Необходимость использования электронных клавишных инструментов в образовательном процессе детских музыкальных школ.
Необходимость использования электронных клавишных инструментов в образовательном процессе детских музыкальных школ.
Разработка раскрывает необходимость внедрения электромузыкальных инструментов в образовательный процесс ДМШ, показывает, какие широкие возможности открываются для преподавателей с их использованием.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Необходимость использования электронных клавишных инструментов в образовательном процессе детских музыкальных школ.»
Необходимость использования электронных клавишных инструментов в образовательном процессе детских музыкальных школ.
Современное музыкальное образование невозможно себе представить на сегодняшний день без электромузыкальных инструментов. Уже два последних десятилетия интерес музыкантов к этим инструментам только нарастает. Это неудивительно, поскольку с реформированием системы образования идет активный поиск новых методов, подходов и технологий в музыкальной педагогике.
Один из ведущих специалистов в области электронной музыки И. М. Красильников заостряет внимание на необходимость внедрения современного электронного инструментария в процесс обучения детей музыке, так как это напрямую влияет на формирование разносторонних умений и навыков учащихся. Осваивая электронные инструменты, ученики одновременно постигают искусство аранжировки, импровизации, учатся анализировать и создавать оркестровую ткань различными тембровыми красками, анализируют гармоническую фактуру, а так же форму исполняемых произведений. Одновременно со всем вышеперечисленным, у ребенка развиваются ещё и звукорежиссерские навыки совместно с ярким восприятием музыкальной стилистики. Всё это говорит о том, что современные электронные инструменты всецело способствуют формированию разносторонней личности будущего музыканта.
Электронные инструменты в последнее десятилетие получают широкое распространение благодаря поддержке на государственном уровне: реализуются проекты по приобретению таких инструментов для музыкальных школ и студий, а так же проекты по приобщению детей к игре на клавишных синтезаторах и других цифровых инструментах. На сегодняшний день уже проводятся многочисленные международные творческие конкурсы и фестивали электронной музыки среди детей и молодежи в системе дополнительного образования, представленные в научно-методических изданиях, таких как журналы «Музыка в школе», «Музыка и электроника».
Музыкальное творчество на основе цифрового инструментария в системе дополнительного музыкального образования уже во многих школах выделено в специализированный или вспомогательный учебный курс, помогающий в обучении на традиционных инструментах народного, симфонического и духового оркестра. Очень часто эти учащиеся вместо предмета общего фортепиано выбирают для освоения клавишный синтезатор, с помощью которого они приобретут в будущем возможность создавать для себя оркестровые фонограммы-аранжировки аккомпанемента для исполняемых ими музыкальных композиций.
На сегодняшний день в музыкальных школах России развивается новое направление, связанное с обучением на синтезаторах. В этом направлении основной формой деятельности является аранжировка, изучение которой связано с такими предметами, как инструментоведение и гармония. Исполнитель на электронном инструменте так же приобретает звукорежиссёрские навыки, работая над звуковой реализацией музыкального репертуара. Благодаря возможностям применения тембров различных инструментов, записи музыкального исполнения электронные клавишные могут использоваться на занятиях по сольфеджио для упражнений по развитию музыкального слуха. В курсе музыкальной литературы они могут применяться при знакомстве с инструментами симфонического оркестра. Возможности многоканальной записи музыкальных партий, обработки и записи голоса в аудиоформате на некоторых моделях синтезаторов делают эти инструменты незаменимым помощником преподавателя хора и вокала. Огромное количество тембров и функция аккомпанемента позволяют существенно расширить выразительные средства, необходимые концертмейстеру.
Необходимо отметить и тот факт, что наличие в классах музыкальной школы электромузыкальных инструментов во многих аспектах облегчает труд концертмейстеров. Если раньше в классе вокала или хоровом классе концертмейстеру приходилось транспонировать оригинальный нотный текст, то на цифровом фортепиано достаточно нажать одну кнопку и любой аккомпанемент зазвучит в нужной тесситуре, а концертмейстер будет избавлен от лишнего напряжения по немедленному транспонированию или, что ещё хуже, переписыванию нот аккомпанемента в другой тональности. Аналогично наличие цифрового фортепиано выручит концертмейстера в классе духовых инструментов, которые могут звучать в различных строях и ключах. Кларнет, труба и тенор- саксофон чаще всего звучат в строе си бемоль, а саксофон-альт звучит в строе ми бемоль. Для написания партий тромбона и фагота часто используют непривычный пианистам теноровый ключ. Когда у концертмейстера и солиста, который играет в другом строе или ключе один нотный текст на двоих, вновь придет на помощь цифровое фортепиано и кнопка транспозиции выставит нужную высоту звучания партии аккомпанемента. В классе специального фортепиано, где присутствие акустического рояля или пианино обязательно, цифровое фортепиано придет на помощь в случае западания клавиши или обрыва струны, а так же, если акустический инструмент требует вмешательства настройщика.
Какими же цифровыми фортепиано необходимо оснастить классы музыкальной школы? Здесь немаловажную роль играет финансовый бюджет школы. Желательно найти наилучшее сочетание цены и качества. Лучше всего приобретать инструменты известных брендов, которые заботятся о продвижении своей продукции на международных рынках. Это инструменты таких фирм, как Yamaha, Korg, Roland,Kurzweil, Casio. У них красивое реалистичное звучание, наличие полнооктавной клавиатуры из 88 клавиш с имитацией молоточковой механики.
Для класса специального фортепиано достаточно небольшого количества дополнительных голосов , наличие встроенного метронома, стационарной подставки с тремя встроенными в неё педалями. Перед покупкой на всех инструментах желательно поиграть и послушать их звучание. Если инструмент заказан через интернет магазин, то оплату производить только после осмотра и оценки качества звучания. Для теоретических, хоровых классов и классов духовых и струнных инструментов желательно приобретать инструменты с расширенным перечнем дополнительных голосов и с достаточно мощной акустической системой. Если инструмент будет звучать тихо, то его аккомпанемент могут заглушать такие ярко звучащие инструменты, как труба, тромбон, тенор, альт, саксофоны и им подобные. Наличие дополнительных голосов поможет преподавателю наглядно продемонстрировать то качество звучания, к которому учащийся должен стремиться. Это особенно актуально в классах струнных инструментов, где очень часто на начальных этапах обучения учащиеся играют фальшиво, не имея ещё достаточных навыков извлечения качественного звука.
Функциональность инструмента очень влияет на его стоимость. К самым полезным функциям относятся: большой выбор тембров, встроенные стили аккомпанемента, возможность записи непосредственно в память инструмента. Некоторые модели цифровых фортепиано дополнительно сочетают в себе очень многие функции синтезатора, соответственно, очень дорого стоят. В этом случае следует задуматься, что лучше и выгодней приобрести, цифровое фортепиано и синтезатор по отдельности или два в одном.
Для учащихся по классу специального фортепиано приобретение цифрового инструмента может рассматриваться и в бюджетном варианте. Здесь есть смысл обратить внимание на фирму Casio, инструменты которой так же снабжены градуированной полнооктавной клавиатурой с имитацией молоточкового механизма. Это серии CDP и Privia. Даже если семейный бюджет ограничен, можно обойтись покупкой компактной модели, без стойки, а в дальнейшем приобрести педаль отдельно. У этой фирмы есть очень функциональная компактная модель цифрового фортепиано Casio CDP230, она снабжена всеми необходимыми функциями синтезатора, а стоит относительно недорого и ребенок может заниматься как изучением классических произведений, так и играть с автоаккомпанементом, используя встроенные в него функции синтезатора.
Однако, купив компактную модель, надо позаботиться о приобретении или заказе журнального столика определенной высоты: ребенок должен сидеть за инструментом так, чтобы его локоть не опускался ниже уровня белых клавиш. Можно, конечно, приобрести регулируемую по высоте металлическую Х-образную стойку, но при игре она будет вибрировать, а стол даст абсолютную устойчивость и поэтому будет более предпочтительным вариантом для полноценных занятий.
На сегодняшний день уже во многих школах функционируют классы синтезатора, где учащиеся познают основы аранжировки и исполняют на нем произведения в оркестровом звучании. Такой класс должен быть оснащен довольно хорошим синтезатором, с широким функционалом, с набором реалистично звучащих голосов, с большим набором ритмов, с возможностью многодорожечной записи, с чувствительностью к касанию, обязательно с регистрационной памятью (не менее 4-х ячеек, а лучше 8 ячеек), с функцией многодорожечной записи, и функцией записи и воспроизведения музыкальных фраз (multi pad). Синтезатор обязательно должен быть снабжен слотом расширения памяти ( для чтения дискет, флэшкарт или флэшнакопителя), поскольку детей в школе учится много, они играют разные произведения и память инструмента не должна иссякнуть. Такие инструменты стоят примерно 1000 у.е., это примерно аналоги таких моделей, как Yamaha PSR: 1000, 1500, 2000, 3000, S700, S900, в крайнем случае 540, 550, Korg PA50 и им подобные. Это прекрасно звучащие инструменты, с яркими, красиво и реалистично звучащими тембрами, которые как магнитом притягивают к себе внимание детей и стимулируют их желание поиграть на этих инструментах вновь и вновь.
Синтезатором хорошо оснастить оркестровый класс, на репетициях он поможет своими тембрами восполнить отсутствие звучания какого-либо инструмента или группы инструментов, а показ звучания основных тем с применением автоаккомпанемента даст учащимся более точное понимание характера и стиля исполняемого произведения.
Синтезатор с функцией автоаккомпанемента может стать незаменимым помощником на уроках по обучению импровизации, так как обладает большим набором различных музыкальных ритмов (стилей), которые очень четко и понятно передадут характер звучания музыки в джазовом, танцевальном, латиноамериканском, балладном или каком-то другом ритме. Это очень активно включает у музыканта творческую фантазию по созданию собственных музыкальных мыслей на заданную тему и помогает удержаться в заданной гармонической последовательности.
Для домашних занятий учащихся возможно приобретение синтезаторов тех же параметров, что и для школы, но если семейный бюджет ограничен, то нас вновь выручит продукция фирмы Casio. Среди синтезаторов этой фирмы для обучения в школе подойдут такие модели, как СТК 4000, 6000, 7000 и их аналоги (две последние предпочтительнее), а в2019г. фирма представила новые модели CTX-3000 и CTX-5000 с улучшенным функционалом, которая превосходит ранее перечисленные и желательнее к приобретению для обучения в музыкальной школе. Так же хороша для для обучения новая бюджетная модель фирмы Yamaha PSR E430 и её аналоги.
Поскольку электронные музыкальные инструменты уже прочно вошли в нашу музыкальную систему образования, нам, преподавателям, остаётся только знакомиться с новыми моделями, тщательно изучать и использовать в своей работе их многогранный функционал и широчайшие возможности.
Список литературы:
1. Красильников И. М. «Электронное музыкальное творчество в системе музыкального образования» М., 2007г.
2. Беляева А. «Применение клавишного синтезатора в практике обучения пианистов» , «Музыка и электроника» 2013г., №2.
3. Yamaha. «Музыкальные инструменты и профессиональное звуковое оборудование для музыкальных образовательных учреждений» 2012-2013г.
4. Чернышов А. В. «Мультимедийные формы музыкального образования» «Медиамузыка» 2016г.
5. Горбунова И. Б., Белов Г. Г. «О предпосылках обучения на электронных музыкальных инструментах» Казанский педагогический журнал 2016г. №2.