kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Постановка игрового аппарата как основа начального обучения и воспитания гитариста-исполнителя.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена начальному этапу занятий педагога детской музыкальной школы с учеником-гитаристом. Упор сделан на развитие исполнительских навыков юных музыкантов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Постановка игрового аппарата как основа начального обучения и воспитания гитариста-исполнителя.»

Давыдова Ж. Л.,

преподаватель по классу гитары

МБУ ДО «Детская музыкальная школа № 4»

г. Старого Оскола Белгородской области


Постановка игрового аппарата как основа начального обучения и воспитания гитариста-исполнителя.


Музыкальное образование в нашей стране в последние десятилетия стало востребованным, ежегодно большое количество детей приходят в детские музыкальные школы с целью научиться играть на каком-либо инструменте. Учреждения дополнительного образования предлагают детям на выбор большое количество музыкальных инструментов для приобщения их к музыкальному творчеству. Но, как показала практика, одним из самым желанных инструментов у детей является гитара.

В класс гитары приходит обучаться большое количество желающих различного возраста. Программа обучения гитариста предлагает целый комплекс знаний, умений и навыков, получаемых детьми в процессе обучения: исполнительские навыки, музыкально-теоретические знания, умения слушать и анализировать музыку. Но главная задача педагога-гитариста – воспитать исполнителя с набором различных игровых приемов, умением ярко, образно и выразительно исполнять пьесы и песни. В силу различного уровня природных данных не каждый ребенок может в будущем стать профессиональным исполнителем, но любой ученик к концу обучения может исполнять посильные ему музыкальные произведения для небольшого круга слушателей, друзей и родственников.

Формирование исполнительских качеств юного гитариста – непростой и многогранный процесс. Он включает в себя работу с учеником в различных направлениях на всех этапах обучения и носит развивающий характер. И самым ответственным этапом обучения является начальный этап работы с гитаристом.

Не секрет, что ребенок, придя учиться в детскую музыкальную школу, стремится к сценической деятельности. Особенно для маленького ребенка концертные выступления являются важным стимулом для обучения. Поэтому, начиная работу с юным гитаристом, в первую очередь педагог должен нацеливать его на качественное исполнение. С самого первого урока учащийся должен понимать, что занятия музыки – это упорный и кропотливый труд, и только в результате этого труда в руках исполнителя рождается музыка. Педагог должен внушить ребенку, что прилагая усилия к обучению музыке, он учится трудиться, и это научит его трудолюбию в любой сфере, которую он выберет. К. Ушинский по этому поводу писал: «Самое воспитание, если оно желает счастье человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни» [1, с. 47].

Занимаясь с учащимися, педагог должен опираться на индивидуальные особенности каждого ребенка. Исследования в области физиологических и психических возможностей, а также особенностей мышления каждого ученика помогает преподавателю определить методы развития исполнительских качеств для каждого ученика. Важно внимательно наблюдать в процессе урока за тем, насколько быстро ученик воспринимает информацию, перенимает навыки игры на гитаре, самостоятельно следит за свободой игрового аппарата, прислушивается к качеству звукоизвлечения во время собственного исполнения.

Исполнителя «делает» несколько важных факторов: умение воспринимать музыку живо и образно, исполнять ее в соответствии с жанровыми, стилевыми и художественными особенностями. Поэтому начальный этап, впрочем, как и остальное время обучения, базируется на комплексном обучении юных музыкантов.

Педагог большое время на уроке должен уделять постановке исполнительского аппарата ученика. По большому убеждению автора, качество звука, музыкально-выразительные средства произведения напрямую зависит от начальных исполнительских навыков, первых приемов игры на гитаре, а любой грамотный исполнительский прием невозможен без хорошей посадки и постановки рук. Вот этот факт педагог должен ставить «во главу угла» всего обучения – от начального этапа до выпускного класса.

Начальный этап обучения отличается от остальных большой активностью педагога на уроке, нацеленной на эмоциональный настрой ученика и его рабочее состояние во время занятий. Пассивность преподавателя отрицательно сказывается на качество усвоения знаний, умений и навыков учащегося: невыразительная речь не воспринимается ребенком, следовательно, не усваивается, а значит, неизбежны пробелы в знаниях. Неактивность педагога влечет за собой и неактивность ребенка, вялость мышц рук, спины, ног, а также отсутствие активности мозга и ненацеленность на получение учебной информации.

Преподаватель должен стремиться воспитать у своих учеников чувство осознания значимости учебного материала. Для заинтересованности ученика следует подбирать материал художественно-ценный, эмоционально привлекательный, так как увлечение ребенка исполняемым произведением способствует творческой работе над произведением, а значит, освоение точных исполнительских движений будет связано с желанием качественно воспроизвести музыкальный материал. В соответствии с этим педагогу необходимо учить каждого ученика своего класса способам осмысленной работы над произведением.

Следует отметить несколько основных аспектов, необходимых для базового обучения начинающего гитариста.

1. Знакомство с гитарой. На первом уроке ребенку демонстрируется посадка с инструментом, правильное положение гитары во время исполнения. От правильной посадки зависит устойчивость инструмента, свобода постановки рук, рациональность их движений, а значит, наименьшая утомляемость при занятиях.

2. Первые игровые навыки, по мнению автора, требуют большого внимания ученика и педагога к постановке аппарата, согласованности движений рук. В этот период преподавателю стоит внимательно следить не только за свободой рук, но и мышц шеи и спины, так как положение тела ребенку непривычно. Для расслабления корпуса и рук следует использовать физические упражнения. Также на первых уроках должна присутствовать довольно частая смена видов деятельности именно из-за утомления мышц ребенка.

3. Первые трудности при работе с начинающими гитаристами связаны с положением пальцев рук. В игре участвуют обе руки, но функции их различны: правая извлекает звук, а левая, в основном, изменяет его высоту. Именно с тренировки правой руки и нужно начинать учиться играть – чтобы не отвлекаться потом на нее при исполнении упражнений с участием обеих рук.

Упражнения для тренировка большого пальца правой руки. Исполняются на 6, 5, 4 открытых струнах. При этом остальные три пальца – на соответствующих им струнах. Темп упражнения сначала медленный, затем, по мере его освоения темп ускоряется, но не слишком.

Упражнения для тренировки остальных трех пальцев правой руки: приемы «тирандо» и «апояндо»; сначала звуки извлекаются пальцем i на третьей струне, палец m – на второй, a – на первой струне. Главное в этом упражнении – контроль одинаковой громкости звуков, извлекаемых на разных струнах, струна не должна дребезжать. После этого – упражнения на соединение большого пальца с остальными: темп, по-прежнему, медленный, концентрация внимания – высокая.

Поскольку во время игры взгляд исполнителя направлен лишь на левую руку, то работе над формированием навыков правой руки нужно уделить особое внимание, до тех пор, пока ученик не сможет безошибочно извлекать звуки на нужных струнах без зрительного контроля.

4. Важный аспект в занятиях с начинающими гитаристами – качество звукоизвлечения. Здесь важен показ педагога, так как ученик должен не только научиться физически извлекать звук из струны, но и на слух определять его качество. При самостоятельном извлечении звука ребенок должен научиться следить положением пальцев, а также отсутствия скованности их движений. Приучение к самостоятельному контролю позволит ребенку качественно заниматься дома.

В начальном периоде обучения работа над различными приемами и штрихами как средством музыкальной выразительности имеет первоначальное значение. Приемы баррэ, глиссандо, вибрато, штрихи легато, стаккато, нон легато в сочетании с качественным звукоизвлечением являются незаменимым для любого музыканта-исполнителя средством для построения художественного образа произведения. Поскольку без грамотной постановки игрового аппарата невозможно обучиться качественному звукоизвлечению, исполнительским приемам и штрихам, то начальный этап обучения безусловно является основополагающим для воспитания музыканта-исполнителя.

Прием баррэ считается сложным для начинающего гитариста в силу еще недостаточной крепости его левой руки. Но освоение данного приема зависит не столько от силы, сколько от умения и практики. Баррэ осваивается постепенно и с осторожностью, чтобы не переутомлять руку. Освоение приема обязательно, так как он довольно часто используется в исполнительской практике гитаристов. Штрихи легато, нон легато, стаккато изучаются как на упражнениях, так и на примере пьес. Приемы глиссандо, вибрато используются в начальном обучении нечасто, только с перспективными учениками.

Большое количество времени должно уделяться работе над гаммами. С самого начала освоения гамм нужно ставить перед учащимся определенные задачи качества их исполнения. Первоначальные требования - четкость и ровность их звучания. Это составляет большую трудность у начинающих гитаристов, связанную с координацией рук. Поэтому в работе над гаммами требуется постоянный контроль как со стороны ученика, так и со стороны педагога.

Автор считает важным организацию домашних занятий. Ученика нужно с самых первых уроков приучать к домашним занятиям, с помощью которых закрепляются полученные на уроке знания, умения и навыки. Домашнее задание должно быть по силам ученику, состоять из приемов и способов, которые были применены и отработаны во время урока. Важным в классных и домашних занятиях автор считает самоконтроль и внимательное прислушивание к собственному исполнению, а также анализ учащимся собственного исполнения.

Начальный этап обучения выступает как основополагающий во многих аспектах воспитания и обучения ученика-гитариста. Этот этап предполагает начало музыкального обучения вообще, а также содержит в себе начало воспитания грамотного музыканта-исполнителя. Общеизвестно, что основой грамотного исполнения является точная постановка игрового аппарата как инструмента выражения авторского замысла и музыкального смысла произведения.

Приобретая качественные начальные игровые навыки под четким педагогическим руководством, учащийся получает возможность для самовыражения в исполнительской деятельности. Получая свободу игрового аппарата, ученик может решать более сложные музыкально-исполнительские задачи, не отвлекаясь на постановку и посадку, а вслушиваясь в звучание произведения и вдумываясь в его смысл. А это – важнейшая составляющая исполнительской деятельности музыканта.

Библиографический список

  1. Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 5 / Сост. С. Ф. Егоров. – М. : Педагогика, 1990. – 528 с.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Давыдова Жанна Леонидовна

Дата: 15.10.2016

Номер свидетельства: 349469


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства