Образовательная программа внеурочной деятельности учащихся начальных классов "Музыкальная театрализация".
Образовательная программа внеурочной деятельности учащихся начальных классов "Музыкальная театрализация".
Образовательная программа внеурочной деятельности учащихся начальных классов "Музыкальная театрализация". Расчитана на четыре года обучения дедям с 7 до 11 лет. учащихся 1 по 4 класс. К программе прилагаются: учебно-тематическое планирование учебных тем, методическое и материально - техническое обеспечение программы, список литературы, приложения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа внеурочной деятельности учащихся начальных классов "Музыкальная театрализация".»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ «КВАНТ»
Принято на педагогическом УТВЕРЖДАЮ
совете «Гимназии «Квант» Директор МАОУ
(протокол №2 от 31.10.2011) «Гимназия «Квант»
__________ Е. Л. Киселёва
31 октября 2011 г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
учащихся начальных классов
«МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ»
Автор программы:
Мазина Ирина Борисовна
Учитель музыки МАОУ «Гимназия «Квант»
Возраст обучающихся: 7 – 11 лет
Срок реализации программы: 4 года
Великий Новгород
2011г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………………..3
Учебно-тематическое планирование и содержание учебных тем…….....9
1 год обучения……………………………………………………………9
2 год обучения…………………………………….…………………… .11
3 год обучения………………………………………………………… . 14
4 год обучения………………………………………………………… . 16
Методическое и материально-техническое обеспечение программы…..18
Примерный репертуар……………………………………………………….20
Список литературы. …………………………………………………………21
Приложения………………………………………………………………......24
Алгоритм организации совместных действий учреждения, семьи и социума в рамках программы………………………………………….24
Сценарий музыкальной сказки «Репка» с музыкальной фонограммой на CD диске……………………………………………………………………27
Пояснительная записка
Образовательная программа «Музыкальная театрализация» является инновационной программой внеурочной деятельности для общеобразовательной школы и связана с предметом «Музыка», как неотъемлемая часть Базисного учебного плана Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения (далее ФГОС). Предмет «Музыка» представлен в Базисном учебном плане ФГОС как предмет обязательной предметной области «Искусство», на который отводится 1 час в неделю, всего 136 часов за 4 учебных года. Таким образом, непрерывность и преемственность музыкального образования в начальной школе обеспечивается занятиями по программе «Музыкальная театрализация» во внеурочной деятельности (вторая половина дня), как углубление и продолжение базовых уроков.
Актуальность и новизна в том, что программа разработана на основе авторского материала, многолетнего опыта работы автора с младшими школьниками по музыкальной театрализации, оформлена в соответствии с требованиями ФГОС 2010 года (далее – Стандарт) и в связи с отсутствием современных государственных программ внеурочной деятельности учащихся художественного направления.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования составляет четыре года. (1, с.5) В связи с этим положением стандарта срок реализации данной программы внеурочной деятельности так же 4 года.
Учебный план начального общего образования (далее – учебный план) обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объём нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей и направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения). (1, с.18)
Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение. (1, с.18)
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебный план Основной образовательной программы (далее – ООП) начального образования предусматривает время на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных обязательных учебных предметов, на внеурочную деятельность.
Основные задачи реализации содержания предметов искусства в Стандарте заключаются в «развитии способностей к художественно- образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру». (1, с.19)
Работа по данной программе - это процесс коллективный, где объединяются и синкретность видов искусств, и «использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально- пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации». (1, с.13)
Программа «Музыкальная театрализация» духовно – нравственной направленности. Она опирается на народное творчество и этнопедагогику, имеет оздоровительный эффект и интегрирует все эти направления. Комплексно используются: театрализация плюс технология создания поли- художественной среды через использование разных видов искусств в музыкально-художественной деятельности. Интеграция в социум происходит благодаря развитию речи, жестов, мимики, эмоционального состояния, помогает социальной адаптации.
В период каникул для продолжения внеурочной деятельности организуется профильный лагерь.
Для развития потенциала обучающихся при поддержке родителей могут разрабатываться индивидуальные учебные планы:
- по вокалу;
- по актерскому мастерству;
- по оформлению спектакля (инструментальному, художественно-декоративному).
Родители по собственному желанию и личной инициативе могут быть задействованы при подготовке спектакля. Например: пошив костюмов, изготовление реквизита, художественное оформление спектакля и исполнение эпизодических ролей.
Требования к условиям реализации
Программа реализуется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к программам внеурочной деятельности ООП: «Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды».(1, с.25)
А сама развивающая полихудожественная среда будет в свою очередь обеспечивать условия успешной реализации программы, т.е. «выявления и развития способностей обучающихся через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей» .(1, с.22)
Программа внеурочной деятельности по художественному творчеству для учащихся начальной школы основывается на принципах природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности, диалога культур. (2, с.7)
Принцип природосообразности предполагает, что процесс художественного творчества школьников должен основываться на понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать школьника сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя.
Принцип культуросообразности предполагает, что художественное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям. Необходимо, чтобы художественное творчество помогало растущему человеку ориентироваться в тех изменениях, которые постоянно происходят в нём самом, в сфере искусства, в окружающем мире.
Принцип коллективности применительно к художественному творчеству предполагает, что художественное воспитание и образование, осуществляясь в детских общностях, детских коллективах различного типа, даёт ребёнку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных самопознания, эстетического самоопределения, художественно-творческой самореализации.
Принцип диалогичности предполагает взаимодействие педагога и учащихся в художественной деятельности, содержанием которого являются обмен эстетическими ценностями, а также совместное продуцирование художественных ценностей. Диалогичность воспитания не предполагает равенства между педагогом и школьником. Это обусловлено и возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асимметричностью социальных ролей. Но диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности и взаимного понимания, признания и приятия.
Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечения субъективной значимости для школьников идентификации себя с Россией, российской культурой, природой родного края. Программой отводится год на изучение и воплощение культуры Новгородской области, а именно, прочитанные сказки Новгородского края разбираются, выделяются места, где воспевается красота родного края, а затем воплощаются в театрализованном представлении.
Реализация принципа патриотической направленности в программе предполагает использование собственных действий по отношению к Отечеству, которые стимулируют субъекта на действия, приносящие благо Отечеству.
Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности. Художественные проекты школьников реализуются в обстановке, близкой музыкально-драматическому театру, хору, оркестру, ансамблю, объединениям художников-декораторов. Проекты могут быть индивидуальными, групповыми и коллективными. Означивание продуктов творческого проекта происходит через художественное образовательное событие (публичное представление спектакля или школьного праздника) благодаря следующим ценностным аспектам: эстетизм, ориентированность на область художественной деятельности людей; приоритет чувственного восприятия окружающего мира; нравственная доминанта – соответствие нравственным началам добра, справедливости, милосердия (2, с.8).
Цель – формирование творческих способностей школьников управления культурным пространством своего существования в процессе создания и презентации художественных произведений музыкальной театрализации.
Задачи:
- формирование вокальных и театральных навыков для раскрытия детям подлинного значения музыкально-сценического искусства как особой формы «отражения» духовности;
- обеспечение непроизвольного, естественного «вхождения» учащихся в «музыкально-театральное поле» мира и радостного, творческого бытования в нём;
- развитие творческих способностей личности младшего школьника в области музыкально-театральной деятельности, владение голосом и телом как «инструментами» духовного самовыражения, сценическое мастерство – основа раскрытия внутреннего мира ребёнка;
- расширение общего и художественного кругозора, общей и специальной культуры, обогащение эстетических чувств и развитие художественного вкуса.
Формы и режим занятий.
Занятия проводятся два раза в неделю. Форма занятий – групповая. Программа рассчитана на вовлечение в музыкально-театральную деятельность всего класса. Учебно-тематический план в течение одного учебного года и всего срока обучения предполагает концентрический принцип построения. Это позволит вновь пришедшим детям быстро освоить пропущенный материал в процессе коллективной практической деятельности.
Наполняемость учебных классов (групп) – 25 учащихся - выдержана в соответствии с Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. № 189 (зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 года).
Отличительные особенности программы.
Нормативная база программы – новый Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования 2010 года.
При составлении программы учтены положения Концепции художественного образования (2001) и рекомендации авторов новой серии брошюр «Работаем по новым стандартам» (Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов «Программы внеурочной деятельности: Художественное творчество», М., 2011).
Методологической основой формирования концептуальных основ данной программы явились работы Л.С. Выготского по культурно-исторической психологии («Ребёнок и его поведение» из книги «Этюды по истории поведения» Л.С. Выготского и А.Р. Лурин, М., 1993; и др.)
При создании данной программы были учтены результаты исследований учёных в области теории методики и практики музыкального образования (Ю.Б. Алиев, Л.А. Безбородова, О. П. Радынова, С.В. Николаева, Г.М. Цыпин, Л.В. Школяр и др.); теории музыкальной психологии (М.Л. Лазарев, В.И. Петрушин и др.).
Помимо углубления работы по формированию общей и музыкальной культуры, универсальных учебных действий, специальных музыкальных и театральных навыков - звукообразование, дикция, дыхание, музыкальная пластика, артикуляция, дыхание, жестикуляция, мимика и т.д., - доминирующим направлением учебной деятельности по данной программе является опора на главенствующее творческое начало, естественно выплёскивающееся в момент эмоционального воодушевления, связанного с удовлетворением от процесса постановки музыкального спектакля и означиванием продуктов творческой деятельности учащихся через публичные выступления театрального коллектива.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности учащихся в сфере художественного творчества распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов – приобретение учащимися социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия, её структуре, пространстве взаимодействия, способах управления социокультурным пространством; овладение способами, самопознания, рефлексии; усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия, об организации собственной частной жизни и быта; освоение способов исследования нюансов поведения человека в различных ситуациях, способов типизации взаимодействия, инструментов воздействия, понимания партнёра.
Второй уровень результатов – получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Важную роль в данном вопросе играет не только сама премьера, а оформление зала и изготовление декораций для сказок.
Третий уровень результатов – получение учащимися самостоятельного общественного действия. Особое значение имеет взаимодействие с социальными субъектами за пределами учебного заведения, например демонстрация сказки для детей ближних дошкольных учреждений, детских домов и приютов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ,
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ТЕМ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебно – тематическое планирование 1 года обучения
№
Тема занятия
Количество часов.
1
Звуковоспроизведение. Звуки природы.
5
2
Пение и дыхание. Дыхательная гимнастика.
10
3
Подражание птицам и зверям.
10
4
Что такое шум, тишина, Звуки пения?
5
5
Движения и пластика.
4
6
Движения под русскую народную музыку.
6
7
Представление сказки.
4
8
Репетиция музыкальных сказок
12
9
Происхождение народных инструментов.
1
10
Играем на народных инструментах.
5
11
Знаки препинания.
1
12
Говорим с выражением. Выразительно поём.
5
13
Творческие встречи.
2
14
Премьера музыкальной сказки.
2
1год
Итого:
72 часа
Содержание учебных тем и видов деятельности
первого года обучения
1.Первая песня человечества: подражание звукам природы. Подача сигналов друг другу. Как звучит восторг и печаль. Шум листвы, журчание ручья. Звуки громкие и тихие.
2. Элементы дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой (начальные упражнения на парадоксальное дыхание и координацию с движением: «маятник», «насос», «лыжник» и др.). Голосовой аппарат. Что входит в понятие – голосовой аппарат. Певческое дыхание. Правильное дыхание. Короткое и длинное дыхание. Опора. Цепное дыхание. Задержка дыхания. Ровное дыхание.
3. Распеваемся играя. Подражаем пению птиц. Крик чайки. Квакаем, мяукаем, рычим, скрипим, шипим. Упражнение «Кошка». Мы собаки ищейки. Шаман. Хохот великанов, хихиканье лилипутов. Запуск звука в космос. Пение на вдохе.
4. О чём шумят и молчат, говорят и поют люди? Звуки радости и звуки скорби. Что такое хор? Зачем люди поют в хоре? Дирижёр.
5.Что такое движения под музыку? Чем движения отличаются от движений под музыку? Пластика, скачки, прыжки, резкие и плавные движения.
6. Русский танец. Русская пляска. Танцевальные движения. Названия русских народных танцев. Присядка, дробь, хороводный шаг.
7. Мы любим и знаем сказку. Как звучит сказка? Можно ли озвучить сказку? Сказка с музыкой дружна, сказке музыка нужна.
3.Рассказы о народных песнях, попевках, прибаутках, размышления. В чём отличие песни от песенки. Что такое попевка? Рассказываем прибаутки.
4.Разучиваем народные песни и прибаутки: п.н. песенка «Та-та, два кота»,р.н.п. «Барашеньки - крутороженьки», «Скок – по Скок», «Дон – дон» и т.д. Что такое скороговорка. Зачем нужны скороговорки. Как правильно скороговорить? Расставляем ударения в скороговорке. Шутки – прибаутки. Кто кого перепоёт? Кто кого переговорит? Поём попевки с движениями. Попевки, скороговорки, прибаутки про животных. Мы играем и поём, шутим, весело живём.
5.Почему народ танцует? Что выражает танцор, какими движениями. Ноги сами в пляс идут.
6.Разучивание хороводного шага, (припадание, шаг с задержкой). Танцевальные дроби, притопывания, элементы плясовой. У каждого народа свой танец. Я притопну каблуком. В хороводе были мы. Русский перепляс. Плясовые наигрыши, смена движений.
7.Представление Новгородских сказок. Чтение сказок. Особенности Новгородской сказки.
8.Представление музыкальной сказки. Обсуждение сказки. Движения под музыку. Хоровые сцены. Распределение ролей. Танцевальные номера. Сольные номера. Дуэт. Вступление. Заключительная сцена. Выразительное пение, выразительное движение. Содействие всех актёров. Согласованность действий.
9.Музей «Музыкальных древностей» В. Поветкина.
10.Элементы игры на гуслях, ложках, бубенчиках, колокольчиках. Сольное исполнение. Дуэты и трио. Исполнения группами, ансамблями. Оркестр народных инструментов.
11.Речевые и музыкальные интонации. Различия и сходства. Поём и говорим интонации.
12.Певческая интонация. Интонация музыкальных инструментов. Чистая интонация.
13. Просмотр профессионального музыкального спектакля. Творческие встречи с артистами профессионалами.
14.Первые зрители – родители, учителя, учащиеся. Напутствия перед премьерой.
Учебно - тематическое планирование 3 года обучения.
№
Темы занятий
Количество часов
1
Почему и о чём поют мысли и чувства. Могут ли мысли и чувства звучать.
4
2
Распевание. Элементы хорового сольфеджио.
11
3
Что такое игровое сольфеджио?
2
4
Поём и играем по нотам.
10
5
Танцевальные движения. Хореография. Народный танец.
2
6
Полька, вальс, менуэт, полонез.
7
7
Что такое мюзикл? Представление мюзикла.
2
8
Репетиция мюзикла.
16
9
Музыкальные инструменты мюзикла.
2
10
Игра на музыкальных инструментах.
6
11
Мелодия – душа музыки.
1
12
Красивая мелодия. Выразительное пение.
5
13
Творческие встречи.
2
14
Премьера мюзикла.
2
3 год
Итого.
72
Всего за 3 года 216 часа.
Содержание деятельности третьего года обучения.
Воплощение звуков окружающего мира. Добрые и злые звуки. Поём радостно и грустно. Ласковое, нежное пение.
Знакомимся с хоровым сольфеджио Г. Струве. Ручные знаки. Сколько знаков, столько звуков. По ступенькам вверх и вниз. Поём по руке дирижёра. Я дирижёр. Угадай песню по ручным знакам. Учимся играя. Игра «Цепочка». Что такое канон. Поём каноны.
Нотная грамота. Играя, учим ноты.
Разучим песню из трёх нот, споём и сыграем на фортепиано. Разучим песню из четырёх нот, споём и сыграем. Разучим песню из пяти нот и сыграем её. Музыкальный размер. Длительность. Фраза. Предложение. Диез. Бемоль. Бекар.
Движения под музыку разного характера. Сценический танец.
Разучим шаг польки. Вальсовый размер. Учимся вальсировать. Музыкальный размер полонеза. Шаг полонеза. Поём песню « менуэт». Танцуем менуэт.
Что такое мюзикл. Чем мюзикл отличается от музыкального спектакля.
Представление мюзикла. Обсуждение. Герой, характер, музыкальное воплощение. Движения под музыку. Хоровые сцены. Пение по нотам. Распределение ролей. Танцевальные номера. Сольные номера. Пение по нотам. Вступление. Заключительная сцена. Выразительное пение. Выразительное движение. Содействие всех актёров. Согласованность действий.
Какие музыкальные инструменты звучат в мюзикле? Способ передачи характеров героев.
Играем на фортепиано сольные номера. Играем мелодии хоровых сцен. Разучиваем оркестровую сцену. Играют трещотки. Соло ударных. Оркестровое тутти.
Что означает выражение «душевная мелодия».
Мелодия наших глаз. Мелодия улыбки. Праздничная мелодия. Мелодия настроения. Мелодия впечатления. Что такое выразительное пение?
Просмотр профессионального спектакля. Творческие встречи с артистами профессионалами.
Первые зрители – родители, учителя, учащиеся. Напутствия перед премьерой.
Учебно - тематическое планирование 4 года обучения.
№
Темы занятий
Количество часов.
1
Вокал, вокализ. Пение вокализов.
4
2
Вокальная работа.
4
3
Учебно – тренировачный материал.
4
4
Игровое сольфеджио.
10
5
Ритмический рисунок.
2
6
Определение и воспроизведение ритмического рисунка.
9
7
Опера. Представление оперы.
2
8
Распределение ролей. Хоровые сцены.
16
9
Разучивание оперных арий на фортепиано.
3
10
Инструментальное исполнение на фортепиано хоровых партий.
3
11
Выразительное вокальное исполнение.
5
12
Когда слово поёт.
6
13
Видеозапись оперных произведений.
2
14
Премьера оперы.
2
4 год
Итого
72
Всего за 4 года 288 часов.
Содержание деятельности четвёртого года обучения.
Вокальные произведения лирического, драматического и патетического характера. Создание образа. Вокализ сольный. Вокализ хоровой.
13. Опера Римского-Корсакова «Снегурочка» - видеозапись. Опера Моцарта «Волшебная флейта».
14. Первые зрители – родители, учителя, учащиеся. Напутствия перед премьерой.
Методическое и материально-техническое
обеспечение программы
Ресурсы внеурочной деятельности, в том числе материально-технические:
Главные ресурсы заложены в самих детях. Ключевая задача педагога – воспитателя – понять этот потенциал. Значимым обладателем ресурсов для реализации программы является сам педагог. Возможности обеспечиваются его личностно-профессиональной позицией, способностями, опытом профессиональной деятельности. Личностно – профессиональная позиция педагога – это способ реализации его базовых ценностей в профессиональной деятельности и отношениях с воспитанниками.
Способности педагога и уровень их развития. Способности традиционно понимаются как свойства, определяющие успешность какой – либо деятельности. Для педагога желательно обладать способностями в той практической деятельности, куда он вводит своих воспитанников.
Опыт работы педагога – воспитателя. Это наличие у него способов решения профессионально – педагогических задач. Наличие у педагога опыта внеурочной деятельности со школьниками позволяет ему ориентироваться в различных ситуациях. Факторами, обеспечивающими необходимый объём опыта, являются длительность выполнения соответствующих обязанностей.
Помощники – это специалисты и педагоги учреждений образования, культуры, учителя и наиболее активные, авторитетные учащиеся. Помощники могут содействовать организации занятий с учащимися.
К реализации программы должны быть привлечены следующие материально – технические ресурсы:
помещения (зал со сценой, репетиционные комнаты; учебные кабинеты);
оборудование для театральных постановок (декорации, театральный реквизит, костюмы);
фото и мультимедиа-аппаратура (фотоаппарат, видеокамера, телевизор, CD и DVD записывающие устройства, мультимедиа-проекторы с экраном);
компьютерная техника, программное обеспечение (компьютеры, сканеры, принтеры, программное обеспечение: запись вокальных и инструментальных партий и др.).
Социальный и профессиональный статус имеет особое значение при осуществлении программы. Степень доверия со стороны родителей, администрации ОУ, местного сообщества выступает в качестве своеобразного шлюза, который либо препятствует, либо содействует передаче финансовых, материальных ресурсов, активизирует добровольных помощников. Следует подчеркнуть необходимость целенаправленной рекламы работы детского объединения (коллектива): настраивать общественное мнение, формировать «бренд». При наличии этого достаточного намёка – и затратная задача решается.
Примерный репертуар.
1 год обучения :
Музыкальная сказка «Репка». Автор музыки Мазина И.Б. на стихи Г. Лагздынь, В. Шипуновой, стихотворение В. Стоянова «Кошка».
Распевочный материал.
2 год обучения:
Музыкальная сказка «Колобок». Автор музыки Мазина И.Б. на стихи В. Шипуновой, Г. Лагздынь. В сказке используется песня Г. Струве «Колобок» и фонограмма песни про зайцев из кинофильма «Бриллиантовая рука» музыка А. Зацепина.
Разучиваются песни Мазиной И.Б. на стихи В. Иванова «Пожалейте обезъянку», «Соседи». «Осень» на стихи В. Крыловой.
3 год обучения:
Мюзикл «Теремок» музыка Мазиной И.Б. испольована р. н. песня в обработке О. Агафонникова «Теремок».
Раучиваются песни Мазиной И.Б. «Новгород» на стихи В. Крыловой. «Гимн городу».
4 год обучения:
Опера «Незнайка ученик» музыка Мазиной И.Б. Используется песня Н.Островского «До, ре, ми..», б. н. песня «Два весёлых гуся», песня на английском языке My Bonnie.
Разучиваются песни Мазиной И.Б. «Сплетницы», «В гости к бабушке» на стихи В. Иванова.
Рекомендуемая литература и другие источники для учителя:
Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования / Мин-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010. – С.5,13,18,19,25.
Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов. - М., Просвещение, 2011. –80с. (Работаем по новым стандартам). – С.7,8,73,75.
Андреева И.М. Театральность в культуре. Ростов-на-Дону: Юж. – М., Рос. Гуманитар. Ин-т, 2002. 106 с.
Бурнаева А.Н. Музыкально–пластический фундамент танца как поэтика стиха //Педагогика искусства: вопросы истории, теории и методики: Межвуз. Сб. науч.тр., Вып. 3. - Саратов, 2008. С.23-26.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., Педагогика, 1991. С.358-372.
Генералова И.А. Театр: Пособие для дополнительного образования: методические рекомендации для учителя: 2-4 класс. - М., Изд-во Баласс, РАО, 2005. 160 с.
Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников в Хрестоматии по возрастной и педагогической психологии. - М., Просвещение, 1991. С.144-146.
Ершова А. П. Актёрская грамота – подросткам: Программы, советы и разъяснения по четырёхлетнему курсу обучения в театральных школах, классах, студиях / А. П. Ершова. – М. , 1994-160с.
Ершов П.М., Ершова А.П., Букатов В.М. Общение на уроке, или режиссура – М.,1998-зз6с.
Маранцман В.Г. Театр и школа //Литература в школе. – 1991-с15-17.
Соловьянова О.Ю. Роль детского музыкального театра в вокальном обучении учащихся колледжа музыкально – театральных искусств.//Искусство в школе. – 2008 - №1-с74-77.
Соловьянова О.Ю. Музыкально-театральная деятельность как условие интенсификации вокального развития учащихся.//Музыкальное образование: научный поиск в решении актуальных проблем учебного процесса.- М.: Образование, 2009. Том 1.-с63-67.
Театр студия «Дали» : Образовательные программы, игровые уроки, репертуар/ Составление А.Б. Никитина.- М.: ВЦХТ, 2001-с344.
15.Юшманов В.И. Вокальная техника и её парадоксы/СПб.: Издательство ДЕАН, 2001-с128.
Рекомендуемые источники для детей и родителей:
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СЩЮЗ.1997-с62.
2. Куревина О.А., Селезнёва Г.Е. Путешествие в прекрасное: метод. Рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. – М.; Баласс; 2011-с383.
3. Добыш Г.Н. Звёзды русской сцены. М. 1992-с174.
4. Великович Э.И. Великие музыкальные имена.- СПб. –КОМПОЗИТОР. 2001-с192.
5. Прокопьев В.И. «Как стать певцом и сделать карьеру СПб. 2000.-с131.
ИНТЕРНЕТ - РЕСУРС
1.http://www.theater111.ru/stg-4.htm
2.http://www.razym.ru
3.http://www.diplomnic.ru
4.http://biblioteka.teatr-obraz.ru/node/7051
ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОГРАММЕ.
Алгоритм организации совместных действий учреждения, семьи и социума в рамках программы.
Для полноценной реализации программы необходима организация социального партнёрства образовательного учреждения, семьи и общественных структур художественной направленности.
Социальное партнёрство – тип социального взаимодействия, ориентирующий участников на равноправное сотрудничество, поиск согласия и достижения консенсуса, оптимизацию отношений.
Для проникновения в сущность социального партнёрства важно понимание, что партнёры необязательно друзья и единомышленники, у них могут разниться интересы и возможности, между ними могут быть противоречия. Главное для партнёрства – это осознание, что без другого, без реализации его интереса свой собственный интерес не реализовать. Партнёры всегда взаимообусловлены.
Партнёры – это не компаньоны, но и не конкуренты. Социальное партнёрство как тип взаимодействия занимает срединное положение между социальным союзом, предполагающим общность ценностей социальных субъектов, обязательное суммирование их ресурсов, и социальной конфронтацией – противоборством субъектов. (2, с.73)
В основе социального партнёрства лежат следующие принципы:
добровольность;
взаимовыгодность и взаимодополняемость;
открытость участников партнёрства по отношению друг к другу в той степени, которую они считают доступной для себя и при этом сохраняющей партнёрство;
согласование интересов на основе переговоров и компромисса;
закрепление отношений в нормативно – правовых и договорных актах;
взаимная ответственность и обязательность выполнения субъектами достигнутых договорённостей;
взаимопомощь (а при необходимости – взаимозащита) участников партнёрства в отношениях с иными субъектами за его пределами.
Система партнёрства различных социальных субъектов в сфере воспитания должна включать следующие компоненты:
субъекты социального партнёрства;
цель социального партнёрства, которая может рассматриваться как формирование системы добровольных и равноправных взаимоотношений и взаимоподдержки субъектов, приводящих к повышению их воспитательного потенциала;
задачи, которые решаются партнёрами;
принципы социального партнёрства, которые рассматриваются как условие существования партнёрских отношений.
деятельностное содержание социального партнёрства (соуправление воспитательным процессом; обмен ресурсами и кооперация ресурсов в сфере воспитания – интеллектуальных, кадровых, информационных, финансовых, материально-технических и др.; предоставление услуг партнёру – консультативных, информационных, технических и др.; разработка и осуществление совместных социальных, образовательных, культурных проектов, направленных на решение воспитательных задач; взаимообучение в сфере внеурочной деятельности).
организационные формы социального партнёрства (советы, комиссии, временные творческие коллективы, проектные группы, клубы и т.д.);
механизм социального партнёрства (совокупность методов и технологий, в частности технология переговорного процесса, технология социального проектирования, метод гуманитарной экспертизы, метод рефлексивного управления и др. обеспечивающие развитие партнёрских отношений).
Запуск социального партнёрства нескольких субъектов, обладающих позитивным воспитательным потенциалом, может быть осуществлён следующим образом:
Шаг 1. Проведение инициатором партнёрства предварительных консультаций с потенциальными участниками и создание переговорной площадки, удобной для всех заинтересованных сторон.
Шаг 2. Выявление на переговорной площадке оснований партнёрства, т. е. взаимных интересов, потребностей, ресурсов сторон, а также ограничений и рисков партнёрства.
Шаг 3. Выявление в процессе переговоров тех направлений деятельности в сфере воспитания, на которых партнёры готовы сосредоточить свои усилия.
Шаг 4. Определение наиболее приемлемых для участников организационных форм социального партнёрства.
Шаг 5. Формирование нормативно – правовой базы социального партнёрства, обязательная фиксация в договорной форме целей, задач, принципов, критериев и показателей эффективности совместной работы.
Шаг 6. Формирование управляющей системы социального партнёрства.
Шаг 7. Разработка правил и процедур экспертизы эффективности социального партнёрства.
Шаг 8. Разработка и старт реализации программ, планов, проектов партнёрского взаимодействия.
Шаг 9. Текущий анализ и коррекция партнёрской деятельности.(2, с.75)
Ключевым фактором успешности социального партнёрства в сфере реализации образовательных программ является взаимодействие учебного заведения и семьи. Именно от отношения семьи во многом зависит, насколько полноценной и продуктивной будет внеурочная деятельность учащихся.
Сценарий музыкальной сказки
«РЕПКА»
Трек 1
Звучит музыкальное вступление. Выходит ведущий, объявляет начало сказки.
Трек 2
Рассказчики поют:
1- В огороде дедка раз посеял репку-
Очень он переживал -
И полол, и полевал…
2 – Бабушка за репку тоже волновалась -
Мух от репки веткой отогнать пыталась.
Репка их не подвела – уродилася бела -
И пригожа, и толста,
Этак килограмм с полста -
Вместе:
И сидит на грядке крепко-
Замечательная репка:
Трек 3
Выходит дед и поёт:
- Замечательная репка
На гряде уселась крепко.
Тянет репку дед Иван -
Добрый сильный великан.
Тянут:
Эй, ухнем. Эй, ухнем. Ещё разик ещё раз. Эй, ухнем. Эй, ухнем.
Под звучащую музыку выходит бабка. Дед и бабка обходят репку, любуются и поют:
- Замечательная репка
На гряде уселась крепко
Тянет репку дед Иван -
Добрый сильный великан.
Помогает бабка Марья…
Тянут:
Эй, ухнем. Эй, ухнем. Ещё разик ещё раз. Эй, ухнем. Эй, ухнем.
Музыка заканчивает звучать, рассказчик говорят:
-Вытянуть не могут
Кличут на подмогу.
Дед и бабка зовут внучку:
- Внучка, Дарья к нам иди,
Тянуть репку помоги.
Трек 4
Под звуки польки (шаг польки) выходит внучка.
Внучка танцует. С началом 5 трека все герои любуются репкой и поют:
Трек 5
- Замечательная репка
На гряде уселась крепко.
Тянет репку дед Иван -
Добрый сильный великан.
Помогает бабка Марья,
А за бабкой внучка Дарья
Тянут:
Эй, ухнем. Эй, ухнем. Ещё разик ещё раз. Эй, ухнем. Эй, ухнем.
Музыка заканчивает звучать, рассказчики говорят:
- Вытянуть не могут
Кличут на подмогу.
Все герои говорят:
-Жучка, жучка выручай
Тянуть репку помогай.
Трек 6
Выходит Жучка, поёт:
- Я собачка Жучка
Хвостик закорючка,
Зубки острые,
Шёрстка пёстрая
- Гав, гав…
С началом 7 трека все герои любуются репкой и поют:
Трек 7
- Замечательная репка
На гряде уселась крепко.
Тянет репку дед Иван -
Добрый сильный великан
Помогает бабка Марья,
А за бабкой внучка Дарья
Сарафан весёлой внучки
Ухватила злая Жучка
Тянут:
Эй, ухнем. Эй, ухнем. Ещё разик, ещё раз. Эй, ухнем. Эй, ухнем.
Музыка заканчивается, рассказчицы говорят:
- Вытянуть не могут,
Кличут на подмогу.
Все герои зовут киску:
- Киска, кисонька, кисуля
Выходи, воображуля.
Выходит кошка и поёт песню:
Трек 8
1 Вы со мной знакомы близко.
Я – приветливая киска.
Кверху кисточки на ушках,
Когти спрятаны в подушках.
Мя – у!
2 Чистоплотна, аккуратна,
Если гладят, - мне приятно.
Не таю своих привычек -
Я люблю мышей и птичек.
Мя – у!
3 В темноте я зорко вижу,
Понапрасну не обижу -
Но дразнить меня опасно -
Я царапаюсь ужасно!
Мя – у!
Все герои любуются репкой и поют:
Трек 9
- Замечательная репка
На гряде уселась крепко
Тянет репку дед Иван -
Добрый сильный великан.
Помогает бабка Марья,
А за бабкой внучка Дарья
Сарафан весёлой внучки
Ухватила крепко Жучка.
А за Жучкой - кошка Мурка…
Тянут:
Эй, ухнем, Эй, ухнем. Ещё разик, ещё раз. Эй, ухнем. Эй, ухнем.