В обучении игры на инструменте необходимо постоянно контролировать состояние рук ученика, не допускать напряжения в какой-либо части руки (плечо, предплечье, кисть, пальцы, корпус).
Упражнения:
Поднять руки вверх и свободно бросить.
Броски на крышку фортепиано.
Броски на клавиатуру.
Проверка положения корпуса, чуть прогнувшись в поясничной косточке.
Броски на 3-ий палец на крышку инструмента.
Рука, как висячий мост.
Работа над non legato.
Взятие двух звуков на legato.
Но в то же время с legato не торопиться. Следует работать на двух звуках legato долго. При этом слушать, как звук переливается из одного в другой. Все переводится с верхних мышц пальцев, все ощущать от подмышки – всю передачу веса.
“Полет птицы” – рука как крыло.
“Вдевать нитку в иголку”, отработать движение всей рукой с параллельным включением не только мелких, но и крупных мышц руки.
“Аккорды” – взятие аккордов происходит из корпуса, при участии мышц всей руки от плеча.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Охрана и здоровье рук пианиста »
Охрана и здоровье рук пианиста
Работа по организации пианистического аппарата требует большого внимания со стороны педагога. Основной принцип – НЕ НАВРЕДИ. В обучении игры на инструменте необходимо постоянно контролировать состояние рук ученика, не допускать напряжения в какой-либо части руки (плечо, предплечье, кисть, пальцы, корпус). Все жесткости в игре, отрицательные моменты. Напряжение рук происходят зачастую от психологического зажима как следствие дискомфорта, когда ученик на уроке испытывает неудобства по разной причине (волнение, неуверенность в себе, волнение за игру, в собственных силах). Для начинающего пианиста сам инструмент вызывает некоторую робость, что может быть связано, с размером фортепиано, количеством клавиш и т.д. необходимо вывести ученика из этого состояния с помощью игровых упражнений, что позволит отвлечь его от излишних волнений, и настроит ребенка на естественную работу. Важно – ЕСТЕСТВЕННОСТЬ ДВИЖЕНИЙ.
Упражнения:
Поднять руки вверх и свободно бросить.
Броски на крышку фортепиано.
Броски на клавиатуру.
Проверка положения корпуса, чуть прогнувшись в поясничной косточке.
Броски на 3-ий палец на крышку инструмента.
Рука, как висячий мост.
Работа над non legato.
Взятие двух звуков на legato.
Но в то же время с legato не торопиться. Следует работать на двух звуках legato долго. При этом слушать, как звук переливается из одного в другой. Все переводится с верхних мышц пальцев, все ощущать от подмышки – всю передачу веса.
“Полет птицы” – рука как крыло.
“Вдевать нитку в иголку”, отработать движение всей рукой с параллельным включением не только мелких, но и крупных мышц руки.
“Аккорды” – взятие аккордов происходит из корпуса, при участии мышц всей руки от плеча.
Чтобы выработать правильные движения рукой, можно положить карандаш на ту часть клавиатуры, в которой надо играть, взять его, остановить движение и заметить, какое положение занимает локоть.
“Погружение” в клавиатуру: как рыбка плавает в воде, т.е. чувствовать во время игры свободные движения как бы в своей естественной среде.
Очень часто бывает зажатость первого пальца.
Способы работы:
Отработать бросок первым пальцем на клавишу.
Расслабленно положить первый палец на клавишу, для избежания сильного напряжения не только первого пальца, но и крупных мышц и связок.
В более поздний период работы постановка первого пальца в высокой позиции, ставя его на уголок возле ногтя. Важно выработать координацию рук, ног, корпуса, т.е. сочетая работу разных частей организма в гармоничных движениях. Педагог и ученик должны осуществлять контроль за прикосновениями, ощущениями.
Звук бархатистый, напевный, объемный, мягкий, приятный является показателем благополучного состояния пианиста. Ученик должен знать, что такое строение пианистического аппарата: предплечье, плечо и т.д. необходимо укреплять мышцы плечевого пояса в процессе выполнения различных упражнений. Важно отработать посадку, а также укреплять мелкие мышцы пальцев.
Если кисть играет отдельно, то происходит разбалансировка движения и перегрузка мелких мышц, связок, что может привести к заболеванию рук. Не допускать жесткого звучания, словно деревянными или каменными руками, следует предусмотреть выполнение пластических движений рук, вырабатывать их гибкость, плавность движения, проверять свободу рук покачиванием локтя. Звук показатель состояния рук в игре.
Виды фортепианной техники.
Мелкая (работа мелких мышц).
Крупная (работа крупных мышц).
С начинающими пианистами используется работа над мелкой техникой.
К мелкой технике относится:
* пятипальцевые последовательности, т.е. группы, группы, охватывающие не более пяти нот; * это гаммы, гаммаобразные пассажи, арпеджио; * трель, украшения (мелизмы); * пальцевые репетиции; * двойные ноты (терции, сексты).
В зависимости от стиля и содержания произведения мелкая техника делится на несколько видов:
Marte llato (чередование рук).
“Жемчужная” (большая самостоятельность пальцев, т.е. цепкие, хватательные движения под ладонь, снятие напряжения пальцев). “Россыпь бисером” (каждая нота исполняется с той четкостью как падает каждая бисеринка).
“Леджьеро” (легко – эолова арфа).
“Мелодическая” (мелодизируя пассаж, как работа над кантиленой).
“Пальцевое глиссандо” – скольжение (значит, по всей клавиатуре провести ребром руки).
К крупной технике относится:
* Тремоло (как трель, только на большом расстоянии, колебательные движения кисти и предплечья. Опора на 5 палец создает в тремоло более удобное положение. При зажиме предплечья необходимое движение выполняется с участием кисти и предплечья в чередовании с подъемом вверх и вниз); * Октава (требует подготовки. Прежде чем начать игру октав в произведении, следует научиться играть октавы в виде гаммы (C – dyr).
До октавной техники осваиваются сексты.
Исполнение гаммы C – dur в октаву.
1 и 5 пальцы должны быть направлены в сторону ладони, они как бы смотрят друг на друга. Рука выполняет хватательные движения, они как бы берут с боку, чуть ниже клавиатуры. Здесь важно активизировать подушечки пальцев. Второй самый важный момент – это амортизация снятия нагрузки пружинивающими движениями. Это можно ощутить в движении. Кончики пальцев держат клавиши, а рука выполняет освобождающее движение “пружинка”. Запястье не поднимается. Чтобы его опустить, надо отвести локоть в сторону и запястье опустится само. На черных клавишах играть 1 и 4 пальцами.
* Аккорды (одновременное звучание всех взятых нот. Руке придается форма “свода”. Прежде чем играть аккорды, следует научиться исполнять legato, терции, квинты (в квинтах не требуются хватательные движения). Аккорды играются в медленном темпе с переносом, чтобы пальцы во время “перелета” на следующий аккорд собирались, прежде чем раскрыться для нового аккорда. Это создает ощущение освобождения и в быстром темпе, когда пальцы уже не успеют собраться. Аккорды, требующие особой звонкости, исполняются приемом “аккордовой хватки” (хватательное движение под ладонь).
* Скачки и перенос руки:
рука приходит к обоим звукам равномерным движением;
первый звук как “трамплин” ко второму.
Пальцевые репетиции.
Репетиция – повторение, а в данном случае это повторение одного и того же звука.
Часто относят к жемчужной технике. Основным является: скольжение пальцев под ладонь. Прибавляются сопоставляющие движения кисти, причем вовлекается и предплечье. Собранная форма запястья обязательна.
Пальцы быстро снимаются с клавиш и не погружаются в них глубоко. Движение должно быть экономным. При этом срабатывает репетиционная механика фортепиано, позволяющая пальцам, лишь задев клавишу получить звук.
Репетицию вырабатывать в разных темпах: от относительно медленного до быстрого. Чем скорее темп, тем ближе к клавишам пальцы, размах уменьшается, заменяется движением под ладонь. На форте репетиции лучше исполнять одним пальцем; более длительные с такой аппликатурой: