Просмотр содержимого документа
«Опыт работы учителя музыки общеобразовательной школы по теме "Развитие творческих способностей учащихся средствами традиционных техник исполнения"»
Материалы из опыта работы
«Развитие творческих способностей учащихся средствами традиционных техник исполнения»
«Музыка - могучий источник мыслей.
Без музыкального воспитания невозможно
полноценное умственное развитие ребенка.
Она, музыка,- ни с чем несравнимое средство
воспитания творческих сил разума»
В. А. Сухомлинский
Актуальность опыта.
Сегодня уделяется большое внимание к развитию творческих способностей ребенка, лучших его личностных качеств. Однако дать знания, развить навыки и умения – не самоцель. Гораздо важнее - пробудить интерес к познанию. Воспитание творческой личности -одна из важнейших задач, стоящих перед школой.
Актуальность проблемы развития творческих способностей на уроке музыки состоит в том, что акцент ставиться на личностно-ориентированный подход, в основе которого лежит развитие индивидуальных способностей учащихся.
Образовательная функция искусства заключена в художественном познании мира школьниками, воспитании эстетического отношения к жизни и труду, содействии общему развитию ребенка, его творческих способностей, духовно – нравственному становлению личности.
Предметы образовательной области «Искусство» побуждают ребенка к активизации познавательной и творческой деятельности, способствуют формированию эмоциональной отзывчивости, нравственно-эстетического отношения к окружающей действительности.
Целью обучения искусству в школе является «воспитание художественной культуры, как части всей духовной культуры учащихся на основе специфических методов эстетического познания (наблюдение искусства, постижение мира через переживание, художественное обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование художественно творческого процесса)». Ребенку необходимо творить и переживать, чтобы понимать.
Проблема развития творческих способностей учащихся, которая определяется социальными изменениями в нашем государстве, и растущей потребностью общества в творческой личности, предопределяет выбор моей темы: «Развитие творческих способностей учащихся средствами традиционных техник исполнения».
Цель и задачи исследования.
В процессе работы целью ставлю:
-формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира;
-развитие и углубление интереса к искусству, развитие музыкальной памяти и слуха, ассоциативного мышления, фантазии и воображения;
-развитие творческих способностей учащихся в различных видах музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально-пластическое движение, импровизация).
Основные задачи моего исследования:
Раскрыть психофизиологические составляющие процесса развития творческих способностей обучающихся;
Показать роль и место творческих приемов и заданий, направленных на развитие творческой личности обучающихся;
Представить методические рекомендации для учителей музыки при
организации творческого процесса.
Нормативно-правовым обеспечением курса являются:
Конвенция о правах ребенка;
Конституция Донецкой Народной Республики;
Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании»;
Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи в Донецкой Народной Республике;
Локальные акты Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики, управлений (отделов) образования.
Теоретическое обоснование проблем.
Дети от природы любознательны и полны желания учиться. «Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю». (Китайская народная мудрость). Чтобы сделать музыку достоянием своего личного опыта им необходимо петь, играть на инструментах, танцевать, самим придумывать и изменять. Поэтому необходимо уделять большое внимание творческому развитию учащихся в различных видах музыкальной деятельности: при слушании музыки, пении, игре на детских музыкальных инструментах, в музыкально-ритмических движениях. При этом, необходимо не только учить каким-то музыкальным умениям, дать знания о музыке – важно пробудить постоянную потребность в общении с ней, творческую активность.
Работа над этой темой продолжается не первый год. Задача творческого развития школьников заключается в том, чтобы с одной стороны, целенаправленно и систематически развивать необходимые для занятия любым видом творчества, в данном случае музыкальным и художественным, способности учащихся: оригинальное, образное мышление, воображение, эмоциональную отзывчивость и т. д., а с другой стороны – формировать потребность в творчестве и общении с искусством. Необходимо, чтобы каждый ребенок не только смог научиться читать заложенный в том или ином произведении искусства авторский замысел, включающий в себя отношение автора к изображаемом, его чувства и мысли, но и смог свободно овладеть языком искусства, как средством выражения своего собственного отношения к тем или иным явлениям жизни.
Жизнь - это непрерывный процесс творчества, потребность в котором растет по мере роста сложности окружающей среды и неприспособленности человека к уже существующим условиям жизни. Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно лишь раскрыть их и развить. В музыкальном творчестве ведущую роль играют синтез эмоциональной отзывчивости и мышления абстрактного и конкретного, логики и интуиции, творческого воображения, активности, способности быстро принимать решения. Творчество детей связано с самостоятельными действиями и с умением оперировать известными им музыкально-слуховыми представлениями. Детское творчество на уроках музыки, конечно, не искусство, оно представляет собой познавательно-поисковую музыкальную практику. Но тем оно и ценно, что учащиеся сами открывают что-то новое, ранее им неизвестное в мире музыки. Несмотря на свою специфику, музыкальное творчество подчиняется общим закономерностям. Поэтому разработанные приемы основаны на знаниях особенности музыкального воспитания, направлены на развитие общих психофизиологических механизмов, составляющих любой творческий процесс.
У детей, как правило, существует потребность в самореализации - как у способных к музыке, так и у не столь одаренных, но желающих приобщиться к творчеству. На уроках я использую различные творческие задания, развивающие непосредственно музыкальные навыки, а также навыки актерского мастерства, культуры исполнения, импровизаторского исполнительства, навыки абстрактного изображения, предлагаются творческие задания для развития пластической выразительности образа, задания для развития речевой интонационной выразительности, творчества в движениях, пантомиме и театрально-игровой деятельности. Безусловно, все это обогащает, разнообразит урок, вызывает бурный интерес к занятиям и гарантирует высокую результативность. Ряд упражнений и заданий, вопросы, интеллектуальные и музыкальные викторины, кроссворды, используемые мною на уроках музыки в 1 –8 классах школы способствуют заинтересованности учащихся, развивают их творческие способности и желание больше узнавать и познавать самим. Они эффективны для детей разных возрастов и должны подбираться в порядке усложнения материала.
Методы обучения
В своей работе я использую следующие методы обучения: объяснительный, иллюстративный, проблемный, метод дискуссий, наглядно-слуховые, словесные и художественно-практические методы.
Формы организации учебно-познавательной деятельности, применяемые мною на уроке и во внеурочной работе: коллективная, групповая, парная, индивидуальная.
Чтобы урок действительно стал средством проявления личностных качеств учащихся, я применяю в своей работе следующие методы:
Методы стимулирования и мотивации учебно-воспитательной деятельности: познавательные игры, создание ситуации успеха в учении, дискуссии, поощрения и порицания, соучастия, импровизации, мозговой штурм, ролевая игра.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые, моделирования художественно-творческого процесса, самостоятельной работы и работы под руководством учителя, содержательного анализа музыкального произведения, наглядные, словесные, практические.
Методы контроля и самоконтроля: синквейн, слуховой диктант, тестирование, интеллектуальная игра, собеседование, музыкальный кроссворд, викторина, взаимопроверка и др.
Вокальное пение, считаю одним из самых активных видов музыкально-практической деятельности на уроках музыки. Именно пение как искусство истинно массовое, воспитывает в детях чувство искренней любви к своей Родине, народу, развивает важные качества коллективизма и товарищества, трудолюбие, способствует всестороннему выявлению творческих способностей.
Традиционно на уроке существует несколько взаимосвязанных между собой видов вокально-хоровой работы. Это – распевание и работа над песней.
Распевание подготавливает голосовой аппарат ребенка к вокальной работе. Небольшие песенки, попевки, упражнения для развития артикуляции, дикции, дыхания. Упражнения способствуют развитию звукового слуха, формированию чистоты интонации и расширению диапазона голоса. Очень важно, чтобы каждое такое упражнение имело интересное содержание или игровой момент, могло заинтересовать.
Таким образом, при исполнении подобных упражнений создается эмоциональная творческая атмосфера, способствующая тому, что голоса детей постепенно приобретают естественное звучание, в них проявляется певучесть, звонкость, высокое светлое звучание. Для развития ритма использую упражнение «Пара барабанов», «Цок копытец». После разучивания дети учатся определять долгие и короткие звуки, отхлопывать ритм. Часто пользуюсь приемом, чтобы дети узнавали знакомую песню по ритму или сами отхлопывали ритм песни.
Следующий вид вокально-хоровой работы – это работа над песней.
Работу над песней провожу в несколько этапов. Первый этап – показ песни на уроке (исполняю под аккомпанемент инструмента – баян), далее беседа об ее содержании. Затем начинается основной этап репетиции. Заключительный этап работы над песней предполагает исполнение выученного произведения целиком, от начала до конца «как на концерте».
В работе над песней я также применяю творческие задания. Перед разучиванием песни, кроме краткой беседы, можно подобрать пословицы, поговорки, которые более глубоко раскроют содержание и смысл песни, например, перед исполнением песни о маме можно устроить соревнование между рядами, кто больше назовет поговорок, пословиц о маме. Я помогаю: «Нет надежнее дружка, чем родная матушка», «При солнышке тепло, при матушке добро», «Птица рада весне, а младенец матери».
Перед исполнением праздничной, игровой, трудовой песни:
«Хорошая песня дух бодрит», «Где песня поется, там счастливо живется», «С песней и труд спорится». Использование пословиц положительно влияет на качество пения детей. Они поют более выразительно, с удовольствием.
Песню, написанную в куплетной форме, начинаю разучивать с припева. Учащиеся быстрее запоминают повторяющийся припев и активно участвуют в его исполнении.
Следующим этапом проведения урока является слушание музыки.
Умение слышать музыку и размышлять о ней, необходимо воспитывать с самого начала школьных занятий музыкой. Учиться слышать музыку учащиеся должны непрерывно на протяжении всего урока: и во время пения, и в моменты, требующие наибольшего внимания, сосредоточенности и напряжения душевных сил, когда они выступают в роли собственно слушателя.
Для активизации восприятия, часто обращаюсь к следующим методам и приемам:
- метод “выхода за пределы музыкального искусства” - это обращение к историческим фактам, а также к произведениям других видов искусств, позволяющим ярче воспринимать музыкальные образы и осознавать язык искусств и специфику музыкального искусства;
- метод сравнения и сопоставления образов;
- прием вокализации тем инструментальных сочинений;
- задание – дать название прозвучавшему произведению, позволяющее учащимся сосредоточиться, осознать и показать в своем названии суть музыкального образа.
На своих уроках я часто использую различные задания творческого характера.
1. Пластическая импровизация. Происходит гармоничное развитие творческих способностей детей через синтез музыкального и сценического искусства. Так в симфонической сказке “Петя и волк” С. Прокофьева учащиеся не только анализируют тембры музыкальных инструментов, но и в пластической импровизации передают образ каждого героя: кошки, птички, утки, волка, дедушки и охотников. Осуществляется формирование эстетического отношения к музыкально-звуковой действительности: музыкальный звук – музыкальный образ – способ его воплощения.
2. Вокальная импровизация. В ходе создания импровизации каждый ученик ощущает себя творцом, композитором, где его и только его ощущения найдут воплощение в музыкальных созвучиях. Так, на одном из уроков в 3-4 классах учащимся предлагается придумать мелодии на заданный текст и вокально исполнить их. Как правило, это небольшие четверостишия.
3. «Перевод на язык другого вида искусства». Я предлагаю несколько творческих заданий, основанных на этом приеме – после прослушивания и анализа музыкального произведения “перевести” его на язык красок или движения.
4.«Мозговой штурм». Часто на уроках музыки я применяю этот прием. Дается задание: составить осмысленное предложение, включающее в себя 3 заданных слова. Например:
а) музыка, литература, композитор (Композитор сочиняет музыку на основе литературного произведения);
б) Глинка, романс, Италия (Путешествуя по Италии, Глинка написал романс “Венецианская ночь”);
в) сюита, Бах, танец (И.С. Бах написал много сюит, состоящих из старинных танцев).
5. «Синквейн». Детям дается слово, к которому нужно подобрать два прилагательных, три глагола, четыре связных слова и в конце одно обобщающее слово. Слова не должны повторяться, также нельзя использовать однокоренные слова. Например:
а) Моцарт – солнечный, праздничный – сочиняет, творит, вдохновляет – мы любим его музыку – классик;
б) оркестр – симфонический, камерный – играет, гастролирует, выступает – четыре группы музыкальных инструментов – коллектив;
в) квартет – вокальный, инструментальный – импровизирует, гастролирует, музицирует – Иван Крылов написал басню – ансамбль;
6. «Ассоциативный ряд». В старших классах можно использовать этот прием так: после прослушивания и анализа музыкального произведения ученики должны по цепочке, не повторяя друг друга, назвать ассоциативные слова, относящиеся к произведению, и к уже названным словам. Все варианты ответов фиксируются ребенком в рабочей тетради. Опираясь на перечисленные понятия, предлагается написать мини-сочинение. Например:
7. Самые интересные это уроки: «Урок-путешествие», «Урок-игра», «Музыкальный калейдоскоп», «Час музыки», «Музыкальная капель», «В лабиринте музыки» и др. Огромное значение отводится обобщающим урокам в конце каждой четверти и года. На этих уроках могут быть использованы различные формы, методы и приемы обучения. Это могут быть уроки-путешествия, уроки-концерты, где используются музыкальные викторины и музыкальные кроссворды. Музыкальный материал на обобщающий урок подбирается исключительно самый яркий, самый значимый и полюбившийся детям во всех видах деятельности. Например, в 5 классе я провела открытый урок на тему: «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет», в 7 классе урок «Н.Паганини и Ф.Лист – знаменитые виртуозы и композиторы»
Домашнее задание, тоже может принимать форму творческого задания. Можно использовать следующие его формы:
• взаимный опрос;
• творческие домашние задания:
• составление ребусов;
• сканвордов
• кроссвордов;
• музыкальных сказок;
• мини-сочинений.
Анализируя и сравнивая знания и практические умения учащихся, наблюдаю значительный рост развития творческих способностей детей. Они эмоционально выражают музыку при слушании и пении, понимают средства музыкальной выразительности и изобразительности, имеют представления о простых и сложных музыкальных жанрах. Школьники имеют представления об особенностях отечественной музыки и музыки других народов мира, владеют навыками анализа музыки, владеют элементами музыкальной грамоты.