Просмотр содержимого документа
«Перспективный план вариативной работы "Сказкин дом " с детьми старшей группы на 2017-2018 учебный год.»
Перспективный план вариативной работы
с детьми старшей группы на 2017-2018 учебный год.
Музыкальный руководитель: Шнитко Александра Владимировна.
Г. Костанай-2013год.
Пояснительная записка к программе « Сказкин дом».
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса и является приоритетным направлением. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей представляет театрализованная деятельность.
Сейчас такое время, когда о чем бы ни заговорили, будь то наука, промышленность, образование или искусство, – все обрастает массой проблем. Пресса, телевидение, фильмы, даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии, атмосфера насыщена отрицательными, тревожными и раздражающими явлениями. Все это обрушивается на незащищенное эмоциональное поле ребенка, нарушая развитие всех психических процессов (воображение, память, внимание). Эти нарушения отрицательно воздействуют на развитие творческих способностей, чем и обусловлена актуальность данной программы.
Театрвоздействует на ребенка комплексом художественных средств: применяется художественное слово, наглядный образ, музыкальное сопровождение. Сказки, спектакли пользуются у детей неизменной любовью. В дошкольном возрасте нужно показать ребенку примеры дружбы, доброты, трудолюбия, честности. Ребенок проигрывает много ролей, что заставляет его сопереживать персонажам. Дети учатся в коллективе, видеть красоту, сочувствовать.
Используя театрализованное творчество, позволяет воспитывать у них отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости. Расширять и углублять знания об окружающем мире. Развивать у ребенка психические процессы (внимание, память, воображение), эмоционально-волевую сферу ребенка.
Новизна данной программы заключается в том, что драматизация сказок игры, соответствуют единой теме. Арсенал игр, упражнений и техник используемых в работе огромен. Он включает в себя использование методики релаксационного характера, а так же сочинение сказок, историй разные формы художественной экспрессии.
Театрализованные игры включают в себя беседы по тематике, формирование любви к фольклору, укреплять традиции народных праздников.
Сказки раскрывают ребенку мир взрослых, будят его фантазию, развивают воображение, знакомят с героями этнических произведений.
Основная цель: развитие творческих способностей ребенка, психологическое раскрепощение посредством театрализованных игр.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
«Художественная литература», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, занятий, праздников, и самостоятельной театрализованной деятельности.
«Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с предметами ближайшего окружения, культурой, бытом и традицией народов севера, что послужит материалом входящим в театрализованные игры и спектакли.
«Музыкальное воспитание», где дети знакомятся с музыкой к очередному спектаклю. Отмечают характер музыки, дающий полный характер героя, и его образ.
«Развитие речи» где дети используют скороговорки, чистоговорки, потешки. Развивается четкая дикция.
Задачи программы:
Создать условия для реализации способности детей чувствовать, мыслить и выражать свое состояние в игре.
Выработать чувство ответственности в своих силах.
Помочь формированию взаимоотношений.
Научить детей слушать, воспринимать, отвечать на вопросы, пересказывать, сочинять.
Помочь в овладении средствами образной выразительности (интонации, пантомимы).
Помочь овладению коммуникативными навыками и развитию эмоциональной сферы детей.
Поддерживать желание выступать перед детьми, родителями и сотрудниками детского сада.
Продолжать знакомить детей с традициями и культурой народов населяющих РК.
Реализация работы по программе:
Программа реализуется через вариативный компонент работы.
Работу с родителями, где проводятся совместные театрализованные представления и праздники.
Внутреннее убранство группы и зала, где живут и воспитываются дети.
костюмы и атрибуты для спектаклей и игр, должны быть доступны детям и радовать их своим внешним видом.
Организация работы по программеФормы работы
1. Групповые занятия
Продолжительность занятия зависит от возраста детей.
Занятия проводятся один раз в неделю. Время проведения занятий:, 5-6 лет – 30 мин.
Принципы проведения занятий.
Наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала.
Доступность – занятие составлено с учетом возрастных особенностей, построенного по принципу дидактики (от простого к сложному)
Проблемность – направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций.
Развивающий и воспитательный характер обучения - на расширение кругозора, на развитие патриотических чувств и познавательных процессов.
Часть 1. Вводная
Цель вводной части – установить контакт с детьми, настроить детей на совместную работу.
Основные процедуры работы – чтение сказок, рассказов, стихов, игры и упражнения.
Часть 2. Продуктивная
В нее входит художественное слово, объяснение материала, рассматривание иллюстраций, рассказ педагога, направленный на активизацию творческих способностей детей.
Элементы занятий:
сказкотерапия, с элементами импровизации.
разыгрываются этюды, стихи, потешки, сказки, небольшие рассказы с использованием мимики и пантомимики (Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников)
Игры на развитие воображения и памяти – игры включают в себя запоминание стихов, потешек, пиктограмм, схем, небольших рассказов.
рисование, аппликации, коллажи - использование различных видов нетрадиционного рисования, использование природного и бросового материала.
Часть 3. Завершающая
Цель занятия – получение знаний посредством создания совместных спектаклей, игр, викторин. А так же получение ребенком положительных эмоций на занятии.
2. Индивидуальная работа
На индивидуальных занятиях с детьми разучивают стихи, потешки, загадывание и отгадывание загадок и схем.
3. Работа с родителями
привлечение родителей к изготовлению костюмов и атрибутов.
консультации для родителей.
анкетирование.
совместные спектакли.
Месяц
Неделя
Содержание
Кол-во часов
Сентябрь
I
Тема: Введение в театральную деятельность. Знакомство с основами театрального искусства.
Цель: Дать представление о разных видах театра.
Познакомить с атрибутами театрального действа. Воспитывать и развивать устойчивый интерес к театрализованной деятельности.
1
II
Тема: Знакомство со сказкой на новый лад «Курочка - Ряба».
Цель: Познакомить детей со сказкой; учить вступать в диалог; обсуждать характеры героев сказки, пробудить эмоциональный отклик у детей.
1
III
Тема: Распределение ролей сказки на новый лад «Курочка – Ряба». Закрепление текста ролей сказки.
Цель: Способствовать объединению детей в совместной театрализованной деятельности. Учить воображать и фантазировать. Уметь изображать их самостоятельно.
1
IV
Тема: Работа над дикцией.
Цель: Учить четко, проговаривать слова.
Развивать фантазию, речь учить звукоподражанию.
1
Октябрь
I
Тема: Отработка движений, соединяя их с текстом.
Цель: Учить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажей сказки; учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость.
1
II
Тема: Присоединение движений и текста к музыкальному сопровождению.
Цель: Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев сказки мимикой, жестами под музыку.
1
III
Тема: Подготовка реквизитов и декорации к сказке «Курочка -Ряба».
Цель: Приобщить детей к драматизации; учить готовить самостоятельно всё необходимое для своего спектакля; учить партнерскому взаимодействию.
1
IV
Тема: Исполнение роли с музыкальным сопровождением.
Цель: Вызвать у детей радостное настроение; совершенствовать исполнительское мастерство.
работать над выразительной передачей в движении музыкального образа героев.
1
Ноябрь
I
Тема: Подбор и подготовка костюмов к сказке на новый лад «Курочка- Ряба».
Цель: Побудить детей к сюжетно-ролевой игре; включаться в ролевой диалог; развивать образную речь. Совершенствовать навыки чёткого и эмоционального
чтения текста.
1
II
Тема: Работа на закрепление материала изученного раннее.
Цель: Учить пересказывать сказку при помощи кукольного и настольного театров; учить отвечать на вопросы по содержанию сказки; развивать эмоциональную сторону речи детей.
1
III
Тема: Репетиция сказки на новый лад «Курочка – Ряба»
Цель: Вовлечь детей в игровой сюжет; побуждать к двигательной и интонационной имитации; учить действовать импровизационно, в рамках заданной ситуации.
1
IV
Тема: Показ сказки на новый лад «Курочка –Ряба»
Цель: Вызывать эмоциональный отклик детей, побуждать к импровизации поддерживать интерес к выступлению на публике.
1
Декабрь
I
Тема: Подведение итогов проделанной работы за прошедший период. Планирование деятельности на следующий этап.
Цель: Развивать позитивное отношение к театрализованной деятельности. Систематизировать общие знание детей о театре как о виде искусства. Самостоятельно излагать мысли, используя логическое мышление, память, мелкую моторику, внимание, умение определять эмоцию и изображать ее.
1
II
Тема: Знакомство со сказкой “Кто сказал “ Мяу”?
Цель: Познакомить детей со сказкой “Кто сказал “ Мяу”? Совершенствовать умение детей драматизировать сказку.
1
III
Тема: Знакомство с героями сказки, распределение ролей, разучивание роли.
Тема: Дикция, культура и техника речи в театральной деятельности.
Цель: Совершенствовать навыки чёткого и эмоционального произношения текста. Освоить элементарные речевые диалоги персонажей. Уметь изображать их самостоятельно.
1
Январь
I
Тема: Отработка движений, соединение их с текстом.
Цель: Учить детей двигаться в соответствии с музыкальной характеристикой образа.
1
II
Тема: Музыкальное сопровождение к сказке “Кто сказал “ Мяу”?
Цель: Научить отмечать музыкальную смену настроения героев, способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными способами.
1
III
Тема: Подготовка реквизитов, атрибутики и декорации к сказке.
Цель: учить готовить самостоятельно всё необходимое для своего спектакля.
1
IV
Тема: Подготовка костюмов к сказке.
Цель: Развивать умение комбинировать образы, интуицию, смекалку и изобретательность, способность к импровизации.
1
Февраль
I
Тема: Значениедыхания в театральном искусстве..
Цель: Совершенствование речевого аппарата детей.
1
II
Тема: Работа наповторение и закрепление материала изученного раннее.
Цель: Развивать память детей; создать эмоционально-положительный настрой на сказку.
1
III
Тема: Репетиция сказки “Кто сказал “ Мяу”?
Цель: Совершенствовать умения детей
выразительно изображать героев сказки.
1
IV
Тема: Показ сказки “Кто сказал “ Мяу”?
Цель: Поощрять творческую активность детей.
1
Март
I
Тема: Коррекция и подведение итогов проделанной работы. Анализ творчества детей.
Цель: Создать положительный эмоциональный настрой; продолжать побуждать к театрализованной деятельности.
1
II
Тема: Знакомство с музыкальной сказкой - спектаклем
« Дорофей, Лиса и Аленка»
( По мотивам русской народной сказки: Лиса и Аленка)
Цель: Познакомить с музыкальной сказкой.
Пробуждать ассоциации детей; учить вживаться в художественный образ; увлечь игровой ситуацией; учить вступать во взаимодействие с партнером.
1
III
Тема: Распределение ролей музыкальной сказки. Чтение по ролям.
Цель: Учить детей бесконфликтно распределять роли, уступая друг другу или находя другие варианты; совершенствовать средства выразительности в передаче образа.
1
IV
Тема: Работа над дикцией и чётким произношением текста каждой роли в музыкальной сказке.
Цель: Развивать у детей выразительность речи, мимики и голоса; развивать умение детей чувствовать и передавать характер персонажей сказки.
1
Апрель
I
Тема: Заучивание мелодии, работа над чётким интонированием.
Цель: Умение голосом передать характер и образ героев сказки, научить через пение выражать свои эмоции.
1
II
Тема: Работа над музыкальным сопровождением сказки.
Цель: Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку; Учить внимательно, слушать музыкальное произведение и эмоционально откликаться на него.
1
III
Тема: Отработка движений, соединяя их с текстом.
Цель: Побуждать детей к двигательной импровизации; добиваться мышечной, двигательной свободы при исполнении роли;
1
IV
Тема: Подготовка декорации, реквизитов к сказке и всех необходимых атрибутов.
Цель: Приобщить детей к драматизации; учить готовить самостоятельно всё необходимое для своего спектакля; учить партнерскому взаимодействию.
1
Май
I
Тема: Подбор и подготовка костюмов к музыкальной сказке.
Цель: Побудить детей к сюжетно-ролевой игре; включаться в ролевой диалог; развивать образную речь.
1
II
Тема: Репетиция музыкальной сказки-спектакля
« Дорофей, Лиса и Аленка». Повторение и закрепление материала изученного ранее.
Цель: Закрепить и повторить все виды деятельности предыдущих занятий. Усовершенствовать приобретенные ранее умения и навыки. Развивать воображение и фантазию, активизировать речь, учить детей коллективно и согласовано взаимодействовать, проявляя свою индивидуальность, воспитывать у детей эмпатию (сочувствие, желание прийти на помощь другу). Вызвать у детей эмоциональный настрой на постановку сказки; формировать у детей чувство уверенности при выступлении перед зрителями.
1
III
Тема: Показ музыкальной сказки - спектакля
« Дорофей, Лиса и Аленка»
Цель: Поощрять инициативу к игровой импровизации. Создать атмосферу способствующую раскрытию творчества, усовершенствовать свои возможности в театральной деятельности.
1
IV
Тема: Подведение итогов проделанной работы за весь период.
Цель: Зафиксироватьположительные моменты театральной деятельности среди детей.Поощрить творчески активных детей.