«КОНТРОЛЬ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ»
Учитель музыки МБОУ СОШ№22 имени Героя России В.Е. Едаменко - Ковалева Ирина Михайловна ( г.Приморско-Ахтарск, Краснодарского края).
( Слайд №1)
Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе контроля учебно-познавательной деятельности учащихся.
( Слайд № 2)
Контроль означает выявление, установление и оценивание знаний учащихся, т.е. определение объема, уровня и качества усвоения учебного материала, выявление успехов в учении, пробелов в знаниях, навыках и умениях у отдельных учащихся и у всего класса для внесения необходимых корректив в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации.
( Слайд № 3)
Основная задача контроля – выявление уровня правильности, объема, глубины и действительности, усвоенных учениками знаний, получение информации о характере познавательной деятельности, об уровне самостоятельности и активности учащихся в учебном процессе.
( Слайд № 4)
Выполняя функцию руководства учебно-познавательной деятельности учащихся, контроль не всегда сопровождается выставлением оценок. Он может выступать как способ подготовки учащихся к восприятию нового материала, выявления готовности учеников к усвоению знаний, навыков и умений, их обобщению и систематизации.
Контроль выполняет так же большую воспитательную роль в процессе обучения. Он способствует повышению ответственности за выполняемую работу не только учащегося, но и учителя. Приучению школьников к систематическому труду и аккуратности в выполнении учебных заданий.
(Слайд № 5)
Проверка – стимул к регулярным занятиям, к добросовестной работе учащихся. В этом отношении присутствующий в большинстве случаев проверки элемент вероятности и неожиданности, несомненно, полезен.
Проверка знаний учащихся – важнейшая объективная форма самоконтроля учителя.
Методы и формы организации контроля.
( Слайд № 6)
Методы контроля – это способы получения обратной информации о содержании, характере и достижении учебно-познавательной деятельности учащихся, об эффективности работы учителя.
В практике работы школы применяются такие методы контроля знаний, навыков и умений:
* устный опрос;
* письменный;
* комбинированный.
Устная проверка организуется по-разному, в зависимости от ее цели и от содержания проверяемого материала. Методика устной проверки включает в себя две основные части:
При составлении вопросов всегда исходят из того, что проверять следует те знания, которые являются основными в данном курсе или относительно трудно усваиваются учащимися. Устную проверку считают эффективной. Если она направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если она стимулирует самостоятельность и творческую активность учащихся. Среди проверочных заданий выделяют вопросы, активизирующих память (на воспроизведение изученного), мышление (сравнение, доказательство, обобщение), речь. При оценке ответа ученика обращают внимание на правильность и полноту ответа, последовательность изложения, качество речи.
( Слайд № 7)
Существуют нестандартные методы и формы устного контроля:
*Урок-презентация
*Турнир по составлению и разгадыванию ребусов и кроссвордов
*Блиц опрос
*Опрос по цепочке
*Опрос в парах
Письменный метод проверки имеет свои качественные особенности: большая объективность по сравнению с устной проверкой, охват нужного числа проверяемых, экономия времени. Применение письменных работ на уроках музыки используется для проверки знания теоретического материала. Применяются также письменные творческие задания. Письменные работы при запланированном 1 часе в неделю сегодня сведены к минимуму, но не стоит отказываться от них совсем, поскольку главное их качество – возможность дифференцированного общения ученика и учителя.
( Слайд № 8)
Выделяют 3 формы контроля:
индивидуальная;
групповая;
фронтальная.
При индивидуальном контроле каждый ученик получает свое задание, которое он должен выполнить без посторонней помощи. Учитель может использовать разноуровневые задания, осуществляя индивидуальный подход. (Слайды № 9,10)
При проведении группового контроля класс временно делится на несколько групп и каждой группе дается проверочное задание. Такую форму контроля применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала.
При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этого контроля изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, вскрываются слабые стороны в знаниях учащихся. (Слайды № 11-17)
Виды контроля.
( Слайд № 18)
Существуют виды контроля:
*предварительный;
* текущий;
* тематический;
* итоговый.
Предварительный контроль.
Некоторые учителя осуществляют предварительную проверку. Проводится она в основном с диагностирующей целью перед изучением новой темы или в начале года, четверти. Цель ее – ознакомится с общим уровнем подготовки учащихся по предмету. В ходе такой проверки определяется уровень овладения учащимися исходными категориями предмета, устанавливаются объем и уровень знаний учащихся. На основе полученных результатов учитель планирует, если необходимо, повторение материала; учитывает эти результаты в дальнейшей организации учебно-познавательной деятельности школьников.
Текущий контроль.
Текущий контроль осуществляется в повседневной учебной работе и выражается в систематических наблюдениях учителя за учебно-познавательной деятельностью учащегося на каждом уроке. Главное его назначение – оперативное получение объективных данных об уровне знаний учеников.
Тематический контроль.
В тематическом контроле проверяется материал по системе уроков, которая охватывает определенную тему. Его задача – проверить и оценить знания учеников по каждой теме учебного предмета.
Итоговый контроль.
Итоговая проверка и оценка знаний, навыков и умений учащихся проводится в конце каждой четверти и учебного года. Ее цель – определить объем и глубину усвоенных знаний и умений, их прочность и осознанность.
Творческие задания и игры.
( Слайд № 19)
. В условиях становления современного информационного общества, когда школа уже не является для многих учащихся главным и единственным источником знаний, традиционная система накопления знаний, умений и навыков не удовлетворяет полностью те запросы, которые предъявляет к личности современное общество.
Актуальны стали такие задачи, как раскрытие творческого потенциала учеников, формирование целостной системы знаний, умений и навыков, способности к успешной социализации. Поэтому в корне меняются цели педагогической деятельности. Сегодня главная из них – научить ребят думать, осмысливать идеи и концепции и уже на основе этого искать нужную информацию, трактовать её и применять в конкретных условиях.
Есть различные методы педагогической диагностики, позволяющие проверить и развить склонность ребенка к логическому и художественному познанию. Среди них большую роль играют творческие задания и игры. Такие игры и задания, решение которых требует мысленного экспериментирования с материалом, самостоятельного поиска еще неизвестных связей внутри явлений, проникновения в его природу позволяют развивать творческие способности детей.
( Слайды № 20-22)
. Именно здесь раскрывается творческий потенциал учащихся и просматривается система взглядов на самые неожиданные вопросы, а значит, есть возможность заранее продумывать путь, по которому вести ребят дальше.
( Слайд № 23)
Кроме традиционных сочинений – размышлений, хотелось бы обратить внимание на письменные работы ещё нескольких типов, позволяющих поставить учащихся в ситуацию поиска:
сочинение от первого лица (ученик ведёт повествование, например, от имени композитора или его современника);
сочинение – сценарий (будущего фильма, видеоклипа к изучаемому произведению) – отличается “полифоничностью” образов, скрытым смыслом введения персонажей и происходящих событий;
сочинение – обращение (к потомкам, предкам или современникам);
рекламная акция (предполагает раскрытие ценностей классических произведений для современной аудитории или будущих поколений);
• презентация (включает в себя защиту проектов новых музыкальных стилей, музыкальных инструментов будущего и т. п. )
Существует так же множество заданий познавательного характера, которые тоже можно использовать на уроках музыки. ( Слайды № 24 -32)
Оценка и отметка.
Процесс контроля знаний и умений учащихся связан с оценкой и отметкой. Следует различать эти понятия.
( Слайд № 33)
Оценка – это процесс, действие оценивания, которое осуществляется человеком.
Отметка выступает как результат этого процесса, как его условно формальное выражение.
Существуют различные способы оценивания в зависимости от того, с чем производится сравнение действий ученика при оценке.
( Слайд № 34)
Личностный способ оценивания – если сравниваются действия, производимые учеником в настоящем, с аналогичными действиями, произведенными этим же учеником в прошлом.
Нормативный способ – если сравнение происходит с установленной нормой (образцом) выполнения действий.
Сопоставительный способ – если происходит сравнение действий ученика с аналогичными действиями других учеников.
Оценка – исключительно сложный педагогический инструмент многостороннего значения. Она выступает и как мера стимулирования ученика и как выражение одобрения или неодобрения его действий учителем.
( Слайд № 35)
Для учащегося отметка – главный показатель его действительных успехов в учении. В то же время отметки, а точнее динамика их изменений, в какой-то степени отражают эффективность работы учителя.
Контроль уровня усвоения содержания образования, достигнутого учащимися, является неотъемлемой составной частью процесса обучения. Учебный процесс – это взаимосвязанная деятельность учителя и ученика. Учитель осуществляет обучающую деятельность, воздействуя на учащегося. Для продолжения учебного процесса учителю необходима информация о знаниях, умениях и навыках, полученных учениками. Единственный способ получения такого рода информации – осуществление проверки и контроля.
( Слайд № 36)
Контроль должен быть уважительным, созидающим, психолого-педагогически выверенным. Его формы должны быть разнообразны, и играть не запугивающий, а стимулирующий характер.
Творческие задания.
*Задание « Чей это портрет?»
Дети рассматривают картины, натюрморты, слушают музыку и отмечают схожесть с человеком.
*Задание « Я – цветок»
С каким цветком, деревом, животным ассоциируют себя дети и почему.
*Задание « Стихоплёт»
Детям предлагается продолжить стихотворные строки.
*Задание « Ассоциации»
Ребята находят ассоциации к словам, предложенным учителем.
*Задание « Живой предмет»
Описание « ожившего» предмета.
*Задание « Мы рисуем »
Ребятам дается задание нарисовать радость, грусть, мажор, минор, чудо, счастье, марш, песню, танец и т.п.
Можно предложить нарисовать рисунок к прослушанному музыкальному произведению
*Задание « Фантастический музыкальный инструмент»
Учащиеся « конструируют» фантастические музыкальные инструменты из деталей известных музыкальных инструментов, придумывают им названия.
*Задание « Сколько звуков»
Учитель играет на музыкальном инструменте разное количество звуков ( от 1 до 3). Дети говорят, сколько звуков звучит.
*Задание « Две точки»
Дети придумывают историю с двумя главными героями (образами).