Обогащение слухового опыта детей при знакомстве с основными жанрами, направлениями, стилями в музыке.
Обогащение слухового опыта детей при знакомстве с основными жанрами, направлениями, стилями в музыке.
Если попытаться определить главную задачу музыкального воспитания в дошкольном детстве, то она может прозвучать так: влюбить детей в хорошую музыку.
Её решению подчинены задачи обучения детей различным видам музыкальной деятельности, формирования у них музыкальных способностей и основ высокого музыкального вкуса, а также многие другие, собственно музыкальные и связанные с общим психическим развитием.
Музыка – самое сложное из искусств. Её сложность определяется не столько тем, что она состоит из очень большого числа самых разных средств музыкальной выразительности, сколько абстрактным характером музыкального образа. С этими особенностями музыки связана сложность и сугубая индивидуальность её восприятия. Музыка представляет собой временное искусство, она течёт во времени, что делает очень непростой задачу целостного музыкального образа. Особенности музыки как искусства отражения не только простых, но и очень сложных эмоций, как искусства выражения многогранных отношений человека к миру и самому себе делают содержание и язык музыки закрытым для человека на ранних этапах его развития. Ребёнка надо постепенно ввести в мир музыки, помочь ему понять содержание музыкальных художественных образов, а значит, дать возможность их пережить.
Известно: дошкольники, слушая музыку, различную по художественным достоинствам, «заряжаются» отношением к ней взрослых. Отсюда понятно, что именно от музыкальных предпочтений педагогов и родителей зависит успешность формирования основ музыкальной культуры у дошкольников. Одни и те же навыки и умения дети могут приобретать на различном по своему художественному уровню репертуаре. «Низкий» уровень произведения при положительном отношении взрослого дезориентирует ребенка в представлениях о красоте музыки, ценностных эталонах искусства. Как и общая культура человека, музыкальная формируется с раннего возраста: ребенок начинает осваивать «язык» музыки, ее «речь» еще до рождения. Опыт восприятия произведений «разных эпох и стилей» (Б.В.Асафьев) способствует формированию предпочтений, вкусов, оценок ребенка. Экспериментальная работа в дошкольных учреждениях, наблюдения практики свидетельствуют: педагог достигает поразительного эффекта в плане музыкально-творческого и общего развития детей, если использует гибкие методы и формы организации деятельности, если создает условия для самовыражения на основе прочувствования и положительной оценки произведений высокого искусства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обогащение слухового опыта детей при знакомстве с основными жанрами, направлениями, стилями в музыке. »
Обогащение слухового опыта детей при знакомстве
с основными жанрами,
стилями и направлениями
в музыке.
Накопление представлений о жизни и творчестве
русских и зарубежных
композиторов.
Музыкальный руководитель
Зеленко Галина Антоновна
Если попытаться определить главную задачу музыкального воспитания в дошкольном детстве, то она может прозвучать так: влюбить детей в хорошую музыку.
Её решению подчинены задачи обучения детей различным видам музыкальной деятельности, формирования у них музыкальных способностей и основ высокого музыкального вкуса, а также многие другие, собственно музыкальные и связанные с общим психическим развитием.
Музыка – самое сложное из искусств. Её сложность определяется не столько тем, что она состоит из очень большого числа самых разных средств музыкальной выразительности, сколько абстрактным характером музыкального образа. С этими особенностями музыки связана сложность и сугубая индивидуальность её восприятия. Музыка представляет собой временное искусство, она течёт во времени, что делает очень непростой задачу целостного музыкального образа. Особенности музыки как искусства отражения не только простых, но и очень сложных эмоций, как искусства выражения многогранных отношений человека к миру и самому себе делают содержание и язык музыки закрытым для человека на ранних этапах его развития. Ребёнка надо постепенно ввести в мир музыки, помочь ему понять содержание музыкальных художественных образов, а значит, дать возможность их пережить.
Известно: дошкольники, слушая музыку, различную по художественным достоинствам, «заряжаются» отношением к ней взрослых. Отсюда понятно, что именно от музыкальных предпочтений педагогов и родителей зависит успешность формирования основ музыкальной культуры у дошкольников. Одни и те же навыки и умения дети могут приобретать на различном по своему художественному уровню репертуаре. «Низкий» уровень произведения при положительном отношении взрослого дезориентирует ребенка в представлениях о красоте музыки, ценностных эталонах искусства. Как и общая культура человека, музыкальная формируется с раннего возраста: ребенок начинает осваивать «язык» музыки, ее «речь» еще до рождения. Опыт восприятия произведений «разных эпох и стилей» (Б.В.Асафьев) способствует формированию предпочтений, вкусов, оценок ребенка. Экспериментальная работа в дошкольных учреждениях, наблюдения практики свидетельствуют: педагог достигает поразительного эффекта в плане музыкально-творческого и общего развития детей, если использует гибкие методы и формы организации деятельности, если создает условия для самовыражения на основе прочувствования и положительной оценки произведений высокого искусства.
Чтобы понимать музыкальный язык и музыкальную речь. Нужно накопить хотя бы самый минимальный слушательский опыт и приобрести некоторые сведения об их выразительных особенностях. Если с детства ребенка приучать слушать музыку, у него развивается устойчивый активный интерес к ней, желание узнать, что рассказывает музыка, о чем она говорит. Процесс приобщения к различным видам музыкального искусства должен проходить в хорошо продуманной и организованной разносторонней деятельности.
Развитие умения слушать тесно связано с духовным развитием детей. Вслушиваясь в звуки окружающего мира – природы, человеческого голоса, своего дома, в музыкальные звуки – ребенок развивается духовно, ведь слух, по мнению Б.Пастернака, является «глазами души». «Всегда перед глазами души какая-то модель, к которой надо приблизиться, вслушиваясь, совершенствуясь и отбирая» (Б.Пастернак. Эссе «Шопен»).
Главная задача музыкального руководителя – помочь ребёнку войти в мир музыки, понять её содержание, овладеть сложным музыкальным языком.
Музыка – это взаимопонимание. Это уникальное универсальное средство человеческого общения, преодолевающее границы и время. С помощью музыки ребёнок не просто имеет возможность рассказать о себе, своём внутреннем мире, своих чувствах и переживаниях, но и может быть понят другим человеком.
Музыка принадлежит всем временам и народам. Она существовала, существует и будет существовать всегда. В разные времена она выполняла разные функции, но никогда человечество не представляло себе жизни без музыки. Разнообразие музыки предопределяет её органичное включение в любое событие в жизни ребёнка.
Музыку мы слышим абсолютно везде. Но есть иная музыка, которая по-другому нами воспринимается. Это классическая музыка. Это такие музыкальные произведения, которые отвечают самым высоким художественным требованиям, они не ограничены рамками времени. К ним могут быть отнесены как произведения, созданные в далёком прошлом, так и современные произведения. Это такие произведения, которые вошли в фонд мирового музыкального искусства, они не ограничены национальными рамками.
Прожить жизнь, так и не поняв. Почему же множество людей во всем мире на протяжении столетий восхищаются музыкой этих композиторов, поклоняются перед их величием на ряду с величайшими писателями, учеными и политическими деятелями. Вот и мы попробуем понять этих людей, познакомиться с их произведениями.
Музыкальный досуг – одна из форм обязательной работы музыкального руководителя. Он, несомненно, требует большей подготовки, чем занятие, особенно, если задействованы дети, приглашены взрослые, гости. Досуг является продолжением комплексной работы по знакомству детей с музыкальными произведениями по какой-то определённой теме.
Музыкальная гостиная – уникальная форма проведения встреч с музыкой. В спокойной, уютной атмосфере проходит знакомство с новым материалом. Такая форма и есть творческое, живое погружение в культуру, в самом широком понимании этого слова. У детей воспитывается устойчивый интерес к искусству, расширяются и углубляются знания об окружающем мире, формируется опыт нравственного поведения, опыт общения, развивается эмоционально-волевая сфера, создаются условия для творческих проявлений, для эмоционального и социального развития.
Цель – повысить культуру слушания музыки, выработать у детей хороший вкус именно в дошкольном возрасте, т.к. в это время закладывается фундамент интеллектуального потенциала, который им предстоит развивать в более зрелые годы.
Материалы являются результатом поисков, размышлений, а также творческой работы с детьми. Личный опыт показал, что раннее музыкальное развитие создает предпосылки для развития творческой активности и в областях, совсем не связанных с музыкой.
На таких встречах дети знакомятся с лучшими образцами песен военных лет. Развиваются навыки анализа музыкальных произведений (песен). Дети чувствуют взаимосвязь музыкального и литературного жанра. Воспитывается интерес к песням, созданным в годы Вов. Через песню развиваются патриотические чувства к своей Родине.
Музыкальный материал, предлагаемый детям на музыкальных занятиях, включает произведения И.С.Баха, В.А.Моцарта, А.Вивальди, Й.Гайдна, М,Глинки, П.Чайковского, Н.Римского-Корсакова, С.Прокофьева, Д.Шостаковича, а также современную классику: сочинения Г.Свиридова, В.Гаврилина, В.Агафонникова и другие.
Ознакомление детей со столь разными по стилю музыкальными произведениями позволяет значительно расширить круг их музыкальных впечатлений, подготовить к встречам с классической музыкой. Важным принципом подбора музыкального репертуара является принцип его доступности детям. Важен строгий отбор предлагаемой детям музыки, её соответствие возрастным возможностям.
Особо следует отметить, что произведения классической музыки должны звучать в оригинальном исполнении. Недопустимы так называемые «современные» обработки классических произведений в выхолощенном звучании синтезатора и убогой оркестровке. Не следует также предлагать детям для прослушивания и «псевдофольклор» в современном эстрадном исполнении.
Встречи с музыкой поднимают музыкальную культуру наших детей. Стремление
воспитывать у них любовь и интерес к музыке, помогает самореализоваться в каком-либо виде музыкальной деятельности, развиваться более гармонично. Дети с удовольствием слушают музыкальные произведения, выразительные, лаконичные, музыку к балетам, сцены из опер. Любят рассматривать слайды, видео материал.
Наши дети, и взрослые не могут бывать на концертах классической музыки, на оперных, балетных спектаклях из-за удалённости от больших городов, культурных центров. Благодаря таким встречам (гостиным) просвещаются и воспитатели, и дети. Такие события как встреча в музыкальной гостиной, встречи с классической музыкой оставляют в памяти всех заметный след, повышают настроение, создают атмосферу праздника. Они обязательно обсуждаются. Дети с удовольствием вспоминают услышанное и увиденное, рассказывают о своих впечатлениях. Можно предложить им различные творческие задания: воплотить свои впечатления от музыки в рисунках, музыкальном движении, театрализации и другие – тогда дети с нетерпением будут ждать следующей встречи с музыкой.
Ранние музыкальные впечатления запоминаются на всю жизнь. Дмитрий Шостакович об огромном значении музыки говорил: «То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы. Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии. Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимается на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами». …«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека», - так писал выдающийся педагог современности В.А.Сухомлинский. Насколько успешен будет процесс воспитания, зависит от умения, творческого потенциала педагога, от того, какие формы работы он использует, какие способы и средства при этом являются преобладающими, какие методы и приёмы он считает наиболее эффективными.