kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности преподавания эстрадно-джазового вокала в системе дополнительного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности преподавания эстрадно-джазового вокала

в системе дополнительного образования

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности преподавания эстрадно-джазового вокала в системе дополнительного образования»

Особенности преподавания эстрадно-джазового вокала

в системе дополнительного образования


Меркулова Лариса Дмитриевна, педагог дополнительного образования

МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска


В современных условиях развития музыкальной эстрады все чаще наблюдается тенденция к рождению новых музыкальных стилей и интеграция их друг с другом, и это отражается в первую очередь на манере исполнения эстрадных певцов. XX век дал новый виток развитию различных вокальных техник.

Новое вокальное направление уводило певцов и слушателей к иным эстетическим ценностям, где доминировало разнообразие, непохожесть, эксперимент и самореализация. Голос стал новым музыкальным инструментом, рычащим, шепчущим, кричащим, но продолжающим петь.

Джаз это род профессионального искусства. Первые джаз- оркестры возникли в конце XIX века в городе Нью-Орлеан в США, но широкой публике их искусство стало известно с 1920 года. Такие свои характерные черты, как импровизация, повышенная эмоциональность, ритмическая изощренность джаз взял от негритянской народной музыки, получившей в Америке своеобразное преломление. Так из негритянских спиричуэлс и грустных лирических блюзов возникла джазовая блюзовая тональность. Условно ее можно представить как мажорный лад с пониженной терцией и септимой. Однако в джазе эти ступени лада не являются строго фиксированными: по сравнению с европейским звукорядом скользящая темперация допускает между звуками большие или меньшие интервалы.

В процессе развития джаз дал многие ответвления и школы (свинг, бибоп, стиль «прогрессив», симфо – джаз и другие). Появились крупные композиторы, пишущие в стиле джаз (Дж. Гершвин, Д. Эллигтон, Л. Армстронг), незаурядные исполнители (певица Э. Фитцжеральд, кларнетист Б. Гудмен и др.)

Инструменталисты по своему воздействовали на джазовый вокал. Появился скэт. Создателем этого своеобразного и экспрессивного стиля джазового пения является Луи Армстронг, музыкальный гений которого, неразрывно связал свой стиль игры на трубе с вокальным исполнением. Он первым использовал в пении скэт, фурлато, субтон, импровизацию, тембро - ритмическую свободу.

Эстрадная музыка привлекает людей разных возрастов, в том числе и детей. Система дополнительного образования, следуя веяниям нового времени, с каждым годом все активнее использует для приобщения детей к музыкальному искусству эстрадную музыку.

Занятия эстрадным вокалом направлены, прежде всего на становление и развитие личности ребенка, формирование его духовной культуры, развитие музыкальных способностей. Занимаясь эстрадным пением, маленький артист не только овладевает искусством вокала, специфическими приемами, характерными для различных жанров популярной музыки, навыками работы с текстом, фонограммой, микрофоном и звуковой аппаратурой, сольного исполнения под аккомпанемент фортепиано, но и учится работать в коллективе с другими детьми, достигать поставленной цели, своим трудом добиваться успеха

На занятиях эстрадного коллектива дети учатся правильно петь, красиво танцевать, свободно и раскрепощенно чувствовать себя в любой обстановке, в том числе на сцене. Занятия эстрадным вокалом помогают ребенку сориентироваться в сложном мире, почувствовать себя в кругу друзей и единомышленников, развивают его коммуникативные способности, расширяют представления о мире и людях, облегчая процесс прохождения ребенком социальной адаптации, помогают ему в сложном и неоднозначном процессе самосознания .

Существует несколько различных форм организации работы по обучению детей эстрадному вокалу. К ним относятся: кружки эстрадного вокала, вокальные эстрадные ансамбли вокальные группы, шоу-группы, вокальные эстрадные студии и др. В них ведутся как индивидуальные занятия с детьми по эстрадному вокалу, так и коллективные, ансамблевые занятия.

Отношения между ребенком и педагогом и между детьми в коллективе оказывают огромное влияние на их творческое развитие. В центре внимания во время обучения в вокальном объединении должна стоять не столько технология обучения, сколько душевное состояние, раскрепощение творческого духа ребенка, те нравственные изменения, которые возникают в нем. В творческом коллективе должны складываться теплые, дружеские отношения. Дети должны научиться уважать талант друг друга, болеть за коллектив в целом.

На развитие ребенка, его творческих и вокальных способностей большое влияние оказывает репертуар, который он исполняет. Репертуар для юных певцов выбирается с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, в соответствии с ним подбираются необходимые развивающие упражнения, направленные на разрешение определенных проблем, преодоление технических трудностей и на воплощение творческих задач. Рекомендую своим ученикам вокальные композиции А. Цфасмана, И.Якушенко, А. Петрова, Е Крылатова, А. Зацепина, А. Иевлева, А. Воскресенского, А. Петряшевой, И. и Н. Нужиных, Э. Калашниковой, О. Егоровой.

В основе моей работы лежат следующие цели задачи вокально-певческого воспитания: создание комфортной образовательной среды для всех учащихся; создание реальных условий для максимальной творческой самореализации, как учащихся, так и учителя; создание благотворного влияния на физическое здоровье детей через планомерное вокальное воспитание.

Ежегодно провожу диагностику музыкальных способностей учащихся по следующим критериям:

- акустические особенности певческого голоса: тембр, звонкость, яркость и в то же время мягкость, певучесть;

- особое певческое дыхание и максимальное использование певцом резонансных свойств голосового тракта;

Особые психологические способности певца:

- музыкальность; музыкальный слух – пассивный, активный, мелодический, тембровый, ладовое чувство, музыкальная память и др.;

- вокальный слух, т.е. способность к обучению хорошей певческой технике на слух;

- эмоциональный слух, т.е. способность к распознаванию эмоционального состояния другого человека по звуку его голоса и воспроизведению собственным голосом тонких оттенков эмоциональных чувств и переживаний;

- художественно-исполнительские способности, художественный вкус, богатое воображение, чувство стиля произведения, способность к созданию совершенных художественных образов как голосовыми, так и актерскими средствами сценического поведения.

- обучаемость, т.е. способность к овладению специальными способностями.

Систему своей работы над развитием вокальных способностей учащихся строю исходя из следующих дидактических принципов:

Принцип развития вокальных способностей (рост исполнительских возможностей). Он реализуется при целенаправленной работе по плану:

  • постановка дыхания и работа над ним;

  • работа над вокальными упражнениями от простого к сложному;

  • работа над дикцией и артикуляцией;

  • постепенное расширение диапазона и совершенствование вокальной техники;

  • работа над вокальными приёмами эстрадной песни;

  • работа над единой манерой исполнения произведения.

Принцип единства технического и художественного развития исполнения. Важно знать, каким должен быть правильный звук, и важно уметь его узнавать. Освоение сложных, ритмически разносторонних песен невозможно без приобретения вокально-технических навыков. Переход от простого к сложному при формировании вокальных навыков и освоения учебного материала ведёт к появлению вокального мастерства.

Принцип слухового восприятия и перенимание исполнительской манеры. Этот принцип основан на личном, субъективном восприятии во время прослушивания записи изучаемого песенного материала, а также во время прослушивания руководителя. Ученик даёт оценку услышанного и стремится на практике продемонстрировать то, что запомнил. Важно, чтобы ученик не копировал манеру исполнения какого-либо современного эстрадного певца, а вырабатывал свою собственную и неповторимую манеру исполнения.

Принцип беспрерывного обучения и творческой активности. Постоянные занятия вокалом позволяют создать систему в обучении. Благодаря регулярным занятиям происходит постоянная тренировка голосового аппарата, полноценное развитие голоса и формирование песенного стереотипа. Концертная деятельность формирует интерес к эстрадному искусству и помогает творчески подходить к исполнению песни на сцене.

Принцип последовательности в обучении. Этот принцип предусматривает постепенное движение от теоретических знаний до практических занятий. От простых упражнений на примарных тонах голоса до сложных с целью развития возможностей голоса детей и подростков. Он реализуется на протяжении всего обучения.

Принцип творческого развития личности и заинтересованности. Формирование исполнителя как творческой и всесторонне развитой личности ведётся уже с самого начала обучения. Задача реализации этого принципа – объединить все предыдущие принципы в один, что позволит воспитать ребёнка и подростка как заинтересованную и влюблённую в эстрадное искусство личность. Формирование творческой личности невозможно без развития творческого мышления учащегося. Я направляю ученика искать свой вариант творческой интерпретации песни. Сюда входит работа над нюансами, звуковыми украшениями, а также над словом и раскрытием образа песни.

Специфика эстрадного вокала заключается в поиске и формировании уникального, своеобразного голоса вокалиста. Для этого требуется владение достаточно широким диапазоном технических приемов. Каждая «краска» голоса требует методичной тренировки в специфике вокальной техники различных стилей - джаз, фолк, блюз, поп, рок, рэп и др.

Тенденция поиска нового эстрадного звучания проявляется в освоении нового звуковысотного пространства, импровизированным выстраивании фактуры, полиритмии музыкальной ткани, свободной речевой ритмики песенной фразы, овладении тонкостями аутентичной вокальной техники. Ниже приведем приемы, характерные эстрадно-джазовому вокалу:

Субтон – продуцирование звука, при котором только часть дыхательной струи превращается в отрезонированный звук. Субтон не стоит путать с придыханием, при котором выдох начинается раньше смыкания голосовых складок. Использование субтона придает голосу мягкость и нежность.

Граул (grow! - рычание)- специфический прием, с помощью которого вокалисты добиваются эффекта хриплого звучания.

Вибрато (лат. Vibrato- колебание) - быстрое изменение громкости, высоты звука и его тембральной характеристики. Правильное вибрато образуется в резонаторах и ни в коем случае не делается на связках. Конечно, вы будете чувствовать вибрацию и в гортани, но это будут лишь отголоски резонанса. При качественном выполнении этот прием расслабляет голос и дарит ему ощущение свободы.

Абсолютное владение своим голосовым аппаратом предполагает сознательное управление этим эффектом. Бывает, что вибрато возникает случайно и является слишком частым или даже постоянно присутствует при звукоизвлечении. В этом случае необходимо учиться петь на опоре ровным голосом, чтобы исправить ситуацию. Неконтролируемое вибрато может говорить о том, что у вас плохо развита диафрагма и у звука нет опоры.

Глиссандо, (glissando итал. – скользить) – приём равномерного голосового скольжения от одного звука к другому, отличающийся этим от портаменто.

Филировка (от франц. filer un son – тянуть звук) - изменение динамики звука на выдержанном тоне одной высоты. Филировка является показателем свободного владения вокальной техники.

Фальцет — пение «без опоры», верхний головной регистр голоса, не насыщен обертонами, тембрально не так ярко окрашен, как грудной голос исполнителя.

Йодль – это вид горлового пения с характерным переключением регистров: головной и грудной регистр быстро сменяются и получается такой звук. Йодль помогает развивать голос и делает его более сильным.

Мелизмы – различные вокальные украшения, исполняемые на один слог текста, а также такие мелодические украшения, как форшлаг, группетто, мордент, трель. Как правило, в транскрипциях джазовых стандартов обозначения мелизмов не употребляются, они выписываются нотами как исполняются. Именно импровизационное использование орнаментики при пении придает джазовому вокалу особое индивидуальное звучание.

Ритм. Это очень сложное явление, однако, основной его характеристикой является свинг. Развить свинговое чувство вокалиста будет затруднительным, если они не любят и не слушают джаз. Поэтому, внедряя элементы джаза в современное вокальное образование, необходимо организовать регулярные прослушивания лучших образцов вокального и инструментального джаза.

Объяснить суть свинга, как известно, практически невозможно, но некоторые его характеристики вполне поддаются определению. Так, И.В. Цалер пишет: «Главное в свинге – отточенная игра двенадцати или шестнадцати музыкантов, чья задача – играть быстро и с оттяжкой, чтобы музыка не развалилась, сохранила нерв и неудержимое стремление вперёд». Таким образом, свинг соединяет в себе удивительное противоречие: стремление вперёд и оттяжку назад, что всё вместе создаёт эффект неповторимой раскачивающейся пульсации.

Такая богатая система выразительности, как вокальный джаз, требует введения джазовых элементов в вокальное образование (специальные приёмы, штрихи, ритмика, импровизация).

В своей практике с детьми я обращаюсь к упражнениям, видеозаписям Шерил Портер, Дине Мигдал, Милы Войс, Э. Калашниковой.

Работа с детьми интересна и увлекательна, но при этом и очень сложна, так как педагог должен не только музыкально развить ребенка, привив ему основы вокальной техники и исполнительского мастерства, но и суметь не «погасить» талант ребёнка. Песенный репертуар одаренного ребенка намного сложнее и поэтому требует от педагога особых приемов в работе.

Часто при работе над песней ребенок не слышит своих недочётов (неправильный посыл звука, не чистое интонирование, не четкая дикция и другое). Чтобы ребенок услышал себя «со стороны» стараюсь записывать его исполнение на диктофон. Прослушивание записи позволяет ребёнку услышать, проанализировать и исправить свои ошибки под руководством педагога. Запись на диктофон или на видеокамеру помогает учащемуся в работе над импровизациями в песне. Из нескольких, ранее записанных импровизаций, мы выбираем наиболее удачный вариант для дальнейшего его исполнения на концертах и конкурсах .

В работе над сложными фрагментами песен, обращаюсь к компьютерной программе «Nero», и программе для обработки музыки онлайн. Например, в песне из репертуара Долиной «Весь этот джаз», есть сложная скэт импровизация. Ребенку трудно её разучить в быстром темпе, а компьютерные программы позволяют замедлить темп. Разучивание проходит гораздо быстрее и легче.

Использование интернет ресурсов дает мне возможность наполнить занятия качественными изобразительными, видео - и аудиоматериалами. Мы просматриваем, обсуждаем видеозаписи. У детей расширяется кругозор, пополняется словарный запас, знания о музыкальной культуре, возникает интерес и любовь к музыкальному искусству.

Сочетание традиционных форм занятий и ИКТ позволяет детям получать информацию через разные каналы восприятия. По данным ученых, человек запоминает 20% услышанного, 30% увиденного и 50 % того, что увидел и услышал одновременно. Дети просматривают видеозаписи, где поют и танцуют артисты. Но неизменно живым интересом пользуются выступления других детей. Эти показы являются сильной мотивацией для преодоления трудностей у детей и желания петь и танцевать также хорошо.

Мне близки слова Д.Д. Шостаковича: «Любите и изучайте великое искусство. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей и мыслей. Оно сделает вас богаче, чище совершеннее….». Убеждена, что только с таким отношением к искусству музыки, человек может посвятить свою жизнь музыкальной педагогике.


Используемые источники:

1. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. Санкт-Петербург, 2000 г.

2. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства. Ростов на Дону, 2007 г.

3. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей, М.:АСТ Астрель,2007 г.

4. Малишава В.П. Практическая школа эстрадного пения. Пекерская Е. М. Вокальный букварь. – М.: ТЦ Сфера, 1996 г.

5. Энциклопедия Музыка Москва 2002 г.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Меркулова Лариса Дмитриевна

Дата: 07.11.2025

Номер свидетельства: 676756


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства