kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Оздоровительная сила пения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Способность выражать свои чувства и эмоции наилучшим образом проявляется в искусстве пения. Пение –  отличное средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения. В процессе пения – сольного или хорового – укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание. Положение тела во время пения (певческая установка) способствует воспитанию хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Оздоровительная сила пения»

муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств п. Гигант»





















Доклад

«Оздоровительная сила пения»







преподаватель МБУ ДО ДШИ п. Гигант

Проценко Елена Маратовна



















Содержание

Введение ……………………………………………………………………….….3

1.Вокал в школе……………………………………………...……………………5

2.Пение для здоровья………..……………………………………………………7

2.1.Пение и наши внутренние органы………………………………..…………7

2.2.Как помогают гласные?...................................................................................8

2.3.Оздоровительная сила согласных………………………….………………..8

2.4.Благотворное влияние звукосочетаний……………………………………..8

2.5.Пение и органы дыхания………………………………….…………………9

2.6.Защита от стресса…………………………………….……………….……..10

2.7. Повышение тонуса и продление жизни………………….………………..11

2.8. Улучшение внешности……………………………………………………..11

3. Выводы……………………………………………………...…………………11

Заключение………………………………………………………………………12




Литература ………………………………………………………………………………..…..15



















Введение

Со времен самых древних цивилизаций людям известна целительная сила звуков произносимых собственным голосом. Современная медицина давно уже обратила внимание на то, что пение, особенно профессиональное занятие вокалом, оказывает благотворное влияние на здоровье человека. Пение – тот самый необходимый инструмент, позволяющий найти не только радость жизни, но и значительно улучшить свое здоровье. По образному выражению ученых гортань – второе сердце человека. Голос, оздоравливаясь в процессе вокальной тренировки, оздоравливает весь организм.

Природа наградила человека удивительным свойством, дав ему возможность выражать свои чувства и мысли с помощью звуков. Способность выражать свои чувства и эмоции наилучшим образом проявляется в искусстве пения. Пение – отличное средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения. В процессе пения – сольного или хорового – укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание. Положение тела во время пения (певческая установка) способствует воспитанию хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья. После вокально-хоровых занятий дыхание становиться более экономным, а, по утверждению ученых, от этого зависит работоспособность человека. Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и более качественное функционирование сердечно-сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов.

В дополнение ко всему вышесказанному, пение помогает избавляться от стрессов. Ученые обнаружили, что в мозге во время пения вырабатывается эндорфин – вещество, благодаря которому человек ощущает радость, умиротворение, прекрасное настроение и повышенный жизненный тонус. Таким образом, с помощью пения можно вызвать и выразить те или иные чувства.

Испанский беллетрист и ученый-фольклорист Федерико Гарсиа Лорка первым в мире сделал беспристрастный и научно обоснованный вывод о том, что "песня предшествовала языку". Свойства голоса являть чувства и эмоции наилучшим образом проявляются в искусстве пения. Распевать в любом случае полезно, даже если нет ни слуха, ни голоса. Научившись выражать свое состояние голосом, человек получает эффективнейшее средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения. Искусство пения – это, прежде всего правильное дыхание, которое является одним из важнейших факторов здоровой жизни. Из всех средств музыкотерапии самое сильное влияние на тело оказывает именно пение. Когда человек болеет, голос его "садится", становясь глухим и бескрасочным. Собственным пением (лечебным звукоизлечением) мы можем воздействовать на болезненный орган или систему, возвращая в него здоровую вибрацию. Любой орган нашего тела имеет наш "голос". Звучание" больных органов отличается от звучания здоровых. Это ненормальное "звучание" разрешено скорректировать, научив человека точно петь. Методы вокалотерапии (именно так называется лечение пением) активно используются во всем мире для лечения и профилактики как физических, так и психических расстройств: неврозов, фобий (навязчивые, болезненные страхи перед чем-либо), депрессии (особенно если она сопровождается заболеваниями дыхательных путей), бронхиальной астмы, головных болей и др.

На Руси славяне считали, что поет в человеке сама cуть человеческая, и пение – это ее естественное состояние. Потому работа со звуком (его силой, долготой, высотой), ритмом, дыханием, интервалами не только приближает к качественному и техничному исполнению песен, но и обеспечивает успех в кропотливой работе над коррекцией и формированием личности человека. В России интерес к проблеме взаимосвязи музыки и медицины очевиден. По инициативе В. М. Бехтерева в России в 1913 г. был основан комитет по исследованию музыкально-терапевтических эффектов, в который вошли ряд видных врачей и представителей музыкального мира. Учеными были сделаны важные выводы о том, что отрицательные эмоции (страх в первую очередь) блокируют функции коры головного мозга, что приводит к потере ориентировки человека в окружающей среде и может стать причиной его смерти. Положительные эмоции от общения с искусством оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы, содействуют психоэмоциональному напряжению человека, мобилизуют его резервные силы, обусловливают его творчество во всех областях искусства, науки и всей жизни в целом. Именно эти выводы отечественных ученых легли в основу научного обоснования использования искусства в коррекционной работе со взрослыми пациентами и детьми.

Метод вокалотерапии – универсальное средство лечения, поскольку воздействует не на какой-то орган в отдельности, а не весь организм.

Было обнаружено, что эмоции влияют на голос, и он меняет обертоновый состав. Негативное воздействие основано на том же механизме, что и позитивное. Например, если человек внутренне к Вам не расположен и пытается утаить это, говорит ласковые слова, но при этом в его голосе звучит фальшивая нота. То есть обертоны принимают несвойственное им положение. А есть люди поразительно гармоничные, они здоровы психически, физически и расположены к людям. К тому же они владеют резонансной техникой голосообразования. Их голос звучит, как целительный бальзам, как прекрасная музыка. Исследования показывают, что эти звуки гармонизируют и других. Вам хочется внимать и слушать этого человека и общаться с ним.

1.Вокал в школе

Особенно важны занятия пением для детей. Невозможно переоценить его влияние на здоровье ребенка. Работая с детским голосовым аппаратом, преподаватель действует на укрепление здоровья своего ученика в целом. Дети, занимающиеся пением, отличаются от своих сверстников положительной эмоциональностью, самодостаточностью.

Едва ребенок начинает произносить первые звуки и слова, как тут же пытается напевать придуманные или ранее услышанные мелодии. Причем пение для многих детей является, чуть ли не самым любимым занятием. И это замечательно, ведь пение невероятно полезно для людей любого возраста. Поэтому важно, чтобы родители не запрещали своим детям петь, а наоборот, поощряли это занятие и всячески ему способствовали, например, разучиванием новых детских песенок, а также совместным пением.

С самого рождения ребенок пользуется голосом не задумываясь – кричит и говорит, как дышит, в отличие от многих взрослых, которые с годами утрачивают природную способность выражать себя в звуках и словах (одни мямлят, другие монотонно бубнят, а третьи и отнюдь становятся "безголосыми", но переживают неудачи беззвучно и внутри).

То, каким голосом будет говорить в своей жизни человек, во многом зависит от его матери. Ее голос, бесконечно меняющийся в разных ситуациях общения с ребенком, малыш принимает за особый эталон (младенец начинает подражать интонациям своей матери ). Уже давно научно доказано, что пение очень полезно для беременных и их будущих детей. Переходы поющего голоса от высоких звуков к низким, и наоборот – активируют рост тех органов и систем ребенка, которые настроены на определенные звуковые частоты. Органы слуха малыша получают необходимую им тренировку и стимулируют головной мозг. Несколько десятилетий назад прославленный французский акушер Мишель Оден организовал в своей клинике хор a-capella из будущих мам. Специально для них были разработаны несложные вокальные упражнения. В результате на свет появлялись более жизнеспособные, спокойные и крепкие малыши. Музыкальный слух (как и голос) можно развивать, тренировать и совершенствовать. И чем раньше приступить к музыкальным занятиям, тем лучше. Ребенку старшего возраста без музыкального слуха сложнее научиться правильно "интонировать" голосом, чем 3-4-летнему малышу. Но, главное в этой работе - стремление к цели, желание и терпение.

Так почему же важно, чтобы дети пели?

  1. Пение способствует улучшению настроения. Когда человек поет, в его головном мозге вырабатывается гормон счастья – эндорфин. Именно он отвечает за хорошее настроение, радость, жизненный тонус. Ребенок становится спокойней, счастливей, активней.

  2. В процессе пения в организм поступает больше кислорода. Как следствие этого процесса – улучшение кровообращения, нормализация сердцебиения и артериального давления, улучшение общего самочувствия, исчезновение головных болей, улучшение цвета лица.

  3. Пение способствует повышению иммунитета. Дети, которые любят петь, реже страдают от болезней горла, поскольку благодаря улучшению кровообращения укрепляются стенки сосудов, голосовые связки и лимфоузлы. А это в свою очередь благотворно сказывается на местном иммунитете.

Более того, занятия вокалом приносят для детского организма следующую пользу:



- развивают слух и чувство ритма;

- прививают музыкальный вкус;

- улучшают память (поскольку ребенку нужно запоминать мелодию, текст, паузы, ритм и пр.);

- способствуют развитию способностей к импровизации;

- стимулируют речевую активность (в процессе пения ребенок не просто четко проговаривает слова, а пропевает их);

- нормализуют, развивают и улучшают дыхательную функцию (уроки пения очень эффективны при астме);

- эффективно устраняют речевые нарушения (например, во время пения ребенок перестает заикаться);

- развивают коммуникативные способности, внимательность, дружелюбность, умение работать в коллективе;

- раскрепощают, устраняют комплексы, страхи.

2.Пение для здоровья

2.1.Пение и наши внутренние органы

Вокал – это уникальное средство самомассажа внутренних органов, который способствует их функционированию и оздоровлению. Ученые считают, что каждый из внутренних органов человека имеет свою определенную частоту вибраций. При заболевании частота нездорового органа становится другой, вследствие чего и возникает разлад в работе всего организма. Пением человек вполне может воздействовать на больной орган, возвращая здоровую вибрацию. Дело в том, что когда человек поет, только 20% звука направляется во внешнее пространство, а 80% внутрь, в наш организм, заставляя более интенсивно работать наши органы. Звуковые волны, попадая в резонансные частоты, соответствующие тому или иному органу, вызывают его максимальную вибрацию, оказывая на этот орган непосредственное воздействие. С помощью специальной аппаратуры врачи и ученые, занимающиеся вокалотерапией, снимают нужные вибрации c любого органа, делают математические раскладки и анализируют. Благодаря этому можно объективно выявить резонансные ноты печени, селезенки. И следом все эти данные используются для акустического массажа. Попробуйте промассировать печень руками. Это невозможно. А с помощью музыкальных звуков можно восстановить кровообращение и удалить застои.

Во время пения активно работает диафрагма, тем самым массируя печень и предотвращая застой желчи. В то же время улучшается работа органов брюшной полости и кишечника. Воспроизведение некоторых гласных заставляет вибрировать гланды, железы и помогает очищать организм от шлаков. Есть звуки, которые могут полностью восстановить кровообращение и устранить застойные явления.

Медленный выдох способствует развитию в сердце дополнительных путей кровоснабжения, коллатералей, что важно в профилактике инфаркта миокарда.

По наблюдениям отечественных педагогов, те дети, которые посещают уроки вокала, меньше болеют и даже начинают лучше учиться. По утверждению специалистов, для профилактики у детей гриппа в особенности хороши протяжные народные песни. При этом взаимосвязь между здоровьем и песней учителя объясняют по-разному (кто говорит о телесной и духовной гармонии, а кто – о дыхательной гимнастике). Чтобы хорошо петь, нужно верно дышать, – объясняют педагоги. Особые вокальные упражнения помогают певцам не только "поставить дыхание ", но и улучшают общее самочувствие исполнителя.

2.2. Как помогают гласные?

Звук «А», например, способствует купированию различных болей, оказывает лечебное действие на сердце и верхние доли легких. При острых респираторных заболеваниях оздоравливающе действует на весь организм и способствует насыщению тканей кислородом. Помогает он и при параличах.

«И» – поможет вам в лечении глаз, ушей и недугов тонкого кишечника. Он «прочищает» носовую полость и стимулирует работу сердечной мышцы.

«О» – лечит заболевания верхних и нижних дыхательных путей – бронхит, воспаление легких, трахеит, а также кашель. Снимает в этих органах спазмы и боли. Облегчает состояние при туберкулезе легких.

«У» – тренирует дыхание, лечит голосовые связки и горло, стимулирует функцию почек, а также всех органов брюшной полости.

«Ы» – способствует излечению ЛОР-патологий (в частности, заболеваний ушей), улучшает дыхание.

«Э» – благоприятствует работе головного мозга.

2.3.Оздоровительная сила согласных

Научно доказана целебная сила некоторых согласных звуков.

“В”, “Н”, “М” – улучшают работу головного мозга.

“К”, “Щ” – помогают при лечении ушей.

“Х” – освобождает организм от отработанных веществ и негативной энергии, улучшает дыхание.

“С” – помогает при лечении кишечника, полезен для сердца, сосудов, желез внутренней секреции.

2.4.Благотворное влияние звукосочетаний

Мощное оздоровительное воздействие на организм человека оказывают и сочетания звуков.

“ОМ” – помогает в снижении артериального давления. Он приводит в баланс тело, успокаивает ум, устраняя причину повышенного давления. Этот звук распахивает сердце, и оно становится способным принимать мир, любя, не сжимаясь от страха или негодования.

“УХ”, “ОХ”, “АХ” – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергетики.

Данные звуки надо не просто произносить, их обязательно необходимо пропевать. Обязательно следует обращать внимание с какой интенсивностью пропеваются звуки. Если протекает сердечно-сосудистое заболевание, то не следует делать упражнение слишком интенсивно; если необходима терапия органов брюшной полости – наоборот, чем интенсивнее, тем лучше.

2.5.Пение и органы дыхания

Искусство пения – это, прежде всего искусство правильного дыхания, которое является важнейшим фактором нашего здоровья. От того, как мы дышим, во многом зависит состояние нашего здоровья. Дыхание нижней частью грудной клетки – наиболее экономичное. К сожалению, большинство людей дышат верхней и средней частями. Это приводит к гипервентиляции легких. Человек заглатывает избыток кислорода, тратит на это много лишней энергии. Пение как раз и помогает наладить правильное дыхание. Тренируется диафрагмальное дыхание, дыхательная мускулатура, улучшается дренаж легких. При бронхиальной астме, пневмонии и бронхитах идет перевозбуждение симпатической системы. Вдох и последующая задержка на вдохе воздействуют на симпатический отдел нервной системы, который отвечает за активизацию внутренних органов. Есть методики лечения бронхиальной астмы с помощью обучения пению и в хоровой практике многих преподавателей – хоровиков были случаи полного прекращения у больных детей приступов бронхиальной астмы, и когда при диагнозе “бронхиальная астма” врачи прямиком направляют ребенка петь в хоре, это уже давно не вызывает ни у кого удивления. Пение не только снимает приступ бронхиальной астмы, но и излечивает этот недуг. У одного пациента – мальчика 9-и лет была бронхиальная астма в тяжелой форме. С ним провели комплексное лечение и вокалотерапию. После этого, мальчика отдали в хор. Благодаря пению, лечение оказалось наиболее эффективным и способствовало полному выздоровлению.

"Цепное" дыхание, которое практикуется при занятии фольклорным и хоровым пением, не только учит непрерывности звука, но и увеличивает длительность выдоха, глубину и полноту вдоха, возрастающих в зависимости от использования нижнего (брюшного) типа дыхания. В ходе освоения "цепного" дыхания (при хоровом фольклорном пении) в работу включается тот тонкий слух, которым мы до этого момента на практике не пользовались – умение ощутить дыхание другого и почувствовать, когда ему предстоит сделать вдох, чтобы это не произошло одновременно с тобой и не прервало звучание. Восстановление свободного дыхания при занятии фольклорным пением происходит подсознательно и проявляется не только в показателях свободы дыхания, но и в улучшении самочувствия, в изменении взгляда на проблемы, прежде представлявшиеся человеку неразрешимыми, опасными. В русском песенном фольклоре существует большое количество "неровных" песен, смена темпа в которых может возрастать от минимума до максимума или снижаться от максимума до минимума (напряжение – расслабление – сброс). Хроническое мышечное усилие у исполнителя за счет таких перепадов темпа исподволь снимается. Пение – уникальная дыхательная гимнастика, в которой учитывается все.

Вокальные занятия являются профилактикой в первую очередь простудных заболеваний. Вокал нужен, чтобы “прокачивать” все наши трахеи и бронхи. Вокальная работа – отличная тренировка и вентиляция легких. Это очень важно для растущего организма ребенка. У людей, которые систематически занимаются пением, увеличивается жизненная емкость легких и добавляется организму запас прочности.

Во время пения человек вдыхает воздух быстро, а выдыхает медленно. В результате в крови снижается содержание кислорода, и соответственно увеличивается доза углекислого газа. Углекислый газ в данном случае является раздражителем, активизирующим внутренние защитные силы организма, которые во время заболевания начинают работать в усиленном режиме. Таким образом, пение является отличной профилактикой простудных заболеваний.

2.6.Защита от стресса

В Древнем Египте с помощью хорового пения лечили бессонницу и нервное возбуждение. Музыка и сегодня помогает врачам, работающим с пациентами, которые страдают психическими расстройствами, эмоциональной нестабильностью, мигренью, неврозами, депрессией и фобиями. Пением полезно заниматься при коррекции заикания и других нарушений речи.

Занятия пением способствуют улучшению психического и эмоционального состояния ребенка, что очень важно для подрастающего поколения. Регулярные занятия вокалом тренируют дикцию ребенка, вследствие чего речь малыша становится четкой, последовательной, без дефектов. А это также способствует освобождению от ненужных комплексов в будущем. Конечно, пением можно заниматься дома. Но все же, лучше доверить этот процесс специалисту, который сумеет подобрать правильный репертуар вашему чаду, поставит ему голос, научит диафрагмальному дыханию.

Пение повышает жизненный тонус, усиливает способность к концентрации внимания, увеличивает физическую и интеллектуальную активность.

Недавно открыли еще одно свойство: оказывается, поющие, танцующие и рисующие дети получают больше "пятерок" и по другим учебным предметам.



2.7. Повышение тонуса и продление жизни

Среди оперных певцов не случайно очень много долгожителей: первое, чему учат будущего исполнителя – правильное дыхание и самоконтроль. Без этого человек не может выдержать многочасовое напряжение, связанное с участием в классическом спектакле.

В результате певцы овладевают навыками регулировки вдоха и выдоха, правильной работы диафрагмы, у них увеличивается активный объем легких, укрепляется сердечная мышца. Подобных результатов можно достичь и при любительском пении; важно только грамотно подойти к вопросу постановки голоса.

2.8. Улучшение внешности

Занимаясь вокалом, человек постоянно эксплуатирует мышцы лица и шеи, что способствует укреплению мускулов, повышению тонуса кожи, ее разглаживанию и уменьшению количества морщин. Певцы долго сохраняют правильный овал лица и даже в солидном возрасте выглядят моложе своих сверстников.

Пение – энергозатратный процесс. Час занятий вокалом стоит организму около 120 ккал, а тренировка диафрагмы способствует подтягиванию мышц живота. Все вышесказанное позволяет поддерживать фигуру в форме.



3. Выводы

Как пение влияет на здоровье:

  1. Пение сообщает телу "правильные" вибрации, что поднимает наш жизненный тонус;

  2. во время пения в мозге человека вырабатываются особые химические вещества, которые помогают нам ощутить покой и радость;

  3. пение улучшает кровообращение, что благотворно влияет на голосовые связки, миндалины и многочисленные лимфоузлы, а значит, значительно повышает местный иммунитет (проще говоря, мы реже простужаемся);

  4. улучшение кровоснабжения при пении ведёт к активизации деятельности головного мозга: он начинает работать интенсивнее, улучшается память, легче воспринимается любая информация;

  5. (внимание, девушки!) улучшение кровоснабжения головы в целом омолаживает организм, улучшается состояние кожи;

  6. пение очень полезно при заболеваниях лёгких, так как не только заменяет дыхательную гимнастику, но и способствует развитию грудной клетки, правильному дыханию, что значительно уменьшает число обострений;

  7. при регулярных занятиях в хоре в организме повышается уровень иммуноглобулина-А и гидрокортизона, которые являются признаками хорошего иммунитета; в настоящее время разработаны методики, лечащие от заикания посредством пения и помогающие улучшить дикцию;

  8. пение применяется даже при борьбе с лишним весом: порой чрезмерно полным людям предлагают при возникновении чувства голода вместо перекуса спеть две-три песни.

Именно поэтому специалисты рекомендуют петь хотя бы 5 минут в сутки, приравнивая пение к физическим упражнениям.



Заключение

Петь полезно в любом случае. При помощи пения можно привести в порядок легкие, улучшить кровообращение и цвет лица, исправить осанку, улучшить дикцию и постановку разговорной речи, даже исправить такой дефект, как заикание.

Особенно важно пение для детей. Невозможно переоценить влияние пения на здоровье ребенка. Работая с голосовым аппаратом ребенка, преподаватель действует на укрепление здоровья своего ученика в целом. Не случайно в нашей стране так много детских хоровых коллективов. Практически в каждой школе стараются организовать хор, так как коллективное пение это не только польза для здоровья, но и формирование дружеских отношений. Дети, занимающиеся пением, отличаются от своих сверстников положительной эмоциональностью, самодостаточностью.

Петь можно даже если человек думает, что природа обделила его голосом и музыкальным слухом. Умение выражать свой внутренний мир в музыке, в песне является эффективным средством снятия внутреннего напряжения, стрессов. Факт, который не нуждается в доказательствах: когда человек поет, он настроен позитивно и доброжелательно. Удовлетворение занимающимся делом – стимуляция хорошего настроения, и отсутствие желания поисков каких либо других стимулирующих средств и опасных удовольствий, в том числе и наркотиков.

Даже если грустно или произошло горе, то пение несет в себе ощутимое облегчение. У вас плохое настроение? Испытываете напряженность и усталость? Часто болеете? Посоветовать можно только одно – пойте! Неважно, какая это будет песня. Не имеет значения и то, хорошо ли вы ее помните. И уж тем более не играет никакой роли ваша начальная вокальная подготовка. Главное, делайте это от всей души! Но лучше не в одиночестве, а в кругу семьи, вместе со своими детьми, когда они вернутся с занятий в музыкальной школе и непременно захотят поделиться с родителями новыми знаниями в искусстве вокала.

Литература

  1. Буланов В.Г. Как пение способствует развитию различных и весьма полезных качеств личности – Екатеринбург 2003г. – с.13–16.

  2. Демшина Марина Валерьевна, преподаватель хора и музыкальной литературы

  3. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж – Бородулино 1996 г.

  4. http://ypoku-siddha.ru/ 5. http://sunshinereiki.ucoz.com/forum/



8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Оздоровительная сила пения

Автор: Проценко Елена Маратовна

Дата: 08.08.2025

Номер свидетельства: 673084

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(226) "Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы  «Народные игры».  Спортивно-оздоровительное направление. "
    ["seo_title"] => string(135) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-dlia-uchashchikhsia-nachal-noi-shkoly-narodnyie-ighry-sportivno-ozdorovitiel-noie-napravlieniie"
    ["file_id"] => string(6) "235823"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443858709"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "КГКП "Детский воспитательно-оздоровительный комплекс""
    ["seo_title"] => string(55) "kgkp_dietskii_vospitatiel_no_ozdorovitiel_nyi_komplieks"
    ["file_id"] => string(6) "347313"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1475519133"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Сценарий открытия детского оздоровительного лагеря "ЛУЧ" "
    ["seo_title"] => string(65) "stsienarii-otkrytiia-dietskogho-ozdorovitiel-nogho-laghieria-luch"
    ["file_id"] => string(6) "109056"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1404067996"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Использование здоровьесберегающих технологий  на музыкальных занятиях в ДОУ "
    ["seo_title"] => string(91) "ispol-zovaniie-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-na-muzykal-nykh-zaniatiiakh-v-dou"
    ["file_id"] => string(6) "224097"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1438483612"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Организация деятельности детей в летний период"
    ["seo_title"] => string(48) "organizatsiia_deiatelnosti_detei_v_letnii_period"
    ["file_id"] => string(6) "633544"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1686623732"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства