kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение опыта по теме: "Контроль учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке музыки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе контроля учебно-познавательной деятельности учащихся. Обобщение опыта по теме "Контроль учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке музыки" состоит из текстового материала и презентации.Теоретическая часть описывает формы и методы организации контроля на уроке, виды контроля. Даны примеры творческих работ, используемых на уроках музыки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«КОНТРОЛЬ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ»

«КОНТРОЛЬ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ»


Учитель музыки МБОУ СОШ№22 имени Героя России В.Е. Едаменко - Ковалева Ирина Михайловна ( г.Приморско-Ахтарск, Краснодарского края).


( Слайд №1)

Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе контроля учебно-познавательной деятельности учащихся.

( Слайд № 2)

Контроль означает выявление, установление и оценивание знаний учащихся, т.е. определение объема, уровня и качества усвоения учебного материала, выявление успехов в учении, пробелов в знаниях, навыках и умениях у отдельных учащихся и у всего класса для внесения необходимых корректив в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации.

( Слайд № 3)

Основная задача контроля – выявление уровня правильности, объема, глубины и действительности, усвоенных учениками знаний, получение информации о характере познавательной деятельности, об уровне самостоятельности и активности учащихся в учебном процессе.

( Слайд № 4)

Выполняя функцию руководства учебно-познавательной деятельности учащихся, контроль не всегда сопровождается выставлением оценок. Он может выступать как способ подготовки учащихся к восприятию нового материала, выявления готовности учеников к усвоению знаний, навыков и умений, их обобщению и систематизации.

Контроль выполняет так же большую воспитательную роль в процессе обучения. Он способствует повышению ответственности за выполняемую работу не только учащегося, но и учителя. Приучению школьников к систематическому труду и аккуратности в выполнении учебных заданий.

(Слайд № 5)

Проверка – стимул к регулярным занятиям, к добросовестной работе учащихся. В этом отношении присутствующий в большинстве случаев проверки элемент вероятности и неожиданности, несомненно, полезен.

Проверка знаний учащихся – важнейшая объективная форма самоконтроля учителя.


Методы и формы организации контроля.

( Слайд № 6)

Методы контроля – это способы получения обратной информации о содержании, характере и достижении учебно-познавательной деятельности учащихся, об эффективности работы учителя.

В практике работы школы применяются такие методы контроля знаний, навыков и умений:

* устный опрос;

* письменный;

* комбинированный.


Устная проверка организуется по-разному, в зависимости от ее цели и от содержания проверяемого материала. Методика устной проверки включает в себя две основные части:

  • составление проверочных вопросов и их задавание;

  • ответ учащихся на поставленные вопросы.

При составлении вопросов всегда исходят из того, что проверять следует те знания, которые являются основными в данном курсе или относительно трудно усваиваются учащимися. Устную проверку считают эффективной. Если она направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если она стимулирует самостоятельность и творческую активность учащихся. Среди проверочных заданий выделяют вопросы, активизирующих память (на воспроизведение изученного), мышление (сравнение, доказательство, обобщение), речь. При оценке ответа ученика обращают внимание на правильность и полноту ответа, последовательность изложения, качество речи.

( Слайд № 7)

Существуют нестандартные методы и формы устного контроля:

*Урок-презентация

*Турнир по составлению и разгадыванию ребусов и кроссвордов

*Блиц опрос

*Опрос по цепочке

*Опрос в парах


Письменный метод проверки имеет свои качественные особенности: большая объективность по сравнению с устной проверкой, охват нужного числа проверяемых, экономия времени. Применение письменных работ на уроках музыки используется для проверки знания теоретического материала. Применяются также письменные творческие задания. Письменные работы при запланированном 1 часе в неделю сегодня сведены к минимуму, но не стоит отказываться от них совсем, поскольку главное их качество – возможность дифференцированного общения ученика и учителя.

( Слайд № 8)


Выделяют 3 формы контроля:

  • индивидуальная;

  • групповая;

  • фронтальная.

При индивидуальном контроле каждый ученик получает свое задание, которое он должен выполнить без посторонней помощи. Учитель может использовать разноуровневые задания, осуществляя индивидуальный подход. (Слайды № 9,10)

При проведении группового контроля класс временно делится на несколько групп и каждой группе дается проверочное задание. Такую форму контроля применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала.

При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этого контроля изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, вскрываются слабые стороны в знаниях учащихся. (Слайды № 11-17)


Виды контроля.

( Слайд № 18)

Существуют виды контроля:

*предварительный;

* текущий;

* тематический;

* итоговый.


Предварительный контроль.

Некоторые учителя осуществляют предварительную проверку. Проводится она в основном с диагностирующей целью перед изучением новой темы или в начале года, четверти. Цель ее – ознакомится с общим уровнем подготовки учащихся по предмету. В ходе такой проверки определяется уровень овладения учащимися исходными категориями предмета, устанавливаются объем и уровень знаний учащихся. На основе полученных результатов учитель планирует, если необходимо, повторение материала; учитывает эти результаты в дальнейшей организации учебно-познавательной деятельности школьников.

Текущий контроль.

Текущий контроль осуществляется в повседневной учебной работе и выражается в систематических наблюдениях учителя за учебно-познавательной деятельностью учащегося на каждом уроке. Главное его назначение – оперативное получение объективных данных об уровне знаний учеников.

Тематический контроль.

В тематическом контроле проверяется материал по системе уроков, которая охватывает определенную тему. Его задача – проверить и оценить знания учеников по каждой теме учебного предмета.

Итоговый контроль.

Итоговая проверка и оценка знаний, навыков и умений учащихся проводится в конце каждой четверти и учебного года. Ее цель – определить объем и глубину усвоенных знаний и умений, их прочность и осознанность.


Творческие задания и игры.


( Слайд № 19)

. В условиях становления современного информационного общества, когда школа уже не является для многих учащихся главным и единственным источником знаний, традиционная система накопления знаний, умений и навыков не удовлетворяет полностью те запросы, которые предъявляет к личности современное общество.

Актуальны стали такие задачи, как раскрытие творческого потенциала учеников, формирование целостной системы знаний, умений и навыков, способности к успешной социализации. Поэтому в корне меняются цели педагогической деятельности. Сегодня главная из них – научить ребят думать, осмысливать идеи и концепции и уже на основе этого искать нужную информацию, трактовать её и применять в конкретных условиях.

Есть различные методы педагогической диагностики, позволяющие проверить и развить склонность ребенка к логическому и художественному познанию. Среди них большую роль играют творческие задания и игры. Такие игры и задания, решение которых требует мысленного экспериментирования с материалом, самостоятельного поиска еще неизвестных связей внутри явлений, проникновения в его природу позволяют развивать творческие способности детей.

( Слайды № 20-22)


. Именно здесь раскрывается творческий потенциал учащихся и просматривается система взглядов на самые неожиданные вопросы, а значит, есть возможность заранее продумывать путь, по которому вести ребят дальше.

( Слайд № 23)

Кроме традиционных сочинений – размышлений, хотелось бы обратить внимание на письменные работы ещё нескольких типов, позволяющих поставить учащихся в ситуацию поиска:

  • сочинение от первого лица (ученик ведёт повествование, например, от имени композитора или его современника);

  • сочинение – сценарий (будущего фильма, видеоклипа к изучаемому произведению) – отличается “полифоничностью” образов, скрытым смыслом введения персонажей и происходящих событий;

  • сочинение – обращение (к потомкам, предкам или современникам);

  • рекламная акция (предполагает раскрытие ценностей классических произведений для современной аудитории или будущих поколений);

• презентация (включает в себя защиту проектов новых музыкальных стилей, музыкальных инструментов будущего и т. п. )


Существует так же множество заданий познавательного характера, которые тоже можно использовать на уроках музыки. ( Слайды № 24 -32)


Оценка и отметка.


Процесс контроля знаний и умений учащихся связан с оценкой и отметкой. Следует различать эти понятия.


( Слайд № 33)

  • Оценка – это процесс, действие оценивания, которое осуществляется человеком.

  • Отметка выступает как результат этого процесса, как его условно формальное выражение.




Существуют различные способы оценивания в зависимости от того, с чем производится сравнение действий ученика при оценке.


( Слайд № 34)

  • Личностный способ оценивания – если сравниваются действия, производимые учеником в настоящем, с аналогичными действиями, произведенными этим же учеником в прошлом.

  • Нормативный способ – если сравнение происходит с установленной нормой (образцом) выполнения действий.

  • Сопоставительный способ – если происходит сравнение действий ученика с аналогичными действиями других учеников.

Оценка – исключительно сложный педагогический инструмент многостороннего значения. Она выступает и как мера стимулирования ученика и как выражение одобрения или неодобрения его действий учителем.


( Слайд № 35)

Для учащегося отметка – главный показатель его действительных успехов в учении. В то же время отметки, а точнее динамика их изменений, в какой-то степени отражают эффективность работы учителя.



Контроль уровня усвоения содержания образования, достигнутого учащимися, является неотъемлемой составной частью процесса обучения. Учебный процесс – это взаимосвязанная деятельность учителя и ученика. Учитель осуществляет обучающую деятельность, воздействуя на учащегося. Для продолжения учебного процесса учителю необходима информация о знаниях, умениях и навыках, полученных учениками. Единственный способ получения такого рода информации – осуществление проверки и контроля.


( Слайд № 36)

Контроль должен быть уважительным, созидающим, психолого-педагогически выверенным. Его формы должны быть разнообразны, и играть не запугивающий, а стимулирующий характер.


Творческие задания.


*Задание « Чей это портрет?»


Дети рассматривают картины, натюрморты, слушают музыку и отмечают схожесть с человеком.


*Задание « Я – цветок»


С каким цветком, деревом, животным ассоциируют себя дети и почему.


*Задание « Стихоплёт»


Детям предлагается продолжить стихотворные строки.


*Задание « Ассоциации»


Ребята находят ассоциации к словам, предложенным учителем.


*Задание « Живой предмет»


Описание « ожившего» предмета.


*Задание « Мы рисуем »


Ребятам дается задание нарисовать радость, грусть, мажор, минор, чудо, счастье, марш, песню, танец и т.п.

Можно предложить нарисовать рисунок к прослушанному музыкальному произведению


*Задание « Фантастический музыкальный инструмент»


Учащиеся « конструируют» фантастические музыкальные инструменты из деталей известных музыкальных инструментов, придумывают им названия.


*Задание « Сколько звуков»


Учитель играет на музыкальном инструменте разное количество звуков ( от 1 до 3). Дети говорят, сколько звуков звучит.


*Задание « Две точки»


Дети придумывают историю с двумя главными героями (образами).


























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Ковалева Ирина Михайловна

Дата: 12.06.2014

Номер свидетельства: 103402


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства