы определили следующие моменты.

Цель проекта: создание условий для развития творческих способностей детей; развитие мотивации учащихся к познанию и приобретению нового музыкального опыта на основе эстрадно-джазового музицирования.

Для достижения поставленной цели автором были определены следующие основные задачи проекта:


Педагогические задачи:

  1. Проанализировать практику преподавания джазовой музыки в МОУ гимназии №18.

  2. Изучить методическую литературу по обучению джазовому исполнительству.

  3. Выявить педагогически значимые возможности современного стиля, способствующие преодолению барьера на пути детей к классической музыке.

  4. Обеспечить условия для создания ситуации успеха для участников проекта.

  5. Учитывать психолого-педагогические особенности учащихся в современных условиях, которые послужат основанием для эффективного обучения.

  6. Обосновать необходимость обновления содержания обучения через использование инновационных технологий.

  7. Проверить эффективность предлагаемых предложений на практике путем проведения Фестиваля современной музыки.

  8. Представить опыт работы на конкурсах, фестивалях и конференциях различного уровня.


Образовательные задачи:

  1. Углублять музыкально-практические и теоретические знания учащихся в области современной музыки.

  2. Способствовать пропаганде традиций эстрадно-джазового музицирования через концертную деятельность учащихся.

  3. Совершенствовать в практической творческой деятельности учащихся навыки эстрадно-джазового исполнительства.

  4. Способствовать формированию ключевых компетенций, развивать познавательную активность учащихся путем расширения кругозора.

  5. Создать атмосферу сотворчества преподавателя и учащегося, основанной на принципах развивающего обучения.

  6. Формировать эстетический вкус учащихся на лучших образцах современной музыки.

  7. Реализовать на практике условия комплексного подхода в обучении.

Воспитательные задачи:

  1. Стимулировать интерес обучающихся к занятиям в классе фортепиано и флейты.

  2. Воспитывать культуру эстрадно-джазового музицирования.

  3. Воспитывать эмоциональное восприятие современной музыки.

  4. Формировать духовно-нравственные качества личности через расширение возможностей общения с искусством.

  5. Развивать у обучающихся личностные качества, способствующие обогащению внутреннего мира.

  6. Развивать коммуникативные качества личности, толерантность и чувство коллективизма.

  7. Воспитать в учащихся чувство уверенности в своих силах для приобретения опыта социализации в жизни.


Методы работы над проектом включали в себя:

  • изучение и анализ нотной и методической литературы по проблемам проекта;

  • методы педагогического наблюдения на различных этапах реализации проекта;

  • беседы с учащимися и преподавателями класса фортепиано, флейты;

  • проведение мероприятий по реализации проекта для подтверждения и обоснования целесообразности и эффективности включения современной музыки в репертуар;

  • практическая деятельность по реализации проекта;

  • обработка полученных результатов.


Ожидаемый результат: проект должен привести к следующим итогам:

  • повышению заинтересованности учащихся в обучении в МОУ гимназии №18;

  • формированию навыков осознанного отношения к произведениям различных стилей и направлений современной эстрадно-джазовой музыки;

  • обновлению репертуара в классе фортепиано, флейты;

  • развитию способности к самостоятельной оценке явлений искусства;

  • совершенствованию исполнительского мастерства учащихся через освоение эстрадно-джазового направления и подготовку концертной программы;

  • реализации полученных умений и навыков в концертной и конкурсной деятельности;

  • развитию коммуникативной культуры, умению представлять результаты своей деятельности.


Кроме того, проект в будущем приобретет качественно новый статус и масштаб.


Для кого предназначен этот проект? Наш проект предназначен для тех, кто любит современную музыку, а также все новое и необычное. Участниками проекта являются учителя, ученики и родители МОУ гимназии №18.



Сроки реализации проекта: сентябрь-февраль 2016 года.


II. Этапы работы над проектом


Всю работу над проектом можно разделить на следующие этапы:

  1. Подготовительный - сентябрь 2016 года.

  2. Реализация проекта – сентябрь-февраль 2016 года.

  3. Заключительный этап – февраль 2016 года.


Первый - подготовительный - этап включал анализ и оценку современного состояния эстрадно-джазового музицирования в практике преподавания в МОУ гимназии №18, а также был посвящен изучению психологической, музыкально-педагогической и нотной литературы. На этом этапе была разработана программа проекта в целом. Задачи данного этапа заключались в следующем:

  1. Обсудить идеи реализации проекта.

  2. Определить состав участников проекта.

  3. Довести до участников проекта необходимость сохранения и укрепления традиций современной музыки и эстрадно-джазового музицирования.

  4. Изучить методическую литературу по данной теме.

  5. Выбрать пьесы для исполнения в концерте фестиваля.

  6. Распределить обязанности педагогов-инициаторов проведения проекта.

  7. Наметить плановые мероприятия с участниками проекта: провести организационные мероприятия по привлечению к участию в Фестивале педагогов и учащихся ДШИ №6, подготовить документацию.


II. Реализация проекта «В ожидании весны».

Второй этап был связан с выполнением методической и педагогической работы, разучивании произведений для участия в Фестивале.

Джаз - форма музыкального искусства, возникшая в начале ХХ века в результате синтеза африканской и европейской культур, как слияние африканских ритмов и европейской гармонии. Сегодня джаз включает в себя огромное количество стилей: от блюза, рэгтайма, нью-орлеанского джаза и диксиленда через свинг, би-боп и современный джаз к абсолютно свободным формам фри-джаза и электронной музыки.

Знание истории становления и развития джазовой музыки дает возможность учащимся освоить, помимо классического, и новый для них музыкальный синтаксис - ритмы, гармонию, мелодику столь привлекательной джазовой музыки. Ее исполнение потребует от ученика ярких образных представлений и определенного мастерства в передаче различных эмоций. Знакомство с джазовыми произведениями обогатит эмоционально-образный мир юных музыкантов и поможет им понять и прочувствовать удивительный мир джаза. Ученики и педагоги с удовольствием включают в работу пьесы современных авторов, написанные в стиле эстрадно-джазовой музыки с использованием необычных гармоний, мелодических оборотов, своеобразной метроритмической структурой. Однако в работе с такими произведениями возникают те же проблемы, что и в классических пьесах:

  • фактурная насыщенность;

  • акустическая координация;

  • звуковая культура, соответствующая музыкальному образу;

  • фразировка и дыхание;

  • педализация.

Поэтому профессиональные исполнительские задачи будут те же, только решать их придется на примере более современного музыкального языка. Эти произведения могут послужить моментами для отдыха ученика в качестве музицирования, а также они смогут показать свои навыки дома или перед одноклассниками.

Современные произведения необходимо включать в репертуар еще и потому, что они расширяют кругозор и обогащают музыкальный слух учащегося. Длительное развитие только на классике вырабатывает некоторую односторонность слуха, привыкание к определенному гармоническому языку, вырабатывает некий стереотип восприятия музыкального произведения, что приводит часто к непониманию учеником этой музыки и отказ от работы над тем или иным произведением. Для этого сам учитель должен обладать запасом знаний и владения как классическим, так и современным репертуаром. Таким образом, методическая оснащенность педагогов в вопросах джазового исполнительства положительно отразится на подготовленности учащихся.

Реализация проекта предполагает совместное обсуждение вариантов проведения различных мероприятий в рамках проекта, поиск более эффективных путей решения различных проблем, возникающих по ходу реализации проекта. Координация согласованных действий учителей является залогом успешного воплощения в жизнь данного проекта, так как мы объединились для решения актуальных задач методики преподавания и обучения игре на фортепиано в современных условиях.

Таким образом, система мероприятий, необходимых для реализация проекта, строится на следующих принципах:

  • Принцип культуросообразности обеспечивается тем, что обучение игре на инструменте является сознательным выбором обучающихся и имеет уникальные традиции, сложившиеся в современной культуре.

  • Принцип личностно-ориентированного обучения с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.

  • Принцип положительного эмоционального фона обучения подтверждается мотивацией к познанию нового и желанием исполнять произведения, расширяющие рамки привычной программы.

  • Принцип доступности дополняется тем, что для каждой возрастной группы детей подбираются пьесы соответствующей сложности.

  • Принцип систематичности и последовательности обеспечивается всем комплексом проводимых мероприятий.

  • Принцип социализации, связанный с публичными выступлениями, умением работать в команде и коллективе.

Фестиваль явился, с одной стороны, итоговым мероприятием нашего проекта, а, с другой стороны, самым ярким и радостным событием для его участников. Важным итогом выступления являются чувства, которые испытывают все артисты, - радость от совместной творческой деятельности, уверенность, которую они обретают в поддержке слушателей, приобретение сценического опыта публичных выступлений. Таким образом, подобные фестивали дают бесценный опыт человеческого общения и социализации.


Содержание практической деятельности по реализации проекта


Следующий этап работы над проектом был посвящен совместной деятельности всех учителей и учащихся.


План реализации проекта


Задачи

Сроки и ответственные

1.

Определить состав участников проекта

сентябрь, учителя

2.

Изучить методическую и нотную литературу

сентябрь-ноябрь, учителя

3.

Довести до участников проекта важность сохранения и укрепления традиций современной музыки, эстрадно-джазового музицирования

сентябрь, учителя

4.

Подобрать репертуар для разучивания

сентябрь-октябрь, учителя

5.

Составить план по подготовке и проведению фестиваля на базе ДШИ №6

сентябрь-январь, учителя

6.

Разучить эстрадно-джазовые пьесы на индивидуальных занятиях

сентябрь-январь, учителя, уч-ся

7.

Прослушать участников проекта

февраль, Зельская Т.С., Барбашева Н.В.

8.

Подготовить печатную продукцию (афиша, программка-буклет)

февраль, Левина М.А., Яковлева Л.Ю.

9.

Подготовить документацию (благодарности, приказы).

февраль, Яковлева Л.Ю.

10.

Организовать проведение Фестиваля «В ожидании весны» на базе ДШИ №6

февраль, Пшеницына Ж.Ю., Яковлева Л.Ю., Левина М.А.

11.

Написать сценарий проведения Фестиваля «В ожидании весны»

февраль, Пшеницына Ж.Ю.

12.

Записать видео презентацию проекта Фестиваля «В ожидании весны» на базе ДМШ №6

февраль, отв. Ражев Н.Н. (родители)

13.

Оформить портфолио-папку Фестиваля современной музыки «В ожидании весны»

февраль, Левина М.А.

14.

Подведение итогов и выводы.

март, учителя

15.

Представить опыт работы на заседании кафедры инструментальной музыки, педсовете.

Последующий период, учителя


Методы отслеживания результатов

  • проведение прослушивания учащихся - участников Фестиваля современной музыки;

  • апробация концертных выступлений учащихся в практике культурно-просветительской работы в МОУ гимназии №18 и ДШИ №6, на конкурсах различного уровня.


Эффективность реализации проекта


Критериями эффективности проекта можно считать:

  • степень развития интереса к современной музыке,

  • степень развития эмоционального отклика на музыкальное произведение и исполнительскую деятельность;

  • степень проявления способностей к творческой деятельности;

  • степень проявления исполнительских трактовок своих произведений и уровень исполнительства в публичных выступлениях.


Отзывы:

  • Благодарственные письма учителям.

  • Благодарственные письма учащимся.



Третий этап работы над проектом «В ожидании весны» включет анализ итогов нашей деятельности, обработку, систематизацию и оформление результатов.

Реализация этого проекта способствовала созданию творческой атмосферы поиска и находок новых инновационных приемов и методов организации учебного процесса в МОУ гимназии №18. Итогом запланированных мероприятий явилось:

  1. Рост педагогической оснащенности в обучении учащихся в современных условиях.

  2. Расширение знаний учащихся о современной музыке как значительном музыкальном явлении XX века.

  3. Эстрадно-джазовое музицирование способствует повышению мотивации и является важным фактором личностно-ориентированного обучения.

  4. Обновление академического репертуара посредством использования более современных, отвечающих запросам учащихся, произведений.

  5. Участие в подобных мероприятиях формирует необходимые ключевые компетенции не только в области музыкального искусства, но и познавательной деятельности.

  6. Накопление опыта публичных выступлений в исполнительской практике, является ценным опытом социализации, который пригодится в дальнейшей деятельности.

  7. Рост исполнительского уровня участников проекта.

  8. Решение – продолжить работу по проведению Фестиваля «В ожидании весны» с выходом на новый уровень путем расширения контингента участников.

Мы можем констатировать тот факт, что в контексте современного учебно-воспитательного процесса в МОУ гуманитарно-музыкальной гимназии №18 и ДШИ №6 современная музыка является привлекательным материалом как для обучающей, так и для обучаемой стороны, поскольку сочетает в себе качества развлекательной и серьезной музыки и является своеобразным связующим звеном между двумя сферами серьезной и легкой музыки, а, значит, является более близким и доступным для восприятия учащимися. Мы убедились, что современная музыка обладает широким спектром педагогических возможностей, способствующих решению актуальных общеэстетических и специальных задач современного музыкального воспитания.


Проектными продуктами являются:

  1. Презентация проекта «В ожидании весны» на концертной площадке ДШИ №6 25.02.2016г.

  2. Произведения, выученные учащимися и исполненные на межшкольном Фестивале современной музыки.

  3. Сценарий проведения Фестиваля современной музыки «Ожидание весны».

  4. Программка-брошюра презентации проекта 25.02.2016г.

  5. Фото и видеосьемка презентации проекта «В ожидании весны» 25.02.2016 г. в ДШИ №6.

  6. Портфолио – папка проекта Фестиваля современной музыки «В ожидании весны».

В ходе реализации проекта мы убедились, что при разработке методики включения эстрадно-джазовых произведений как составляющей части репертуара учащихся и всего учебного процесса позволяет успешно решать одну из наиболее острых проблем современного музыкального воспитания - приобщение подрастающего поколения к серьезному музыкальному искусству. Участие в проекте показало, что у учащихся повышается уровень оценки как классической, так и джазовой музыки, развивается музыкальный вкус, возрастает внимательное отношение к фактуре и музыкальной ткани всего произведения, вырабатывается навык целостного восприятия музыки на основе аналитического подхода к ее составляющим ее элементам.

Таким образом, гипотеза проекта о том, что если обеспечить педагогические условия для использования новых форм и методов обучения, то у учащихся повышается интерес к обучению игре на инструменте в целостном и органичном комплексе, подтвердилась практическими результатами их творческой деятельности.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Левина Марина Александровна

Дата: 25.01.2020

Номер свидетельства: 537339

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства