Организация проектной деятельности среди обучающихся общеобразовательных учреждений на уроках музыки в контексте патриотического воспитания
Организация проектной деятельности среди обучающихся общеобразовательных учреждений на уроках музыки в контексте патриотического воспитания
Нововведения в сфере Российского образования и изменения в социуме требуют от школьного учителя новых подходов в процессе обучения и воспитания. На сегодняшний день требования и условия для успешной жизни становятся все жестче, в связи с этим совсем не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, нужно уметь их приобретать все в большем объеме и лучшем качестве, уметь применять их в реальной жизни и ситуации. Эти нововведения затронули все сферы образовательного процесса, в том числе и патриотическое воспитание. Уроки эстетического направления, а именно предмет «Музыка» активно участвуют в духовно-нравственном воспитании обучающихся. Проектная деятельность как нельзя лучше помогает обучающимся понять и решить вопросы связанные с этим вопросом. Статья посвящена анализу организации проектной деятельности среди обучающихся общеобразовательных организаций на уроках музыки и внеурочной деятельности в контексте патриотического воспитания. Исследование проведено на основе педагогического опыта как личного, так и известных авторов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация проектной деятельности среди обучающихся общеобразовательных учреждений на уроках музыки в контексте патриотического воспитания»
Л.В. Вахрушева;
науч. рук. к. п. н., доцент Г.И. Батыршина
МБОУ «СОШ №31» НМР РТ;
Институт филологии и межкультурной коммуникации им. Л. Н. Толстого, Россия
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В КОНТЕКСТЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
Аннотация. Нововведения в сфере Российского образования и изменения в социуме требуют от школьного учителя новых подходов в процессе обучения и воспитания. На сегодняшний день требования и условия для успешной жизни становятся все жестче, в связи с этим совсем не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, нужно уметь их приобретать все в большем объеме и лучшем качестве, уметь применять их в реальной жизни и ситуации. Эти нововведения затронули все сферы образовательного процесса, в том числе и патриотическое воспитание. Уроки эстетического направления, а именно предмет «Музыка» активно участвуют в духовно-нравственном воспитании обучающихся. Проектная деятельность как нельзя лучше помогает обучающимся понять и решить вопросы связанные с этим вопросом. Статья посвящена анализу организации проектной деятельности среди обучающихся общеобразовательных организаций на уроках музыки и внеурочной деятельности в контексте патриотического воспитания. Исследование проведено на основе педагогического опыта как личного, так и известных авторов.
Abstract. Innovations in the field of Russian education and changes in society require school teachers to new approaches in the process of training and education. To date, the requirements and conditions for a successful life are becoming tougher, in this regard, it is not enough just to possess a set of knowledge, skills, you need to be able to acquire them in a larger volume and better quality, be able to apply them in real life and the situation. These innovations have affected all areas of the educational process, including Patriotic education. Lessons of the aesthetic direction, namely the subject "Music" actively participate in spiritual and moral education of students. Project activities are the best way to help students understand and resolve issues related to this issue. The article analyzes the organization of project activities among students of educational organizations at music lessons and extracurricular activities in the context of Patriotic education. The study was conducted on the basis of pedagogical experience of both personal and well-known authors.
«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога,
размышляйте, и хотя и криво, да сами».
Г.Э.Лессинг
Осознание актуальности проектной деятельности сегодня происходит во всех сферах образования. Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения (далее ФГОС) требует применение в образовательном процессе методы проектно-исследовательской деятельности. Они определяются как одно из условий реализации образовательной программы. Современные многочисленные развивающие программы образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов, внеурочной деятельности, образовательного и воспитательного процессов.
Нововведения в сфере Российского образования и изменения в социуме требуют от школьного учителя новых подходов в процессе обучения. На сегодняшний день требования и условия для успешной жизни становятся все жестче, в связи с этим совсем не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, нужно уметь их приобретать все в большем объеме и лучшем качестве, уметь применять их в реальной жизни и ситуации.
Осуществление проекта проводится с целью воспитания детей, их активной гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения, что диктуется необходимостью усиления внимания в патриотическом воспитании школьников. На рубеже XX–XXI веков в связи с существенными изменениями в политической, экономической и социокультурной сферах жизни России патриотическое воспитание молодежи утратило свой высокий статус носителя духовно-нравственного начала педагогического процесса. Этому способствовало немало факторов: отсутствие общегосударственной идеологии; продолжение навязывания россиянам и внедрения в нашем обществе чужих и неприемлемых для российского менталитета потребительской идеологии и западных ценностей, отсутствие государственного механизма защиты от негативных идеологических и информационно-психологических воздействий.
Дискуссии в СМИ об ошибочном пути развития России, массовая эмиграция граждан в страны Европы и Америки. Характеризуя создавшееся в то время в стране положение, В.В. Путин в своем докладе от 30 декабря 1999 года с горечью констатирует, что даже слово «патриотизм» подчас используется в ироническом смысле. Однако «утратив патриотизм и связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения».
В настоящее время ситуация исправляется. На федеральном уровне разработана и реализуется государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 г.», направленная на формирование у россиян высокого патриотического сознания и гражданственности. Ключевые позиции программы ориентированы на совершенствование системы патриотического воспитания детей и молодежи, осуществляемого в тесном взаимодействии семьи и школы.
Именно в школьные годы закладывается фундамент нравственных качеств личности, формируется так называемый «родничок героизма». В этот период необходимо планомерно взращивать у школьников чувство гордости за Родину и свой народ, уважение к его истории и богатому культурному наследию.
Проект – наиболее перспективная форма организации исследовательской деятельности среди обучающихся общеобразовательных организаций.
Метод проектов – это совместная деятельность учителя и обучающихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.
Проектная и исследовательская деятельности дают возможность формировать на их основе учебно-познавательную деятельность обучающихся, так как структурно эти виды деятельности схожи.
Ученическое проектирование – это процесс работы над учебным проектом, процесс достижения намеченного результата в виде конкретного «продукта» (проекта). Ученическое проектирование становится популярной формой организации творческой деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях. В пользу его применения можно привести большое количество аргументов. Ученическое проектирование получает популярность так как является универсальным средством решения различных проблем в сфере образования. Включая школьников различного уровня в проект можно сформировать у них следующие умения:
определять цель деятельности, планировать ее,
выполнять действия и операции,
соотносить результат деятельности и ее цель,
контролировать свои действия,
выполнять мыслительные операции, входящие в состав проектной деятельности,
проводить наблюдения,
ставить простые эксперименты,
строить простые модели объектов и явлений окружающего мира.
Темы проектной деятельности необходимо четко продумывать. Предметный материал необходимо выстраивать в соответствующей логической последовательности, учебно-познавательную деятельность школьников проектировать так, чтобы она отражала логику научно-познавательной деятельности.
Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами.
Такая работа готовит школьников к более глубокому изучению основ наук. Следовательно, важной задачей является вооружение обучающихся методами научного познания. Обучение должно строиться на основе самостоятельной деятельности, воспроизводящей основные моменты, присущие исследовательской и проектной деятельности.
Гуманитаризация современного учебного процесса ставит перед собой цели: через учебный материал, технологии обучения, уделять максимум внимания развитию личности и её правильному восприятию других людей и делать её более человечной. Суть этого подхода к обучению в одном: соединить учебный предмет с чувствами, переживаниями, опытом и жизнью обучаемых. Другими словами гуманитарное обучение преследует цель целостного воспитания личности в интеллектуальном и эмоциональном измерении. В современных условиях эта философия образования реализуется с помощью разнообразных технологий, целью которых является не только трансляция знаний, а выявление развития, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности. Одной из таких технологий и является проектная методика.
Применительно к предмету «Музыка», проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый обучающимися, комплекс действий, завершающийся созданием творческого продукта. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения обучающиеся получают возможность научиться самостоятельно приобретать знания в познавательной учебной и исследовательской деятельности. Проектная методика реализуется высокой коммуникативностью, предполагает выражение обучающимися своих собственных мнений, чувств и активное включение в реальную деятельность.
Работа над проектом – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьёзную квалификацию учителя и говоря о проекте, в первую очередь необходимо наличие социально значимой задачи, проблемы. Дальнейшая работа над проектом – это разрешение данной проблемы и вот самая трудная организационная задача, которую приходится решать учителю – это поиск социально значимой проблемы.
Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы. Иными словами проектирование самого проекта в частности, с определения вида продукта и формы – презентация данного проекта. Наиболее важной частью плана является пошаговая разработка проекта, в которой указаны ряд действий с указом сроков выполнения и ответственных. Но некоторые проекты, творческие, ролевые, не могут быть четко спланированными до конца и бояться этого не нужно. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы обучающихся, таким образом отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, который затем будет обработан осмысленно и представлен участниками проектной группы. А вот результаты работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта является продукт. В общем виде, это средство, которое разработали участники проектной группы.
Типы проектов
исследовательские:
доказательство актуальности темы
определение проблемы, предмета и объекта исследования
перечень задач, методов и т.д.
информационные:
сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов.
предполагают презентацию
Социально значимые:
результат деятельности ориентирован на интерес какой-либо группы людей.
требуется внешняя экспертиза
Творческие:
подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник).
результаты оформляются в завершённой форме (сценарий и т.п.)
Телекомуникационные:
совместная деятельность учащихся-партнёров строится на основе компьютерной связи для достижения общего результата
Стадии разработки проекта
1. организационно-подготовительная – проблематизация, разработка проектного задания;
Исходные теоретические позиции проектного обучения:
1) в центре внимания — обучающийся, содействие развитию его творческих способностей;
2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для обучающегося, что повышает его мотивацию в учении;
3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого обучающегося на индивидуальный уровень развития;
4) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций обучающегося;
5) глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Главная цель работы учителя музыки заключается в том, чтобы обеспечить каждого ученика успехом в учебной и внеклассной работе. Именно достижения школьника особенно ярко окрашивают его жизнь, задают ритм в отношении к учителям, родителям, самому себе. В конечном итоге все это сказывается на нравственном развитии учеников.
Каждый творческий педагог, уделяющий особое внимание патриотическому воспитанию и гражданской осознанности обучающихся, на протяжении своей педагогической деятельности находится в постоянном поиске: как избежать традиционных форм обучения, развивающих только репродуктивное мышление у учащихся; как сконструировать художественно-творческий процесс урока; как направить процесс на развитие музыкально-творческого потенциала, воспитания потребности в музыкальном самообразовании? Решение состоит из необходимости ориентирования на современные педагогические технологии, соответствующие принципам художественной педагогики развивающего обучения. Именно обучающиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились собирать и обрабатывать информацию, развили умение анализировать, интегрировать и применять полученные ранее знания по предмету «Музыка», у них расширился кругозор, стали более коммуникативны, активно участвуют в деятельности школьной, муниципальной, региональной, республиканской научно-практических конференций, в конкурсах исследовательских работ разного уровня.
Материалы исследовательских работ могут быть использованы учителями музыки в урочное время как дополнительный материал или во внеклассной работе, а также для индивидуального творческого развития обучающихся.
Исходя из целей и задач, поставленных перед учителем музыки в современной школе, применение в работе данной методики проектной деятельности показал, что в привитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если обучающиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал будет лишь репродуктивным, нежели познавательным. Для того чтобы заинтересовать детей активной деятельностью на уроке, им нужно предложить интересную и значимую проблему. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению, чего и требует современный ФГОС.
В преподавании музыки метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме в контексте патриотического воспитания.
Предлагаю некоторые виды и темы проектов по музыке:
1. Ролевые проекты, например, инсценировка детских, патриотических песен, фрагментов из опер.
2. Информативно-исследовательские проекты, например, «Что такое кантата», «Путешествие в мир музыкальных инструментов».
3. Сценарные проекты – сценарий внеклассного музыкального мероприятия для школы или отдельного класса, например, сценарий ко Дню Победы, Дню освобождения узников концлагерей.
4. Информационные проекты – музыкальные стенгазеты, материалы для стендов, публичное выступление с сообщением по какой-либо теме.
5 Практико-ориентированные проекты, например, дидактический материал по какой-либо теме, создание музыкальной игры и её описание.
6. Мини-исследовательские проекты, например, «Рейтинг патриотических песен».
7. Сочинение или досочинение песни, рассказа, рисунок персонажа или героя музыкального произведения, таблица любых музыкальных характеристик или терминов.
8. «Музыкальные инструменты» - школьники рисуют музыкальные инструменты, отгадывают загадки, составляют кроссворды на патриотическую тематику, сами изготавливают простейшие шумовые инструменты, исполняют песни под их аккомпанемент.
9. Песенно-музыкальные проекты – учащиеся школы ищут информацию об авторах патриотических песен. Возможна их инсценировка.
10. Выпускают стенгазеты, презентации, представляют выход проектов на уроках, предметной неделе, мероприятии.
11. Календарь памятных дат.
Вся работа, в том числе и проектная деятельность, по развитию и воспитанию патриотических качеств на уроках музыки дает невосполнимые результаты:
обучающиеся с интересом воспринимают материалы уроков;
у школьников появляется устойчивый интерес к народной музыке и к истории народа, чувство гордости за свое Отечество, уважительное отношение к народам родной республики.
Проектная деятельность по патриотическому воспитанию направляет детей на самостоятельное добывание знаний об истории и культуре народа.
Патриотическое воспитание на уроках музыки посредством проектной деятельности несет в себе важные предпосылки для формирования музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры школьников, что является общей целью массового музыкального образования.
ЛИТЕРАТУРА
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М.,2000. - С. 226.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 г.»: [Электронный ресурс] / URL: http://government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf (дата обращения: 15.01.2018)
Кабалевский Д. Б., Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы// Программа по музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобразовательной школы. 1-3 классы. - М., 1985. - С. 23.
Одинцов, В.В. Словарь иностранных слов. / В.В. Одинцов, Г.П. Смолинская, Е.И. Голанова и др.; ред. В.В. Иванов. – М.: Просвещение, 2010. – 344 с.