kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Певческая артикуляция у детей младшего школьного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятие певческой артикуляции. Работа и методика. Понятие певческая дикция.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Певческая артикуляция у детей младшего школьного возраста"»













Методическая разработка



Тема: «Певческая артикуляция у детей

младшего школьного возраста»





Разработал:

преп. Антоненко С.А.

















2020г.





Певческая артикуляция у детей младшего школьного возраста.

Артикуляция – это работа артикуляционных органов, направленная на образование звуков речи.

Артикуляция при пении отличается от обычной речи. В целом певческая артикуляция значительно активнее речевой. При речевом произношении энергичнее и быстрее работают внешние органы артикуляционного аппарата (губы, нижняя челюсть), а при певческом – внутренние (язык, глотка, мягкое небо), причем работа артикуляционных органов при пении происходит замедленно за счет растягивания гласных.

Согласные в пении формируются так же, как и в речи, но произносятся более активно и четко. Гласные при пении округляются, приближаясь по своему звучанию к гласному «О». По сравнению с гласными речи, в пении у гласных увеличивается звонкость.

Главной задачей в работе над певческой артикуляцией является выравнивание звучания гласных по тембру на основе округления звонких гласных и приближения глухих по своему звучанию к звонким. Певческие уклады при образовании гласных звуков не только отличаются от речевых, но имеют большие индивидуальные отклонения даже у разных певцов. Здесь внимание хормейстера должно быть направлено на то, чтобы привить певцам хора единую манеру артикуляции в целях достижения хорошей дикции.

Очень важно при речевой и певческой артикуляции следить за положением гортани. В процессе речи уровень гортани, размер входа в нее и положение надгортанника изменяются на разных гласных. При пении на разных гласных и на любом участке диапазона (у людей с хорошо поставленным голосом) гортань занимает вполне определенное устойчивое положение, характерное для каждого конкретного певца (относительно высокое и низкое), в зависимости от типа голоса.

Замечено, что у низких голосов гортань обычно занимает более низкое положение, чем у высоких. Это является результатом работы дыхательного аппарата, автоматически регулирующего подсвязочное давление. Несмотря на то, что положение гортани регулируется певцом рефлекторно, не исключена возможность и осознания ее регулировки в поисках наилучшего по тембру и наиболее естественного звучания голоса.

Известно, что в речи при произношении гласных «О», «У» гортань опускается вниз, при «И», «Е» - поднимается вверх, при «А» - занимает нейтральное положение. Зевок опускает гортань вниз.

Представители некоторых вокальных школ считают низкое положение гортани наилучшим из возможных и предлагают петь на зевке. Однако это подходит не всем певцам: у низких женских голосов указанное положение дает положительный эффект, а у высоких и особенно детских – может привести к обратному результату. Когда оптимальное положение гортани найдено, то его следует сохранять при пении всех гласных и на всем диапазоне. Достижение ровного легато как основы бельканто возможно в том случае, если гортань при пении будет оставаться неподвижной.

Первоначальный звук, возникший в гортани на уровне голосовых связок, окончательно оформляется в речевом тракте (ротоглоточной трубе), благодаря чему звук приобретает различные свои качества. При пении форма ротоглоточной трубы изменяется в зависимости от оптимального для данного певца рабочего положения гортани. Полости ее расширяются. Значительно увеличивается объем ротовой полости за счет опускания нижней челюсти и поднятия мягкого неба. Постоянно слегка расширенный нижний отдел глотки и умеренное приподнятое мягкое небо создают наилучшие аккустические условия для округления гласных. Преобразованная таким образом полость ротоглоточного канала превращается в рупор, что во много раз увеличивает исходную силу голоса. Его выходным отверстием является рот. Чем оно больше, тем лучше звук излучается в пространство. Поэтому рот при пении открывается больше, чем когда человек просто говорит. Оттого насколько широко певец открывает рот, зависит форма колебаний и степень смыкания голосовых связок и, следовательно, тембр голоса.

Разные гласные при пении неодинаково влияют на тембровые качества голоса певца даже при одной и той же манере открывания рта. Работа голосовых связок связана с типом гласного звука, каждый звук по-разному влияет на степень их смыкания, т. е. придает голосу различные тембровые оттенки.

Дикция.

Дикция (в переводе с греческого) – произношение. Основным признаком достижения хорошей дикции в хоре является полноценное усвоение содержания исполняемого произведения публикой.

Мелодия в песни неразрывно связана с текстом. Четкое произношение слов является непременным условием хорошего пения. Часто в хоровом исполнении трудно разобрать слова. Такое пение нельзя считать качественным и художественным.

Хорошая дикция в хоре основывается на правильно организованной работе над произношением гласных и согласных.

Произношение гласных в пении отличается от произношения в речи. В речи совсем неточное воспроизведение гласных мало влияет на понимание слов, так как смысловую роль выполняют согласные. В пении же, когда длительность гласных возрастает в несколько раз, малейшая неточность произношения становиться заметной и отрицательно влияет на ясность дикции.

Специфика произношения гласных в пении заключается в единой округлой манере формирования. Это необходимо для обеспечения тембральной ровности звучания хора и достижения хорошего унисона в партиях наряду с четкостью хоровой дикции.

У детей младшего школьного возраста тембр неровный. В основном это происходит из-за пестроты гласных. Чтобы они звучали ровно, дети должны постоянно стремиться сохранять высокое звучание (позицию) на всех звуках певческого диапазона. Для этого используются попевки, упражнения на гласные «У», «Ю», а также песни с нисходящим движением мелодии. Большое внимание в вокальном воспитании уделяется гласному звуку «О». Пение упражнений, мелодий на гласные «О», «Ё» помогает выбрать красивый округлый звук. Специального округления требуют звуки «И» (его приближают к «Ю»), «А» (приближают к звуку «О»), «У» (приближают к звуку «О»), «Е» (приближают к звуку «Э»).

Вот несколько упражнений для формирования единой округлой манеры гласных. Они непосредственно связаны с дыхательными упражнениями. Можно говорить о связи певческого дыхания с другими элементами вокально-хоровой техники, в данном случае с певческой дикцией.

Упражнение 1.

Начинать упражнение следует также как и для формирования певческого дыхания: короткий вдох через нос и рот и медленный выдох. Здесь навык равномерного выдоха переносится на протяжное пение гласных, отработке звучания которых нужно отдавать значительное время, т. к. это залог хорошей певческой кантилены и ясной дикции, а в условиях хоровой работы еще и выработка единообразия произношения этих звуков, т. е. хорового ансамбля.

Начинать эту работу удобнее с сочетания звуков «У» - «А» или «Ю» (й+у) - «Я» (й+а) из-за большого контраста формы рта. Делаем акцент на четкой артикуляции гласных «Ю» и «Я», разделяя их дыханием, а позже сочетая выдох со вдохом и соединяя гласные на легато.

Позже присоединяем к гласным «Ю» и «Я» средний по форме губ звук «О» - «Ё» (й+о), а затем и другие гласные - «И» и «Э». При пении звука «И» очень важно, чтобы кончик языка упирался в нижние зубы, а губы чуть выдвигались вперед, не прижимаясь к зубам. Это поможет не только дикционной ясности, но и снятию резкости, форсировки, что зачастую наблюдается при пении этого звука.



Упражнение 2, 3.

Закреплять и варьировать работу над гласными полезно в упражнениях, на которых обучают хористов узкому интонированию полутона вниз и широкого тона вверх.

По словам А. Свешникова, «У» - «волшебная буква». Добиваясь тембровой красочности, он просил детей пропевать хоровые сочинения на слог «КУ». Действительно, в верхнем регистре «У» помогает найти головное звучание, что называется «высокой позицией», а в нижнем регистре – грудное. Последнее относится, прежде всего, к низким голосам, тембру которых грудное резонирование придает глубину и бархатистость. Но и высоким голосам необходима некоторая доза грудного резонирования, что придаст им более сочную тембровую окраску.

Формирование гласных с ощущением грудного звучания в среднем и низком регистре хорошо достигается с помощью гласного «У».

После того как певцы хора научились ясно, четко формировать гласные, можно приступать следующему этапу работы над гласными, выравниванию их по силе звука и окраске.

Хоровики называют подобную работу «выравнивание в один тон». Цель этой работы заключается в облагораживании открытых гласных «Э», «А», смягчение резкого звучания «И», осветление, приближение глухого звука «У». Своеобразие последовательности гласных заключается в том, что она построена в рамках акустического строя какого-либо одного ведущего гласного, например: А-о-и-А, И-о-у-И, Е-а-о-Е и т. д. Одинаковый акустический строй первого и последнего гласного, замыкая собой круг, вынуждает звуки, расположенные внутри него, выравниваться в единую вокально-позиционную линию.

Известно, что формирование согласных сопряжено с возникновением какой-либо преграды на пути потока воздуха в речевом тракте. Согласные делятся на глухие и звонкие в зависимости от степени участия голоса в их образовании. Существуют так называемые сонорные согласные, это звуки: м, н, л, р. Они так называются потому, что тоже могут тянуться и нередко употребляются на правах гласных.


Поэты пользуются многоцветьем звукового разнообразия алфавита так же, как художники палитрой. Так, в сочинении В. Шебалина «Зимняя дорога» сонорные звуки Л, М, Н, с помощью которых А. Пушкин рисует туманную ночную зимнюю картину, просятся на какое-то особенно красочное озвучивание. Задача состоит в том, чтобы проявить эту словесную «партитуру» в звучании хора:



СкВозь ВоЛНистые туМаНы

Пробирается ЛуНа,

На печаЛьНые поЛяНы

Льет печаЛьНо сВет оНа.

Здесь сонорные звуки должны особенно выразительно пропеваться на высоте гласного звука, а не проговариваться.

Вот упражнения на сочетание короткого и долгого пропевания сонорных согласных. Следует пропевать согласные протяжно, как гласные, коротко – упруго, согласные в сочетании с гласной.

Далее идут звонкие согласные: б, в, г, д, ж, з, которые образуются при участии голосовых связок и ротовых шумов; глухие: п. к, с, т, образуются без участия голоса и состоят из одних шумов; шипящие х, ц, ч, ш, щ, также состоят из одних шумов.

Основное правило дикции в пении – быстрое и четкое формирование согласных и максимальная протяженность гласных. Это обеспечивается, прежде всего, активной работой мышц артикуляционного аппарата, главным образом щечных и губных, а также кончика языка. Их нужно тренировать при помощи специальных упражнений. Укорочение произношения согласных и быстрая смена их гласными требуют мгновенной перестройки артикуляционных органов. Поэтому особенно важна полная свобода в движениях языка, губ, нижней челюсти и мягкого неба.

Для достижения четкости дикции особое внимание следует уделять работе над развитием кончика языка, после чего и весь язык становится более гибким. Также необходимо работать над подвижностью нижней челюсти. Согласные б – п, в – ф требуют активности губных мышц. Их тренировка обеспечивается активным произношением.

В качестве упражнений для тренировки движений губ и кончика языка можно использовать различные скороговорки. Слова всех упражнений произносятся твердыми губами при активной работе кончика языка. Их следует начинать в медленном темпе с несколько утрированной артикуляцией всех звуков, при средней динамике и в средней тесситуре. Затем произношение в отношении темпа, динамики и тесситуры постепенно усложнять.

Скороговорка на «н», «л»:

Няня мылом мыла Милу,

Мила мыла не любила.

Но не ныла Мила,

Мила молодчина.

Скороговорка на «с», «р»:

Сорок сорок ели сырок.

Рог носорог принес на порог.

Зачем он явился, кричат тараторки,

Его не хватает для скороговорки.

Скороговорки на «с», «ш»:

Шла Саша по шоссе

И сосала сушку.

Скороговорка на действие:

Уточка вострохвосточка

Ныряла, да выныривала.

Выныривала, да ныряла.

Скороговорка на «т», «д», «р»:

На дворе трава,

На траве дрова.

Не руби дрова

На траве двора.

Скороговорка на «к», «р», «л»:

Король на корону копейку копил,

Да вместо короны, корову купил,

А этот король, на корову скопил.

Да: вместо коровы корону купил

Скороговорка на «в»:

Верзила Вавила

Весело ворочал вилы.

Скороговорка на «т»:

Три сороки-тараторки

Тараторили на горке.

Скороговорка на «п»:

Перепел перепелку и перепелят

В перелеске прятал от ребят.



Глухие согласные на конце слов часто при пении выпадают, поэтому необходимо уделять особое внимание в их произношении, как со стороны дирижера, так и певцов хора. Эти согласные должны произноситься подчеркнуто, твердо. Если глухому согласному на конце слова предшествует долго тянущийся звук, то возникает проблема произнесения последнего согласного всеми певцами хора одновременно. Это может быть обеспечено мысленным повторением предшествующего тянущегося гласного перед снятием звука.

Тренировка в певческой дикции обычно проводится на слоги, сочетающие в себе различные комбинации гласных с согласными. Их взаимовлияние при произношении в слове, а тем более в речевом потоке, вносит определенный смысл в работу по решению конкретных вокальных задач.

Для устранения разных недостатков в звукообразовании можно использовать вполне определенные слоговые сочетания:

- при «гнусавости» целесообразно применять гласные «А», «Э», «И» в сочетании с губными согласными.

- при глубоком звучании голоса используются гласные «И», «Е», приближающие вокальную позицию, в сочетании с переднеязычными или зубными согласными.

- при пассивном пении или глухом тембре – звонкие согласные в сочетании с гласными «А», «И», «Э».

- крикливый или открытый «белый» звук устраняется при пении гласных «У», «О» в сочетании с сонорными «М», «Л».

- горловой призвук при помощи гласных «О», «У» в сочетании с другими согласными.

Согласные в пении произносятся коротко, особенно это относится к шипящим и свистящим согласным «С», «Ш», которые обладают резким звучанием и хорошо улавливаются слухом. Их необходимо смягчать и предельно укорачивать, иначе при пении они будут создавать впечатление свиста и шума.

С целью непрерывности звучания кантилены необходимо согласные, стоящие на конце слова или слога присоединять в пении к последующему слогу, тем самым, создавая условия для максимального распевания гласных..

В речи и в пении согласные, по сравнению с гласными, обладают меньшей энергетической затратой и длительностью поэтому они требуют более тщательной работы над четкостью и правильностью их произношения. Четкость и разборчивость согласных и гласных должна быть основана на литературном, правильном их произношении при соблюдении всех законов орфоэпии.

Работа над подвижностью голоса.

Подвижность голосов в хоре отражается в темпе исполнения упражнений и песен. В начале вокальной работы используются умеренные темпы. Затем те же упражнения исполняются более медленно, потом – более подвижно.

В процессе нарастания темпа упражнений или исполняемых произведений нередко возникает тенденция к «смазыванию» переходов со звука на звук, так называемое портаменто. Нужно иметь в виду, что более сложными являются упражнения на вокализацию, т. е. распевание, одного какого-либо гласного на несколько звуков или целую музыкальную фразу.

Добиваясь плавности в пении, в то же время необходимо следить за скоростью переходов с одной ступени на другую. Это является необходимым условием для кантилены в пении.


9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
"Певческая артикуляция у детей младшего школьного возраста"

Автор: Светлана Александровна Антоненко

Дата: 30.04.2020

Номер свидетельства: 548437


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства