Организация занятий по танцу и ритмике в детском саду
Организация занятий по танцу и ритмике в детском саду
Занятия танцами - это не только очень приятный вид досуга. Когда дети танцуют, они выплескивают весь накопившийся за день стресс, и это очень важно - ведь дети тоже испытывают много негативных эмоций не меньше, чем взрослые.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация занятий по танцу и ритмике в детском саду»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
г. Нижневартовск
ДЕТСКИЙ САД № 40 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»
Организация занятий по ритмике и танцу в детском саду.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО РИТМИКЕ И ТАНЦУ
В ДЕТСКОМ САДУ
Занятия танцами - это не только очень приятный вид досуга. Когда дети танцуют, они выплескивают весь накопившийся за день стресс, и это очень важно - ведь дети тоже испытывают много негативных эмоций не меньше, чем взрослые.
Ничего не дает такую правильную нагрузку на сердце, как танцы. Хороши танцы и для мышц, сосудов и суставов. Кроме того, танцы настолько не травматичны, что ими могут заниматься дети с 4 лет.
Большинство современных детей имеют сколиоз и вообще проблемы со спиной. Но если дети танцуют, об этом можно забыть! К тому же, у танцующих детей красивая походка!
Когда дети танцуют, им легче найти общий язык со сверстниками. Сближает музыка, веселье и работа педагога. Танцы снимают все барьеры стеснения.
Танцы делают ребенка более открытым и подвижным. Кроме того, когда дети танцуют, улучшается приток крови по всем органам, в том числе к мозгу. А соответственно, поднимается настроение.
Регулярные занятия танцами учат детей разбираться в ритме танцев и улучшают музыкальный слух ребенка. Дети танцуют и параллельно учатся слушать музыку и понимать ее.
Если дети танцуют с ранних лет, то у них точно будет красивая фигура, грация, пластика.
Занятия танцами дисциплинируют.
Выразительная передача посредством движений характера музыки, вопло- щие образного содержания произведений в двигательной деятельности, вние языком танца возможно при условии систематических занятий. Заня- ритмикой и танцем развивают музыкальный слух и память, чувство рит- активизируют процессы восприятия. Ритмика служит и задачам еского воспитания: укрепляются мышцы, улучшается работа органов ния, кровообращения, совершенствуются двигательные навыки.
Занятия по ритмике и танцу включают различные виды работы с детьми*. Перечислим основные из них:
Упражнения, с помощью которых совершенствуются навыки основных жений (ходьба, бег, прыжки), происходит усвоение танцевальных элемен-
(упражнения для рук и верхнего плечевого пояса), упражнения без музы- и психогимнастика.
Упражнения с музыкально-ритмическими заданиями или музыкально- стическая игра.
Упражнения с предметами (если они не входят в упражнения по совершен- нию основных движений), подвижные игры (музыкальная игра, игра под или потешку, игра-забава), танцы (хороводы, пляски, современные танцы), же удобно включать и задания на игровое и танцевальное творчество.
Большую помощь в работе с детьми могут оказать упражнения без музыки (подготовительные упражнения). Их задача — помочь детям приобрес- необходимые двигательные навыки. Внимание здесь уделяется развитию гечного чувства, сознательного отношения к выполнению и качеству дви- яий. Эти упражнения разучиваются под счет или в индивидуальном ритме. Значение упражнений без музыки заключается в том, что они: помогают принимать правильное исходное положение; способствуют осознанию работы двигательного аппарата; укрепляют отдельные группы мышц и увеличивают подвижность суставов; формируют навыки построения и перестроения.
Рекомендуем следующие группы упражнений без музыки:
Упражнения на развитие мышечного чувства (развитие мышц плечево- пояса, расслабление и напряжение мышц корпуса). Дети должны уметь ре- шровать, изменять степень напряжения мышц, иногда совсем снимать его, явствовать, где излишне напрягались мышцы и образовались зажимы, ть их снять. Упражнения на развитие мышечного чувства помогают ощу- возможный размах движения в суставах, ностей, учат сознательно переносить тяжесть тела вперед (назад) перед началом ходьбы, бега.
2. Упражнения на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов: на развитие мышц шеи; на развитие мышц плеча; на развитие кистей рук; на развитие мышц ног.
Эти упражнения помогают исправлять различные физические недостатки, тренируют мышцы, активизируют их работу, развивают быстроту, четкость, размах движений, помогают осознать направление и форму движений.
Психогимнастика очень полезна для всех детей, особенно для тех, которым присущи чрезмерная утомляемость, непоседливость, замкнутость и т. д. Это относится как к детям с неврозами, небольшими задержками в психическом развитии, другими нервно-психическими расстройствами, так и к практически здоровым детям.
Основной акцент в психогимнастике сделан на обучении элементам техники выразительных движений, на использовании этих движений в воспитании эмоций и высших чувств, а также на приобретении навыков расслабления. Все это поможет сохранению психического здоровья и предупреждению эмоциональных расстройств у детей.
С помощью психогимнастики дети обучаются азбуке выражения эмоций — выразительным и разнообразным движениям. Поскольку в основном используется материал без словесного сопровождения, педагогу очень важно уметь правильно продемонстрировать эти движения своим воспитанникам.
Музыкально-ритмические навыки и навыки выразительных движений, приобретенные при выполнении упражнений, позволят детям лучше и полнее проявить себя в танцах.
Основная цель на занятиях ритмики с дошкольниками – всестороннее развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма на занятиях, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и ритмических движений.
Задачи обучения и воспитания детей на занятиях ритмикой:
1.Развитие музыкальности. Развитие способности воспринимать музыку, чувствовать ее настроение, характер, понимать содержание. Развитие музыкального слуха, чувства ритма. Развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству. Развитие музыкальной памяти. 2.Развитие умения работать в коллективе и знакомство с азами танцевального искусства. 3.Развитие творческого потенциала ребенка и самовыражения через танец. 4.Развитие двигательных качеств и умений координировать движения. 5.Развитие гибкости, ловкости, точности и пластичности. Воспитание выносливости, силы. Формирование правильности осанки, красивой походки. Развитие умения ориентироваться в пространстве. Обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений. 6.Развитие способностей фантазии и импровизации. 7.Развитие и тренировка психических процессов (эмоциональной сферы) умения выражать свои эмоции в мимике и пантомиме. 8.Всестороннее развитие и раскрытие творческого начала в каждом малыше Обязательная одежда и обувь для занятия:
Для девочек. Гимнастический купальник (белый). Юбочка шифоновая (в тон цвету купальника). Балетки белого цвета, носки или лосины. Волосы должны быть собраны в пучок. Для мальчиков. Футболка белого цвета. Шорты темного цвета. Балетки белого или черного цвета.
Многолетняя работа концертмейстером в различных детских танцевальных коллективах в учреждениях дополнительного образования послужила основой для создания игровой музыкальной методики с целью развития и формирование творческих способностей малышей 4-х -6-летного возраста.
Для полноценного восприятия музыкальных произведений на занятиях ритмики и его творческого отображения в танце необходимо помочь детям понять специальный язык музыки, его характер, жанр и особенности ритмического рисунка.
Для развития творческой исполнительской деятельности в танце, детям нужно более углубленного изучать и понимать особенности того или иного музыкального произведения- это несомненно способствует совсем иному осмыслению хореографического и музыкального искусств. Это дает детям возможность поднять свой творческий потенциал на иной более высокий уровень и открыть новые интересные возможности в творческом процессе.
На уроках ритмики мы предоставляем возможность полноценно развивать индивидуальные особенности каждого ребенка, сформировывать хороший эстетический вкус, помогая тем самым приводить в гармонию внутренний мир ребенка. Гармония (от греч.) — « согласие, лад, красота ». Чувство гармонии является наиболее правильной организацией содержания, упорядоченностью структуры предмета, явления, придающей им стройность и законченность. Способность обнаруживать гармонию в жизни, искусстве и вносить её в практику, во всю многообразную нашу жизнь, является великим человеческим умением, приносящим радость бытия всем кто этим чувством наделен. Немаловажную роль в творческой активности и развитии духовного мира ребенка играет формирование эстетического вкуса. Как же можно развить эстетический вкус?
Эстетический вкус воспитывается, во-первых, благодаря развитию способности ощущать выразительность искусства, понимать язык искусства; во-вторых, теоретическому обучению, в-третьих, творческой и исполнительской деятельности детей на детских утренниках, концертах и творческих вечерах.
Психолог, танце-терапевт, психодраматерапевт, преподаватель специализации по танцевально-двигательной терапии Бирюкова И.В полагает, что детство, связанное с занятиями музыкой и танцами, помогают детям выражать радость, переживать горе, расти и развиваться. Она связывает хореографическое и музыкальное творчество детей с практической деятельностью, сочетающей психологию с различными формами творчества.
Отсутствие развитого эмоционального словаря и разнообразных способов его выражения может создавать в развитии ребенка личностные трудности в самоидентификации, общении с другими, реализации своих способностей.
Подход к каждому ребенку состоит в том, чтобы помочь раскрыть его творческие таланты, научить общаться, выражать себя, чувствовать себя уверенно в жизни, повысить способность адаптации к различным жизненным изменениям.
Возвращаясь к теме всестороннего развития ребенка, средствами музыки и ритмических движений, мы каждое занятие посвящали исследованию раскрытия одной новой для детей эмоции на занятиях ритмики. Каждый ребенок придумывает танец для выбранной эмоции. Большое удовольствие у детей вызывает именно сочинение своих танцев, где они могли выразить свои чувства в безопасной форме. Интересное наблюдение состоит в том, что в этом возрасте дети неохотно играют отрицательных персонажей, предпочитая изображать принцесс и принцев, но они с энтузиазмом сочиняют танец злости, становясь злостью, исполняя ее танец. Значимость выражения эмоций через движение состоит в том, что именно таким образом осуществляется знакомство с собственными эмоциями, их принятие, а также развитие психологической способности переживать собственные чувства и принимать их у других. На успешность решения поставленной задачи большое влияние оказывает умение слушать, анализировать и понимать музыкальное произведение, что способствует проявлению более яркого и творческого образа в танце. Навыки музыкального восприятия помогают прослеживать становление музыкального образа, его характер и чутко воспроизводить ритмический рисунок. Цель музыкальных занятий на уроках ритмики:
Всестороннее развитие детей, посредством раскрытия творческих способностей ребенка в танце и осмысленного восприятия музыкального произведения. Помощь педагогу-хореографу на занятиях в освоении ритмически сложного материала. А так же развитие чувства ритма, музыкального восприятия музыки. И, что несомненно важно, теоретическое изучение основ музыки ( характер, жанр, сильная и слабые доли).
Работая более 10-ти лет концертмейстером детских танцевальных коллективов, я поняла какое огромное значение играет присутствие опытного концертмейстера и его помощь педагогу-хореографу в творческом процессе. На занятиях ритмики я рассказываю детям об истории возникновения танцев, которые танцуют они в данный момент, их истории возникновения и особенности ритмической и музыкальной структуры, так как основная цель занятий ритмикой – это всестороннее развитие ребенка через музыкально-ритмическое воспитание. Так же, занятия помогают выработать естественную грацию движений, гибкость, ловкость, пластичность и координацию, способность выражать чувства и эмоции через танец. В процессе занятий дети также учатся правильно воспринимать и чувствовать музыку.
Танцевальные движения способствуют развитию фантазии детей и способности к импровизации. Занятия танцами помогают наиболее ярко раскрыть характер и индивидуальность ребенка, а также развить такие качества как целеустремленность, организованность и трудолюбие. Благодаря тому, что занятия проходят в группе, дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными.
Для этого педагогами и концертмейстерами разработаны специальные музыкальные игры и музыкально-хореографические этюды, такие как «Паровозики», «Пингвины», «Котята», «Лягушки» и т.д.
«Музыкальная ритмика»
С целью облегчить труд педагога-хореографа и помочь детям развить музыкальность, а также научить их понимать ритмические движения, которые они танцуют, я разработала методику «Музыкальная ритмика» для детей дошкольного возраста. Танцевальные движения в сочетании с простыми музыкальными попевочками очень хорошо помогают ребенку почувствовать метро-ритм музыкального произведения, сильную долю, тишину (паузы) и окончание танцевального этюда. Что интересно в данной методике, это то, что дети прекрасно начинают слышать музыку, понимать ее и «пропевать» танцевальные движения, тем самым способствуя развитию пластики, гибкости, танцевальности и создания гармонии в творческом процессе. Для создания своих попевочек, я использую любимые и знакомые всем детям стихи Корнея Чуковского, Сергея Михалкова, Валентина Берестова и Агнии Барто. Интересно то, что дети начинают использовать динамические оттенки в музыкальной ритмике, ощущая смысловое движение в стихотворении и в процессе занятий начинают сами импровизировать, добавляя новые, интересные движения.