Педагог дополнительного образования – одна из составляющих эстетического воспитания дошкольников
Педагог дополнительного образования – одна из составляющих эстетического воспитания дошкольников
Педагог дополнительного образования - профессия особая, связанная со сложным и хрупким миром растущего человека, а лейтмотив музыкально - педагогической деятельности - духовность, содержанием которой является то высшее, что характеризуется словами: истина, добро, красота. Они ведут восптанников по пути познания мира, по пути самосовершенствования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагог дополнительного образования – одна из составляющих эстетического воспитания дошкольников »
Головко-Витанис Оксана Валерьевна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр детского творчества»
Педагог дополнительного образования – одна из составляющих эстетического воспитания дошкольников
Педагог дополнительного образования – профессия особая, связанная со сложным и хрупким миром растущего человека, а лейтмотив музыкально – педагогической деятельности – духовность, содержанием которой является то высшее, что характеризуется словами: истина, добро, красота. Они ведут наших воспитанников по пути познания мира, по пути самосовершенствования. И как в жизни, так и на занятиях музыкой, искусством, духовному началу подчинены знания, умения и навыки, которыми овладевают учащиеся. Именно учитель – педагог – воспитатель несет всю полноту ответственности за духовную жизнь детей. Музыкальное воспитание – одна из центральных составляющих эстетического воспитания, оно играет особую роль во всестороннем развитии личности воспитанника. Эта роль определяется спецификой музыки, как вида искусств, с одной стороны и спецификой детского возраста - с другой.
Само искусство является наиболее действенным средством эстетического воспитания, а Центры Детского Творчества – тем необходимым дополнением к общему образованию, которое способствует гармоничному развитию личности.
Современная музыкальная педагогика унаследовала и творчески развила на новой социально – эстетической основе реалистические традиции русской исполнительской культуры, присущий ей исключительно высокий уровень требований. Однако изменения, произошедшие в российском обществе, сказываются и на деятельность ЦДТ. Фундаментальные начала отечественной педагогики сохраняются, но время вносит в них свои коррективы. Традиционные методы преподавания изменяются, обновляются с учетом требований современности. Созданные новые формы обучения, программы, комплексные планы обучения и воспитания – свидетельство решения актуальных проблем музыкального образования на государственном уровне.
Поскольку музыкальная педагогика – часть общей педагогики, путь ее развитяи такой же, как и у всей педагогики: собирать растерянную мудрость веков и обратить ее к осмыслению ключевых проблем современной жизни.
В связи с этим главная задача – углубление педагогической направленности музыкального образования, при решении которой встают вопросы: какие знания, умения и навыки должен иметь в наши дни музыкант – педагог?. Достаточно ли ему хорошо обладать исполнительским мастерством и знать определенное число методических приемов?
Педагогика не только наука, но и искусство. А искусство неразрывно связано с творческой инициативой. Педагогу, работающему с детьми, нужно обладать не только разносторонними знаниями, но не в меньшей мере и творческой изобретательностью.
Вопрос педагогического творчество особенно актуален на современном этапе. Творческая деятельность педагога – музыканта (как и любого учителя) зависит, с одной стороны, от педагогической направленности его личности, а с другой – от его профессиональных знаний, владения музыкально – педагогической техникой.
По высказыванию Л.Г. Арчажниковой «… Специфика музыкально – педагогической деятельности в том, что она решает педагогические задачи средствами музыкального искусства…Осрбенностью музыкально – педагогической деятельности является наличие в числе ее составляющих художественно – творческого начала» [1, 23].
Всякая педагогика определяется ответами на четыре вопроса: кого учить, для чего учить, чему учить и как учить.
«Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не втом, чтобы проталкивать в них ученика» (Артур Штабель) [2,65].
Важнейшей задачей, стоящей перед каждым педагогом, является постоянный поиск наиболее результативных путей воспитания и обучения каждого отдельного воспитанника. Естественно, что поиск индивидуальных приемов обучения должен быть основан на понимании общих закономерностей формирования и совершенствования музыкальных способностей, развития исполнительской техники, воспитания художественного мышления. Правильная диагностика способностей, оценка сил и возможностей воспитанников, разнообразие методов воздействия на него – все это определяет стратегию и тактику деятельности преподавателя, логику учебного процесса. Задачи педагога – не только передать воспитаннику определенную сумму знаний, развить важные умения и навыки, но и создать условия для широкого универсального развития. Особенность педагогики сегодняшнего дня – ее гуманистическая направленность, усиление коммуникативного начала, диалогичность. Воспитанники становятся не только объектом педагогического процесса, но и его субъектом. Расширяется и спектр приемов педагогического воздействия: от авторитарных – до демократических, толерантных, либеральных. Методика музыкального воспитания и обучения опирается на педагогику в определении методов, разработка которых связана со следующими проблемами: взаимосвязью их с содержанием музыкальных творческих способностей, развития музыкального слуха и голоса, технических навыков, возрастными и индивидуальными особенностями, возможностями различных видов музыкальной деятельности в развитии детей.
В.Сухомлинский писал: «То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка и особенно эстетического воспитания. Чуткость и восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности… Потребность в красивом утверждает моральную красоту, рождая непримеримость и нетерпимость ко всему пошлому, уродливому» [3, 14 ].
При этом нужно помнить педагогический вывод из истории методики музыкального воспитания: ребенок вовсе не любит только то, что ему дается совершенно легко, без всякого труда. Он испытывает как раз большую эстетически обогачающую радость в результате преодоления каких –либо трудностей.
«Настоящее, почувствованное и продуманное восприятие музыки – одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства и мысли» (Д.Б.Кабалевский) [4, т.23, 22].
Неразрывная связь педагогических понятий является основой функции ЦДТ.
Используемая литература:
Азаров Ю.П., Искусство воспитывать: учебное пособие. – М., 1985. 128с.
Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. - М., 1984. – 43с.