Просмотр содержимого документа
«Педализация как средство выразительности при игре на фортепиано»
ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 7
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА:
« ПЕДАЛИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
ПРИ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО »
Подготовил :
преп. по классу фортепиано
Воробьёва Л. П.
г. Смоленск
2018-2019 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ:
1.Введение.
2.Овладение приёмами и навыками педализации.
3.Воспитание отношения к педализации как к творческому процессу.
4.Заключение.
В игре на фортепиано огромная роль принадлежит педализации, которая является важнейшим средством выразительности и играет большую роль в формировании музыкально-художественного образа произведения. Педаль — ценнейшее, неповторимое достояние фортепиано. Никакой другой инструмент не обладает эффектом, подобным педальному звучанию. В педализации проявляется творческое воображение, глубина понимания музыки и богатства звуковой палитры. Только тот, кто хорошо знает природу своего инструмента и владеет навыками педализации сумеет гибко использовать педаль в работе над музыкальным произведением.
Методика обучения педализации сводится к двум разделам:
1.Овладение приёмами и навыками педализации.
2.Воспитание отношения к педализации как творческому процессу, включающему в себя целый комплекс задач.
Уже с первых уроков ученик должен осознать, что педаль является одним из необходимых средств выразительности, что в певучей пьесе нужна иная педализация (скажем, более продолжительная), чем в танцевальной. В работе над педализацией нужно адресоваться к слуху ученика, лишь попутно показывая движение, вызывая ощущение слитности ног с педалью, чтобы ученик в итоге не думал специально о педали. Надо воспитывать мгновенную реакцию ноги на требование слуха: здесь-легато на большом расстоянии, там-органное звучание, в другом месте-цезура. Накапливается такое умение в процессе познания каждого отдельного приёма педализации. Очень важно на ранних сроках обучения выработать привычку постоянного слухового контроля, научить правильным приёмам педализации, развить инициативу в поисках звуковых красок с помощью педали, то есть специально заниматься вопросами педализации наряду со всеми основными задачами развития техники исполнительства.
Начинать обучение педализации нужно с простейших музыкальных пьес с того момента когда ноги начинают дотягиваться до педали. Надо объяснить ребёнку, что звук на педали продолжается и после подъёма клавиши, и что он делается красивее, гуще. Лучше начинать с приёма запаздывающей педали. Вначале следует выбирать такие произведения, в которых педаль встречалась бы лишь в отдельных местах. Это заставит ребёнка насторожить свой слух в определённый момент, он услышит появление нового звучания в результате нажима педали, исчезновение его в момент отпускания. Необходимо сразу требовать от ученика бесшумного нажатия и отпускания педали как будто носок приклеился к ней. Надо следить, чтобы ученик накрывал ногой только расширение педальной лапки. Если в пьесе педализируется последний аккорд, следует приучить ребёнка не снимать руки с клавиатуры, пока длится аккорд на педали, а педаль и руки снять одновременно, дослушав аккорд до конца. Если в пьесе педаль применяется хотя бы раз, то нога должна находиться на педали с самого начала исполнения. На ранних этапах обучения полезно сравнить звучание пьес без педали и с педалью. В процессе работы ученик прежде выучит нотный текст без педали. Когда же включится педаль, ребёнок в своём исполнении услышит новый колоритный звук. На пьесах с такой фактурой, где на педали происходит собирание звуков в один аккорд, ученик услышит, как обогащается гармония благодаря появлению новых звуков, как исчезает прежняя гармония в момент смены педали. Удачным примером может служить пьеса Чайковского «Болезнь куклы».
В работе над педалью в пьесах с повторяющимися аккордами нужно стремиться воспитать в ученике умение непрерывно слушать гармонию и при исчезновении прежнего звучания в момент появления нового быстро сменить педаль. Педаль обеспечивает продление звука, поэтому может удержать звучание, когда руки вынуждены отпустить клавишу.
В изображении музыкального образа огромную роль играют различные виды педали. А именно в лёгких, подвижных, танцевальных пьесах, с острым, чётким ритмом употребляется прямая педаль. Она подчёркивает сильные доли или создаёт ритмическую опору фразы. Такая педаль хороша и в марше. Так в «Солдатском марше» Шумана необходимо передать чеканным штрихом весёлую детскую торжественность. Решительное начало фразы следует окрасить глубокой и относительно продолжительной педалью.
В «Смелом наезднике» при лёгком стаккато в довольно быстром темпе предполагается короткий и не глубокий нажим педали, оттеняющий упругость ритма.
Короткая педаль на сильную долю в пьесах танцевального характера даёт возможность ученику лучше почувствовать ритм, «педальное» дыхание. Это поможет педагогу развить в исполнении ученика черты гибкости и изящества. Пример: Чешская народная песня «Аннушка».
В подвижных танцевальных пьесах ученики, чтобы вовремя взять аккорд, нередко берут отдалённый бас коротким звуком, но всё же бас-гармоническая основа-должен полноценно звучать, пока длится педаль. Поэтому и здесь ученику следует контролировать себя слухом, упражняясь останавливаться на на педализируемых басах, вслушиваясь в их звучание на педали. Прямая педаль возможна только в тех случаях, когда перед нажимом педали или пауза, или звук стаккато. Если мелодия начинается с затакта, то педаль надо брать не одновременно со звуком на сильной доле такта, а как бы следом за звуком так, чтобы педалью не прихватывался последний затактовый звук. Это требует специальной работы и обострения внимания ученика. Следует осваивать этот приём, останавливаясь на сильной доле без нажима педали и слушать, исчезает ли последний затактовый звук, чисто ли звучит интервал на «раз». Лишь после этого нажать педаль. Полезно также останавливаться, взяв педаль на сильную долю, и слушать всё то, что звучит на педали. Одна из задач педагога заключается в том, чтобы развить в ученике умение слушать и самостоятельно подбирать варианты педализации. Как один из первых шагов можно предложить педализацию кульминационных звуков музыкальных фраз или просто относительно более долгих нот мелодии.
В некоторых, даже лёгких пьесах, роль педали в создании художественного образа настолько велика, что без педали они просто не звучат. Таким примером может служить пьеса Любарского «Песня». В этой пьесе педаль окрашивает и мелодию, и гармонию, оттеняет плавный ритм, создаёт легато двойных нот. Все проходящие звуки не только могут, но и должны звучать на педали словно «сквозь дымку».
Таким образом, художественная педализация всегда творческий процесс. Только ясное представление образно-звуковой картины даёт возможность претворить её в жизнь. Комплексная, целенаправленная работа над педализацией есть не что иное, как работа образного воображения и слуха. Поэтому овладение педализацией является важнейшим средством в воспитании образного мышления учащегося, развитии его музыкального вкуса и становлении грамотного исполнителя-пианиста.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Алексеев А. Д. Методика обучения игре на фортепиано.-М.,1961.
2.Голубовская Н. И. Искусство педализации.-Л.,1985.
3.Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры.-М.,1988.
4.Вопросы фортепианной педагогики: Сборник статей под редакцией Натансона В.-М.,1963.