kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Повышение эффективности музыкального образования детей посредством применения двигательной музыкально-ритмической технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одна из основных музыкальных задач учителя музыки в начальной школе -  развитие ритмических способностей ребенка.  В цели изучения курса музыки  по ФГОС второго поколения в начальной школе в числе предметно-ориентированных компетенций включены умения и навыки пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, элементарного музицирования на детских инструментах, включение в процесс музицирования творческих импровизаций, в том числе ритмических и инструментальных. Из этого следует, что развитие чувства ритма является сложной и необходимой задачей  в музыкально-педагогической практике.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Повышение эффективности музыкального образования детей посредством применения двигательной музыкально-ритмической технологии »

Повышение эффективности музыкального образования

учащихся посредством применения двигательной

музыкально-ритмической технологии


Одна из основных музыкальных задач учителя музыки в начальной школе -  развитие ритмических способностей ребенка.  В цели изучения курса музыки  по ФГОС второго поколения в начальной школе в числе предметно-ориентированных компетенций включены умения и навыки пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, элементарного музицирования на детских инструментах, включение в процесс музицирования творческих импровизаций, в том числе ритмических и инструментальных. Из этого следует, что развитие чувства ритма является сложной и необходимой задачей  в музыкально-педагогической практике.


Музыка – один из ярких и эмоциональных видов искусства, наиболее эффективное и действенное средство воспитания детей. Она помогает полнее раскрыть способности ребёнка, развить слух и чувство ритма, научить его правильно воспринимать язык музыкальных образов.
Приобщение детей к музыке идёт различным путём. В сфере музыкально-ритмической деятельности оно происходит посредством доступных и интересных предложений – упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов, помогающих ребёнку лучше почувствовать и полюбить музыку, проникнуться её настроением, осознать характер произведения, понять форму, выразительные средства. Музыкально-ритмическая деятельность направлена на воспитание у каждого ребёнка эстетических, физических, нравственных и умственных качеств.

В области музыкально-ритмических движений решаются следующие задачи:
1.Обогащать музыкальные впечатления детей, создавать радостное настроение.
2. Развивать ритмичность движений под музыку.
3. Подводить к выразительному исполнению движений, к совместным и индивидуальным действиям.

В настоящее время дети испытывают "двигательный дефицит", задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки. Поэтому, детям нужны особые технологии физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем.

Из-за ограниченности времени и, как правило, отсутствия специального помещения движениям на уроках музыки отводится незначительное место, используются лишь отдельные элементы. Однако наряду с другими видами деятельности музыкально - ритмические движения обеспечивают разносто-роннее музыкальное развитие учащихся: у них развивается музыкальность, творческие способности, формируются навыки коллективных действий. Воспитательное значение движений под музыку проявляется и в том, что

они активизируют чувство ритма, способствуют углубленному освоению музыкального материала урока. С помощью движений школьники передают характерные особенности произведения.

В основе музыкально-ритмической деятельности лежит моторно-пла-стическая проработка музыкального материала. Она способствует усилению эмоционального воздействия музыки, развитию представлений о средствах музыкальной выразительности, элементах музыкальной речи: движения под музыку помогают прослеживать развитие музыкального образа. Все это дос-тигается благодаря приобретенным навыкам и умениям согласовывать дви-жения с музыкой, ее характером, настроением.


Приемы использования движений на уроке

Под  технологией обучения подразумевается определенный способ обучения, в котором основную нагрузку по реализации функции обучения выполняет средство обучения под управлением человека. При технологии учитель музыки выполняет функцию управления средством обучения, а также функции стимулирования и координации деятельности. 

Развитие ритмических способностей для современной музыкальной педагогики представляет трудную задачу.

Чтобы музыкально-ритмические движения обогащали художественное развитие детей, надо подготовить ребят к данной деятельности. Поэтому, прежде всего учащиеся по­лучают представления о двигательных навыках. Они учат­ся ориентироваться в помещении (маршировать под музы­ку, легко бегать врассыпную), реагировать на условные музыкальные сигналы. Например, сигналом к построению могут быть звуки трубы, возвещающие о начале действия в опере Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Сигналом к тому, чтобы ритмично бегать по классу, может стать сопровож-дение к музыке на треугольнике, а переход от бега на шаг подскажет удар барабана (подчеркиваю­щий заключительный такт музыки, под которую ре-бята бе­гали).

После того как учащиеся усвоят упражнения ориенти­ровочного характера, в урок вводятся задания, направлен­ные на формирование умений выявлять, передавать в дви­жениях характерные особенности музыкального образа. Например, под марши различного характера ребята учатся и двигаться по-разному: под спортивный - бодро, под игру­шечный - легко, шагом на носках, под военный - высоким шагом и т. д.

Для двигательных упражнений и входа в класс учитель использует не только марши, но и другие произведения «моторного» характера. Если в их числе будут пьесы, раз­личные по настроению, то, разумеется, выразительное ис­полнение движений под музыку углубит представления об особенностях ее содержания.

Одним из простейших элементов движений являются хлопки и притопы. С их помощью учащиеся могут закре­пить представления, например, о длитель-ностях, ритме ме­лодии. Так, сопровождая хлопками исполнение педагогом - «Экосеза» Ф. Шуберта, а затем «Камаринской» П. Чай­ковского, ребята по-чувствуют, что длительности во второй пьесе более короткие, чем в первой, и что восьмые дли­тельности удобны для бега, а четверти - для шага. Сопо­ста-вив характеры этих танцев с особенностями их ритми­ческого рисунка, шко-льники еще раз убедятся во взаимо­связи характера музыки со средствами его воплощения, что в свою очередь будет способствовать осознанию жан­ровых особенностей танца.

С помощью хлопков и притопов удобно передавать рит­мический рисунок музыки.
Дети отмечают метрические доли хлопками, шагают, прыгают, подчеркивают ритмическую пульсацию в движениях. Играющий ребенок бессознательно использует основные ритмические величины [1].

Музыкально-ритмические движения - вид музыкальной деятельности, построенный на взаимосвязи музыки и движений, где основой служит ритм. Чувство ритма у детей младшего школьного возраста развивается в процессе поэтапного освоения (ознакомление с ритмом; выбор, вживание в образ и его ритмическое воплощение под руководством педагога; самостоятельное освоение ритма в новых условиях) основных видов ритмической деятельности (ритмопластики, ритмографики, ритмизации слова, эвритмии) на уроках музыки [3].
Началом работы по развитию чувства ритма должна быть собственная ритмическая деятельность детей (игровые песни, ритмические движения и т. д., которым дети учились до школы).

Основная задача педагога - создать эмоциональный настрой у детей во время занятий. Отсюда следуют требования к педагогической деятельности учителя музыки:

-грамотно подобранный репертуар,

-выразительное исполнение музыки,

-адекватный содержанию показ движений при соблюдении принципа целостности действенного показа (музыка - движение);

-умение чувствовать общее эмоциональное содержание музыки и передавать его в движении;

-стремление к развитию у детей непосредственного эмоционально-двигательного восприятия на музыки разного характера, активного творческого поиска в передаче музыкальных образов.


Во время разучивания музыкально-ритмических заданий педагог пользуется различными методическими приёмами, учитывая возрастные особенности детей.
Один из важнейших приёмов обучения - целостный наглядно-слуховой показ. Музыка и движения едины. Педагог один (или с ребёнком) может показать разучиваемое движение под музыкальное сопровождение. Правильный показ движений, точные указания помогают ребёнку технически правильно выполнить то или иное движение.
На уроке педагогу необходимо осуществлять индивидуальный подход к детям. Этот приём помогает застенчивого, робкого сделать смелым, уверенным в себе, самоуверенного – более скромным и т.д. Не следует в течение года оставлять ведущим кого-либо одного. Такой ведущий самоуверен, гордится своей привилегией. Другие же при этом теряют чувство уверенности, плохо ориентируются.
Закрепить пройденный материал, усвоить необходимые навыки помогают многократные последовательные повторения.
Некоторые игры и пляски требуют предварительного разучивания отдельных элементов, и разучиваются они в виде упражнений. Педагог должен ясно себе представить последовательность разучивания движений, точно сформулировать конкретное программное содержание для каждого этапа. Музыкальные игры и пляски помогают развить эмоциональность и образованность восприятия музыки, чувство ритма, мелодический и гармонический слух, ощущение музыкальной формы, музыкальную память и так далее.
Для того, чтобы музыкальная игра, пляска могли выполнять свои воспитательные задачи, нужно научить детей владеть своим телом, координировать движения, согласовывать их с содержанием музыки.

Музыкально-ритмическая деятельность детей имеет 3 взаимосвязанных направления:
1. обеспечивает музыкальное развитие и включает развитие музыкального слуха, формирование умений подчинять движения музыке, усвоение музыкальных знаний;
2. даёт правильные двигательные навыки: ходьбы (маршевая, бодрая, спортивная, торжественная, спокойная, плавная, пружинистая); шага (высокий, на носках, мягкий, широкий, острый, пружинистый, переменный, дробный, хороводный); поскоков (легкие, энергичные); кружение на носках, сочетания поскока с пружинящим шагом; движение рук (мягкие, энергичные); хлопков в ладоши (тихо, громко, с размаха, держа руки близко одна от другой, скользящие «Тарелками»); построения и перестроения; элементов танца (русско-хороводный, дробный, переменный шаг, шаг с притопом, полуприсядка, припадание, «Ковырялочка», украинского – голубец, припадание боковое, кружение, белорусского – основной ход танцев «Лявониха» и «Крыжачок», движение польки в танцах «Бульба» и «Янка», бально-боковой галоп, шаг польки, вальсообразные движения, элементы характерного современного детского бального танца);
3. обеспечивает формирование умения управлять движениями тела: быстро и точно останавливаться, менять движение и так далее.


Таким образом, музыкально-ритмическая деятельность привлекает детей своей эмоциональной окрашенностью, возможностью активно выразить отношение к музыке в движениях. Благодаря этой деятельности удовлетворяется естественная потребность детей в движениях.

Последовательная, систематическая работа, а в частности, музыкально-ритмическая деятельность, развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально-динамическому осмыслении движений. Это осознанное отношение к восприятию музыки наполняет ребенка радостью. Музыка открывает для ребенка богатый мир добра, красоты, научит творческой преобразовательной деятельности.





Список литературы:
1.Васютина А.И., Тамбиева А.П. Развитие ритма движений у детей //Материалы У1 науч. конф. М.: АПН РСФСР, 1963. - С.286.
2.Далькроз Ж. Ритм, его воспитательное значение для жизни, для искусства//2-е изд. журн. «Театр и искусство». 1914. - 120с.
3.Клобоук Т. Ритмические способности детей 9-10 лет и методика их развития.: Дис. . канд. пед. наук. Спб., 1992. - 131с.
4.Павлов И.П. Полное собрание сочинений. М.: Медгиз, 1951. - Т. 3. -4.2.-С.136.
5.Самолдина К.А. Роль моторики в музыкальном развитии и воспитании младших школьников.: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1974. 18с.
6.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.-Л., 1947.





















Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста









Повышение эффективности музыкального образования

учащихся посредством применения двигательной

музыкально-ритмической технологии


Подготовила:

учитель музыки

Ивлева Н. И










г. Ессентуки

Приложение


Музыкально-ритмические игры


“Дирижёр и оркестр”
Один ученик читает стихотворение, другой дирижирует, а остальные играют на музыкальных инструментах.


"Игра в слова”
У детей в руках музыкальные инструменты: бубны, кубики, палочки, маракасы, ложки. Сначала дети сопровождают пение педагога ударами на сильную долю, затем педагог или кто-то из учеников называет слова, а дети отстукивают ритм слов  песни или стихотворения.


“Угадай, кого зову”
1 вариант проведения игры:
Дети по очереди называют своё имя и простукивают его на палочках, или других ударных инструментах, чётко выделяя акцент на ударный слог.
2 вариант проведения игры: Педагог или ученик простукивает ритм имени ребёнка, а ребёнок должен узнать в нём своё имя и поднять руку, и простучать его, произнося в слух. Называть можно имена в полной и уменьшительной форме (Маша, Мария, Машенька)


«Музыкальное зеркало»
Барабаны, погремушки, ложки, колокольчики, треугольники, бубны — самое эффективное средство для развития чувства ритма. Предложите детям повторять за вами элементарные упражнения для развития чувства ритма: последовательности одинаковых равномерных ударов или наоборот ударов в каком-нибудь необычном ритме. А можно прослушав несложную мелодию (8 тактов) предложить детям простучать её ритм, а при повторном исполнении самостоятельно воспроизвести его хлопками или на детских музыкальных инструментах.


«Пантомима»
Развитие чувства ритма подразумевает умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. После прослушивания разнохарактерных пьес (например, «Детский альбом» П.И.Чайковского) дети должны передать характер “Неаполитанской песенки” (лёгкой, веселой), решительный, важный уверенный «Марш деревянных солдатиков» и т.д. Эмоционально, ритмично изображать музыкальные штрихи – legato, staccato, non legato, чувствовать акценты, выделять в движениях фразы.



«Пение и хлопки»
Очень эффективный способ развития чувства ритма дает следующий прием исполнения хорошо знакомой детям песни: подгруппа поет ее мелодию, а другая, отстав на один-два такта, отхлопывает ритмический аккомпанемент.


«Ритмический аккомпанемент»
Класс делится на две группы. Одна исполняет песню, а другая негромко отхлопывает определенный ритмический рисунок.


«Ритмическое эхо»
1 вариант проведения игры:
Пара учеников выходят к доске и поют фразы по очереди:
Эхо, эхо – вот потеха.
Не могу сдержать я смеха!
Поиграем мы в игру,
Все, что хлопну
Повторю.
После этих слов один ученик прохлопывает ритмический рисунок, а второй его повторяет. Потом ребята меняются ролями. Остальные ученики внимательно слушают и оценивают успешность выполнения задания и насколько интересным был ритм. А возможно кто-то узнает в прослушанном ритмическом рисунке знакомую песенку.
2 вариант проведения игры:
Учитель отхлопывает различные ритмические рисунки. Учащиеся, прослушав их, повторяют всем классом. В случае, если позволяет ритмическая подготовка класса, эту игру можно провести с усложнением: учащиеся повторяют ритм в отсроченном режиме – каноном.


«Ансамбль»
Мелодию проигрывает учитель либо поет один из учеников. Остальные ученики класса делятся на три группы. Одна играет на ударных инструментах (ложках, маракасах, музыкальных коробочках) или прохлопывает в ладоши повторяющийся ритмический рисунок; другая на бубнах акцентирует сильную долю; третья группа выступает в роли зрителей или танцоров, а потом определяет, кто из музыкантов  лучше справился с заданием.


« Все захлопали в ладоши»

Дети стоят в кругу, лицом к центру.

1.«Все захлопали в ладоши дружно веселее.

(хлопки в ладоши в нужном ритме)

Ножки, ножки застучали громче и сильнее

(притопы в нужном ритме)

2. По коленочкам ударим тише, тише, тише.

(хлопаем по коленям затихая)

Ручки, ручки поднимаем выше, выше, выше.

3. Покружились, покружились

На земь опустились

Покружились, покружились

И остановились».

Игровой массаж « На саночках»

( Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый  тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез).

Дети встают в круг

     

        (1) Подмели метлищей, стал двор чище

        (2) Поскребли лопаткой, стал двор гладкий.

        (3) Снег собрали в кучу, сделали кручу,

        (4) И на кручу санки покатили сами.

        (5) Побежали дети скоро, скоро

        (6) Притащили саночки на гору.

        (7) Съехали с кручи, въехали в кучу,

       (8) А на горку сани потащили сами.

       (1) Подмели метлищей, стал двор чище и т. д.

 

        1  - сверху вниз по спинке «метём»  ладонью и пальцами

        2  - «поскрести» ребром ладони

        3  - одним движением по спине снизу вверх «отодвигаем снег»

        и на слова «сделали кручу» - 2 хлопка по спинке под музыку

        4 – провести рёбрами ладоней по спинке вверх

        5  - пройти  указательными и средними пальцами обеих рук по спинке снизу              вверх

        6  - провести рёбрами ладоней по спинке снизу  вверх

        7 - провести рёбрами ладоней по спинке сверху вниз

        8 - пройти  указательными и средними пальцами обеих рук по спинке снизу      вверх      

 

Сказка-шумелка «Зима в лесу»

Осенью мышки с утра до вечера бегали по лесу, собирали еду на зиму

(бегать пальцами по барабану)

А белочки прыгали по веткам, собирая шишки

(кастаньеты)

И вот с неба стали падать снежинки

(удары палочкой по металлофону )

Снег укрыл землю пушистым белым одеялом и на снегу были видны следы маленьких лапок

(удары по треугольнику)

Белочки устраивали себе гнезда на деревьях, мыши попрятались в свои норки и делали себе гнездышки  из травы

(шуршать бумагой)

У всех было много еды: белки грызли орешки

(удары деревянными ложками)

Мыши грызли зернышки

(проводить палочкой по рубелю)

В лесу шумел холодный зимний ветер

(дуть в бутылку)

Но белочкам было тепло в гнездах

( цокать языком  )

И мышкам было хорошо в своих маленьких норках

(пи-пи-пи-пи-пи..)


«Ритмический узор»

Из снежинок составить ритмический узор и прохлопать его хлопками. (большая снежинка -ТА, маленькая  - ТИ) (используем дидактический материал) Дети отстукивают ритм хлопками.

Пальчиковая гимнастика «Прогулка»

Один, два, три, четыре, пять                             Загибают пальчики по одному

Мы во двор пошли гулять                                «Идут» по столу указательным

                                                                              и средним пальчиками

Бабу снежную лепили                                       «Лепят» комочек двумя

                                                                              ладонями                          

Птичек крошками кормили                               «Крошат» хлебушек всеми

                                                                              пальчиками

С горки мы потом катались                              Ведут указательным пальцем

                                                                             правой руки по ладони левой

                                                                             руки

А еще в снегу валялись                                     Кладут ладошки на стол то

                                                                             одной, то другой стороной

Все в снегу домой пришли                                 Отряхиваю ладошки

Съели суп и спать легли                                    Движения воображаемой

                                                                             ложкой; руки под щечку

                                                                      

Прощаться, как известно,

Не очень интересно.

Но мы кивнем головкой,

Помашем на прощанье

И дружно - дружно

Всем мы скажем «До свиданья!»


«Чудесные превращения»

Учительграмотно читает поэтический текст, четко проговаривая слова, делая речевые паузы и логические ударения. Это поможет развитию творческого воображения детей, и будет способствовать выразительности и пластичности движений.

Движения сопровождаются музыкальной импровизацией в соответствии с «характером героя».

- Мы поднимем руки вверх,

Сразу станем выше всех. (Дети идут на носках, руки поднимают вверх).

-Вот идет подъемный кран,

Перевозит грузы сам. (идут на пятках, руки за спиной «замочком»).

- Тихо-тихо мышь идет,

Потому что рядом кот. (двигаются мягким пружинным шагом на носках, слегка прогнув спину).

- Гоп-гоп, конь живой, (дети сгибают в локтях руки - «берут вожжи»,

С настоящей головой, идут, высоко поднимая ноги, красиво оттянув

С настоящей гривой, носочек – «копытце»).

Вот какой красивый.

-На колени руки сложим, (пружинный шаг на всей ступне. Ноги

На кого же мы похожи? расставлены на ширину плеч и согнуты в

Это карлик-старичок. коленях,. тяжесть тела переносится с одной

Он согнулся как крючок. ноги на другую, ноги в коленях

не выпрямляются).

- Вот шагает великан,

Как большой подъемный кран. (дети двигаются широким пружинным

Рощу, речку и луга шагом, руки помогают движению, свободно

Он пройдет за два шага. раскачиваясь вдоль корпуса).

- Шел по лесу добрый гном (дети идут вразвалочку, слегка пружиня

С разноцветным колпачком. в коленях, руки можно сложить

Шел и песню напевал, «топориком» на правом плече).

И в вразвалочку шагал.

- Вот шагает добрый слон,

Всем на свете шлет поклон. (дети двигаются не спеша, размеренно,

слегка увеличив длину шага. Руки находятся

за спиной, в такт каждому шагу ребенок слегка

покачивает головой).

- В темном лесе есть избушка. (идут по кругу).

Стоит задом наперед. (прыжком поворачиваются в другую сторону).

В той избушке есть старушка,

Бабушка Яга живет. (идут по кругу в другую сторону).

У нее глаза большие. (разжимают кулачки подобно открывающимся глазам).

Словно огоньки горят.

Ух! (приседают). Сердитая какая!

Дыбом волосы стоят. (резко поднимают руки вверх.)


Распевка «Качели».

(показ рукой направления движения вверх – вниз).

Во время пения, помимо работы над чистым интонированием, тренируем прослеживающую функцию глаз, (следим за движение руки).

М. р. - В парке темно, все спят давно…

Одна сова не спит, на суку сидит, да как полетит…


Пальчиковая речевая попевка «Сова».

В лесу (соединяют запястья рук, пальцы расставлены в стороны)

Темно (закрывают ладонями глаза, локти в сторону),

Все спят (ладони соединить подушечкой)

Давно (кладут «подушечку» на плечо, голову наклонить).

Одна Сова не спит (делают «глаза», текст нараспев, низко).

На суку сидит (руки за спину, выгнуть грудь - «важная» Сова).

Да как полетит! («перелетают» на другое место, текст высоко).



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ивлева Наталья Ивановна

Дата: 29.03.2015

Номер свидетельства: 193249


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства