kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педализация как средство выразительности при игре на фортепиано

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педализация как средство выразительности при игре на фортепиано

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педализация как средство выразительности при игре на фортепиано»

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 7











МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА:



« ПЕДАЛИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ



ПРИ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО »







Подготовил :

преп. по классу фортепиано

Воробьёва Л. П.




















г. Смоленск


2018-2019 учебный год



СОДЕРЖАНИЕ:



1.Введение.


2.Овладение приёмами и навыками педализации.


3.Воспитание отношения к педализации как к творческому процессу.


4.Заключение.




































В игре на фортепиано огромная роль принадлежит педализации, которая является важнейшим средством выразительности и играет большую роль в формировании музыкально-художественного образа произведения. Педаль — ценнейшее, неповторимое достояние фортепиано. Никакой другой инструмент не обладает эффектом, подобным педальному звучанию. В педализации проявляется творческое воображение, глубина понимания музыки и богатства звуковой палитры. Только тот, кто хорошо знает природу своего инструмента и владеет навыками педализации сумеет гибко использовать педаль в работе над музыкальным произведением.

Методика обучения педализации сводится к двум разделам:

1.Овладение приёмами и навыками педализации.

2.Воспитание отношения к педализации как творческому процессу, включающему в себя целый комплекс задач.

Уже с первых уроков ученик должен осознать, что педаль является одним из необходимых средств выразительности, что в певучей пьесе нужна иная педализация (скажем, более продолжительная), чем в танцевальной. В работе над педализацией нужно адресоваться к слуху ученика, лишь попутно показывая движение, вызывая ощущение слитности ног с педалью, чтобы ученик в итоге не думал специально о педали. Надо воспитывать мгновенную реакцию ноги на требование слуха: здесь-легато на большом расстоянии, там-органное звучание, в другом месте-цезура. Накапливается такое умение в процессе познания каждого отдельного приёма педализации. Очень важно на ранних сроках обучения выработать привычку постоянного слухового контроля, научить правильным приёмам педализации, развить инициативу в поисках звуковых красок с помощью педали, то есть специально заниматься вопросами педализации наряду со всеми основными задачами развития техники исполнительства.

Начинать обучение педализации нужно с простейших музыкальных пьес с того момента когда ноги начинают дотягиваться до педали. Надо объяснить ребёнку, что звук на педали продолжается и после подъёма клавиши, и что он делается красивее, гуще. Лучше начинать с приёма запаздывающей педали. Вначале следует выбирать такие произведения, в которых педаль встречалась бы лишь в отдельных местах. Это заставит ребёнка насторожить свой слух в определённый момент, он услышит появление нового звучания в результате нажима педали, исчезновение его в момент отпускания. Необходимо сразу требовать от ученика бесшумного нажатия и отпускания педали как будто носок приклеился к ней. Надо следить, чтобы ученик накрывал ногой только расширение педальной лапки. Если в пьесе педализируется последний аккорд, следует приучить ребёнка не снимать руки с клавиатуры, пока длится аккорд на педали, а педаль и руки снять одновременно, дослушав аккорд до конца. Если в пьесе педаль применяется хотя бы раз, то нога должна находиться на педали с самого начала исполнения. На ранних этапах обучения полезно сравнить звучание пьес без педали и с педалью. В процессе работы ученик прежде выучит нотный текст без педали. Когда же включится педаль, ребёнок в своём исполнении услышит новый колоритный звук. На пьесах с такой фактурой, где на педали происходит собирание звуков в один аккорд, ученик услышит, как обогащается гармония благодаря появлению новых звуков, как исчезает прежняя гармония в момент смены педали. Удачным примером может служить пьеса Чайковского «Болезнь куклы».

В работе над педалью в пьесах с повторяющимися аккордами нужно стремиться воспитать в ученике умение непрерывно слушать гармонию и при исчезновении прежнего звучания в момент появления нового быстро сменить педаль. Педаль обеспечивает продление звука, поэтому может удержать звучание, когда руки вынуждены отпустить клавишу.

В изображении музыкального образа огромную роль играют различные виды педали. А именно в лёгких, подвижных, танцевальных пьесах, с острым, чётким ритмом употребляется прямая педаль. Она подчёркивает сильные доли или создаёт ритмическую опору фразы. Такая педаль хороша и в марше. Так в «Солдатском марше» Шумана необходимо передать чеканным штрихом весёлую детскую торжественность. Решительное начало фразы следует окрасить глубокой и относительно продолжительной педалью.

В «Смелом наезднике» при лёгком стаккато в довольно быстром темпе предполагается короткий и не глубокий нажим педали, оттеняющий упругость ритма.

Короткая педаль на сильную долю в пьесах танцевального характера даёт возможность ученику лучше почувствовать ритм, «педальное» дыхание. Это поможет педагогу развить в исполнении ученика черты гибкости и изящества. Пример: Чешская народная песня «Аннушка».

В подвижных танцевальных пьесах ученики, чтобы вовремя взять аккорд, нередко берут отдалённый бас коротким звуком, но всё же бас-гармоническая основа-должен полноценно звучать, пока длится педаль. Поэтому и здесь ученику следует контролировать себя слухом, упражняясь останавливаться на на педализируемых басах, вслушиваясь в их звучание на педали. Прямая педаль возможна только в тех случаях, когда перед нажимом педали или пауза, или звук стаккато. Если мелодия начинается с затакта, то педаль надо брать не одновременно со звуком на сильной доле такта, а как бы следом за звуком так, чтобы педалью не прихватывался последний затактовый звук. Это требует специальной работы и обострения внимания ученика. Следует осваивать этот приём, останавливаясь на сильной доле без нажима педали и слушать, исчезает ли последний затактовый звук, чисто ли звучит интервал на «раз». Лишь после этого нажать педаль. Полезно также останавливаться, взяв педаль на сильную долю, и слушать всё то, что звучит на педали. Одна из задач педагога заключается в том, чтобы развить в ученике умение слушать и самостоятельно подбирать варианты педализации. Как один из первых шагов можно предложить педализацию кульминационных звуков музыкальных фраз или просто относительно более долгих нот мелодии.

В некоторых, даже лёгких пьесах, роль педали в создании художественного образа настолько велика, что без педали они просто не звучат. Таким примером может служить пьеса Любарского «Песня». В этой пьесе педаль окрашивает и мелодию, и гармонию, оттеняет плавный ритм, создаёт легато двойных нот. Все проходящие звуки не только могут, но и должны звучать на педали словно «сквозь дымку».

Таким образом, художественная педализация всегда творческий процесс. Только ясное представление образно-звуковой картины даёт возможность претворить её в жизнь. Комплексная, целенаправленная работа над педализацией есть не что иное, как работа образного воображения и слуха. Поэтому овладение педализацией является важнейшим средством в воспитании образного мышления учащегося, развитии его музыкального вкуса и становлении грамотного исполнителя-пианиста.



































ЛИТЕРАТУРА:



1.Алексеев А. Д. Методика обучения игре на фортепиано.-М.,1961.

2.Голубовская Н. И. Искусство педализации.-Л.,1985.

3.Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры.-М.,1988.

4.Вопросы фортепианной педагогики: Сборник статей под редакцией Натансона В.-М.,1963.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Педализация как средство выразительности при игре на фортепиано

Автор: Воробьева Людмила Петровна

Дата: 20.03.2019

Номер свидетельства: 503887


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства