Патриотическое воспитание детей и подростков в фольклорной среде (на примере детского татарского вокального ансамбля «Карлыгачлар» («Ласточки»))
Патриотическое воспитание детей и подростков в фольклорной среде (на примере детского татарского вокального ансамбля «Карлыгачлар» («Ласточки»))
Самый ранний период развития человека, басспорно, является основополагающим в его становлении.С самого раннего периода образования и воспитания необходима бережная по отношению к формирующейся личности педагогика, откликающаяся на природные влечения детского организма и направляющая их в социально позитивное русло.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание детей и подростков в фольклорной среде (на примере детского татарского вокального ансамбля «Карлыгачлар» («Ласточки»))»
Патриотическое воспитание детей и подростков в
фольклорной среде
(на примере детского татарского вокального ансамбля «Карлыгачлар» («Ласточки»))
«Подготовительная программа» рассчитана на детей 3-7 лет. Маленький ребёнок приходит в незнакомый для него мир и педагогическая задача состоит в том, чтобы создать все условия, для того, чтобы он стал для него добрым, радостным и понятным. Ведущая цель программы – в непринуждённой форме погрузить детей в добрый, тёплый мир народной жизни – в фольклорную среду, которая подсознательно соединяет маленького человечка с его корнями, близким ему как никому другому.
Самый ранний период развития человека, бесспорно, является основополагающим в его становлении. Известный немецкий философ основатель антропософии и знаменитой Вальдорфской педагогики Рудольф Штайнер – в этой связи писал: «Безусловно, справедливо то, о чём пишет Жан Поль, автор замечательной педагогической книги «Levana или учение о воспитании»: человек, путешествующий по свету, учится в свои первые годы у кормилицы больше, чем за время всех путешествий вместе взятых, но ребёнок учится не столько путём наставления, сколько путём подражания»1. В своей подготовительной программе мы руководствуемся принципом подражания, который исповедовался в дошкольной Вальдорфской педагогике. «Известно, что ребёнок копирует всё то, что видит вокруг себя. Разумеется, каждый из нас наблюдал маленьких детей, которые, находясь рядом с взрослыми, повторяли их жесты: так же ставили ноги, так же размахивали руками, откашливались. Потребность в подражании заложена необычайно глубоко. Вначале подражание происходит совершенно бессознательно. Но постоянно оно становится осознанным и выражается в игре»2. С самого раннего периода образования и воспитания необходима бережная по отношению к формирующейся личности «ненасильственная» педагогика, откликающаяся на природные влечения детского организма и направляющая их в социально позитивное русло. Характерно, что такая педагогическая стратегия связывает процесс воспитания с формированием мотивационной структуры личности, накапливая в детском опыте капитал «хочу» и, развивая у ребёнка способности «могу».
Разделяя убеждённость современных учёных в том, что освоение ребёнком мира человеческих духовных ценностей начинается с первых дней его жизни, следует признать факт существования в самой культуре образцов произведений, специально предназначенных для детского восприятия.
В нашем понимании таковым является детский фольклор, который включает: во-первых, творчество взрослых для детей – это передающие нежную любовь и заботу матери колыбельные песни, пестушки, прибаутки, потешки, пальчиковые игры, игровые хороводы дразнилки, народные сказки; во-вторых, творчество взрослых, усвоенное детьми: песни, простые хороводы, пословицы, поговорки, скороговорки, доступные детскому восприятию образцы обрядового фольклора, зачастую сохранившиеся сегодня только благодаря детскому фольклору; в-третьих, собственное творчество детей: дразнилки, анекдоты, считалки, игры, обращения к животным, птицам, насекомым.
В дошкольном возрасте особенности восприятия жизни обусловлены необходимостью в игровой деятельности. В игре дошкольники отражают своё мировосприятие в образах, создаваемых ими неосознанно, стихийно, благодаря целостности своего сознания, проявляя при этом художественные способности и творческую активность. Ребёнку в этом возрасте всё надо делать одновременно: петь, танцевать, играть. Только тогда он не устаёт, радуется жизни и воспринимает народную жизнь как единое, целостное явление. Это всё есть в простейших произведениях детского игрового фольклора по схеме: считалка – выбор водящего – игровой хоровод – обращение детей к водящему – выбор другого водящего и т.п. Игра подготавливает ребёнка к художественно-эстетической и творческой деятельности. Вместе с тем, игра не только представляет собой метод обучения приёмам этой деятельности, но и может быть превращена в её «поле». Все занятия с дошкольниками строятся по принципу игровой ситуации, проводятся только на родном языке. Каждое занятие – это одна большая игра по привычным и понятным всем детям правилам. Используется беспереводный метод общения, и дети, не знающие языка, после нескольких занятий, начинают понимать язык, а затем и разговаривать по-татарски.
Занятия проводятся два раза в неделю по два часа в фольклорном кабинете в воссозданной фольклорной среде. На занятиях используется метод частой перемены деятельности, поэтому дети не устают даже после длительного пребывания в фольклорной среде.
Важен эффект разновозрастности группы, что создаёт атмосферу естественной народной среды и народной – семейной педагогики. Старшие дети (6-7 лет), проявляя чуткость и заботу, помогают педагогу в организации малышей (4-5лет), показывают им пример во всех видах совместной деятельности, приобретая при этом первый в своей жизни педагогический опыт, когда действует самый беспроигрышный принцип обучения – «уча других, мы учимся сами». Малыши же, в свою очередь, с огромным удовольствием и энтузиазмом могут проявить свою необыкновенную способность к подражанию не только педагогу, но и более близким себе по возрасту и мироощущению товарищам.
Важным условием проведения занятия подготовительной группы является и присутствие на них родителей. Это делается для того, чтобы родители прониклись атмосферой фольклорной среды и чувствовали себя неотъемлемой частью коллектива студии, стали единомышленниками и помощниками педагога. На занятии родители обычно исполняют роль благодарных зрителей, радуются успехам детей, записывают тексты произведений, разучиваемых с детьми с целью их последующего закрепления.
Схема проведения занятия с дошкольниками выглядит следующим образом:
Сбор детей, свободное общение детей, педагога и родителей. Под звуки татарского музыкального инструмента курай постановка в хоровод. Общее ритуальное приветствие.
Общение на материале устного татарского фольклора. Обращение с благодарностью к солнцу, земле, дождю, птицам, природе, в зависимости от времени года и предстоящего праздника.
Традиционные хороводы, в зависимости от предстоящего праздника.
Слушание сказки (одна и та же сказка рассказывается на нескольких занятиях с участием детей, пока они сами вместе не расскажут её педагогу).
Рисование за столом героев сказки и татарского орнамента восковыми мелками в альбомах.
Коллективное разучивание песен к предстоящему празднику.
Считалки, игры.
Традиционное прощание (в форме ритуала, в кругу взявшись за руки).
Очень важен индивидуальный подход к каждому ребёнку. С этой целью существуют свои внутренние обряды. Первый из них – знакомство с новым участником группы. Каждый ребёнок на татарском языке здоровается и представляется новичку, тот в свою очередь тоже представляется, затем вокруг новенького водится традиционный хоровод. Мы никогда не отказываем в приёме вновь прибывшим детям и количество детей к концу учебного года обычно удваивается.
Вторым является ритуал поздравления каждого участника группы с Днём рождения. В общем кругу каждый ребёнок говорит имениннику поздравления и свои пожелания, а потом мы все вместе играем в «Ак калач» (игра похожая на русский «Каравай»). День рождения, как и все праздники, заканчивается чаепитием.
По нашим длительным наблюдениям, после своего первого дня рождения в фольклорной студии дети буквально меняются на глазах, начинают себя уверенно чувствовать в фольклорной среде и приходят на занятия уже как к себе домой. Это очень важно, так как эти незатейливые, но очень значимые моменты в жизни маленького растущего человечка создают фундамент будущей жизни, в которой детские впечатления откладывают самый неизгладимый след.
Программа представляет собой вводный курс по предмету «Татарский фольклор» и рассчитана на детей 7-10 лет. Она призвана в образной, наглядной форме раскрыть перед детьми картину татарской народной культуры во всех её проявлениях. Программа предусматривает теоретическое и практическое знакомство с основными видами фольклора, когда наряду с детским фольклором нужно переходить к комплексному освоению жанров этнической и конфессиональной татарской традиционной культуры.
Задачи программы:
приобщение к этнокультурным традициям, развитие художественно-эстетических способностей;
стимулирование интереса к учебной деятельности;
выработка устойчивых навыков культурного общения (воспитание общительности, умения сотрудничать);
помощь детям в расширении круга интересов и воспитание ответственности за конечные результаты своей деятельности;
расширение возможностей для развития трудовых умений и навыков.
Изучение основ народной культуры строится с учетом возрастных характеристик детей младшего школьного возраста и положения о том, что, не изучив основ народной культуры, невозможно стать её носителем. Восприятие детей в этом возрасте отличается остротой, своего рода созерцательной любознательностью. В течение всего периода младшего школьного возраста у детей наблюдается выраженная эмоциональность восприятия: всё яркое, живое, наглядное воспринимается лучше. Великолепное описание образа и поведения детей в младшем школьном возрасте даёт Н.С. Лейтес: «Ученики начальных классов, за редким исключением, любят заниматься в школе. Им нравится быть в положении учеников, их привлекает и самый процесс учения. Удовольствие от узнавания нового обычно превышает трудности и огорчения... Учение означает для них осваивать и закреплять преподносимое им. Они почти исключительно вбирают, впитывают и, судя по всему, имеют для этого поистине необыкновенные данные. Известны свежесть, яркость детского восприятия и чрезвычайная отзывчивость детей на окружающее»3. Организуя содержание обучения и общения с младшим школьником, взрослые определяют перспективу развития личности ребёнка в этом возрасте. Тип мышления взрослого становится типом мышления ребёнка. Оценки и отношения взрослого становятся эталонами действия ребёнка. Это первая школа в школе: школа оценок и отношений к собственным действиям, школа усвоения нового содержания окружающего мира – мира научных понятий.
Особое место в программе занимает прикладное изобразительное творчество детей. Это обусловлено тем, что рисование составляет преимущественный вид детского творчества в раннем возрасте. По мере того как ребёнок растёт и входит в период позднего детства, у него обычно заступает охлаждение к рисованию. Поэтому нам представляется важным успеть ухватить эту творческую способность детей для восприятия фольклора через художественные образы, а также для изучения традиционного орнамента и декоративно-прикладного искусства татар.
Преподавание рассчитано на три года по два часа в неделю. Программа предполагает изучение следующих разделов:
Устно-поэтический фольклор, включающий в себя сказки, загадки, пословицы, потешки, пестушки, мифы, легенды, предания татарского народа.
Музыкально-песенный фольклор – знакомство с аутентичным исполнением и разучивание в народной манере календарных, обрядовых семейно-родовых песен, песен гостевого церемониала, лирических песен, духовных песен: баитов, мунаджатов, игровых, плясовых песен такмаков, игровых и орнаментальных хороводов.
Музыкально-инструментальный фольклор – знакомство и слушание наигрышей на традиционных татарских музыкальных инструментах. Духовых: таш сыбызгы (татарская окарина), курай, сорнай; ударных: сырлы бэлэк (рубель), дэф (плоский барабан, в Средней Азии имеющий название «дойра»); струнных: думбра, танбур, гусля (гусли).
Игры как форма воспитания в фольклоре и народной педагогике. В этот раздел входят музыкальные, спортивные и драматические игры.
Традиционное декоративно-прикладное искусство. Даёт детям не только теоретическое, но и практическое изучение образцов материальной культуры народа. Этот вид деятельности включает в себя:
а) теоретическое знакомство с такими образцами декоративно-прикладного искусства, как: татарский традиционный орнамент, искусство кожаной мозаики, ювелирное искусство, резьба по дереву, архитектура, вышивка, ткачество, древнебулгарская керамика, татарские традиционные костюмы разных этнических групп татар;
б) практическое исполнение: рисунков и бумажных аппликаций татарского традиционного орнамента, вышивки, народных игрушек, образцов ткачества из полосок ткани, керамики (лепка из глины), элементов традиционных костюмов.
Обряды и праздники как самая яркая собирательная часть фольклора, в которой находят применение многие жанры фольклорного творчества. Предполагается знакомство с трудовыми, календарными, семейными и конфессиональными обрядами и праздниками татар. Подготовка и проведение таких праздников как «Рамазан», «Курбан», «Навруз», «Нардуган», «Карга боткасы».
Общие этнографические сведения являются образовательным разделом программы и включают в себя беседы обо всех проявлениях традиционной культуры.
Схема проведения занятия:
Настрой на занятие. Повторение пройденных и разучивание новых произведений устного обрядового фольклора (заклички, кричалки).
Беседа по теме занятия из раздела «Этнографические сведения».
Художественно-прикладная деятельность.
Слушание произведений песенного и инструментального фольклора, повторение и разучивание произведений музыкального фольклора.
Художественное прочтение и обсуждение произведений устного фольклора (сказки, мифы, легенды предания).
Подвижные музыкальные игры, хороводы.
Каждый год и соответствующие им четверти подчинены определенным темам.
Первый год "Человек и природа" – «Кеше һэм табигат» – посвящен особенностям отражения во всех видах народного знания и творчества взаимоотношений человека с природой. Тема второй четверти «Образы животных» – «хайваннар сурэтлэре». Тема третьей четверти «Древо жизни» – «Нэсел агачы» посвящена месту дерева в жизни народа. Знакомство с «Щэжэрэ» (по-арабски дерево) в тюркских языках, в том числе и татарском, означает «родословную, генеалогию», то есть «Древо жизни». Знакомство в доступной для детей форме с древней традицией ведения родословных у татарского народа с фамильными, эпиграфическими, общинными и «шэжэрэ-историями», составление каждым ребёнком в альбоме с помощью родителей, бабушек и дедушек генеалогического дерева своей семьи в нескольких поколениях. Тема четвертой четверти «Небесные светила» – «Кояш, ай, йолдызлар» – посвящена месту небесных светил с древних времён в жизни и культуре татарского народа, образу небесных светил в устном, музыкальном фольклоре и декоративно-прикладном искусстве татар.
Второй год «В году 12 месяцев» – «Ел туэлеге 12 ай» – предполагает знакомство с отражением в татарском фольклоре жизни человека в сельской общине, семейно-родовых, культовых и календарных обрядах, праздниках, в трудовых процессах. Особое внимание детей обращается на то, что все совместные трудовые процессы омэлэр (помочи) сопровождались ритуальными действами, а также песнями, играми, плясками. Жизнь и труд человека в обществе, организованные с древних пор по народному календарю, являются главным объектом изучения второго года обучения. Тема первой четверти «Коз фасылы» – «Осень» посвящена знакомству с осенними обрядами, связанными с успешным сбором урожая свадебными обрядами, с трудовыми традиционными татарскими праздниками. Тема второй четверти «Кыш фасылы» – «Зима» посвящена организации жизни татарской сельской общины зимой во время отдыха от сельскохозяйственных работ. Тема третьей четверти «Яз фасылы» – «Весна» – посвящена весне как поре обращения людей к природе, к богу с просьбой о хорошем лете и богатом урожае. Тематика четвертой четверти «Яз һэм жэй» – «Весна и лето» – включает: знакомство с традицией подготовки татарской сельской общины к началу сельскохозяйственных работ. Ритуальные обращения к земле с просьбой удачного сева, знакомство с предпосевными обрядами татар, подготовка и проведение традиционного детского татарского праздника «Карга боткасы» и праздника плуга «Сабантуй».
Третий год «Кем мин бу доньяда?» – «Кто я в этом мире» – посвящен духовным поискам татарского народа в древности, средневековье и новейшем мире. Тема первой четверти «Боронгы бабаларыбызнын ошанулары» – «Во что верили наши предки» – посвящена знакомству с древнетюркской основой татарской мифологии, с низшей татарской мифологией. Тематика второй Четверти «Тарихыбыз» – «Наша история» посвящена отражению в татарской традиционной культуре важных событий в истории нашего народа. Тема третьей и четвёртой четвертей «Татар халкы һэм Ислам» – «Татарский народ и Ислам» включает изучение с детьми татарских религиозных традиций, обычаев, обрядов и праздников по лунному Мусульманскому календарю.
Основная цель охарактеризованной выше программы состоит в том, чтобы погрузить детей в мир татарского фольклора, оставив в их умах и душах чёткую и ясную картину многообразного явления татарской традиционной культуры.
Программа татарского фольклорного ансамбля рассчитана на работу в течении четырёх и более лет с детьми и подростками от 11 до 16 лет и старше.
Подростковый возраст характеризуется интенсивным развитием интеллектуальных способностей, формированием профессиональных интересов. В мышлении появляется возможность к абстрагированию, образованию новых понятий. Развитие в этом возрасте определяется общением ребёнка с людьми во всех сферах общественно полезной деятельности: производительно-трудовой, художественной, спортивной, учебной. Основное в развитии личности подростка – это способность переходить от одного вида деятельности к другому, что обеспечивается освоением закономерности строения человеческой деятельности. Большое значение в этом отношении имеет организация разновозрастных коллективов, где односторонность отношений практически исключается и в силу вступают истинные гуманные отношения людей, объединённых общей, социально значимой целью. В.А. Сухомлинский писал о том, что в годы отрочества каждый человек становится философом, каждый подросток начинает мыслить общественно-политическими и моральными понятиями. Чтобы такое мышление вошло в жизнь подростка, надо чтобы он принимал реальное Участие в тех делах взрослых, где эти категории выступают как подлинные действия.
Все виды и формы общественно полезной деятельности способствуют развитию ориентировки подростка в мире взрослых отношений, дают возможность пережить их социальную значимость, раскрывает общественную ценность их индивидуальности. Но всё это невозможно без других людей. Недаром многие исследователи называют подростковый возраст возрастом поиска другого человека. Поиск другого – это одновременно и поиск самого себя, своей индивидуальности. Индивидуальность человек приобретает там, где он научается совершать поступки – осуществлять выбор, основанный на предвидении своих действий для других. Какой я? Зачем живут люди? Что я могу? Эти вопросы задаются в подростковом возрасте. Это начало активного развития самосознания; резкое увеличение потребности в самоутверждении и признания со стороны сверстников.
Известный отечественный психолог Л.С. Выготский разработал теорию связи развития детского творчества с воображением и фантазией. В своей книге «Воображение и творчество в детском возрасте» он пишет, что воображение зависит от опыта, а опыт ребёнка складывается и растёт постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. По мере приближения к зрелости начинает созревать и воображение, и в переходном возрасте – у подростков с порой полового – созревания – соединяются мощный подъём воображения и созревание фантазии. У подростка созревает и подытоживается его опыт, вызревают постоянные интересы, быстро свёртываются детские интересы и получает окончательное оформление его воображение.
В то же время переходный возраст характеризуется противоречивостью, полярностью характеризующих мотиваций, нарушением детского равновесия организма и не найденного равновесия организма зрелого. Деятельность воображения в том виде, как она проявлялась в детском возрасте, у подростков свёртывается. У ребёнка этого возраста исчезает пристрастие к рисованию, пропадает интерес к наивным играм более раннего детства, к фантастическим сказкам и рассказам. Наиболее распространённой и массовой формой деятельности воображения является литературное творчество, которое стимулируется сильным подъёмом субъективных переживаний, углублением интимной жизни подростка, формированием особого внутреннего мира.
Ближе всего к детскому литературному творчеству стоит детское театральное творчество – драма основана на действии, совершаемом самим ребёнком, она наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием.
В программе «Татарского ансамбля» преобладает многоплановая творческая направленность, учитывающая индивидуально-возрастные особенности ребенка и основанная на сотрудничестве детей и педагогов. Детям предоставляется возможность в самоутверждении во всех видах деятельности: образовательной, поисково-исследовательской, культурно-просветительской. Подростку предоставляется возможность принять реальное участие в сохранении, развитии и пропаганде своей традиционной культуры, почувствовать свою миссию в большом и благородном деле. В результате осознанной деятельности подросток начинает мыслить общественно-политическими категориями и моральными понятиями, обретать опыт самосознания и потребность в конструктивной самореализации.
Одним из важнейших условий воспитательной эффективности проекта является фольклорный репертуар, который подбирается из различных историко-стилевых пластов татарской традиционной культуры. Это древние календарные обрядовые, семейно-родовые песни старого пласта этической культуры волго-уральского типа, исторические, религиозные песни: зикры, мунаджаты, баиты из средневековой классической мусульманской культуры татар; лирические, игровые песни и хороводы позднего периода развития татарской традиционной культуры.
Основные направления и содержание деятельности ансамбля:
Учебно-репетиционная и творческая деятельность.
Работа ансамбля организована по разновозрастным группам в количестве 8-10 человек. Занятия проводятся с каждой группой 2 раза в неделю по 2 часа. Предусматриваются дополнительные часы для индивидуальных занятий с солистами, дуэтами, трио, квартетами. Дополнительно выделяются 3 часа в неделю на сводную репетицию ансамбля.
Учебно-репетиционная и творческая деятельность татарского фольклорного ансамбля включает:
Вокальную работу – овладение народным звукоидеалом разных исторически обусловленных слоёв традиционной песенной культуры татар на примерах аутентичного исполнения подлинных носителей музыкального фольклора.
Освоение традиционных танцевальных движений разных этнографических групп татар.
Изучение и исполнение музыкального фольклора разных историко-стилевых пластов татарской традиционной культуры.
Изучение обрядовой культуры разных этнографических групп татар и осуществление сценических постановок обрядовых композиций.
Подготовка и совместная работа педагогов и подростков в фольклорно-этнографических экспедициях по сбору устного, музыкального фольклорного материала, предметов быта и декоративно-прикладного искусству татар.
Занятия по сценическому движению и перевоплощению.
Подготовка и проведение татарских традиционных праздников.
Концертная деятельность, участие в конкурсах, фестивалях, телевизионных и радио передачах.
Схема проведения занятия:
Сбор детей в фольклорном кабинете. Свободное общение педагогов, и руководителей.
Распевка в кругу, чтобы все видели и слышали друг друга.
Слушание аудиокассет с записями аутентичного исполнения народных мастеров пения.
Разучивание традиционных песен – пение в сопровождении магнитофона, потом самостоятельно.
Повторение и закрепление ранее разученных произведений.
Разучивание по экспедиционным видео записям новых и повторение ранее разученных традиционных танцевальных движений, народных игр и хороводов.
Разучивание и повторение пройденного устного фольклорного материала к сценическим постановкам обрядовых композиций.
Обсуждение творческих планов ансамбля.
Большое образовательное и воспитательное значение имеют сводные репетиции ансамбля. На сводной репетиции собираются представители всех возрастных групп для сценической работы по постановке обрядовых композиций, репетиций к концертным выступлениям, конкурсам и концертам.
Сводные репетиции начинаются с тренинга по сценическому движению и искусству перевоплощения, проводимого специалистом.
На сводных репетициях особенно ярко и многогранно проявляются творческие способности участников ансамбля, где из обрывочных текстов, песен и хороводов рождается спектакль, в который каждый ребёнок привносит свои особенности, необычные образы и интонации.
Условия исполнения фольклорных обрядовых композиций, включающих все жанры народной культуры разновозрастными группами детей и подростков, совпадают с естественным образом жизни детей, подвижностью, образным перевоплощением, потребностью в движении, пении, творчестве. Традиционная культура являет собой многообразие эстетических форм для выражения, выплеска эмоций и настроений.
В драматических постановках все участники ансамбля принимают самое непосредственное участие – каждому находится роль в красочном народном действе.
Работа во всех группах ансамбля ведётся по принципу «от простого к сложному» и строится на повторении материала на новом этапе развития коллектива.
Разделение программы ансамбля по годам обучения условно, так как, во-первых, трудно регламентировать творческие процессы, во-вторых, ансамбль – это единый организм, где все участники находятся в одном творческом процессе во время сводных репетиций, праздников, концертных выступлений и экспедиций. Есть дети, которые делают очень большие успехи и достигают уровня исполнительства старших на первых годах обучения. Также условным является и количество лет пребывания участников в ансамбле.
1 Грюнемус Э.М. Вальдорсфский детский сад. М.: МПН «Мир книги»,1992. – С. 54.
2 Франс К. Воспитание к свободе. М.,1993. – С.195.
3 Лейтес. Н.С. Умственные способности и возраст. М.: «Педагогика», 1981. – С. 155.