Образовательный проект "Ложка - точёная, ручка - золочёная"
Образовательный проект "Ложка - точёная, ручка - золочёная"
Данный проект направлен на нравственно – патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях средствами ознакомления с русским фольклором. Ложки были и остаются одним из наиболее популярных у русского народа ударных инструментов. Деревянные ложки — это отражение самобытности нашей русской культуры и ее культурных традиций. В настоящее время этот музыкальный инструмент – обязательный атрибут фольклорных и инструментальных ансамблей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Участники проекта: музыкальный руководитель, воспитанники ДОУ (старшая группы), воспитатели, родители.
Вид проекта: творческо-информационный, коллективный.
Продолжительность проекта: 4 недели
Направление развития: художественно-эстетическое, образовательная область «Музыка».
Области интеграции: художественное творчество, коммуникация, социализация, здоровье, труд, познание, чтение художественной литературы.
Актуальность
Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры и в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости.
Музыкальный фольклор как часть народной культуры аккумулирует духовно-практический опыт народа. Картина мира, воспроизводимая в нем посредством слова, музыки, действия, транслирует вечные нравственные ценности, задает ребенку надежные ориентиры в окружающем его культурном пространстве. Народная музыка, обладая большим мировоззренческим, интеллектуальным и творческим потенциалом, является верным средством воспитания преемников традиций, открытых для диалога с другими народами.
В работе с детьми особое значение имеет обращение к подлинным формам фольклора. Дошедшие из глубины веков естественные ритмы, интонации, краски, будучи вписанными «мир и быт детей», наилучшим образом позволяют реализовать искренние «искания высокой радости детской народной массы» (Г.С. Виноградов).
Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок обладал какими-нибудь способностями – художественными, математическими, музыкальными и т.д. Стремясь их обнаружить и развить, мамы и папы ведут ребятишек в различные кружки, школы. А какие способности можно развивать дома? К сожалению, музыкальная деятельность в детском саду чаще ограничивается традиционными видами организации детей. Хотелось бы, чтобы музыка не заканчивалась на пороге музыкального зала, а звучала на протяжении всего дня, обогащая эмоциональную сферу ребенка новыми впечатлениями.
Почему именно деревянные ложки?
Ложки были и остаются одним из наиболее популярных у русского народа ударных инструментов. Деревянные ложки — это отражение самобытности нашей русской культуры и ее культурных традиций. Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом. Ещё в XVIII в. инструментальные ансамбли и солдатские хоры использовали в своём творчестве ложки. На них играли весёлые и шуточные песни. К этому времени относится изображение ложек на лубочных картинках со сценками из народной жизни. Скоморохи использовали ложки для ритмического сопровождения плясок и дополняли их звучание бубенцами, привязанными к ручкам ложек. В настоящее время этот музыкальный инструмент – обязательный атрибут фольклорных и инструментальных ансамблей.
Проблема
Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народной инструментальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной.
В дошкольном возрасте именно музыка наиболее непосредственно воздействует на развитие творческих способностей. В этот период жизни ребёнок эмоциональной открыт, у него преобладает образное восприятие окружающего мира. Музыка познается ребёнком как источник положительных эмоций, который расширяет его жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности.
К сожалению, в последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство (в том числе и песенный жанр) под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь примитивизации и коммерциализации. Ребёнок начинает принимать за музыку произведения новомодных, но не долговечных на сцене исполнителей, чьё «искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями, банальными, избитыми ритмами и сюжетными штампами. Его уже в раннем детстве программируют на одностороннее, упрощённое, стандартизированное миросозерцание, легко управляемое средствами массовой информации. Между тем доступность музыки не обуславливает её высокую художественную ценность.
Можно избежать этой ситуации, если первоначальное музыкальное воспитание детей осуществляется с опорой на традиции народной музыки и исполнительства на народных инструментах. Вход в мир народной музыки и инструментов, ребёнок подсознательно ощущает в себе «зов предков». Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, орнаменты, мелодии, формы «пронизывают» его насквозь. Ребёнок осознаёт, что он является неотъемлемой частью своего общества, своей культуры. Народная музыка и музыкальные инструменты придают этому процессу социализации детей большую естественность.
Уже в глубокой древности музыкальные инструменты играли немаловажную роль в воспитании детей. Первыми музыкальными инструментами в жизни ребёнка были звуковые игрушки — трещотки, погремушки, жужжалки, бубенцы и т. д. Они развивали у детей, сначала на уровне движений, чувство ритма, а в дальнейшем — интерес к музыкальной деятельности. Стоит отметить, что игрушки-инструменты являются своего рода посредниками в процессе адаптации ребёнка к окружающему миру в условиях традиционной культуры.
Воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, желание детей играть на народных инструментах и стремление более полно развивать у детей уже имеющиеся музыкальные способности, побудило меня к проектной деятельности. Я считаю, что включение народной музыки в повседневную жизнь детского сада позволит привить ребенку элементы музыкальной культуры и повысить качество музыкального воспитания.
Новизна проекта: гармонизация детско-родительских отношений, реализуя принцип сотрудничества детей и взрослых, путём организации совместной проектной деятельности.Проект направлен на формирование духовно-нравственного воспитания, способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей гуманитарной направленностью на приобщение детей к культуре.
Цели:
обогащение духовной культуры детей через игру на русских народных
музыкальных инструментах;
привести дошкольников через знания к умению осознанно воспринимать и передавать ритмический рисунок на музыкальных инструментах;
Научить детей владению элементарными приёмами игры на деревянных ложках;
Задачи: Приучать детей согласованно действовать в коллективе, добиваться сыгранности, выразительности исполнения, исполнение сольных партий;
Создать условия для самовыражения ребёнка, актуализации его личностных качеств;
Развивать желание играть на музыкальных инструментах,слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики, память, внимание и организованность;
Расширять и обогащать знания детей (о быте, ремесле, художественных промыслах, традициях, праздниках и др.);
Воспитывать желание детей играть на музыкальных инструментах не только на занятиях музыки, индивидуальной работе, но и в часы досуга, дома;
Воспитывать у детей гордость за свой народ, формировать уважение к традициям и обычаям страны, края.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№
Содержание работы
с детьми
Содержание сотрудничества с педагогами
Содержание работы с родителями
Организация работы
1 этап - подготовительный
1.
Чтение художественной литературы:
К. Пино «История деревянной ложки».
Дидактическая игра на классификацию: «Найди предметы из дерева».
Подбор иллюстративного, музыкального материала, художественной и методической литературы для ознакомления детей с художественно – прикладным искусством. Подбор видеоматериалов.
Консультация «Роль фольклора в развитии детей».
Консультация:
«Организация музыкально-эстетического воспитания в семье в современных условиях»
Д. А. Рытов «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей» (изучение).
Подбор художественной литературы (сказки, стихи, о ложке)
2 этап – основной
1.«Антошка, Антошка, бери скорее ложку».
2.Воспроизведение более сложных ритмических рисунков на двух ложках индивидуально и в ансамбле.
3. Обучение приёмам игры на двух ложках в парах и комбинациям («Коленочка», «Плечико», «Пяточка»).
4.Итоговое НОД.
Чтение худ-ойлитературы: русская народная
сказка «Жихарка».
Лепка «Ай-да, ложечка!».
Рисование «Ложка. Хохломская роспись».
Предметное окружение
«Ложки разные бывают».
Консультация «Музыкальный фольклор – как средство всестороннего развития ребенка»
«Рекомендации по изготовлению экспериментальных инструментов» (папка-передвижка).
Помощь в создании ложкового театра.
Конспекты
занятий-лекций.
Консультация (папка-передвижка),
музыкальный стенд, разные предметы для игры, фотографии, презентация проекта.
Создание картотек: «Потешки», «Приёмы игры на деревянных ложках»,
«Ритмическихкартинок».
3 этап - заключительный
3.
Методы обучения детей игре на деревянных ложках.
1. Словесный (рассказ, объяснение) .
2.Наглядный (показ приемов игры педагогом или ребенком) .
3. Стимулирующий (выступление перед детьми или взрослыми).
4.Практический (повторение и закрепление приемов игры на деревянных ложках).
5.Самостоятельная музыкальная деятельность
Презентация проекта на педагогическом совете.
Выступление детей на утренниках.
Подготовка презентации.
Достигнутые результаты
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
1.Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего и старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности и предпосылок развития музыкальных способностей:
- отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами народных музыкальных инструментов, русским народным костюмом, промыслами.
- возросла речевая активность детей на музыкальных занятиях по слушанию музыки и в певческой деятельности;
2.Отмечается активное и заинтересованное участие родителей в реализации проекта:
- родители создают условия в семье для экспериментирования со звучащими игрушками и свободного музицирования;
- с удовольствием приняли участие в подборе попевок, стихов и загадок по теме;
- продолжается совместная работа по изготовлению кукольно-ложечного театра.
3. Опыт работы с дошкольниками по ознакомлению с русским народным творчеством показал, что на сегодняшний день необходимо осуществлять связь поколений, воспитывать любовь к родному краю, людям, которые окружают нас и стараются сделать его лучше через приобщение детей к традициям и культуре русского народа. Поэтому сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится к фольклору.
Русский фольклор – это кладезь народной мудрости, своеобразная энциклопедия духовной жизни русского народа, животворительный родник, способный исцелить и очистить человека от бездуховности, от внутренней пустоты. Поэтому необходимо как можно быстрее вернуть детей к утраченным истокам, научить их с глубоким уважением относиться к народному искусству. Ведь если с самого раннего возраста ребенку сделана прививка на красоту, на творчество, это останется уже на всю жизнь.
Используемая литература:
1. Материалы из периодических изданий
1. Н.Г. Кононова «обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах», Москва «Просвещение», 1990;
2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе – М.: «Школьная Пресса» 2003г.
3. Даймедина И.П. Поиграем, малыши - М., Просвещение, 1992
4. Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада.-М.: Просвещение, 1988.
5. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г.
6. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.
7. Павлова П.А., Горбунова И.В. «Расти здоровым,малыш!» Программа оздоровления детей раннего возраста М., 2006
8. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2000г.
9. Н.Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр», Москва, АРКТИ, 2002;
10. Т.А. Бударина, О.А. Маркеева «Знакомство детей с русским народным творчеством», Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2001;
11. О.Л. Князева, М.Д. Маханёва «Приобщение детей к истокам русской народной культуры
2. Интернет - источники
Режим доступа: http://www.strana-sovetov.com/…days/3840-maslenitsa-games.html
Режим доступа: http://www.de.3dn.ru/publ/22-1-0-621