kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

От блюза до джаза в детском репертуаре

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Главное внимание сосредоточилось на блюзе. Рэгтаймы пользовались популярностью, но они являлись, в основном, фортепианной музыкой, а рояль был редкостью. Блюзы же были, главным образом, формой вокальной музыки, для аккомпанирования которой требовалась только гитара или гармоника.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«От блюза до джаза в детском репертуаре»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детская школа искусств № 8








Методический доклад

«От блюза до джаза

в детском репертуаре»






Автор:

преподаватель эстрадно-джазового отделения


Чевачин П.Е.








г. Ульяновск


2013 г.

«От блюза до джаза

в детском репертуаре»


Содержание:

1.Вступительная часть.

2.Рэгтайм.

3.Блюз

4.Буги-вуги.

5.Рок-н-ролл.

6.Творчество английской группы «Битлз».

7.Нотные сборники.

8.Заключение.

♪♪♪♪


Сегодня джаз отстоял свое место в детских музыкальных школах, рядом с классикой, вместе с классикой.

Сегодня мы не будем говорить о серьёзном - о классике. Окунёмся в атмосферу джаза и эстрады, но сначала немного истории.

Джаз зародился в пении и корнями глубоко уходит в традиции негритянской народной песни, некогда процветавшей на земледельческом Юге Соединённых Штатов. В те далёкие времена у негров, как и у большинства американцев, быломало музыкальных инструментов, и голос оставался основным средством музыкального выражения.

На рубеже 19-20 столетия джаз всё ещё оставался безымянным музыкальным подкидышем. Родился он в переулках разрастающихся речных портов, в рабочих посёлках. Создавали его любители – гитаристы, доморощенные пианисты, виртуозы на губных гармониках, уличные певцы – эти никому не известные негры, высекавшие музыку из своей безрадостной жизни. Это они создали джазовую музыку, вырастили её, придали ей форму. Джаз был даром негров Америке – и впоследствии стал даром Америки мировому искусству.

Но Америка – страна эмигрантов из разных стран и сюда же пришли элементы английских духовных гимнов, немецких полек, итальянских арий, ирландских народных песен, французских кадрилей и любой другой понравившейся им музыки. Как пример, известная французская народная песенка, любимая нашими учениками «Танец утят».

Дальше движение можно было проследить по 2 направлениям: часть развилась в негритянский «спиричуэлс»; основной же поток устремился в марши, рэгтаймы и блюзы.

Рэгтайм – особый стиль. Городская танцевальная музыка. Несовпадение ритма двух основных линий, возникающее при наложении регулярной ритмической пульсации, так называемая «бита» (удар) в партии левой руки и «офф – бита» (вне удара) – свободно акцентированной синкопированной мелодии. Как пример, пьеса Дональдсона «Yes,sir, that`s my baby», пьеса Лессер «Выходной день», которые часто исполняются учениками школ.

Главное внимание сосредоточилось на блюзе. Рэгтаймы пользовались популярностью, но они являлись, в основном, фортепианной музыкой, а рояль был редкостью. Блюзы же были, главным образом, формой вокальной музыки, для аккомпанирования которой требовалась только гитара или гармоника.

Блюз – меланхолия, грусть – первоначально сольная лирическая песня американских негров. Обычно выражала тоску по утраченному счастью. Характерные особенности - синкопированные ритмы и полиритмия, скользящие ступени лада, так называемые блюзовые интонации – обычно на III и VII ступени мажора. Блюз оказал сильное влияние на формирование джаза. Как пример, пьеса в стиле блюза композитора Мордасова, Дж. Керн «Ты для меня всё».

Расцвет джаза приходится на 20 –30 е годы XX века. Основными исполнителями этого направления духовые оркестры или как их называют «джаз бенды». Развивается направление «свинг» (от англ. качание).

Чёткий ритм, мелодические акценты, порождающие ощущение волнообразного движения. Остинатная повторность коротких мотивов (вопрос - ответ), звукоподражательные элементы, использование широчайшего спектра тембровых красок. Как пример, некоторые Этюды Шмитца, пьеса П. Дезмонда "Take five».

Начиная с 40 – х годов XX в. в джазе наблюдается разветвление на два направления: новые музыкальные идеи приняли другую форму, названную «прохладным джазом». Тихий, спокойный, неторопливый стиль, без острой, отрывистой напористости. Теперь большая часть публики приходит слушать джаз, а не танцевать под него. А из блюза, приобретшего разнообразные темпы образуется стиль буги-вуги. Как пример, пьеса Градески «Задиристые буги», пьеса Шмитца «Оранжевые буги»

От ритм-энд-блюза (необработанной танцевальной музыки долины реки Миссисипи) берёт начало стиль, получивший название «рок-н-ролл». Ярким представителем этого стиля был Элвис Пресли, бывший шофёром, а не профессиональным музыкантом. В его музыке смешались мелодичная чистота сельских напевов белых и экспрессивность негритянских блюзов.

Рок-н-ролл это сплав, в котором драматизм, темпераментный вокал и чёткий ритм важнее музыкальной виртуозности, к середине 50 –х стал не только самой распространённой музыкой в Америке, но и стилем, «учителем жизни» нескольких последующих поколений.

Для развития мировой культуры XX века большое значение имела английская группа «Битлз». Они превратили развлекательную музыку в серьёзное искусство. Четвёрка парней практически не владела музыкальной грамотой, но создавала произведения, которые стали уже современной классикой и исполняются камерными оркестрами. В числе их репертуара насчитывалось около 210 песен. Как пример, одна из самых известных композиций «Yesterday», переложенная для многих инструментов и ансамблевых составов.

Затрагивая современную музыку можно вспомнить и произведения из кинофильмов, которые стали так же популярны и как самостоятельные произведения. В качестве такого примера может послужить фильм «Титаник», песня из которого в исполнении Селин Дион звучит достаточно часто (композитор Дж. Харнер). Есть переложения для многих инструментов и ансамблей.

Сборники произведений, рекомендуемых для изучения

в детских школах искусств


Фортепиано, синтезатор

Пособия предназначено для учащихся любого возраста, уже занимавшихся в течение нескольких лет классическим фортепиано, но еще никогда не соприкасавшихся с джазом.





Гитара:

Бровко В. / Классика джаз

В книгу вошли популярные джазовые хиты в переложении для гитары. Особенностью сборника является то, что гитара здесь - солирующий инструмент. Здесь нет буквенных и цифровых обозначений аккордов под словами, как это принято в песенниках.

Бровко В. / Я хочу играть блюз. Учебное пособие

В этом самоучителе, адресованном прежде всего гитаристам, предложен очень быстрый и эффективный путь ознакомления с основами блюзовой импровизации и освоения этого мастерства практически.

Альбов С. / Joe Pass. Секреты сольной игры. Учебное пособие

Издание представляет интерес для педагогов, работающих по специальностям джазовой и классической гитары, как методическая разработка по развитию навыков самостоятельной работы над произведением и созданию собственных аранжировок.




Вокал:


Пособие А.В.Карягиной предназначено для тех, кто только начинает осваивать приемы джазовой стилистики и хочет расширить свои исполнительские возможности, включив в свой репертуар джазовые стандарты.

Хрестоматия .Сафроновой включает упражнения по вокальной технике, снабженные комментариями и рекомендациями. В книге собрано около трехсот распевок, многие из которых опубликованы впервые, и скороговорки.

Методика Л. В. Романовой адресована всем желающим научиться пению, в том числе и тем, у кого нет музыкального образования. В методике в единую систему сведены два раздельных момента обучения — тренировка дыхательных мышц, артикуляционного аппарата и формирование вокального звука.







♪♪♪♪



Эволюция блюза, вероятно, никогда не получит исчерпывающего освещения. Первые звукозаписи блюзов были сделаны только в начале 1920-х годов, когда этот вид негритянской музыки уже сформировался. Где, когда и как он возник — неизвестно. Насколько я знаю, термин блюз в литературе XIX века, посвященной негритянской музыке, не встречается, нет в ней и описания музыкальных произведений, сколько-нибудь похожих на блюз. Остается лишь строить предположения. (Сам термин мог возникнуть из словосочетания the blue devils — 'уныние, меланхолия, хандра', восходящего к елизаветинским временам).



7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
От блюза до джаза в детском репертуаре

Автор: Бурова Екатерина Евгеньевна

Дата: 29.09.2022

Номер свидетельства: 614063


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства