kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Освоение выборной системы баяна в ДМШ. Методические рекомендации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации предназначены для преподавателей ДМШ, обучающих игре на готово-выборном баяне.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Освоение выборной системы баяна в ДМШ. Методические рекомендации»


Освоение выборной системы баяна в ДМШ

Методические рекомендации


1. Общая характеристика готово-выборного баяна

Интенсивное развитие инструментального исполнительства на баяне, создание оригинальных произведений большой сложности для баяна потребовали создание нового типа этого инструмента - готово-выборного баяна. Его характерной особенностью является наличие в левой клавиатуре двух звукорядов: готового с кварто-квинтовым расположением басов и готовыми аккордами, а также выборного, который построен по принципу правой клавиатуры: его клавиши расположены в хроматической последовательности на трёх-четырёх рядах готовых аккордов. Выборный звукоряд звучит в унисон без какого-либо удвоения. Только самые низкие звуки имеют октавное удвоение, что соответствует звучанию басов основного и вспомогательного рядов. Переключение звучания в левой клавиатуре с готового на выборный звукоряд и наоборот осуществляется с помощью специального механизма нажатием на рычаг переключения. Для обозначения готового и выборного звукоряда и их переключения выработана особая запись в нотном тексте. Так, В - обозначает выборную клавиатуру, Г - басы и готовые аккорды, О - основные басы (в некоторых изданиях), Б - басы основного и вспомогательного рядов при включении выборной механики. В современной педагогической и исполнительской практике получили распространение и признание несколько различных конструкций готово-выборных баянов:

  • «Россия» - конструкция баяна мастера В.А. Колчина. Производство Московской экспериментальной фабрики музыкальных инструментов. Диапазон правой клавиатуры - от ми большой октавы до соль четвёртой октавы, а диапазон выборной клавиатуры - от ми контроктавы до до-диез третьей октавы. Правая клавиатура имеет 12 тембровых регистров.

  • «Ясная Поляна» - конструкция баяна В.К. Овсянкина. Производство Тульской фабрики музыкальных инструментов. Диапазон правой клавиатуры от ми большой октавы до ля-диез четвёртой октавы, а диапазон левой выборной клавиатуры - от ми-бемоль контроктавы до си второй октавы.

  • «Рубин» - конструкция мастера Н.Ф. Самоделкина. Производство Кировской фабрики музыкальных инструментов. Диапазон правой клавиатуры от соль большой октавы до соль четвёртой октавы, а диапазон левой выборной клавиатуры от фа контроктавы до фа второй октавы.

  • «Юпитер» - конструкция мастера Ю.К. Волковича. Производство Московской экспериментальной фабрики музыкальных инструментов. Диапазон правой клавиатуры - от ми большой октавы до соль четвёртой октавы, а диапазон левой выборной клавиатуры от ми контроктавы до ми третьей октавы. В правой клавиатуре существует 15 тембровых регистров.

  • «Тула 412» - производство Тульской фабрики музыкальных инструментов. Диапазон правой клавиатуры от соль большой октавы до соль четвёртой октавы, а диапазон левой выборной клавиатуры от ми-бемоль контроктавы до ля-диез третьей октавы.

Необходимо отметить, что в конструкциях баянов «Ясная Поляна», «Тула 412», «Юпитер», «Россия» существует шестой ряд в левой клавиатуре, что способствовало появлению дополнительного ряда выборной клавиатуры дублирующего третий ряд основного выборного звукоряда.


2. Особенности техники исполнения на готово-выборном баяне

С появлением готово-выборного баяна значительно расширились его выразительные и технические возможности, а конструктивное сходство двух клавиатур дало возможность одновременно использовать различные виды техники. На выборной клавиатуре удобно использовать гаммообразное движение, в том числе и хроматическое, короткие арпеджио, репетиционную технику в сочетании созвучий и аккордов, интервалы: примы, терции, сексты, октавы в умеренном движении и небольшом диапазоне. Однако стоит учитывать то, что возможности левой руки ограничены, её положение статично, ограничено в больших скачках, а также на выборной клавиатуре невозможна пятипальцевая аппликатура как система. Поэтому многие виды техники,  широко применяемые на правой клавиатуре, не могут в той же мере использоваться при игре на выборной клавиатуре.  К таким видам техники, которые представляют значительные трудности, относятся: терции, сексты, октавы, исполняемые в подвижном темпе и в широком диапазоне,  различными штрихами, а также «скачки», связанные со значительным перемещением левой руки. Поэтому данные технические особенности выборной клавиатуры необходимо учитывать при подборе репертуара и переложении музыкальных произведений.

Положение левой руки при игре на выборной клавиатуре имеет свои особенности. Главной из них является иной принцип расположения по сравнению с правой. Если на правой клавиатуре низкие звуки вверху, а высокие снизу, то на выборной клавиатуре всё с точностью до наоборот. Эта особенность предопределяет специфику игры.

Во-первых, кисть исполнителя предельно направлена со стороны левой линии мизинцем и безымянным пальцами внутрь клавиатуры, к меху. Такая позиция руки достигается с помощью более низкого, чем при игре на готовой левой клавиатуре, положения локтевого сустава.

Во-вторых, на выборной клавиатуре пальцы левой руки, по сравнению с готовой клавиатурой, совершают более гибкие и разнообразные движения, которые связаны с исполнением гаммообразных аккордов и арпеджированных последовательностей. Каждому из этих основных видов техники соответствует определённое положение руки.

На начальном этапе освоения выборной клавиатуры следует усвоить два основных положения руки. В первой позиции естественное положение руки, которое подходит для исполнения хроматических гамм и других гаммообразных последовательностей: первый палец и ребро ладони составляют опору руки во время игры. Вторая позиция предназначена для свободного исполнения арпеджио и аккордов. Здесь ладонь левой руки плотно не прижимается, а прилегает к ней свободно. Кисти и запястье расположены на одном уровне по отношению к клавиатуре.

Быстрая ориентация на левой клавиатуре у баянистов представляет на начальном этапе обучения значительную трудность, так как на инструменте исключена возможность визуального контроля действий левой руки (в отличие, например, от пианистов). Тем не менее, уверенное и точное исполнение немыслимо без свободной ориентировки, которая связана с развитием интервального ощущения. В первую очередь необходимо научиться точно находить любую клавишу до извлечения звука. Существует несколько способов выполнения поставленной цели:

- отмер от верхней или нижней части клавиатуры;

- отмер от басов основного и вспомогательных аккордов;

- использование разметки по октавам.

Расстояние между клавишами ля бемоль-до-ми-соль основного звукоряда соответствует интервалу октавы выборной клавиатуры. Вместе с этим следует учитывать закономерность соотношения басов и выборной клавиатуры - повторение одинаковых нот в основном басовом и первом выборном рядах через каждые две клавиши.


3. Этапы освоения готово-выборной системы

Первоначальное знакомство с левой клавиатурой можно начинать при отсутствии выборного баяна. Для этого необходимо перевернуть инструмент и начать играть на правой клавиатуре левой рукой. Именно такое расположение будет на выборной клавиатуре. Знакомство с новым типом клавиатуры целесообразно начать с изучения расположения клавиш и делать это с игры хроматической гаммы, которая способствует выработке устойчивого положения руки и быстрому освоению клавиатуры. В качестве упражнений можно использовать небольшие мелодические построения, которые основаны на движении 2-го, 3-го, 4-го пальцев по соответствующим рядам клавиатуры. Такие упражнения исполняются в умеренном темпе и обязательно с соблюдением указанной аппликатуры. При исполнении штрихом legato следует следить за одинаковым нажимом пальцев на клавиши и плавным переходом от звука к звуку. Движение меха должно быть плавным, ровным, без толчков. Только после закрепления таких упражнений и выработки навыков игры необходимо переходить к исполнению музыкального произведения двумя руками. Основная цель этой работы - развитие у учащихся координации движений правой и левой руки. Педагогу необходимо наметить план работы, который должен придерживаться принципа последовательности обучения с постепенным усложнением материала.

Первый этап такой работы должен начинаться с разучивания пьес, в которых тематический материал проводится поочерёдно в партиях правой и левой рукой. В процессе работы над таким произведением у учащегося появляется возможность тщательно подготовить каждое мелодическое построение, уточнить аппликатуру, уяснить ритмический рисунок. Во время исполнения он может контролировать работу пальцев правой и левой руки и таким образом добиваться правильного и чёткого звучания. Задача педагога на данном этапе освоения инструмента заключается в том, чтобы помочь учащемуся добиться смыслового единства тематического материала музыкального произведения.

Вторым этапом освоения выборной клавиатуры является исполнение произведений, в которых музыкальный материал изложен в партиях обеих рук. Приступая к работе над пьесой, учащийся должен внимательно разобрать партию каждой руки, уяснить их ритмическое строение и уточнить аппликатуру. Вместе с этим необходимо выяснить темп и понять характер музыкального произведения. После предварительной подготовки пьеса исполняется двумя руками. Теперь задача учащегося состоит в том, чтобы добиться чёткой координации движения пальцев правой и левой руки. Педагог следит за развитием слухового контроля учащегося и выразительным исполнением произведения. 

На третьем этапе освоения в программу включаются произведения, в которых в партии левой руки существуют мелодические обороты арпеджированного характера и различные созвучия. Для дальнейшей свободы исполнения пьес с новым фактурным изложением учащемуся необходимо усвоить 2-ю позицию левой руки. Педагог, познакомив учащегося с таким положением руки, должен сравнить его с 1-ой позицией и на конкретном музыкальном материале выявить характерные особенности второй позиции.

Последним этапом освоения выборной клавиатуры является развитие координации пальцев при разнообразных приёмах звукоизвлечения. Теперь учащемуся предлагается произведение, в котором поставлены более сложные исполнительские задачи. Игру двумя руками следует начинать только после уточнения характера штрихов. Особенно внимательно следует прорабатывать штрихи в партии левой руки. 

Таким образом, начальный этап игры на готово-выборном баяне является базовым для дальнейшего музыкального и технического развития музыканта, позволяет расширить репертуар и его исполнительские возможности.



Список литературы

1. Беляков В., Стативкин Г. Аппликатура готово-выборного баяна. – М., 1978.

2. Онегин А. Школа игры на готово-выборном баяне. М.: Музыка, 1977.

3. Семёнов В. Формирование технического мастерства исполнителя на готово-выборном баяне. М.: Музыка, 1978.

4. Сурков А. Пособие для начального обучения игре на готово-выборном баяне. – М., 1973.

6




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Освоение выборной системы баяна в ДМШ. Методические рекомендации

Автор: Богданов Владимир Геннадьевич

Дата: 18.05.2016

Номер свидетельства: 328078


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства