Просмотр содержимого документа
«Особенности узбекской музыки в курсе сольфеджио ДШМИ и специализированных лицеев.»
Ходиева Зарина Иркиновна.
Ведущий преподаватель.
Республиканский специализированный академический лицей музыки и искусств.
Особенности узбекской музыки в курсе сольфеджио ДШМИ и специализированных лицеев.
Сольфеджио, будучи одной из основных музыкально-теоретических дисциплин вбирает в себя несколько важных задач. Основная задача курса сольфеджио – это организация и развитие музыкального слуха учащегося, обучение эффективному использованию слуха в исполнительской практике – интонировании, а также в классе по специальности.
Созданная в республике Национальная программа по подготовке кадров, предполагает сохранение и приобщение к богатым национальным традициям узбекского народа в процессе обучения. За годы Независимости созданы и создаются различные методические пособия и сборники по сольфеджио, основанные на узбекском национальном колорите, вбирающие в себя как народные, так и авторские мелодии. Такие издания как: “Solfedjio darsligi” Н.Раджабовой, “Solfedjio” О.Ибрагимова, Р.Юнусова, «Сольфеджио» О.Абдуллаевой, являются учебными пособиями нового поколения, где подобраны музыкальные образцы из народной узбекской музыки и произведений отечественных композиторов.
Сольфеджио, как учебная дисциплина, состоит из нескольких разделов. Как отмечает в своем учебном пособии З.Г. Каримова «Разделами сольфеджио, определяющими планирование процесса преподавания и его перспективу, являются: ладовое воспитание, ритмическое воспитание, развитие внутреннего слуха и музыкальной памяти; развитие « мелодического», «гармонического» и «полифонического» слуха».[1]
Ладовая сторона узбекского мелоса многообразна, она выходит за рамки мажоро-минора, богатство интонационных красок, модальная гармония, различные мелизмы и украшения, составляют особый узбекский музыкальный стиль в целом. «В вокальной музыке многоплановость выражается в органичном сочетании сложных ритмических рисунков мелодической линии (синкопы, триоли), темповых изменений (замедления, ускорения, частые смены метроритма), всевозможных мелизмов, украшений (опевание звука, глиссандо, форшлаги, усиленное вибрато) с разнообразием тембрового решения (пение с горловыми, гортанными, носовыми, грудными, брюшными смешанными призвуками)» [2]
Совершенствование курса сольфеджио с учетом узбекского мелоса, интонаций и метро-ритма безусловно дает хорошие результаты. Однако, следует отметить, что педагоги могут столкнуться с трудностью обучения метроритмической организации. А именно, в узбекской музыке распространены синкопы, пунктирный ритм и ритмические группы с шестнадцатыми.
В своей статье «Ритмические особенности узбекской музыки в курсе сольфеджио» М.Б. Русак предлагает «путь дополнений к программе, связанный с постепенным введением тех или иных национальных ритмических узоров - дополнительного материала к традиционному курсу сольфеджио. Не количественное увеличение, а качественная модернизация перестройки курса сольфеджио». [3]
Для изучения узбекской музыки М.Б. Русак рекомендует исходить не из ритма, а из метра. Длительности опытный педагог предлагает изучать по следующему правилу:
1 счет, 1 нота
2 счета,1 нота
4 счета, 1 нота
6 счетов, 1 нота
Далее 3 счета, 1 нота
1 счет, 2 ноты
2 счета, 2 ноты
На уроках сольфеджио роль дирижирования, тактирования имеет большое значение для лучшего усвоения метроритмических навыков.
Активный творческий музыкальный слух позволяет осмысленно справляться с исполнительскими задачами. Особое значение внутреннего слуха, внутреннего слухового интонирования позволяет обогатить музыкальное восприятие учащихся и облегчает работу над исполнением музыкальных произведений. Развитие «мелодического», «гармонического» и «полифонического» слуха в свою очередь берет на себя такая форма работы, как диктант. Будучи одной из основных форм работы в курсе сольфеджио, диктант позволяет не только развивать слух, но и память учащихся.
Отметим, что узбекская музыка по природе своей монодийна. В своей статье Н.С. Янов-Яновская пишет, что: «Восточная монодическая музыка на всех исторических этапах проявляла себя как искусство живого мелодического интонирования, совершенствуя культуру мелоса, ладообразования, ритма. Именно потому, что восточная монодия сохранила себя до наших дней в качестве эстетически полноценного самобытного искусства, происходит не смена стилей, а их сосуществование и взаимодействие». [4] Исходя из всего вышесказанного следует, что монодия, не только не потеряла свою самобытность, но и обрела новые стилевые особенности. Так, например, попытки гармонизовать узбекскую народную мелодию, в процессе анализа и поисков композиторов пришли к выводу, что для узбекского мелоса характерны интервалы «секунда», «кварта» и «квинта». Т.е. терцовый тип гармонического сопровождения не совсем уместен, противоречит природе узбекской монодии. А вот полифоническое изложение и проведение тем, всевозможные полифонические приемы, имитации как нельзя лучше подходят для создания многоголосной музыкальной ткани. Все эти особенности должны учитываться и в самостоятельном составлении упражнений, диктантов педагогом-сольфеджистом.
Понимание особенностей узбекской музыки дает огромные возможности в расширении музыкального восприятия, развитии музыкального слуха и творческих навыков. Многообразие стилей музыки подразумевает широкий кругозор и разноплановость восприятия. Поэтому очень важно разносторонне обогащать музыкальный слух учащихся. Тем более, что прогрессивная музыкальная педагогика подразумевает неразрывность учебного процесса, межпредметные связи.
Свободное владение учащимися не только классической западноевропейской гармонией, но и национальными стилевыми особенностями узбекской музыки, не только обогатят внутренний мир учащегося, но и расширят музыкальный кругозор и помогут в становлении всесторонне развитой личности.
Литература.
[1]Каримова З.Г. Методика обучения музыкально-исторических и музыкально-теоретических дисциплин. Т., 2008, стр. 5.
[2]Кадыров Р.Г. Музыкальная педагогика. Учебное пособие. Т., 2009, стр.92.
[3] Русак М.Б. Методика преподавания музыкальных дисциплин. Выпуск 3. Т.,1985 , стр.13-14.
[4] Янов-Яновская Н.С. Узбекская музыка и ХХ век. Работы разных лет. Т, 2007