Педагогические принципы формирования мотивации обучения школьников в классе фортепиано
Педагогические принципы формирования мотивации обучения школьников в классе фортепиано
Формирование уже на начальном этапе мотивов, придающих дальнейшей учебе ребенка значимый для него смысл, в свете которого его собственная учебная деятельность становилась бы для него сама по себе жизненно важной целью, а не только средством для достижения других целей(например, престижных, выполнения требований родителей), является крайне необходимым, без чего дальнейшая учеба учащегося может оказаться просто невозможной. Надеяться на то, что эти мотивы возникнут сами по себе, не приходится. Отношение детей к собственной деятельности определяется тем, как преподаватель организует их учебную деятельность, какова ее структура, содержание. Для того, чтобы у учащихся выработалось правильное отношение к ней, содержательная ее мотивация, нужно учебную деятельность строить особым образом. От того, какова эта деятельность, из чего она состоит, как эти части между собой соотносятся — от всего этого во многом зависит результат обучения, его развивающая и воспитывающая роль. Важно обеспечить такое формирование мотивации
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогические принципы формирования мотивации обучения школьников в классе фортепиано»
Педагогические принципы формирования мотивации обучения школьников в классе фортепиано
Формирование уже на начальном этапе мотивов, придающих дальнейшей учебе ребенка значимый для него смысл, в свете которого его собственная учебная деятельность становилась бы для него сама по себе жизненно важной целью, а не только средством для достижения других целей(например, престижных, выполнения требований родителей), является крайне необходимым, без чего дальнейшая учеба учащегося может оказаться просто невозможной. Надеяться на то, что эти мотивы возникнут сами по себе, не приходится. Отношение детей к собственной деятельности определяется тем, как преподаватель организует их учебную деятельность, какова ее структура, содержание. Для того, чтобы у учащихся выработалось правильное отношение к ней, содержательная ее мотивация, нужно учебную деятельность строить особым образом. От того, какова эта деятельность, из чего она состоит, как эти части между собой соотносятся — от всего этого во многом зависит результат обучения, его развивающая и воспитывающая роль. Важно обеспечить такое формирование мотивации, которое поддержало бы эффективную и плодотворную учебную работу каждого ученика и было бы основой для его самообучения и самосовершенствования в будущем. Общая целевая направленность преподавания фортепиано в ДШИ мной была уже охарактеризована выше.
Научно-теоретическое осмысление задачи данной темы привело меня к заключению о том, что в основу успешной реализации проблемы формирования мотивации обучения школьников в классе фортепиано может быть положено представление о совокупности специальных педагогических принципов:
1) принцип активизации учебно-познавательной деятельности школьников; 2)принцип диалогической направленности во взаимоотношениях преподавателя и учащегося; 3) принцип безотметочного оценивания.
Охарактеризую в подробной форме, в чем состоит сущность данных принципов, особенности их функционирования в исследуемом аспекте начального музыкального образования. Здесь же оговорюсь, что исследовательность их рассмотрения вовсе не означает установление какой-либо жесткой между ними иерархии. Наоборот, их сущность и функции рассматриваются мной в тесной связи и взаимообусловленности. В понимании смыслового значения категории «принцип» я учитываю общенаучную, прежде всего педагогическую ее трактовку, где принцип раскрывается как основное, исходное положение какой-либо теории, учения, руководящая идея, основное правило деятельности, как система теоретических обобщений, призванных организовать содержание и процесс обучения таким образом, чтобы оно осуществлялось наиболее плодотворно.
Принцип обучения — это исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и определяют его направленность на развитие личности. …Все принципы обучения связаны друг с другом и проникают один в другой, поэтому они могут быть представлены как система, состоящая из содержательных и процессуальных(организационно-методических) принципов». Ш.А. Амонашвили пишет: «Принципы, если они действительно составляют систему в педагогическом процессе, характер и целостность которого они же и предопределяют, должны работать вместе, они должны олицетворять деятельность… и личность учителя. По мере овладения педагогическим мастерством и искусством учитель может забыть о существовании этих принципов, превратив их в общий дух своего повседневного общения с детьми. Принципы нужны не для того, чтобы довлеть над педагогическим процессом, а для того, чтобы не искажать его» Первый из них — принцип активизации учебно-познавательной деятельности школьников.
Основным резервом формирования всех видов учебно-познавательных мотивов является активизация учебной деятельности школьников. Огромной силой, побуждающей человека к активности, являются его духовные потребности и интересы. Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе и на уроках.
Очень хорошо об этом написал Ш.А. Амонашвили: «Каждый ребенок на уроке должен быть охвачен чувством ожидания чего-то интересного, захватывающего, нового. Он должен радоваться трудностям познания, чувствуя, что рядом есть педагог, который немедленно придет ему на помощь». Интерес — это лучшее побуждение. Если у ребенка возник интерес к фортепиано, он делает большие успехи в короткое время, иногда превосходя всякие ожидания преподавателя. Вызвать интерес ребенка к предмету обучения — это и есть лучший педагогический прием в решении задач данного исследования.
Чем больше определились интересы ученика, чем они более устойчивы и сильны, чем больше он уверен в своих возможностях и силах, тем более он настойчив в своих действиях, тем выше уровень его притязаний и выше его активность. Как известно, интерес к чему-либо проявляется в том случае, если человек владеет знаниями в той или иной области. Следовательно, для того, чтобы усвоить эти знания, ребенок должен прилагать усилия, активно действовать над передаваемым ему взрослыми материалом.
Если ребенок «не идет навстречу» тем знаниям, которые взрослый хочет ему передать, они не будут усвоены учеником, как бы к этому ни стремился учитель, соответственно не будут формироваться ни интересы, ни активность, ни тем более мотивация к обучению школьника в классе фортепиано. Познавательная активность мной рассматривается как деятельное состояние личности, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями. Быть активным — значит, находиться в состоянии действования. Ведь только в действии совершается упражнение, а значит и развитие тех органов, тех систем, работы которых эта деятельность требует, и тех свойств и способностей человека, которые в этой деятельности упражняются.
Можно ли развить у ребенка ловкость и координацию движений рук, нужных, например, для формирования навыков фортепианного исполнительства, не упражняя его в этих действиях? Конечно, нет. Нельзя добиться развития у ребенка хорошего музыкального слуха, навыков музицирования и т. д., если не направить активность детей на непосредственное
Развитие навыков. Регулярно и постепенно повышая требования к детям соответственно их продвижению, педагог мобилизует активность каждого ученика, побуждая его к усилию, необходимому для решения более трудной задачи сравнительно с теми, которыми ему удавалось решить вчера. Они должны ориентироваться на «зону ближайшего развития», (Л.С. Выготский), то есть отвечать возможностям каждого конкретного ребенка.
Чтобы решить более трудную задачу, ученик должен обдумать, сделать усилие и найти пути решения, мобилизовать и отобрать нужные для данного случая знания, умения, навыки и системы действий, которыми он владеет. В такой активной деятельности упражняются, а значит, и формируются те способности и черты характера, которых данная деятельность требует. Активность ребенка выступает в разных формах. Примером может служить активность подражательная. Младшие школьники охотно подражают действиям взрослых людей. В классе фортепиано это хорошо проявляется в так называемом «Донотном периоде», где дети повторяют «с рук» легкие пьесы, упражнения, незнакомые слова, попевки и даже мимику учителя. Воспроизводя такие действия, дети упражняют свои сенсорно-моторные механизмы, свою наблюдательность, речь, восприятие. Чрезвычайно важна для развития ребенка исполнительская активность. Он ждет указаний взрослого, при этом не только о том, что он должен делать, но и как, каким образом, в каком порядке надо выполнять ряд действий. Именно благодаря исполнительной активности, дети овладевают нужными уже отработанными взрослыми наиболее экономными и результативными способами и приемами действий.
Многократное повторение таких действий ведет к образованию у школьника соответствующих навыков: чтение с листа, грамотный разбор текста. Особенности мотивации школьников на примере подросткового возраста. Отечественные психологи считают, что одно из центральных новообразований этого периода — чувство взрослости, которое выражается в стремлении к независимости, самостоятельности, в утверждении своего личного достоинства. Сравнивая себя с взрослым, подросток не видит никакой разницы между собой и взрослым. Он (подросток) отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, но есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. Это переживание очень важно для развития личности в подростковом возрасте.
Оно стимулирует активность подростка, направленную на усвоение ценностей, установок, норм, которые, с его точки зрения, подтверждают представление о нем как о взрослом. Чувство взрослости определяет стремление подростков приобрести умения и качества, характеризующие, по их мнению, взрослого человека и воплощенные в существующих у них образцах «настоящего мужчины» и «идеальной женщины». Они хотят участвовать в делах, которые впервые оказываются им доступны и где они могут проявить свои новые возможности. Каково отношение к учебной деятельности и учебная мотивация у подростков? В этот период снижается мотивация учения, что объясняется увеличением интереса к окружающему миру, а также увлеченностью общением со сверстниками. С другой стороны, формируются зрелые формы учебной мотивации, происходит переход к новой, более высокой форме учебной деятельности, в которой для учащихся раскрывается ее смысл как деятельности по самообразованию и самосовершенствованию, переход к иному отношению к учению, приобретающему именно в этот период личностный смысл.
В подростковый период ценности, привитые ребенку в детстве, проверяются на прочность. Идет процесс осознания личностной значимости взаимодействия с музыкой. Только в подростковом возрасте дети начинают осознавать свои потребности, которые привели их в музыкальную школу. И если на начальном этапе обучения уровень тревожности компенсируется либо особым вниманием педагогов, либо особой организацией учебного процесса, то в подростковом возрасте этот компенсаторный характер не работает, возможно, в силу того, что обучение идет по стереотипу.
Возникает необходимость: • в психологической поддержке как самих подростков, так и их родителей; • в методическом плане — нужно искать новые формы работы, которые бы повышали мотивацию подростков в процессе обучения музыке.
Этот факт заставил меня пересмотреть организацию учебного процесса с подростками. Более тщательно подходить к составлению личностно-ориентированных программ музыкального развития, включая в репертуарный список произведения современных авторов, вызывающие наибольший интерес ребенка. На занятиях использовать многообразные творческие формы, например, игра на синтезаторе – это и освоение нового современного инструмента, и расширение слуховых границ, особенно это важно в полифонических произведениях, которые мы можем сыграть и на органе, и на клавесине. Также привлечение детей к активной концертной деятельности, где удовлетворяется потребность в признании, особенно значимая в подростковом возрасте.
Все эти виды работы направлены на повышение мотивации и интереса к занятиям музыкой. Для подростка интереснее то, что посложнее. Интересны творческие задачки, где можно проявить личную инициативу, показать на что я способен. Итак, Основное условие успешного обучения – мотивация учения. Мотив (от латинского – «приводить в движение, толкать») – это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.
Мотивация – внешнее или внутреннее побуждение экономического субъекта к деятельности во имя достижения каких-либо целей, наличие интереса к этой деятельности и способы ее инициирования. Для достижения успеха в учебе необходим высокий уровень мотивации учения, который иногда восполняет недостаток специальных способностей. Учитель должен научиться управлять деятельностью ученика в процессе обучения, а для этого – сформировать у него мотивацию к учебной деятельности. Главным источником учебной мотивации является ощущение себя активным субъектом учебного процесса. Различные педагогические методы(например, проблемное изложение материала, мозговой штурм) позволяют ребенку принимать активное участие в процессе «добывания» знаний, не быть пассивным потребителем. В процессе такой работы ребенку приходит понимание истинного назначения учения – научиться думать, применять знания на практике, ориентироваться в жизненных ситуациях. Для повышения, поддержания учебной мотивации и устойчиво-положительного отношения к школе учителям и родителям нужно воздействовать на те составляющие, от которых в большей степени зависит мотивация к учению:
• интерес к информации, который лежит в основе познавательной активности; • уверенность в себе; • направленность на достижение успеха и вера в возможность положительного результата своей деятельности; • интерес к людям, организующим процесс обучения; • потребность и возможность самовыражения; • принятие и одобрение значимыми людьми; • актуализация творческой позиции; • осознание значимости происходящего для себя и для других; • потребность в социальном признании; • наличие положительного опыта и отсутствие тревожности и страха; • осознание ценности образования. В арсенале приемов деятельности педагога должны быть: • учет возрастных особенностей школьников; • создание ситуаций успеха; • формирование адекватной самооценки учащихся; • выбор действия в соответствии с возможностями ученика; • использование проблемных ситуаций и дискуссий; • создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества; • эмоциональная речь учителя; • нестандартная форма проведения уроков; • использование познавательных и дидактических материалов, игровых технологий. Формирование мотивации к обучению в музыкальной школе носит специфический характер и предполагает соблюдение педагогом следующих принципов: • отход от только репертуарного обучения с увеличением работы по подбору на слух с фактурным аккомпанементом, транспонированию, по освоению композиционных навыков; • оптимизация педагогического общения; • общность классной и внеурочной работы; • формирование самостоятельности; • формирование особой эстетической среды, создающей атмосферу творческого поиска.
Основываясь данными теоретическими знаниями и на примере собственного опыта, я выработала следующие педагогические методы.
4.1.Методы и приемы формирования мотивации учащихся в классе фортепиано путем расширения репертуара.
Педагогический репертуар формируется постепенно. По - началу молодой преподаватель, недавно окончивший собственную учебу, склонен давать своим ученикам то, что у него, как говорится, «в пальцах». Отсюда — завышение трудности ученических программ. Еще одно распространенное явление — скудость и однообразие учебного репертуара, когда педагог не расширяет круга освоенных им исполнительских сочинений, давая ученикам одни и те же «фирменные» пьесы. Между тем постоянное обновление педагогического репертуара — верный признак высокого профессионального уровня преподавателя. Благодаря ресурсам Интернета педагог может найти разнообразную информацию о той музыке, которую он предлагает своему ученику: сведения об изучаемом произведении, его авторе и других его сочинениях, исторических и стилистических аспектах исполняемой музыки. Специальные сайты Интернет — магазинов позволяю получать имеющиеся в их резервах каталоги музыкальных дисков, сами диски, а также отдельные музыкальные произведения, причем, в разных исполнительских вариантах. В ресурсах Интернета имеются нотные архивы, через которые можно заказать платно или бесплатно необходимые вам сборники нот, ноты отдельных музыкальных произведений, поэтические тексты хоровых и вокальных сочинений. В Интернете есть доступная всем информация о всевозможных конкурсах, фестивалях и различных музыкальных проекта. Огромные базы данных Интернета постоянно и регулярно пополняются и обновляются. Для педагогов — музыкантов Интернет открывает широкие возможности для творческого поиска, освобождает нашу деятельность от постоянной нехватки нотного материала. Существует множество нотных архивов. Адреса лишь некоторых, которыми я непосредственно пользуюсь, привожу вашему вниманию:
http://notes.tarakanov.net - Нотный архив Бориса Тараканова. http://www.all-music.boom.ru/ —Все нотные библиотеки интернета. http://www.melody.ru/styles/klassika/note/ — Нотная библиотека. http://www.bachmusic.narod.ru/-Нотная библиотека из произведений И.С.Баха. http://notes.vg.co.ua/ - Нотный архив Виктории Гаврик
Список литературы:
1.Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы // Учебные записки ЛГУ им. А.А. Жданова. Вып. 16. Психология. Л., 1959. 2.Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972. 3.Воронцов А. Б., Чудинова Е. В. Учебная деятельность. М., 2004. 4.Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов, А. Б. Формирование мотивации учения.- С-Петербург, 2006. 5.Маслоу А., Мотивация и личность.- Москва, 2004. 6.Милич. Б. Воспитание ученика – пианиста. Москва. «Кифара»; 2002. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС; 1997. 7. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. -М.: Музыка, 1982. 8.Ниязов. О методике работы с детьми.- С-Петербург, 2001. 9.Петрушин В. И. Музыкальная психология.- М.: Пассим, 1994. 10.Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – М.: Просвещение, 1979. 11.Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания, вып.11. – М.-Л.: Известия АПН РСФСР, 1998 12.Шпик, И. В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников.- Начальная школа - Вып. № 2, 2007.
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Ильинская ДШИ»
Методический доклад
тема:
« Педагогические принципы формирования мотивации обучения школьников в классе фортепиано»