kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

О новом методе разучивания ритимических линий мелодических построений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перевод и комментарии Монахова Ростислава Анатольевича.

Преподаватель класса духовых инструментов МАУДО «ДМШ» города Дубны.

Публикуется впервые Февраль 2017 г.

О новом методе разучивания ритмических линий мелодических построений.

Слоговое заполнение метрических долей, позволяющее избавить исполнителя от дефектов чисто математических приёмов освоения ритма.

Та – КА – ДИ – МИ Ритм.

Синтез восточной и западной систем изучения ритма.

Автор идеи Джон Крейг Купер США.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«О новом методе разучивания ритимических линий мелодических построений.»

Перевод и комментарии Монахова Ростислава Анатольевича.

Преподаватель класса духовых инструментов МАУДО «ДМШ» города Дубны.

Публикуется впервые Февраль 2017 г.





О новом методе разучивания ритмических линий мелодических построений.

Слоговое заполнение метрических долей, позволяющее избавить исполнителя от дефектов чисто математических приёмов освоения ритма.

Та – КА – ДИ – МИ Ритм.

Синтез восточной и западной систем изучения ритма.

Автор идеи Джон Крейг Купер США.





















Слово «ритм» пришло из греческого языка. (Rhytmos) в переводе означает « непрерывность, поток»). Само понятие ритм охватывает несколько элементов, звеньев. В которых самым главным, определяющим элементом является пульс. Сравним его с тиканием часов или ударами сердца.

Для того, чтобы определить в каком ритме (пульсе) звучит тот или иной музыкальный отрывок, прохлопывайте мелодию до тех пор, пока чувствуете, что ваши удары попадают в такт звучащим нотам. В этой методике удар (beat) наиболее употребляемое, определяющее слово. Слоги ТА, КА,ДИ,МИ были придуманы музыкантами древней Индии для практического внедрения на практике четырёх цикличных пульсов.

ТАКАДИМИ – это соединение (смесь) звуков, так называемая «четвёрка». Когда мы эти слоги проговариваем (обозначая ими пульсирующие доли музыкального метра), естественный акцент приходится на ТА и ДИ . Эти слоги более выразительные, более подчёркнутые, чем КА и МИ. Слог ТА мы произносим после глубокого вдоха «АХ» поэтому звук поступает из глубины нашего тела.

Глухой но «взрывной» звук «Т» в сочетании с перемещением стенок брюшного пресса генерируют

(вырабатывают) добавочную (дополнительную) энергию (силу). ТА является своеобразным фундаментом (основанием) для 3 – х. Следующих тактовых пульсов. Он подходит для обозначения первой самой сильной доли .Звонкий слог ДИ менее подчёркнут, но для него характерна та же энергетика выдоха , которая связывает слог (ДИ) с ТА. ( Имеется в виду, что ди мы произносим с приподнятым языком , уменьшая им полость рта и с меньшей энергией выдоха, что естественным образом делает слог мягче.) Он более подходит для обозначения им относительно сильной доли.

В слоге КА выдох короткий, что сводит к минимуму длительность его звучания. Звук К глухо и отрывисто. Он подходит для обозначения относительно слабой доли. Слог МИ - самый слабый. Звучит он поверхностно и не требует энергичного выдоха.

В этой естественности и кроется важность интуитивной находки древних учителей и применение именно этих слогов, наиболее ярко характеризующих внутри тактовую роль сильных и слабых долей.

Если же пробовать применить слоги в другом порядке МИ, ДИ, ТА,КА ,то станет заметно исчезновение необходимого эффекта, целостность четвёрки рассеется.

Такое гармоничное взаимное расположение ТА КА ДИ МИ позволяет точно выразить пульсацию

( ритмический счёт «4» а не (2+2) или (3+1)).

В труде Карла Джунга «Физиология и Алхимия» мы находим ссылку на изречение древнеевропейского мыслителя. «……один становится двумя, два становятся тремя, из третьего приходит первый, как четвёртый.» Персидский поэт Руми, упоминал о тех же творческих процессах. ( Дополнительные аргументы в подтверждение удачно найденного слогового сочетания. )

Ритм сердечных сокращений меняется в зависимости от эмоционального состояния человека.

В некоторых случаях эти изменения происходят радикально (внезапно), в других ситуациях – более последовательно, постепенно.

Поэтому звуки разной частоты оказывают определённое физиологическое влияние. Вызывая чувство тревоги или радости. Мелодии созданные человеком ,как и пение птиц изобилующее многообразием ритмов отражает многообразие фундаментальных процессов природы, влияющих

на все живое и разумное.

Цель данной методики помочь отразить в метрическом движении всё многообразие ритмических рисунков. Помочь ученикам соединить понимание равномерного метрического движения и непокорного ритмического рисунка.

Вводное упражнение.

Покачивание на ТА – ДИ / ТА – ДИ МИ.

(Данное упражнение, поможет на физическом уровне почувствовать метрическую пульсацию, ощутить чередующиеся сильные и слабые доли)


  1. Поставьте ноги на расстоянии 45 см.

  2. Покачивайтесь из стороны в сторону на ТА – Ди ( В данном случае имеется в виду размер 2/4)

  3. Хлопайте ТА – ДИ МИ ( ТА переносить вас на правую ногу ДИ МИ на левую). ( В данном случае имеется в виду ритм четверть и две восьмые .)

  4. Хлопай ТА КА ДИ- (ТА КА перенеся вес тела на правую ногу, Ди – на левую)


Здесь я должен ввести понятие скорости 1, 2, и т. д.

При математическом изучении ритма мы наполняем такт восьмыми длительностями и считаем

2/4 РАЗ – И , ДВА – И.

3/4 РАЗ - И , ДВА – И, ТРИ –И.

4/4 РАЗ – И, ДВА – И , ТРИ – И, ЧЕТЫРЕ – И.

Всеже остальные длительности мы вынуждены определять интуитивно расщепляя или объединяя эти восьмые.

При слоговом наполнении тактов , такты можно наполнить любыми длительностями.

Например:

  1. 4/4 ТА КА ДИ МИ В данном случае такт наполнен четвертными длительностями. Это первая скорость.

  2. 4/ 4 ТА КА ДИ МИ ТА КА ДИ МИ В данном случае такт наполняем восьмыми длительностями. Это вторая скорость

Для того же , чтобы отобразить слогами разные рисунки ритма надо определить какими длительностями наполнить такт, чтобы в одном стиле отобразить все ритмические сочетания в такте. (Выбрать скорость наиболее оптимально отражающую ритмическое наполнение мотива или фразы.) Непосредственное же обозначение длительностей отражается следующим образом:

Минимальная доля наполнения отражается одним слогом. Если же в длительность входят несколько минимальных долей наполнения , то такая длительность обозначается первым слогом на котором эта длительность начинается слоги остальных не произносятся ,а как бы распевается основной первый с интуитивным пропеванием проглоченных слогов и следующая длительность начнется со слога который попадает на начало следующей длительности.

Стандартные же сочетания ритмических фигур имеют следующие слоговые сочетания.

  1. ТА_ДИ_ две половинные длительности на первой скорости , две четверти на второй скорости , две восьмые на третьей скорости.

  2. ТА КА ДИ _ Две четверти и половинка на первой скорости ,две восьмые и четверть на второй скорости и т. Д.

  3. ТА_ДИ МИ Половинка и две четверти на первой скорости, четверть и две восьмые на второй и т. Д.

  4. ТА КА _ _ Четверть и половинка с точкой, на первой скорости , восьмая и четверть с точкой на второй скорости.

  5. ТА _ _ МИ Половина с точкой и четверть на первой скорости , четверть с точкой и восьмая на второй и т. Д.

  6. ТА КА_МИ ( Синкопа )


Аналогичный принцип обозначения пауз:

Слоги на которые попадают паузы проглатываются.

Данная таблица призвана систематизировать разные ритмические сочетания во избежании разночтений.

Ещё очень важная деталь.

Трёхдольный метр или нечётный метр кратный трём обозначается слогами ТА КА ДИ.



Хождение на ТА ДИ, хлопая разные ритмические мотивы.

(Более сложные упражнения с описанием описанных ранее приёмов. )

  1. Идите на ТА_ДИ_ (ТА – правой ногой, ДИ – левой).

  2. Хлопайте мотив 2 раза на первой скорости.

  3. Хлопайте мотив 4 раза на второй скорости.

  4. Меняйте порядок и скорости.

Для получения хорошего результата важно внимательно разобраться в музыкальных задумках композитора и правильно оценить манеру игры исполнителя. Надо творчески подходить к решению исполнительских задач и применения данной методики для их решения.

Перемену скоростей (или другими словами выбор минимальной доли для заполнения такта) я продемонстрирую на примере детской песни.

Белка и волк.

По данным примерам можно судить о большой доле интуитивного мышления, что присуще детям одарённым или достаточно развитым и в реалиях детской музыкальной школы не всеми учениками может быть понято, но на индивидуальных занятиях эти приёмы могут иметь успешное применение.



Изменение скоростей.

Упражнение:

Данная таблица даёт представление о соотношении разных способов слогового заполнения на разных скоростях, наполнении слогами наиболее распространённых ритмических оборотов. Следует обратить внимание, что при заполнении слогами четырёх дольного метра на второй скорости третья доля обозначается слогом чу – более мягким чем ту на сильной доле.

Далее я предлагаю несколько упражнений для чтения с использованием разных вариантов применения пауз.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
О новом методе разучивания ритимических линий мелодических построений.

Автор: Монахов Ростислав Анатольевич

Дата: 06.02.2017

Номер свидетельства: 388405


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства