«Некоторые аспекты развития беглости левой руки скрипача»
«Некоторые аспекты развития беглости левой руки скрипача»
В практике скрипичных классов музыкальных школ и училищ часто наблюдается несоответствие между хорошими музыкально-исполнительскими данными ученика и плохим состоянием его игрового аппарата. Разрыв этот вызван прежде всего недооценкой многих важных условий гармоничного развития учащегося на всех стадиях обучения, начиная с первых уроков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Некоторые аспекты развития беглости левой руки скрипача»
Введение
Развитие технического мастерства скрипача — одна из важнейших проблем музыкально-педагогического процесса. Она охватывает широкий круг вопросов, связанных со спецификой скрипичного исполнительства.
Совершенно ясно, что без изучения определенных музыкально-технических приемов, являющихся необходимым средством художественной выразительности, не могут быть решены задачи развития исполнительского мастерства, художественного воображения, вкуса, то есть качеств, воспитание которых, в конечном счете, является целью педагогического процесса.
В практике скрипичных классов музыкальных школ и училищ часто наблюдается несоответствие между хорошими музыкально-исполнительскими данными ученика и плохим состоянием его игрового аппарата. Разрыв этот вызван прежде всего недооценкой многих важных условий гармоничного развития учащегося на всех стадиях обучения, начиная с первых уроков. Как указывал М. С. Блок, «воспитание идейно-художественного облика музыканта, развитие его творческой фантазии, его способности к музыкально-образным представлениям первое и основное условие, но не гарантия успешного развития исполнительского мастерства. Для этого необходимо еще воспитание исполнительского аппарата, высокой культуры игровых движений».
Культура игровых движений предполагает развитое чувство мышечной свободы, ощущение упругости, гибкости, эластичности мышц. Исполнитель должен уметь управлять мышечными напряжениями и расслаблениями, постоянно координировать их со слуховыми ощущениями, подчиняя любое игровое движение главной задаче — художественной выразительности.
В данном материале сделана попытка осветить некоторые вопросы техники левой руки на основе рационального развития игровых движений, которым в практике не всегда уделяется достаточное внимание. При этом надо оговорить, что изучение технических приемов левой руки практически неотделимо от воспитания техники правой руки и навыков звукоизвлечения. Педагог должен всегда учитывать необходимость параллельной работы над совершенствованием технических навыков левой и правой рук, установлением между ними хорошей координации.
О беглости пальцев
Воспитание игровых навыков начинается с первых уроков в музыкальной школе. Его успешность зависит от самих различных условий: размера инструмента, соответствующего физическим данным ученика, правильного его держания, естественного положения обеих рук и многих других. Особое значение в этот период обучения приобретает индивидуальный подход к ученику, требующий учета анатомических и физиологических особенностей строения его рук, пальцев, плечевого пояса, состояния и характера его психофизиологических реакций.
В первоначальной работе над постановкой мы исходим из того, что скрипка устанавливается в двух точках опоры. Одна из них - между ключицей (но не плечом) и подбородком — является основной и вторая — между большим и указательным пальцами — переменной, перемещающейся в зависимости от игровых условий. Держание инструмента ни в коем случае не должно быть напряженным, судорожным, вызывающим излишние усилия.
Одной из причин, тормозящих развитие беглости, является вытянутое, напряженное состояние мизинца, который по своей природе слабее других пальцев. Нажим его на струну в первой позиции в вытянутом положении, как правило, вызывает излишние мышечные усилия, что приводит к напряжению всей левой руки. Для преодоления этого существенного недостатка при постановке руки надо обращать серьезное внимание на положение 1-го пальца.
Точка соприкосновения основания пальца с шейкой при игре звука си на струне Ля зависит от большего или меньшего отведения его к порожку. При коротком мизинце 1-й палец отводится больше, что определяет округлую форму 4-го пальца, а также естественное положение кисти. От строения руки зависит и положение большого пальца. У одного ученика он будет расположен ближе к порожку скрипки, примерно напротив 1-го пальца, у другого же — несколько дальше, между 1-м и 2-м. В первом случае большой палец прилегает к шейке скрипки боковой стороной ногтевой фаланги, во втором — почти серединой.
Следует обращать самое пристальное внимание на постоянно возникающее излишнее напряжение в большом пальце, связанное с проявлением врожденного хватательного рефлекса. Большой палец не должен сжимать шейку скрипки, так как его свобода и подвижность, особенно при смене позиций, необходимы для успешного развития техники левой руки.
Важное значение имеют естественное положение пальцев над струнами и подготовка каждого пальца к выполнению игрового движения. С этой целью ладонь должна быть расположена несколько под углом по отношению к шейке скрипки, а не параллельно ей. Величина угла определяется длиной мизинца, установленного округло. Над используемой струной находится только 1-й палец, остальные же располагаются естественно, постепенно удаляясь от нее и сохраняя свою округлую форму. Иногда педагоги требуют расположения всех четырех пальцев вдоль струны, возможного лишь при большей пронации предплечья и выносе локтя вправо под скрипку. На наш взгляд, при такой постановке возникает неестественное, зажатое состояние руки. Наиболее слабые пальцы — 3-й и 4-й — оказываются расположенными слишком близко к струне, что не дает им достаточного радиуса действия для свободного и четкого падения. Но и при рекомендуемом нами исходном положений кисти и пальцев необходима специальная работа над рациональной организацией пальцевых движений.
Одной из причин, ограничивающих развитие техники левой руки, является, как показывает практика, связанность пальцевых движений и вследствие этого — плохое ощущение грифа. В силу анатомического строения руки изолированные движения отдельных пальцев затруднены. Поэтому развитие беглости возможно лишь при максимальном освобождении пальцев от этой природной взаимозависимости. Независимость пальцев, предполагающая сознательное управление движениями каждого пальца, дает скрипачу возможность объединять эти движения в единые двигательные комплексы, что обеспечивает техническую исполнимость определенной музыкальной последовательности, фразы, пассажа.
Другая причина, мешающая развитию беглости, — разгибание ногтевых и средних фаланг пальцев при подъеме их со струны. Она возникает из-за непонимания механизма движения пальцев: в момент подъема кончики пальцев как бы отбрасываются вверх, а при опускании на струну падают плашмя или совершают сгибательные движения, затрачивая на это излишнюю энергию и время. Недостатком противоположного характера при подъеме пальца со струны является сгибание его ногтевой фаланги, напоминающее прием ріzzісаtо.
Несомненно, единственно правильным, естественным движением пальца следует признать движение, совершаемое основной фалангой в пястно-фаланговом суставе. Только при свободном функционировании этих суставов можно постепенно развивать независимость пальцевых движений, а следовательно, и технику.
Работу над пальцевой техникой мы предлагаем начинать с организации четкого падения и отскакивания каждого пальца в отдельности. С этой целью могут быть полезны следующие упражнения:
В этих упражнениях нижележащие пальцы следует оставлять на струне, ослабляя их. На первых порах падение и отскок пальца необходимо совершать достаточно медленно, но по мере развития навыков (ознакомление с грифом, интонацией, интервальным ощущением расстояний между пальцами) скорость падения и отскока каждого пальца постепенно увеличивается, их движения становятся более четкими, импульсивными. Напряжения руки и пальцев ученика во время упражнений должны быть минимальными — главным критерием в управлении мышечными усилиями является ясность возникновения звука определенной высоты. Сила давления пальцев на струну зависит также и от темпа исполнения упражнений: с увеличением скорости она уменьшается. (Начинать работу на струнах Ля и Ре, а затем на Ми и Соль рекомендуется щипком. Извлечение звука щипком производится после падения или отскока пальца, а не одновременно с его движением).
Целью следующих упражнений является дальнейшее развитие независимости пальцевых движений:
В этом упражнении при падении 1-го пальца на струну остальные пальцы, сохраняя естественное закругленное положение, должны совершать некоторое движение по направлению к грифу и останавливаться на определенном расстоянии от струны. Положение ладони и пальцев остается таким же, как и до падения 1-го пальца, с той лишь разницей, что они располагаются несколько ближе к струне. Когда 1-й палец отскакивает, другие вместе с ним возвращаются в исходное положение, как бы реагируя на отскок.
При падении 2-го пальца 3-й аналогичным образом движется вместе с ним по направлению к грифу и останавливается над струной примерно на уровне сустава ногтевой фаланги 2-го пальца, находящегося на струне. При отскоке 2-го пальца остальные три, включая 4-й, возвращаются в исходное положение. При игре 3-м пальцем необходимо следить за положением 4-го, который, как самый слабый, должен падать на струну с большей высоты по сравнению с другими пальцами.
В упражнениях № 7—9 необходимо не только контролировать падение и отскок пальцев, но и следить за тем, чтобы свободные от игры пальцы оставались на определенном расстоянии от струны, диктуемом естественным положением руки (Упражнения № 7—9 рекомендуется также выполнять в нисходящем движении —от вышележащего пальца к нижележащему).
.
Данное упражнение помогает правильно организовать движения пальцев от вышележащих к нижележащим. В этом виде пальцевой техники большое значение приобретает умение свободно совершать противоположные по направлению движения — падение нижележащего и отскок вышележащего пальца. Нужно иметь в виду, что преждевременное подкладывание нижележащего пальца отрицательно сказывается на четкости и ритмичности движений всех пальцев, особенно при ускорении темпа. В процессе работы над упражнением №10 необходимо учитывать все соображения, относящиеся к предыдущим упражнениям.
Для развития беглости пальцев существенное значение имеют следующие моменты: по мере ускорения темпа расстояние подъема пальцев от грифа уменьшается в сравнении с медленными темпами, где подъем-отскок каждого пальца сравнительно больший, однако ощущение отдельных импульсивных движений пальцев должно сохраняться.
При изучении музыкального материала, содержащегося в пособиях А. Григоряна, К. Родионова и других авторов, необходимо следить за точностью выполнения вышеуказанных приемов. И в дальнейшей систематической работе над гаммами, этюдами и пьесами надо постоянно контролировать пальцевые движения, обеспечивающие четкость техники при свободном состоянии всей руки. При этом очень важно ставить перед учащимся конкретную задачу и настойчиво добиваться ее выполнения.
Весь музыкальный материал, изучаемый в начальном периоде обучения, рекомендуется исполнять наизусть. Внимание учащегося должно быть непосредственно направлено на звукоизвлечение, правильное интонирование и закрепление точных свободных движений.
Важно подчеркнуть, что запоминание музыки, ясность художественного представления всегда способствуют лучшему запоминанию игровых приемов и, следовательно, являются существенным условием продуктивности занятий.
Поскольку техника левой руки тесно связана с интонированием, при выработке приемов падения и отскока пальцев необходимо воспитывать предощущения и ощущения интервальных расстояний на грифе. Воспитание этих навыков, в свою очередь, связано с развитием предслышания и объективного слышания интервалов и каждого звука мелодии. Если в процессе занятий у ученика нарушается эта связь (предслышание — предощущение — ощущение — слышание), то интонирование искажается. Поэтому важно, чтобы воспитание навыков слухового контроля и критического отношения учащегося к своей игре было предметом постоянной заботы педагога.
В подвижных темпах предощущение интервальных расстояний на грифе приобретает еще большее значение. Если при исполнении упражнения или пьесы в медленном темпе можно подготавливать каждое отдельное движение пальца, то в более быстрых темпах возникает необходимость предварительной подготовки группы пальцев.
Ученик должен ясно представлять интервальные соотношения внутри исполняемого звукоряда. Это даст ему возможность предощущать направление движения нескольких пальцев, определяемое интервальным соотношением звуков (тон или полутон, малая или большая терции, и т. д.). Групповые движения пальцев в быстрых темпах требуют особого внимания к независимости и четкости функционирования пястно-фаланговых суставов.
По истечении определенного, часто весьма длительного времени, при тщательной и настойчивой работе двигательный процесс автоматизируется. Важным показателем этого является хорошая координация движений обеих рук, особенно при исполнении раздельных штрихов (detache, spiccato, sautille).
Работая с учащимися над развитием техники левой руки, необходимо также учитывать изложенные ниже соображения.
1.При переходах с одной струны на другую палец не следует поднимать до того, как следующий займет свое место на другой струне, причем подъем предыдущего пальца должен быть более спокойным по сравнению с отскоком пальца при игре на одной струне. Это способствует плавному, лишенному призвуков переходу со струны на струну. Данное условие приобретает особенно важное значение при игре legato. Однако долго задерживать палец на предыдущей струне не следует.
2.«Рулевое» движение руки при переходах со струны на струну, выполняемое в плечевом суставе, должно обеспечивать одинаковый угол падения пальцев при игре на различных струнах. Вместе с тем это движение не должно быть избыточным.
3.В работе над гаммами в нисходящем движении открытые струны обычно не используются. Однако целесообразно практиковать и другую аппликатуру — с использованием открытых струн, так как именно эта аппликатура наиболее характерна для исполнения виртуозных пассажей в художественных произведениях.
4.При исполнении большой и малой секунд (тон, полутон) часто наблюдаются неестественные движения пальцев, которые приводят к излишнему напряжению и затрудняют чистое интонирование. Исполняя большую секунду, вышележащий палец должен падать на струну с некоторым наклоном в сторону предыдущего пальца, слегка касаясь его средним суставом. Линии пальцев при их воображаемом продолжении в этом случае будут расходиться. То же самое относится к пальцевым движениям при исполнении большой сексты и чистой кварты. Типичным недостатком в этих случаях является отведение основной фаланги вышележащего пальца от нижележащего — так называемое перекрещивание пальцев, при котором возникает напряженное состояние всей руки и нарушается точность интонации.
Исполняя малую секунду (малую сексту, увеличенную кварту), нужно следить, чтобы тесное соприкосновение кончиков пальцев не вызывало «склеивания» средних суставов, которые должны быть несколько отведены друг от друга. В этом случае линии пальцев при воображаемом продолжении будут пересекаться.
5.При исполнении малой секунды в нисходящем движении распространенной ошибкой является одновременное падение на струну двух пальцев, как бы подготавливающее интонационно чистый полутон. Иногда в гаммообразных последовательностях при переходах на нижележащие струны ученики одновременно ставят даже три пальца (4-й, 3-й, 2-й). Эта порочная привычка ведет к тому, что играющий начинает одновременно ставить два или три пальца и тогда, когда в мелодических последовательностях малые секунды отсутствуют (например, при игре арпеджио). Подобные «навыки» вступают в противоречие с основной задачей развития свободных, независимых движений каждого пальца, препятствуют выработке четкости и беглости, тормозят воспитание предощущений и ощущений расстояний на грифе, неразрывно связанных с интонированием.
6.Одним из распространенных недостатков является замах пальцев перед падением их на струну, который якобы должен обеспечить определенную силу удара. Такой прием, на наш взгляд, является ошибочным, так как излишние движения ведут к неэффективной затрате мышечной энергии и потере времени, а следовательно, создают неблагоприятные условия для воспитания беглости. Развитие силы и упругости пальцев, четкость их движений достигаются постепенно на основе описанного метода занятий.
7.Важное значение имеет чередование большей активности падения-отскока одних пальцев с меньшей активностью, как бы отдыхом, других в процессе исполнения этюдов, пьес технического характера и аналогичных эпизодов в художественных произведениях.
Чередование большей и меньшей активности пальцевых движений зависит от ритмической структуры музыкальной фразы (дуоли, триоли, квартоли и т. д.) и темпа исполнения. (В отдельных случаях для укрепления пальцев и выработки независимых движений полезно отскок и падение совершать в медленном темпе довольно активно, с одинаковой энергией.)
8.Большое внимание следует уделять воспитанию независимости движений обеих рук. Активизация деятельности одной руки не должна вызывать в другой излишнего напряжения. Так, энергия падения и подъема пальцев левой руки не должна увеличиваться при исполнении штриха detache в быстром темпе, требующего активных движений правой руки. В противном случае происходит перенапряжение мышц, что весьма отрицательно сказывается на качестве исполнения.
В заключение раздела приведем еще одно упражнение, а также подготовительные ритмические варианты к нему. Использование данного упражнения на более поздних тапах обучения (старшие классы школы и училище) с применением вышеописанных приемов хорошо развивает независимость и подвижность пальцев, способствует совершенствованию техники левой руки скрипача.
Данное упражнение и подготовительные варианы следует играть на всех струнах.
Как указывалось в начале статьи, техническая работа постоянно должна быть связана с непосредственными музыкальными задачами, стоящими перед учащимся. Естественно, что на различных этапах обучения педагог направляет свое внимание на те или иные художественные и технические стороны воспитания, исходя из индивидуальных особенностей учащегося, его музыкальной одаренности и восприимчивости.
Не претендуя на полноту освещения проблем развития техники левой руки скрипача, данный материал имеет целью дать некоторые практические советы, рекомендовать отдельные упражнения, способствующие, на наш взгляд, устранению часто встречающихся существенных недостатков мере и помогут педагогам скрипичных классов музыкальных школ и училищ в их повседневной работе.
Используемая литература:
М.Либерман «Некоторые вопросы развития техники левой руки скрипача»;
И.Гутман «Постановка рук скрипача в трех типовых двигательных положениях»;
М.С.Блок «К вопросу о воспитании музыкально-исполнительской техники»