kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Песенки -горошинки (В чём популярность частушек?)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа о происхождении частушек. о развитии этого жанра и в чём же его популярность.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Песенки -горошинки (В чём популярность частушек?)»


Ставьте ушки на макушке, слушайте внимательно,

Я про песенки – горошки расскажу вам занимательно.




I.Введение


В современном обществе устное народное творчество стало изменяться, уже не создаются былины, исторические песни, сказки. Но среди его многочисленных жанров любимым в народе остаётся частушка! Русская частушка – уникальный жанр русского народного словесно – музыкального творчества.

Частушка, зародившаяся во 2-й половине 19 века, идет в ногу со временем, успевает за всевозрастающим темпом жизни, возникает мгновенно. И у слушателя не отнимает много времени, которого нам всем не хватает. Она потому и такая живучая.

И чтобы этот жанр не исчез, важно фиксировать, собирать и сохранять имеющиеся примеры, чтобы современное поколение не забывало и с уважением относилось к богатству и традициям культурного наследия своего народа. Частушка выступает как хорошее средство воспитания молодежи, потому тема частушки – актуальна.


Объект исследования: Частушки.


Предмет исследования: Содержание частушек, связь содержания с реальной жизнью.


Цель: Рассмотреть частушки как малый жанр фольклора, уяснить ее специфику, уникальность, актуальность.

Задачи: 1.Показать, что частушка – вид народного творчества, сохранившийся и развивающийся в наше время.

2.Дать наиболее полное определение жанру частушки, рассмотреть его свойства.

3.Показать разнообразие частушечного жанра.

4.Оценить роли и значение частушки в жизни общества.


Гипотеза: Я думаю, что большая часть моих одноклассников знакома с частушками и считает «частушки» популярным жанром русского фольклора. Однако не все знают особенности этого жанра. Поэтому изучение частушек будет способствовать повышению культуры и общего кругозора учащихся.


Новизна: Мои одноклассники попробовали себя в роли авторов частушек.


Методы исследования: Поисковый, системный анализ текста, обобщение, сравнение, сбор информации.


Результат исследования: Сборник частушек 4А класса (Приложение 3).


II.Основная часть


1. Определение жанра


Частушка - жемчужина русского народного поэтического слова. Частушка - это коротенькая четырехстишная (реже двух-, еще реже шестистишная) песенка. Наиболее популярными мелодиями частушек являются «Семеновна», «Сербиянка», «Подгорная», «Цыганочка», «Яблочко», «Извозчик» и «Страдания». Частушка - это поэтическая крупица народной мудрости, жемчужина художественного таланта народа; это миниатюрная художественная картинка, запечатлевшая частичку нашего быта, движение человеческой души, проявление какого-то чувства. Каждая частушка сохраняет в себе черты жанра и в то же время отличается от других темой, подходом к освещению материала, характеристикой героя и т.д. Тематика частушек не поддаётся учёту.

Прежде чем дать определение жанра, остановимся на самом термине «частушка». В первое время появившийся новый жанр песенного фольклора не имел единого названия. Новые короткие песенки в разных местах называли по – разному: «припевки», «пригудки», «приговорки», «прибаски», «прибаутки», «набирушки», «причудки», «собирушки», «перевирки», «прибасенки», «частоговорки», «скакухи», «скоморошники», «коротошки» и т. д. Впервые в печати термин «частушка» употребил в 1889 году писатель Г.И. Успенский. Термин «частушка» народного происхождения. Плясовые песни быстрого темпа издавна в народе назывались частыми.

Исполняются частушки под гармонь, баян, балалайку, инструментальный ансамбль, а часто и без всякого музыкального сопровождения.

Частушки относятся к лирическому роду поэзии. Их главное назначение, не в описании каких-либо событий и фактов, а в выражении к ним определенного отношения, в передаче самых разнообразных мыслей, чувств и настроений. Как и в любом лирическом произведении, мысли и чувства, выражаемые в частушках, не имеют протяжности во времени. «Частушка», - писал известный собиратель произведений этого жанра Василий Иванович Симаков (1879 – 1955), - выражает один момент, одно мимолетное переживание человека в данную минуту». Кстати, он собрал за всю свою жизнь самую большую коллекцию частушек (более ста тысяч) и был автором одного из первых сборников частушек.

Частушки почти всегда – импровизация, в этом её тесная связь с современностью. В других жанрах песенного фольклора отражены и явления прошлого и настоящего, то частушки всегда создаются и исполняются только на современные темы, на факты и события, которые волнуют человека сегодня, сейчас, в данную минуту. Иначе говоря, частушки о вчерашнем дне уже не поются. Этим объясняется недолговечность основной массы частушек, быстрая смена репертуара. Каждая частушка имеет законченную форму, она скорее изящна, чем глубокомысленна.


2. Происхождение частушек


Когда, где и как возникли частушки? Вопрос для фольклористики и не новый, но не до конца решенный. В последней четверти XIX - в начале ХХ века разгорались по этому поводу целые дискуссии. Одни ученые, например, В.И. Симаков и А.И. Соболевский, считали, что русские частушки возникли в XVIII - первой половине XIX века, другие - Д.К. Зеленин, позднее С.Г. Лазутин и В.С. Бахтин - в 80-90-е годы XIX века, когда шёл процесс активной капитализации России, и жизнь быстро менялась. У каждого исследователя были свои доводы и аргументы. Вот, например, известный учёный Павел Флоренский в своей статье « Несколько замечаний к собранию частушек Комстромской губернии» (1909г.) считает, что на древность частушек указывает их появление на лубочных картинах. Песни по форме похожие на частушки встречались ещё у батакских народов на острове Ява, также он указывает на схожесть русской частушки и японской танки: Если бы всё лето цвели на горах наших нежные вишни, вряд ли так крепко бы мы эти любили цветы (Ахакито).

Однакопервые частушки были зафиксированы в центральной России в 50-60-х годах XIX в. Затем они стали появляться и в других районах страны. Жанр частушки развивался очень быстро. Постепенно частушка оттеснила на второй план лирическую песню и стала самым массовым, самым популярным жанром русского фольклора.

Возникновение жанра частушки связано с новыми историческими условиями - развитием капитализма в России - и обусловлено теми изменениями, которые произошли в это время в жизни, сознании и культуре народа.

Частушка возникла на стыке между городом и деревней. Первые частушки были записаны в уездных городах, бойких селах, расположенных на больших дорогах, в местах строительных работ, куда стекалось много народу. Именно здесь, на стыке города и деревни, где пришли в самое тесное соприкосновение, столкнулись в известном смысле две противоположные культуры - традиционная фольклорная песня и книжная поэзия, - и возникла частушка. Затем частушки распространяются в большие города и маленькие села, начинают создаваться и бытовать повсюду.

Самые первые частушки исполнялись только во время молодежных вечеринок. Ими сопровождались пляски и танцы. Затем частушки стали бытовать и в других условиях.

Русская культура оказала большое влияние на развитие культуры нерусских народов, живущих на территории России. Совместные вечеринки, праздники и свадьбы в смешанных селениях создавали непринужденную обстановку для взаимообмена играми и танцами, песнями, обрядами и, конечно же, частушками. Например, так появились чувашские такмаки (Приложение 2).

Первоначально частушки сочинялись главным образом юношами. Затем инициатива в их создании все более и более переходила к девушкам. С конца 19 в. частушка становится и по созданию, и по бытованию преимущественно женским жанром фольклора. А нерусским девушкам и женщинам нравился боевой настрой частушечной героини, готовой преодолеть любые препятствия, вставшие на её пути к цели.


3. Классификация частушек


Содержание исследованных частушек позволяет выделить шесть основных тем:

1. Любовь

2. Гармонист и гармонь

3. Жизни в колхозе и в деревне

4. Война

5. Политика

6. Школа

7.Заключительные частушки. ( Примеры частушек в Приложении 1)


Я провела опрос учащихся 4А и 4Б классов (53 человека) и получила такой результат:


Вопрос

Да

Нет

1.

Популярна ли частушка в наше время?

40

13

2.

Нравятся ли вам частушки?

48 (про школу)

5

3.

Поёте ли вы частушки?

43

10


Частушки необычайно разнообразны по своему содержанию. Частушка – жанр молодежный. Поэтому неудивительно, что главными ее героями являются парень и девушка, а большинство частушек посвящено теме любви.

По своей ритмике частушки разнообразны. Ритм зависит от музыкального наигрыша, под который они исполняются, обусловлен видом пляски, которую они сопровождают.








III. Заключение


В частушках отразились различные оттенки человеческих отношений. Частушка впитала в себя лучшие песенные традиции народа, что помогло ей обрести гибкую форму, позволило быстро откликаться на актуальные проблемы современности. Частушка заслуженно пользуется любовью и признанием, она задорная и весёлая, поднимает всем настроение. Потому в нашей школе на каждом утреннике звучать озорные частушки. Я думаю, что необходимо, чтобы частушки звучали, чтобы не исчез фольклорный жанр. Радоваться и грустить, жить насыщенной жизнью – вот чему учат нас частушки.


IV. Список использованных источников информации:


1.«Русские частушки (из коллекции Н.Старшинова)», Москва, изд. «Твердь» 1993г.

2.«Русские народные песни», Москва, изд. «Детская литература», 1972г.

3.«От былины до считалки» В. Бахтин, Москва, изд. «Детская литература», 1988г.

4.«Звени, задорная частушка», Москва, изд. «Глобус», 2007г.

5.«Школьные частушки», составитель С.В. Титов, Волгоград, изд.

«Учитель», 2007г.

7.«Сокровище народа» Н. Колпаков, Москва, изд. «Детская литература», 1957г.

8.Статья П. Флоренского «Собрание частушек», журнал «Музыкальная жизнь» № 6, 1990г.

9. kulturologia.ru

10. slavyanskaya-kultura.ru

11. StudFiles.net.

12. tayny-yazyka.ru

13.ru.wikipedia.org

14.x-minus.me›track/248786/а-я-чайничала

15. Яндекс. Картинки› картинки частушки для детей.












Приложение 1

1. Мой милёнок, как телёнок,

Только веники жевать.

Проводил меня до дому.

Не сумел поцеловать.


Дует ветер -3р. с севера.

Чебоксарские ребята

Чуть пониже клевера.


2. Играй, гармонист.

Играй, не ломайся!

Для кого-нибудь не надо —

Для нас постарайся!


Ой, спасибо, гармонист.

За игру отличную!

Я еще тебе желаю

Милку симпатичную!


3. Трактористы, комбайнёры

Нынче стали в моде:

Про них песен распевают

В каждом хороводе.


4.Думал Гитлер на Яву:

«В десять дней возьму Москву».

А мы встали поперёк:

«Ты Берлин ты поберёг!».


Ой, какой же нынче праздник»!

На границе тишина.

Сорок пятого девятого

Закончилась война.


6. Школа наша лучше всех,

Ждёт её большой успех!

Мы на пять ЕГЭ сдадим,

Всех в районе победим!







Приложение 2



1.Анне, чей, анне, чей,

Анне, чей ĕçес килет.

Урамра йĕкĕт тăрать,

Çавăнпа паллашас килет.

Мама, чаю, мама, чаю,

Мама, чаю я хочу.

На дворе стоит мальчишка,

Познакомиться хочу.


2.Ташши, ташши,

Сала кайăк ташши.

Сала кайăк ташши мар

Пирĕн шĕлттĕм ташши.


3.Опа-хопа,

Опа каламалла,

Никама та ним те туман -

Çавăнпа савăнмалла.


4.Велосипед, велосипед

Такăр çула юратать.

Велосипед çинчи каччи

Ав çак хĕре юратать.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Песенки -горошинки (В чём популярность частушек?)

Автор: Крепышева Ольга Владимировна

Дата: 18.05.2019

Номер свидетельства: 510881


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства