Повышение эффективности музыкального образования детей посредством применения двигательной музыкально-ритмической технологии
Повышение эффективности музыкального образования детей посредством применения двигательной музыкально-ритмической технологии
Одна из основных музыкальных задач учителя музыки в начальной школе - развитие ритмических способностей ребенка. В цели изучения курса музыки по ФГОС второго поколения в начальной школе в числе предметно-ориентированных компетенций включены умения и навыки пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, элементарного музицирования на детских инструментах, включение в процесс музицирования творческих импровизаций, в том числе ритмических и инструментальных. Из этого следует, что развитие чувства ритма является сложной и необходимой задачей в музыкально-педагогической практике.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Повышение эффективности музыкального образования детей посредством применения двигательной музыкально-ритмической технологии »
Повышение эффективности музыкального образования
учащихся посредством применения двигательной
музыкально-ритмической технологии
Одна из основных музыкальных задач учителя музыки в начальной школе - развитие ритмических способностей ребенка. В цели изучения курса музыки по ФГОС второго поколения в начальной школе в числе предметно-ориентированных компетенций включены умения и навыки пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, элементарного музицирования на детских инструментах, включение в процесс музицирования творческих импровизаций, в том числе ритмических и инструментальных. Из этого следует, что развитие чувства ритма является сложной и необходимой задачей в музыкально-педагогической практике.
Музыка – один из ярких и эмоциональных видов искусства, наиболее эффективное и действенное средство воспитания детей. Она помогает полнее раскрыть способности ребёнка, развить слух и чувство ритма, научить его правильно воспринимать язык музыкальных образов. Приобщение детей к музыке идёт различным путём. В сфере музыкально-ритмической деятельности оно происходит посредством доступных и интересных предложений – упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов, помогающих ребёнку лучше почувствовать и полюбить музыку, проникнуться её настроением, осознать характер произведения, понять форму, выразительные средства. Музыкально-ритмическая деятельность направлена на воспитание у каждого ребёнка эстетических, физических, нравственных и умственных качеств.
В области музыкально-ритмических движений решаются следующие задачи: 1.Обогащать музыкальные впечатления детей, создавать радостное настроение. 2. Развивать ритмичность движений под музыку. 3. Подводить к выразительному исполнению движений, к совместным и индивидуальным действиям.
В настоящее время дети испытывают "двигательный дефицит", задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки. Поэтому, детям нужны особые технологии физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем.
Из-за ограниченности времени и, как правило, отсутствия специального помещения движениям на уроках музыки отводится незначительное место, используются лишь отдельные элементы. Однако наряду с другими видами деятельности музыкально - ритмические движения обеспечивают разносто-роннее музыкальное развитие учащихся: у них развивается музыкальность, творческие способности, формируются навыки коллективных действий. Воспитательное значение движений под музыку проявляется и в том, что
они активизируют чувство ритма, способствуют углубленному освоению музыкального материала урока. С помощью движений школьники передают характерные особенности произведения.
В основе музыкально-ритмической деятельности лежит моторно-пла-стическая проработка музыкального материала. Она способствует усилению эмоционального воздействия музыки, развитию представлений о средствах музыкальной выразительности, элементах музыкальной речи: движения под музыку помогают прослеживать развитие музыкального образа. Все это дос-тигается благодаря приобретенным навыкам и умениям согласовывать дви-жения с музыкой, ее характером, настроением.
Приемы использования движений на уроке
Под технологией обучения подразумевается определенный способ обучения, в котором основную нагрузку по реализации функции обучения выполняет средство обучения под управлением человека. При технологии учитель музыки выполняет функцию управления средством обучения, а также функции стимулирования и координации деятельности.
Развитие ритмических способностей для современной музыкальной педагогики представляет трудную задачу.
Чтобы музыкально-ритмические движения обогащали художественное развитие детей, надо подготовить ребят к данной деятельности. Поэтому, прежде всего учащиеся получают представления о двигательных навыках. Они учатся ориентироваться в помещении (маршировать под музыку, легко бегать врассыпную), реагировать на условные музыкальные сигналы. Например, сигналом к построению могут быть звуки трубы, возвещающие о начале действия в опере Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Сигналом к тому, чтобы ритмично бегать по классу, может стать сопровож-дение к музыке на треугольнике, а переход от бега на шаг подскажет удар барабана (подчеркивающий заключительный такт музыки, под которую ре-бята бегали).
После того как учащиеся усвоят упражнения ориентировочного характера, в урок вводятся задания, направленные на формирование умений выявлять, передавать в движениях характерные особенности музыкального образа. Например, под марши различного характера ребята учатся и двигаться по-разному: под спортивный - бодро, под игрушечный - легко, шагом на носках, под военный - высоким шагом и т. д.
Для двигательных упражнений и входа в класс учитель использует не только марши, но и другие произведения «моторного» характера. Если в их числе будут пьесы, различные по настроению, то, разумеется, выразительное исполнение движений под музыку углубит представления об особенностях ее содержания.
Одним из простейших элементов движений являются хлопки и притопы. С их помощью учащиеся могут закрепить представления, например, о длитель-ностях, ритме мелодии. Так, сопровождая хлопками исполнение педагогом - «Экосеза» Ф. Шуберта, а затем «Камаринской» П. Чайковского, ребята по-чувствуют, что длительности во второй пьесе более короткие, чем в первой, и что восьмые длительности удобны для бега, а четверти - для шага. Сопоста-вив характеры этих танцев с особенностями их ритмического рисунка, шко-льники еще раз убедятся во взаимосвязи характера музыки со средствами его воплощения, что в свою очередь будет способствовать осознанию жанровых особенностей танца.
С помощью хлопков и притопов удобно передавать ритмический рисунок музыки. Дети отмечают метрические доли хлопками, шагают, прыгают, подчеркивают ритмическую пульсацию в движениях. Играющий ребенок бессознательно использует основные ритмические величины [1].
Музыкально-ритмические движения - вид музыкальной деятельности, построенный на взаимосвязи музыки и движений, где основой служит ритм. Чувство ритма у детей младшего школьного возраста развивается в процессе поэтапного освоения (ознакомление с ритмом; выбор, вживание в образ и его ритмическое воплощение под руководством педагога; самостоятельное освоение ритма в новых условиях) основных видов ритмической деятельности (ритмопластики, ритмографики, ритмизации слова, эвритмии) на уроках музыки [3]. Началом работы по развитию чувства ритма должна быть собственная ритмическая деятельность детей (игровые песни, ритмические движения и т. д., которым дети учились до школы).
Основная задача педагога - создать эмоциональный настрой у детей во время занятий. Отсюда следуют требования к педагогической деятельности учителя музыки:
-умение чувствовать общее эмоциональное содержание музыки и передавать его в движении;
-стремление к развитию у детей непосредственного эмоционально-двигательного восприятия на музыки разного характера, активного творческого поиска в передаче музыкальных образов.
Во время разучивания музыкально-ритмических заданий педагог пользуется различными методическими приёмами, учитывая возрастные особенности детей. Один из важнейших приёмов обучения - целостный наглядно-слуховой показ. Музыка и движения едины. Педагог один (или с ребёнком) может показать разучиваемое движение под музыкальное сопровождение. Правильный показ движений, точные указания помогают ребёнку технически правильно выполнить то или иное движение. На уроке педагогу необходимо осуществлять индивидуальный подход к детям. Этот приём помогает застенчивого, робкого сделать смелым, уверенным в себе, самоуверенного – более скромным и т.д. Не следует в течение года оставлять ведущим кого-либо одного. Такой ведущий самоуверен, гордится своей привилегией. Другие же при этом теряют чувство уверенности, плохо ориентируются. Закрепить пройденный материал, усвоить необходимые навыки помогают многократные последовательные повторения. Некоторые игры и пляски требуют предварительного разучивания отдельных элементов, и разучиваются они в виде упражнений. Педагог должен ясно себе представить последовательность разучивания движений, точно сформулировать конкретное программное содержание для каждого этапа. Музыкальные игры и пляски помогают развить эмоциональность и образованность восприятия музыки, чувство ритма, мелодический и гармонический слух, ощущение музыкальной формы, музыкальную память и так далее. Для того, чтобы музыкальная игра, пляска могли выполнять свои воспитательные задачи, нужно научить детей владеть своим телом, координировать движения, согласовывать их с содержанием музыки.
Музыкально-ритмическая деятельность детей имеет 3 взаимосвязанных направления: 1. обеспечивает музыкальное развитие и включает развитие музыкального слуха, формирование умений подчинять движения музыке, усвоение музыкальных знаний; 2. даёт правильные двигательные навыки: ходьбы (маршевая, бодрая, спортивная, торжественная, спокойная, плавная, пружинистая); шага (высокий, на носках, мягкий, широкий, острый, пружинистый, переменный, дробный, хороводный); поскоков (легкие, энергичные); кружение на носках, сочетания поскока с пружинящим шагом; движение рук (мягкие, энергичные); хлопков в ладоши (тихо, громко, с размаха, держа руки близко одна от другой, скользящие «Тарелками»); построения и перестроения; элементов танца (русско-хороводный, дробный, переменный шаг, шаг с притопом, полуприсядка, припадание, «Ковырялочка», украинского – голубец, припадание боковое, кружение, белорусского – основной ход танцев «Лявониха» и «Крыжачок», движение польки в танцах «Бульба» и «Янка», бально-боковой галоп, шаг польки, вальсообразные движения, элементы характерного современного детского бального танца); 3. обеспечивает формирование умения управлять движениями тела: быстро и точно останавливаться, менять движение и так далее.
Таким образом, музыкально-ритмическая деятельность привлекает детей своей эмоциональной окрашенностью, возможностью активно выразить отношение к музыке в движениях. Благодаря этой деятельности удовлетворяется естественная потребность детей в движениях.
Последовательная, систематическая работа, а в частности, музыкально-ритмическая деятельность, развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально-динамическому осмыслении движений. Это осознанное отношение к восприятию музыки наполняет ребенка радостью. Музыка открывает для ребенка богатый мир добра, красоты, научит творческой преобразовательной деятельности.
Список литературы: 1.Васютина А.И., Тамбиева А.П. Развитие ритма движений у детей //Материалы У1 науч. конф. М.: АПН РСФСР, 1963. - С.286. 2.Далькроз Ж. Ритм, его воспитательное значение для жизни, для искусства//2-е изд. журн. «Театр и искусство». 1914. - 120с. 3.Клобоук Т. Ритмические способности детей 9-10 лет и методика их развития.: Дис. . канд. пед. наук. Спб., 1992. - 131с. 4.Павлов И.П. Полное собрание сочинений. М.: Медгиз, 1951. - Т. 3. -4.2.-С.136. 5.Самолдина К.А. Роль моторики в музыкальном развитии и воспитании младших школьников.: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1974. 18с. 6.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.-Л., 1947.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Повышение эффективности музыкального образования
учащихся посредством применения двигательной
музыкально-ритмической технологии
Подготовила:
учитель музыки
Ивлева Н. И
г. Ессентуки
Приложение
Музыкально-ритмические игры
“Дирижёр и оркестр” Один ученик читает стихотворение, другой дирижирует, а остальные играют на музыкальных инструментах.
"Игра в слова” У детей в руках музыкальные инструменты: бубны, кубики, палочки, маракасы, ложки. Сначала дети сопровождают пение педагога ударами на сильную долю, затем педагог или кто-то из учеников называет слова, а дети отстукивают ритм слов песни или стихотворения.
“Угадай, кого зову” 1 вариант проведения игры: Дети по очереди называют своё имя и простукивают его на палочках, или других ударных инструментах, чётко выделяя акцент на ударный слог. 2 вариант проведения игры: Педагог или ученик простукивает ритм имени ребёнка, а ребёнок должен узнать в нём своё имя и поднять руку, и простучать его, произнося в слух. Называть можно имена в полной и уменьшительной форме (Маша, Мария, Машенька)
«Музыкальное зеркало» Барабаны, погремушки, ложки, колокольчики, треугольники, бубны — самое эффективное средство для развития чувства ритма. Предложите детям повторять за вами элементарные упражнения для развития чувства ритма: последовательности одинаковых равномерных ударов или наоборот ударов в каком-нибудь необычном ритме. А можно прослушав несложную мелодию (8 тактов) предложить детям простучать её ритм, а при повторном исполнении самостоятельно воспроизвести его хлопками или на детских музыкальных инструментах.
«Пантомима» Развитие чувства ритма подразумевает умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. После прослушивания разнохарактерных пьес (например, «Детский альбом» П.И.Чайковского) дети должны передать характер “Неаполитанской песенки” (лёгкой, веселой), решительный, важный уверенный «Марш деревянных солдатиков» и т.д. Эмоционально, ритмично изображать музыкальные штрихи – legato, staccato, non legato, чувствовать акценты, выделять в движениях фразы.
«Пение и хлопки» Очень эффективный способ развития чувства ритма дает следующий прием исполнения хорошо знакомой детям песни: подгруппа поет ее мелодию, а другая, отстав на один-два такта, отхлопывает ритмический аккомпанемент.
«Ритмический аккомпанемент» Класс делится на две группы. Одна исполняет песню, а другая негромко отхлопывает определенный ритмический рисунок.
«Ритмическое эхо» 1 вариант проведения игры: Пара учеников выходят к доске и поют фразы по очереди: Эхо, эхо – вот потеха. Не могу сдержать я смеха! Поиграем мы в игру, Все, что хлопну Повторю. После этих слов один ученик прохлопывает ритмический рисунок, а второй его повторяет. Потом ребята меняются ролями. Остальные ученики внимательно слушают и оценивают успешность выполнения задания и насколько интересным был ритм. А возможно кто-то узнает в прослушанном ритмическом рисунке знакомую песенку. 2 вариант проведения игры: Учитель отхлопывает различные ритмические рисунки. Учащиеся, прослушав их, повторяют всем классом. В случае, если позволяет ритмическая подготовка класса, эту игру можно провести с усложнением: учащиеся повторяют ритм в отсроченном режиме – каноном.
«Ансамбль» Мелодию проигрывает учитель либо поет один из учеников. Остальные ученики класса делятся на три группы. Одна играет на ударных инструментах (ложках, маракасах, музыкальных коробочках) или прохлопывает в ладоши повторяющийся ритмический рисунок; другая на бубнах акцентирует сильную долю; третья группа выступает в роли зрителей или танцоров, а потом определяет, кто из музыкантов лучше справился с заданием.
« Все захлопали в ладоши»
Дети стоят в кругу, лицом к центру.
1.«Все захлопали в ладоши дружно веселее.
(хлопки в ладоши в нужном ритме)
Ножки, ножки застучали громче и сильнее
(притопы в нужном ритме)
2. По коленочкам ударим тише, тише, тише.
(хлопаем по коленям затихая)
Ручки, ручки поднимаем выше, выше, выше.
3. Покружились, покружились
На земь опустились
Покружились, покружились
И остановились».
Игровой массаж « На саночках»
( Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез).
Дети встают в круг
(1) Подмели метлищей, стал двор чище
(2) Поскребли лопаткой, стал двор гладкий.
(3) Снег собрали в кучу, сделали кручу,
(4) И на кручу санки покатили сами.
(5) Побежали дети скоро, скоро
(6) Притащили саночки на гору.
(7) Съехали с кручи, въехали в кучу,
(8) А на горку сани потащили сами.
(1) Подмели метлищей, стал двор чище и т. д.
1 - сверху вниз по спинке «метём» ладонью и пальцами
2 - «поскрести» ребром ладони
3 - одним движением по спине снизу вверх «отодвигаем снег»
и на слова «сделали кручу» - 2 хлопка по спинке под музыку
4 – провести рёбрами ладоней по спинке вверх
5 - пройти указательными и средними пальцами обеих рук по спинке снизу вверх
6 - провести рёбрами ладоней по спинке снизу вверх
7 - провести рёбрами ладоней по спинке сверху вниз
8 - пройти указательными и средними пальцами обеих рук по спинке снизу вверх
Сказка-шумелка «Зима в лесу»
Осенью мышки с утра до вечера бегали по лесу, собирали еду на зиму
(бегать пальцами по барабану)
А белочки прыгали по веткам, собирая шишки
(кастаньеты)
И вот с неба стали падать снежинки
(удары палочкой по металлофону )
Снег укрыл землю пушистым белым одеялом и на снегу были видны следы маленьких лапок
(удары по треугольнику)
Белочки устраивали себе гнезда на деревьях, мыши попрятались в свои норки и делали себе гнездышки из травы
(шуршать бумагой)
У всех было много еды: белки грызли орешки
(удары деревянными ложками)
Мыши грызли зернышки
(проводить палочкой по рубелю)
В лесу шумел холодный зимний ветер
(дуть в бутылку)
Но белочкам было тепло в гнездах
( цокать языком )
И мышкам было хорошо в своих маленьких норках
(пи-пи-пи-пи-пи..)
«Ритмический узор»
Из снежинок составить ритмический узор и прохлопать его хлопками. (большая снежинка -ТА, маленькая - ТИ) (используем дидактический материал) Дети отстукивают ритм хлопками.
Пальчиковая гимнастика «Прогулка»
Один, два, три, четыре, пять Загибают пальчики по одному
Мы во двор пошли гулять «Идут» по столу указательным
и средним пальчиками
Бабу снежную лепили «Лепят» комочек двумя
ладонями
Птичек крошками кормили «Крошат» хлебушек всеми
пальчиками
С горки мы потом катались Ведут указательным пальцем
правой руки по ладони левой
руки
А еще в снегу валялись Кладут ладошки на стол то
одной, то другой стороной
Все в снегу домой пришли Отряхиваю ладошки
Съели суп и спать легли Движения воображаемой
ложкой; руки под щечку
Прощаться, как известно,
Не очень интересно.
Но мы кивнем головкой,
Помашем на прощанье
И дружно - дружно
Всем мы скажем «До свиданья!»
«Чудесные превращения»
Учительграмотно читает поэтический текст, четко проговаривая слова, делая речевые паузы и логические ударения. Это поможет развитию творческого воображения детей, и будет способствовать выразительности и пластичности движений.
Движения сопровождаются музыкальной импровизацией в соответствии с «характером героя».
- Мы поднимем руки вверх,
Сразу станем выше всех. (Дети идут на носках, руки поднимают вверх).
-Вот идет подъемный кран,
Перевозит грузы сам. (идут на пятках, руки за спиной «замочком»).
- Тихо-тихо мышь идет,
Потому что рядом кот. (двигаются мягким пружинным шагом на носках, слегка прогнув спину).
- Гоп-гоп, конь живой, (дети сгибают в локтях руки - «берут вожжи»,
С настоящей головой, идут, высоко поднимая ноги, красиво оттянув
С настоящей гривой, носочек – «копытце»).
Вот какой красивый.
-На колени руки сложим, (пружинный шаг на всей ступне. Ноги
На кого же мы похожи? расставлены на ширину плеч и согнуты в
Это карлик-старичок. коленях,. тяжесть тела переносится с одной
Он согнулся как крючок. ноги на другую, ноги в коленях
не выпрямляются).
- Вот шагает великан,
Как большой подъемный кран. (дети двигаются широким пружинным
Рощу, речку и луга шагом, руки помогают движению, свободно
Он пройдет за два шага. раскачиваясь вдоль корпуса).
- Шел по лесу добрый гном (дети идут вразвалочку, слегка пружиня
С разноцветным колпачком. в коленях, руки можно сложить
Шел и песню напевал, «топориком» на правом плече).
И в вразвалочку шагал.
- Вот шагает добрый слон,
Всем на свете шлет поклон. (дети двигаются не спеша, размеренно,
слегка увеличив длину шага. Руки находятся
за спиной, в такт каждому шагу ребенок слегка
покачивает головой).
- В темном лесе есть избушка. (идут по кругу).
Стоит задом наперед. (прыжком поворачиваются в другую сторону).
В той избушке есть старушка,
Бабушка Яга живет. (идут по кругу в другую сторону).
У нее глаза большие. (разжимают кулачки подобно открывающимсяглазам).
Словно огоньки горят.
Ух! (приседают). Сердитая какая!
Дыбом волосы стоят. (резко поднимают руки вверх.)
Распевка «Качели».
(показ рукой направлениядвижения вверх – вниз).
Во время пения, помимо работы над чистым интонированием, тренируем прослеживающую функцию глаз, (следим за движение руки).
М. р. - В парке темно, все спят давно…
Одна сова не спит, на суку сидит, да как полетит…
Пальчиковая речевая попевка «Сова».
В лесу (соединяют запястья рук, пальцы расставлены в стороны)
Темно (закрывают ладонями глаза, локти в сторону),
Все спят (ладони соединить подушечкой)
Давно (кладут «подушечку» на плечо, голову наклонить).
Одна Сова не спит (делают «глаза», текст нараспев, низко).
На суку сидит (руки за спину, выгнуть грудь - «важная» Сова).
Да как полетит! («перелетают» на другое место, текст высоко).