«Особенности работы над репертуаром в вокально-инструментальном ансамбле.»
«Особенности работы над репертуаром в вокально-инструментальном ансамбле.»
На основе 30 летенего педагогического опыта работы с подростками и молодежью составлены методические рекомендации для руководителей и педагогов вокально-инструментального ансамбля ( детского, подросткового, молодежного) по организации работы над таким важным этапом работы и направлением педагогической деятельности, как выбор репертуара ансамбля и работа над ним.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Особенности работы над репертуаром в вокально-инструментальном ансамбле.»»
«Особенности работы над репертуаром
в вокально-инструментальном ансамбле.»
педагог дополнительного образования Коннов В.Ю.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
Дворец творчества детей и молодежи г.о. Тольятти.
Вокально - инструментальный ансамбль одна из популярных форм занятий музыкальным творчеством у подростков. Это объясняется рядом причин: интерес к электронным инструментам, новым музыкальным стилям, а также в связи с мировой тенденцией отказ от компьютерного звучания и переход на «живой звук», свободный по составу и исполняемому репертуару коллектив. Участие подростков в творческой деятельности ВИА способствует подъему общей музыкальной культуры, развивает чувство коллективизма, ответственности, формирует нравственные и музыкально эстетические взгляды, мировоззрение. В современном подростков сегменте- это особенно актуально. В настоящее время действует множество различных музыкальных проектов, к которым подростки проявляют большой интерес, становятся пассивными участниками творческого процесса участников этих проектов. Кроме этого возрос интерес к новым музыкальным синтетическим жанрам, и занятиям в вокально-инструментальной студии помогают юным музыкантам разобраться во всём этом многообразии вокально - инструментальной музыки и дать возможность каждому ученику проявить себя в разных видах музыкальной деятельности.
Интерес школьников к деятельности ВИА позволяет привлекать детей девиантного поведения, заполнить активным содержанием их свободное время, развивает творческие способности и самодисциплину, чувство коллективизма, ответственности, формирует гражданскую позицию и собственную значимость.
Большое значение в организации образовательного процесса и творческой деятельности ВИА отводится репертуару. Выбор репертуара одна из самых трудных задач для руководителя. Правильно подобранный репертуар не только решает важные педагогические задачи, но и формирует устойчивый интерес к этому виду творчества, что также способствует формированию личности, а порой и профориентации молодого человека.
При выборе репертуара перед педагогом или руководителем вокально-инструментального ансамбля возникают проблемы, на которые необходимо обратить пристальное внимание.
Определение качественного и количественного состава.
Качественный и количественный состав ансамбля может быть от трех –четырех (бас-гитара, ритм-гитара, ударные инструменты, клавишные) до большого количества инструментов в зависимости от возможностей обучающихся, знаний руководителя и технического оснащения. В среднем это ребята от 13 до 18 лет. Также следует учесть обстоятельство: каждый ребёнок - индивидуальность, часто в рамках одной возрастной категории находятся дети, резко отличающиеся друг от друга по общему физическому и умственному развитию, не говоря уже о вокальных или музыкальных данных. Главное необходимо следовать существующему общепринятому правилу: подбираемый репертуар должен соответствовать данному жизненному периоду участников ансамбля, отражать увлечения, привязанности, учебную деятельность, личные эмоции и духовные ценности.
2. Определение вокальных и музыкальных данных.
Музыкальное произведение должно соответствовать вокальным и музыкальным данным участников. Во-первых, завышенные репертуарные требования приводят к внутреннему зажиму юного музыканта, а во-вторых слушатель прежде всего оценивает не вокальную и музыкальную технику, а живые искренние эмоции артиста. Но не стоит выбирать и слишком простой репертуар. Репертуар должен стимулировать к развитию и совершенствованию исполнительского мастерства.
3. Определение особенностей характера участников ансамбля.
На основе общения руководитель сможет подобрать подходящий репертуар, раскрывающий индивидуальность каждого участника и коллектива в целом. Очень важно не выбирать и исполнять схожие по настроению произведения. Необходимо учить чувствовать и передавать любой характер песни, даже не совпадающий с темпераментами участников коллектива. Если, добиться результата не получиться, следует сменить произведение, чтобы не формировать негативные эмоции у исполнителей.
В подростковом возрасте происходит активный процесс формирования личности ребёнка, педагогу необходимо относиться к подбору репертуара с повышенной ответственностью. Нельзя навязывать репертуар, но руководитель должен уметь при необходимости обосновать своё мнение и объяснить целесообразность или нецелесообразность выбора песни. Иногда интерес к композиции или песне проявляется постепенно, в процессе разучивания и достижения положительных результатов. Большое внимание следует уделять текстам песен, особенно это касается песен на иностранном языке. Многие дети успешно владеют иностранными языками, что даёт возможность разнообразить репертуар песнями зарубежных исполнителей. При обращении к иностранным текстам (на немецком, французском, корейском, финском и др.) следует детально знать их перевод.
Проблемы репертуара коллектива хорошо решает музыкально-поэтическое творчество самих педагогов и учащихся.
Одной из важных задач вокально-эстрадного творчества является формирование у ребёнка собственной манеры исполнения, которая складывается в процессе обучения из его музыкальных предпочтений. Поэтому педагог обязательно должен знакомить своих воспитанников с лучшими представителями различных музыкальных стилей и направлений, творчеством музыкальных групп и коллективов мировой эстрады.
В процессе обучения каждый воспитанник должен накапливать собственный репертуарный багаж, чтобы иметь возможность в любой момент и в различных ситуациях применять имеющийся опыт.
Все это способствует формированию певческих навыков участников ВИА, эстетического и музыкального вкуса и надолго сохранить интерес к этому виду творчества. Из этого следует, что грамотный подбор репертуара является важнейшим и основополагающим фактором успешного учебного процесса.