Просмотр содержимого документа
«Особенности развития способностей одарённых детей на уроках фортепиано в ДШИ»
МБУДО «Детская школа искусств № 7» города Смоленска
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА :
«О С О Б Е Н Н О С Т И Р А З В И Т И Я С П О С О Б Н О С Т Е Й
О Д А Р Ё Н Н Ы Х Д Е Т Е Й Н А У Р О К А Х
Ф О Р Т Е П И А Н О В Д Ш И»
Подготовил:
преподаватель по классу
фортепиано
Воробьёва Л. П.
2018-2019 учебный год
город Смоленск
СОДЕРЖАНИЕ:
I. Введение.
II. Развитие способностей одарённых детей.
1. Определение «одарённый ребёнок».
2. Качества, воспитываемые у музыкально-одарённых детей.
3. Формы и методы работы с талантливыми учениками.
III. Заключение.
Система образования 21 века направлена на выявление и развитие одарённых детей не только в общеобразовательной сфере, но и в дополнительном образовании детей. Основное предназначение таких учреждений заключается в реализации дополнительных образовательных программ в интересах личности, общества, государства. При этом учитывается, что музыке, как писал А. Б. Гольденвейзер, «нужно учить всех в той или иной форме и степени, а воспитывать профессионалами-музыкантами нужно не только не всех, но лишь очень не многих». Проблема развития способностей талантливых детей — одна из самых актуальных и обсуждаемых тем в современном педагогическом сообществе. Большую роль в развитии детской одарённости играет дополнительное образование.
Обратимся к определению «одарённый ребёнок». Одарённые дети — это дети, резко выделяющиеся из среды сверстников высоким умственным развитием, которое является следствием как природных задатков, так и благоприятных условий воспитания. Каждый ребёнок талантлив по-своему, задача педагога развивать талант и способности, заложенные природой. Для этого уроки должны быть интересными, увлекательными, яркими. В современной школе преподаватель должен передавать готовый опыт музыкальной деятельности, он должен помогать ребёнку самостоятельно осваивать, пополнять и преобразовывать его. Для того, чтобы новая информация усваивалась хорошо, каждое занятие должно приносить восторг, удивление, изумление, интересный факт, неожиданное открытие.
Как известно, музыкальное исполнительское искусство требует ряда качеств, которые проявляются у каждого ребёнка по-разному. В музыкальной педагогике они определяются как качества художественные и технические. Художественные качества — это проникновенность, содержательность, артистичность, эмоциональность исполнения, богатство, тонкость его интонаций. К техническим качествам относят виртуозность преодоления любых трудностей, беглость пальцев, блеск пассажей, безупречную точность и чистоту игры. И к техническим, и к художественным качествам относят такие как тембровое богатство и красоту звучания, тонкость и разнообразие нюансировки, которые можно определить как эстетические качества. Многим ученикам они даны от природы в разной степени и обычно нуждаются в развитии. Проявление музыкального таланта и одарённости определяется в ходе обучения. Талантливости в музыкальном искусстве как особый компонент сопутствует талант к работе, так как занятие музыкой это, прежде всего, труд. К сожалению, музыкальная и педагогическая одарённость не всегда сопровождается талантом к работе. И, наоборот, ученик может быть безмерно трудолюбивым, но отсутствие музыкального дарования не позволяет достичь ему высокого уровня в обучении. К способностям, которые поддаются развитию и воспитанию можно отнести дисциплинированность, организованность, умение распределять время и внимание. Эти способности обеспечивают природному дарованию полное развитие. Трудности не отвращают, а привлекают творчески одарённого человека. Победа над трудностью приносит радость. Но как не важны дисциплина и усердие, всё же работа окажется бесплодной, если не будет интереса и любви к ней. Это в большей степени зависит от преподавателя, обучающего юное дарование. Взаимодействие педагога с талантливым учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки. Ответственные задачи, стоящие перед педагогом, требуют от него систематической работы над собой, над повышением педагогического мастерства, интеллектуального самосовершенствования. Большое значение имеет способность видеть отражение своей работы в исполнении учеников, во всём отношении их к себе, к искусству, к жизни. Вера в возможности своего ученика, профессионализм педагога и поддержка родителей (что тоже очень важно для развития музыкально-одарённых детей) способны достичь высоких результатов.
Преподавателям необходимо формировать у обучающихся положительную мотивацию к обучению и творчеству. Можно выделить 3 вида мотивации в работе с одарёнными детьми: 1)потребность в самореализации и самоактуализации; 2)познавательная мотивация; 3)ориентация на результат, на успех. В последнее время мотив успешности стал занимать центральное место в психологии одарённости и практической деятельности как важнейший её показатель. Успешность — это осознанность собственного роста, признание социума, которое окрыляет, воодушевляет. Ситуация успеха достигается в процессе активного участия воспитанников в различного рода конкурсах.
В ДШИ наиболее часто используются следующие методы в обучении: наглядно-слуховой; объяснительно-иллюстративный; практический; аналитический; метод упражнений и повторений; репродуктивный; метод наблюдения за музыкой (а не обучения ей); метод не развлекать, а радовать; метод интонационно-стилевого постижения музыки и моделирования художественно-творческого процесса.
Основной формой организации учебного процесса обучения игре на фортепиано в ДШИ является индивидуальный урок, который не похож на урок в общеобразовательной школе, так как это индивидуальное занятие, создающее педагогу необходимые условия для внимательного и всестороннего изучения одарённого ученика. В ДШИ применяют следующие виды традиционных уроков: комбинированный (наиболее распространённый); тематический (моно- урок); урок, посвящённый изучению нового материала; урок-исправление ошибок; урок-закрепление пройденного. Специфические условия преподавания в ДШИ позволяют моделировать рисунок урока, в котором педагог руководствуется степенью одарённости учащегося и исходит из поставленных задач на данный момент или работает на перспективу. От профессионализма педагога, от его умения создать доброжелательную, благоприятную, радостную атмосферу открытий на уроке, от его заинтересованности и знания детской психологии и физиологии зависит благополучие всего процесса обучения одарённых детей.
Однако урок, в его обычном понимании, не является единственной формой организации учебной работы в ДШИ. Выделяют следующие группы нестандартных уроков: проблемные, интегрированные, уроки на основе проектной деятельности, исследовательские и другие. Чем больше вариантов из этого разнообразия будет применяться педагогом на уроках специальности, тем больше будет поддерживаться интерес ученика к процессу обучения в целом.
Ученики, имеющие прекрасные музыкальные задатки с удовольствием принимают участие в открытых уроках, в семинарах, в лекциях-концертах. В практике преподавателей фортепиано присутствуют различные формы эстетического воспитания одарённых учащихся: беседы на уроке, во время классных собраний и после выступлений, совместные посещения концертов с последующим их обсуждением. Мощным стимулом в развитии творческого потенциала музыкально-одарённых детей является их конкурсная деятельность (участие в школьных, региональных, всероссийских и международных конкурсах). Цель и задачи таких конкурсов: развитие фортепианного исполнительства, повышение квалификации участников, выявление одарённых молодых пианистов, создание дополнительных стимулов в их воспитании, сохранение и приумножение музыкально-педагогических традиций.
В учебный репертуарный план перспективных детей нужно включать произведения повышенной трудности, но при этом учитывать психофизиологические возможности учащегося. Индивидуальный урок, безусловно, является основной и незаменимой формой обучения для всестороннего роста пианиста. Но наряду с ним применяются эффективные групповые формы организации учебной деятельности: различные внеклассные мероприятия. Коллективная деятельность активизирует все способности одарённого ученика, даёт ему массу новых знаний и впечатлений. Тематика и формы внеклассных мероприятий могут быть самыми разнообразными. Основная цель проведения внеклассного мероприятия — профессиональный и личностный рост учеников, а также привлечение внимания со стороны родителей. Задачи у подобных мероприятий следующие: воспитание профессионального музыканта, включающее в себя весь комплекс знаний, умений и навыков, стремление к самосовершенствованию, развитие музыкального мышления, расширение кругозора, формирование доброжелательного отношения, объективной оценки своей игры и исполнения других участников. Результатом проделанной предварительной работы и эмоционального воздействия самого мероприятия на участников является повышение профессионального мастерства, усиление интереса к обучению, яркое эмоциональное восприятие музыки.
Завершая свою работу по одной из самых актуальных тем в современном образовании, хочется отметить следующее: преподавателям, работающим в системе дополнительного образования необходимо знать об особенностях работы с одарёнными и талантливыми детьми, уважать личность учеников, поощрять творческие особенности и воображения воспитанников, формировать их положительную самооценку, создавая ситуации успеха. Взаимодействие педагога и одарённого ученика должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, на создание положительной мотивации к обучению и творчеству. Преподавателям необходимо учитывать индивидуально-психологические и возрастные особенности талантливых детей, задача педагогов — понять своих воспитанников и направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Гольденвейзер А. Б. Советы мастера. - Советская музыка. №5.
2. Гильбух Ю. З. Внимание, одарённые дети. - М.: Знание,-1991.
3. Цыплин Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения.-М.,2001.