Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта по ОЭР»
1. Обоснование выбора темы ОЭР
Главной целью моей педагогической деятельности является формирование духовной, высококультурной, нравственной личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию.
Исходя из гипотезы, наметила при выборе поисковой темы основную задачу моей ОЭ деятельности: развитие у учащихся ключевых компетенций, которые связывают воедино личностный и социальный смысл образования, к которым относятся компетенции, осваиваемые в процессе музыкального образования и внеурочной деятельности.
2. Апробация форм педагогической деятельности
1.Цветовое моделирование
Найти взаимосвязь между эмоциональной выразительностью различных регистров в музыке, тембра, лада и цветом в живописи (подобрать цветовой фон к характеру каждого танца 2 класс), передать через явления природы в рисунке динамические нюансы – форте, меццо- форте, пиано.
2. Творческие (сюжетно - ролевые) игры и импровизации.
Иначе их называют познавательные, дидактические, обучающие, умственные, учебные, предметные, развивающие.
Представьте себя в роли композитора (звукорежиссера, музыкального продюсера...). Какую музыку вы написали бы к этим словам, сюжету, картине? Придумай звуки, шумы, соответствующие какому-либо произведению изобразительного или литературного искусства.
«Я — психолог». (Первый вариант - на время стать «психологом», прослушать одного или два произведения композитора, рассказать о композиторе — человеке, которого никогда не видели, не знали, но который оставил «звуковое письмо» о себе и о своем времени. Другой вариант: "Ты очень хорошо знаешь характер своего одноклассника, его привычки, можешь рассказать про него много интересного. Герой этой музыки не менее интересный. Попробуй описать его образ, поведение, послушав внимательно эту музыку".
Вы- драматург. Какую историю поведала вам эта музыка?
Из каких произведений композитора вы бы составили программу концерта, музыкальной передачи, посвященной памятной дате (какому-либо событию, личности...)
Требуется выпустить компакт-диск известного композитора. Какие произведения вы хотели бы разместить на CD -диске?
Вы - журналисты. Какие вопросы вы задали бы композитору, если бы брали у него интервью?
"Заколдованное слово"
Учитель дает описание музыкального слова, говоря о нем замысловато, причудливо. иносказательно. Задание для учащихся: "расколдовать" слово, определить, о каком понятии идет речь и дать научное определение (из музыкального словаря).
Например, как подвести учащихся к слову "Гармония"? Учитель: "Это слово появилось в Древней Греции. Оно женского рода. Я мечтаю, чтобы она была в природе, в человеке, в искусстве. Противоположное понятие – хаос, беспорядок, несогласие".
Учащиеся любят эту игру. Они сами "заколдовывают" слова и играют в парах, группах.
"Образные эстафеты".
Для обогащения словарного запаса и развития воображения предлагаю классу поочередно
( как будто передавая эстафетную палочку следующему )подбирать синонимы для раскрытия звучащего образа. Веселая - радостная, счастливая, бодрая, резвая, смешная, игривая, скачущая, солнечная, задорная, озорная, шутливая, бойкая.
Ученики друг за другом называют ассоциативные слова, относящиеся к произведению.
На уроке по теме "Музыкальный образ в Грустном вальсе Я. Сибелиуса" к слову "Вальс" были подобраны следующие слова-ассоциации: нежность, бал, танцующая пара, танец, любовь, Шопен, выпускной, волшебство и. т. д.
Если все слова записать в тетрадь, то дома можно написать мини-сочинение, раскрывающее музыкальный образ произведения.