kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обзор научно-педагогической литературы и репертуара для флейты

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе произведен краткий анализ литературы, посвященный проблематике методики обучения игре на духовых инструментах и, в частности, игре на флейте.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обзор научно-педагогической литературы и репертуара для флейты»

Самойленко Т.А.

МБОУ ДО «Детская школа искусств № 1 им. Г.В.Свиридова», г. Курск

«Обзор научно-педагогической литературы и репертуара для флейты».



В данной работе произведен краткий анализ литературы, посвященный проблематике методики обучения игре на духовых инструментах и, в частности, игре на флейте.

К сожалению, долгое время (вплоть до 30-х годов XX века) советская методическая литература находилась в т.н. «вакууме». Не проводились научные исследования, не писались работы, посвященные вопросам методики обучения игре как на флейте, так и на духовых инструментах вообще.

Долгое время советская школа игры на духовых инструментах придерживалась традиций старонемецкой исполнительской школы. И это негативно сказалось на развитии исполнительской школы у нас, т.к. какие-либо новые веяния в исполнительстве, появление каких-бы то ни было молодых исполнителей, выходящих «за рамки» общепризнанной старонемецкой школы, отвергалось, не приветствовалось.

Поэтому нельзя недооценивать вклад, который сделали: Розанов в своих лекциях, Н.Платонов («Школа игры на флейте»), Диков («Общая методика игры на всех духовых инструментах»), Федотов (« Методика обучения игре на духовых инструментах»), Ю.Должиков в своих статьях, посвященных проблемам исполнительства на флейте, Терехин и Апатский («Методика игры на фаготе») и многие другие.

Нельзя не сказать об исследованиях, проведенных в области акустики. Например, книга Порвенкова «Акустика музыкальных инструментов», книга «Музыкальная акустика».

Стали появляться в больших количествах работы, статьи, посвященные педагогическим вопросам. Тому подтверждением может стать статья В.Березина « Начальный период обучения игре на духовых инструментах в связи с возрастными особенностями учащихся».

К большому сожалению, весь анализ методической литературы, посвященной проблемам исполнительства на флейте, будет сводиться на работах отечественных авторов. Причиной тому является непополняемость библиотек новой литературой, книги многих зарубежных авторов либо недоступны по цене, либо этих книг нет в переводе на русский язык.

Так сложилось, что полноценной, целостной методики обучения игре на флейте какого-нибудь одного автора нет (имеется в виду отечественная исполнительская школа). Есть только ряд статей, освещающих отдельные методические вопросы.

Ввиду нехватки определенной информации касательно исполнительства, мы вынуждены обращаться к методикам игры на фаготе, на тромбоне, кларнете и др.

Поэтому в своем анализе научно-педагогической литературы мне не избежать обращения к некоторым главам « Методики игры на фаготе» Терехина и Апатского, « Методики игры на тромбоне» Сумеркина и многих других.

Начать свой анализ мне бы хотелось со статей Ю.Должикова, одна из которых посвящена проблеме постановки исполнительского дыхания, а другая - штрихам и артикуляции.

Должиков в своей статье о дыхании (эта статья находится в сборнике «Вопросы музыкальной педагогики» вып.4) дает довольно полное и точное представление о типах дыхания, какие типы дыхания предпочтительнее при исполнении, в чем недостатки других типов дыхания. Также он дает ряд практических советов относительно « правильной» постановки дыхания и т.д.

Но, на мой взгляд, для полного и глубокого изучения данной проблемы, этой статьи все же недостаточно. В ней допущены некоторые неточности и, поэтому есть необходимость в рассмотрении этих вопросов у других авторов. Например, это « Школа игры на фаготе» Терехина и Апатского, а точнее, глава, посвященная вопросу о дыхании, « Методика обучения игре на тромбоне» Сумеркина. Кстати, у Сумеркина предлагается большее количество упражнений для освоения навыков постановки « правильного» исполнительского дыхания.

Что же касается другой статьи Должикова о штрихах и артикуляции, то в ней исчерпывающе изложены основные виды артикуляции и дан расшифрованный перечень наиболее распространенных музыкальных штрихов. Так же Должиков указал и некоторые нетрадиционные приемы исполнения. Для более широкого ознакомления с данным вопросом можно воспользоваться лекциями Докшицера, посвященных артикуляции и штрихам при игре на трубе, можно воспользоваться и вышеуказанной «Методикой обучения игре на фаготе» Терехина и Апатского.

Если брать для анализа работы Платонова, т.е. « Методику обучения игре на флейте» и его « Школу игры на флейте», то его работа по «Методике» носит спорный характер в отношении выбора учеников и занятий с ними. Некоторые положения в этой книге просто устарели. Например, постановка инструмента (Платонов придерживается традиций постановки инструмента « на прижиме», в современных европейских школах игры на духовых инструментах все больше и больше приверженцев « бесприжимной» постановки) и т.д.

Его же «школа игры на флейте» долгое время остается « настольной» книгой каждого флейтиста как начинающего, так и зрелого. В « Школе» очень удачно подобран и сбалансирован художественный и технический материал, туда входят наиболее популярные и мелодичные произведения, которые очень нравятся юным исполнителям.

Что же касается вопросов, связанных с работой над художественным и техническим материалом, то они достаточно хорошо раскрыты у Федотова в его « Методике обучения игре на музыкальных инструментах». Он предлагает распределение занятий учеников, т.е. сколько и какими видами упражнений ученик должен работать в течение дня. Выделяет пунктами основные моменты, которые должен учитывать преподаватель в своей работе с учениками – это и психологические аспекты, и систематичность занятий с учениками и многое другое.

Психологическим и физиологическим возрастным особенностям посвящена статья Березина « Начальный период обучения игре на духовых инструментах в связи с возрастными особенностями учащихся». В этой статье сделан акцент на то, какими качествами должен обладать педагог, на что он должен обратить особое внимание в своей работе с учениками. Эта статья полезна для начинающих педагогов, но, к сожалению, и она уже несколько устарела в связи с тем, что в нашем XXI веке дети развиваются в физиологическом плане гораздо раньше, а в интеллектуальном деградируют.

Для тех, кому интересна физическая сторона звукообразования и интонации, следует прочесть книги « Музыкальная акустика» (1954 г.) и « Акустика музыкальных инструментов» Порвенкова, где описана эволюция строя.

В заключении хочется сказать, что интерес к музыкальному искусству, и, в частности, к искусству игры на духовых инструментах, в последние годы сильно вырос. Подтверждением тому является большое количество детей, желающих обучаться игре на различных духовых инструментах; заполненность залов во время выступлений духовиков- солистов; так же вызывают интерес мастер-классы как академических, так и джазовых исполнителей на духовых инструментах. Благодаря интернету, телевидению мы теперь можем посмотреть и послушать исполнение не только музыкантов с мировым именем, но и узнать об исполнителях, делающих первые шаги на мировую сцену.

За последние несколько лет, в основном благодаря производителям из Китая, стала доступней материально-техническая база – музыкальные инструменты и материал для их ремонта, тюнеры, метрономы, пульты и многое другое.

Все эти факторы очень благотворно влияют не только на развитие духового исполнительского искусства. Стали появляться новые статьи и книги по проблемам методики обучения игре на духовых инструментах, стали переводить различных зарубежных авторов.

Список литературы:
  1. Н. Платонов «Школа игры на флейте». М. «Музыка» 1986)

  2. Н. Платонов «Методика обучения игре на флейте». М. «Музыка» 1979

  3. Ю. Должиков «Артикуляция и штрихи при игре на флейте». «Вопросы музыкальной педагогики», вып.10, М. «Музыка» 1990

  4. Ю. Должиков «Техника исполнительского дыхания флейтиста». вып.4, М. «Музыка» 1984

  5. Н. Федотов «Методика обучения игре на музыкальных инструментах». М. «Музыка» 1983

  6. Р.Терехин, в.Апатский «Методика обучения игре на фаготе». М. Музыка 1988

  7. В.Сумеркин «Методика обучения игре на тромбоне». М. «Музыка» 1975

  8. В.Березин «Начальный период обучения игре на духовых инструментах в связи с возрастными особенностями учащихся». «Музыкальное исполнительство и педагогика. История и современность» 1991

2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Обзор научно-педагогической литературы и репертуара для флейты

Автор: Самойленко Татьяна Александровна

Дата: 10.11.2017

Номер свидетельства: 438108


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства