kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Народные праздники. Сборник материалов для детских народных хоровых коллективов

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данный сборник вошли народные праздники. Вовлечение детей в обрядовое действие позволяет им понять смысл и значение народных праздников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Народные праздники. Сборник материалов для детских народных хоровых коллективов»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа №2»

Златоустовского городского округа













Народные праздники


Сборник материалов для детских

народных хоровых коллективов











Составитель:

Жолобова Людмила Евгеньевна

преподаватель, руководитель

ансамбля «Веретенце»








г. Златоуст, 2018 год

Содержание




  1. Введение……………………………………………………………2

  2. Обзор сценарно – учебного пособия…………………………….3

  3. «Маслёна неделю гуляет». Композиция для старшего хора…..4

  4. «Святки». Композиция для старшего хора……..………………..9

  5. «Ярмарка». Композиция для среднего хора…………………….13




































Введение

Раннее приобщение детей к фольклору и народным праздникам дает положительный результат.

На его основе у учащихся развивается понимание истинно прекрасного, появляется потребность приобщения к ценностям народной музыки, к истории родного края, к традициям и обычаям своего народа, к песенному наследию предков.

В народной культуре можно встретить различные формы праздников: праздники-концерты, праздники-спектакли. Такие праздники приносят радость, развлечение тем, кто приходит на них, как зрители, и не меньшую радость и удовольствие тем, кто является «артистами». Для отделения народного пения в нашей школе наиболее востребованными являются те праздники, в которых традиционно принимают участие дети разных возрастов и взрослые - преподаватели и родители.

В данный сборник вошли праздники: «Маслена неделю гуляет», «Святки», «Ярмарка». В сценариях широко используются прибаутки, небылицы, скороговорки, игры. Вовлечение детей в обрядовое действие позволяет им понять смысл и значение народных праздников. Сценическая игра дает возможность учащимся развивать свой творческий потенциал, помогает артистически ярко раскрывать содержание народных песен, игр, обрядов. Становясь участниками народного действия, дети учатся выступать в той или иной роли, которая требует от них умения выразительно двигаться, говорить, петь, танцевать.

Исполнение почти каждой композиции предполагает наличие специального реквизита для выступления, которые дети сами изготавливают на уроке прикладного творчества.

Этот сборник поможет руководителям детских коллективов использовать представленные образцы для переработки и создания на их основе новых сценариев.

Преподаватель, руководитель ансамбля «Веретенце» Жолобова Л.Е.

























Обзор сценарно-учебного пособия «Народные праздники»

Цель: - создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.

Задачи: - образовательные: способствовать формированию у учащихся представления о главных русских народных праздниках и их значения в жизни наших предков;

-воспитательные: воспитать творческую и познавательную активность, продолжить формирование художественного вкуса учащихся посредством музыкального искусства;

-познавательные: значение древних корней народного искусства, развить у учащихся воображение, чувство фантазии.

В данный сборник вошли праздники: «Маслена неделю гуляет», «Святки», «Ярмарка». Это накопленный опыт работы, доступный и интересный материал, который включает в себя: сценарии народных праздников, нотные приложения.

Что дает детям приобщение к русским народным праздникам? – Знание глубинных пластов истории и культуры нашей страны, формирование нравственных, эстетических идеалов. Народные праздники несут в себе огромный нравственный, воспитательный потенциал. Они способствуют воспитанию любви к окружающему миру, патриотизма, а также развитию у детей чувства красоты, пробуждают светлые чувства.

Таким образом, данное пособие способствует формированию у школьников системы ценностей, базирующейся на чувстве любви к истории своего народа, чувстве сопричастности к судьбе своей Родины и ответственности за нее.

Знакомство с народными праздниками прекрасный материал для развития эстетических чувств учащихся, для расширения их кругозора и повышения культурного уровня, ребенок может развиться, может проявлять свои умения, фантазию, показывать себя.

Становясь участниками народного действия, дети учатся выступать в той или иной роли, которая требует от них умения выразительно двигаться, говорить, петь, танцевать.

Этот сборник поможет руководителям детских коллективов использовать представленные образцы для переработки и создания на их основе новых сценариев.
























МАСЛЁНА НЕДЕЛЮ ГУЛЯЕТ

Композиция для старшего хора


Ведущая:

Здравствуйте, люди добрые. Благодарю вас, что пришли по обычаю древнерусскому с Масленицей повстречаться да в блинах поваляться, душою потешиться, умом повеселиться да речью насладиться.

Дети:

- У нас нынче гостья дорогая – Масленица годовая.

- С минуты на минуту Масленицу ждем, блины, оладушки печем.

- Приходи, Маслена, к нам, к нашим масленым блинам.

- Ах, какие блины у нас сочные, и крупитчатые и молочные.

- Блины, блинчики с разносолами. А скоморохи-то какие озорные и веселые!

Ведущая:

Будут, будут вам гости дорогие, скоморохи удалые.

Дети выходят на «Танец скоморохов».

Скоморох-Встреча:

Подходи, народ честной,

Коли делать нечего.

Я – первый масленичный день,

Называюсь Встреча.

Ведущая:

Для дорогого гостя и ворота настежь (Скоморох проходит под инсценированные ворота).

Дети:

- А мы Масленицу ожидали, киселя с молоком не хлебали.

- Вот и Масленица во двор въезжает,

- Всё на конях вороных, да на саночках расписных.

- А мы, девушки, ее привечаем,

- А мы, красные, ее встречаем,

- Веселенько в хороводах гуляем.

Дети поют песню «А мы Масленицу ожидаем».

Ведущая:

Вьются ушки гороха

Червячками на крючке.

Вот четыре скомороха,

Как горошины в стручке.

Если вдруг кому-то плохо

И тепла не достает,

Позовите скомороха,

Он вам спляшет и споет.

Скоморох-Заигрыш:

Эй, народ, поспеши,

День второй – для души!

А название простое – Заигрыши.

Ведущая:

Ну, а вы, девицы, просто молодцы!

Ну-ка, красные девицы, выходи вперед!

А вот и добрый молодец

Навстречу вам идет.


Ведущая обращается к скомороху:

Коль загадку отгадаешь,

Приз наш тут же получаешь!


Загадка:

Кругленький, румяненький,

На маслице поджаренный,

На Масленицу пришел

И рот нашел (Блин).

Скоморох-Заигрыш:

А я знаю! Это же блин!

Ведущая:

Верно, а теперь, ребята, ваша очередь загадки отгадывать.


Загадки:

- Летом спят, зимой бегут.

В гору – деревяшка, под гору – коняшка (Сани).


- Что дают – глотает.

Зимой ест и дымит,

А летом голодная спит (Печь).


- Кто в избе рогат? (Ухват).


- Стоит толстячок, подбоченивши бочок,

Шипит и кипит, всем пить чай велит (Самовар).


- Что на сковороду наливают,

Да вчетверо сгибают? (Блины).


- Красная краса, русая коса,

Бумажное тельце,

Сахарные уста,

Кто это? (Масленица).

Ведущая:

Верно, где-то петушок кричит, нам спать не велит.

Скоморох-Лакомка:

Ку-ка-ре-ку,

Петушок - на шесток.

Ох, и сладкий мой денек.

Я – третий день, среда,

Прозываюсь Лакомка.

Ай, тин-тинка,

Подай мне блинка,

Оладышка-прибавышка,

Что пекла мне бабушка.

Где блины, тут и мы!


Дети исполняют песню «Блины».

Дети:

Ой, как блинов хочется!

Ведущая:

Блины от нас не уйдут.

А вот один скоморох осерчал,

Чуть от нас не убежал.

Ты иди-ка к нам, дружок,

Да потешь ты нас чуток.

Скоморох-Широкий разгул:

Я – четверг-четверок,

Развеселый денек.

Смешной, широкий,

Озорной и высокий.

На мой роток

Не накинешь платок,

Зовут меня еще Разгул.

Эй, Федул, чего губы надул?

Федул:

Кафтан прожег.

Скоморох:

Зашить-то можно?

Федул:

Да иглы нет.

Скоморох:

А велика ли дыра?

Федул:

Да один ворот остался.

Скоморох:

Вот это да! Дыра так дыра!

Не вовремя ты, Федул, губы надул.

Федул:

Это почему же?

Скоморох: У нас сударыня Масленица в гостях. Петь, плясать, веселиться надо. Пожалуй, подарю тебе новый кафтан. С тебя – выкуп.

Федул:

Какой?

Скоморох:

Пляши «Барыню»,

Распотешь честную Масленицу!

Федул:

Неохота!

Скоморох:

Эх, Федул… Ребята, выручайте Федула! Кто смелый?

Ведущая:

Все скорей вставайте в круг,

Приглашаем всех подруг.

Веселится весь народ,

И играет, и поет,

«Барыню» плясать идет.

Ведущая:

Русская барыня еще не затоварена,

Барыня-барыня, Барыня-сударыня.


Дети исполняют танец «Барыня».

Скоморох:

Получай кафтан, Федул!


Идут Скоморохи.

Ведущая:

Эй, братья-скоморохи, вы куда?

Скоморохи - Гостевые дни: В гости на блины!

1 Скоморох: К теще я!

2 Скоморох: К золовке я!

Ведущая:

А, это же гостевые дни! Федул, как называются они?

Федул:

Забыл.

Ведущая:

Вот так да! Помогите-ка, ребятки!

Дети:

- Тещины вечерки.

- Золовкины посиделки.

Скоморохи:

Спасибо, родимые,

Спасибо, ненаглядные,

Все-то вы знаете,

Старинные обычаи уважаете.

Ведущая:

Выходите на круг, парни с девками,

Да порадуйте праздник припевками!

Как на Масленицу все с уловками,

Блины тещины да золовкины.


Дети исполняют частушки.

Ведущая обращается к зрителям:

А теперь и ваш черед

Петь частушки.

Хочешь победить подружку,

Спой веселую частушку!


Проводится конкурс среди зрителей.

Скоморох:

Вот пришла моя пора.

Прощай, холодная зима!

В воскресенье, день седьмой,

Попрощаемся с тобой!


Дети поют песню «Прощай, прощай, наша Масленица».





















СВЯТКИ

Композиция для старшего хора


Ведущая:

Ну вот, гости мои дорогие, пожилые и молодые,

Собрались мы с вами для беседушки, для забавушки,

Как когда-то наши прадедушки да прабабушки,

Приходили на Святки, где пироги да ладки,

Пели разные колядки, по дворам ходили в Святки.

Так давайте же сейчас встретим мы его у нас!


Входит девушка Марья с корзиной.


Марья:

Ах, как утомилась, пока весь базар обошла. Зато все купила: конфетки, пряники, орешки – будет чем ребятишек угощать. Пританцовывает и поет песню «Весь базар я обходила».


Входит хозяйка:

Танцуй, танцуй, Марья, изба не прибрана, а колядники уже скоро на нашей улице будут.


Марья:

Не сердитесь, мамонька, я сейчас мигом все приготовлю, подмету избу и вам помогу.


Хозяйка в это время вынимает из печи готовые пирожки, Марья в это время подметает и выносит мусор во двор.


Хозяйка всплескивает руками:

Куда же ты мусор вынесла?


Марья:

Во двор.


Хозяйка:

Кто же перед рождеством мусор из избы выносит? В печь надо бросить, чтобы сгорело (шепотом: а то нечистая сила заведется).


Марья:

Ну что же теперь делать? Не пойду же я его теперь собирать!


Хозяйка:

Ой, Марья, Марья! Ладно уж, иди одевайся, горе ты мое луковое! (Ставит на стол угощение). А пирожки какие вкусные удались! Еще кваску с медом поставлю.


Слышно пение колядовщиков «Как со вечера». Подходят к дому, стучат в двери:

Эй, есть кто дома?


Хозяйка:

Есть, есть! (Выглядывает в окно).


Звучит песня «Вот дома». На последнем куплете колядовщики поднимают платки и делают «ворота». Через «ворота» выходят хозяйка с Марьюшкой.


Колядовщики:

Добрый вечер, хозяюшка с Марьюшкой.


Хозяйка с Марьей:

Добрый вечер вам, люди добрые.


Колядовщики:

- Встречайте колядовщиков,

- Готовьте пирожки и сало,

- Ведь нас пришло не мало,

- Разрешите поколядовать?


Хозяйка:

Заходите, заходите, колядуйте, мы вас ждали.


Колядовщики:

А сорить тут у вас можно?


Хозяйка:

Сорите, сколько хотите!


Марья:

Приберемся!


Колядовщики поют песню «Сеем, сеем».


Хозяйка:

Спасибо, спасибо на добром слове. А ну, Марья, давай угощай колядников!


Под музыку «Сеем, сеем» Марья раздает угощенье.


Хозяйка:

На столе у нас чаек,

Прянички, ватрушки,

Ну-ка, спойте-ка, девчата,

Веселые частушки.


Поют частушки.

Хозяйка:

Весела частушка ваша,

Всем мила,

Да что-то пляска не видна.

Марьюшка, выходи,

Хоровод заводи!


Звучит песня «Павочка ходя».


Гаснет свет. Вбегают два чертенка мешками, пробегают круг под музыку, смеются, достают из мешка угощенья, хвалятся.

1Глянь, какие я пирожки у ребятишек стащил!

2 – А у меня больше!

1- Ничего не больше!

2 – Как это не больше! Ты только загляни в мешок!


Первый чертенок заглядывает, а второй одевает ему этот мешок на голову. Дерутся. Звучит музыка.


Хозяйка:

Что это? Ой, как страшно, это нечистая сила разыгралась! Это, Марья, твоя вина. Говорила я тебе, что мусор надо было в печи сжечь…


Марья:

Ну что же делать? Обращается к колядовщикам: Надо нечистую силу прогнать!


Колядовщики:

А ну, девчонки, берите метелки, да хорошенько метите, чертей в печи сожгите. Под музыку прогоняют чертей. Затем раздается стук в дверь.


Хозяйка:

А это еще кто к нам пожаловал?


Заходят другие колядовщики, ведут с собой барашка под музыку «Сеем, сеем».

Колядовщики:

Щедрый вечер,

Славный вечер.

Все:

Добрым людям

На здоровье.

Колядовщики:

Открывайте сундучок,

Доставайте пятачок

Все:

Да скорее. Озябли мы.

Хозяйка:

Вижу, вижу, а барашек-то у вас не заболел случайно?

Колядовщики:

Да нет, его мельники обидели. Уж били его, колотили его.

Хозяйка:

Как так?

Колядовщики:

А вот послушайте.

Исполняется песня «Где ж ты был, мой черный баран».

Хозяйка:

Бедненький, проходи в избу. Мы тебя в обиду не дадим.

Марья:

А вот вам, молодцы,

Пряники да леденцы.

Обращается к барашку:

А тебе, барашек,

Монетки для потешки.

Колядовщики:

Сеем, веем, посеваем,

С Новым годом поздравляем!

Счастье будет вам горой,

Урожая воз большой.

Что б гостей невпроворот

Было в доме каждый год,

На столе – большой пирог.

Легких вам всегда дорог!




































Ярмарка


Композиция для среднего хора

Хозяюшка:

- Ой, вы, красны девицы и добры молодцы! Приглашаем всех на ярмарку веселую! Собираются сюда гости желанные, скоморохи и гудошники, и начинается веселое представление с играми, потехами, с хороводами и песнями.

Хоровод "Как за нашим за двором"

Хозяюшка:

- Как полагается по русскому обычаю, отведайте хлеба с солью (обходит всех гостей и детей)

Вбегает Петрушка.

- Мое почтенье, добры молодцы, красны девицы! Вот и я, привет мои друзья!

Хозяюшка:

- Здравствуй, Петрушка – хозяин ярмарки! Гляди-ка сколько детей на ярмарке собралось, время и ярмарку открывать!

Петрушка:

- Здравствуйте, ребятишки, здравствуйте, парнишки, славные девчушки, быстроглазые вострушки! Я пришел Вас с праздником поздравить. Все садитесь, кто на пенек, а кто на лавку, да не делайте давку.

Представление начинается, ярмарка открывается!

Родители садятся на места, дети на стульчики.


Дети исполнят танец "Кадриль"


Входят 4 коробейника с лотками (в лотках – фрукты, ведерки, игрушки, гребешки, платочки), обходят зал и останавливаются лицом к гостям.


Петрушка:

- Тары-бары, растабары, есть хорошие товары. Не товар, а сущий клад, разбирайте нарасхват!

Первый ребенок:

- Яблочки садовые, яблочки медовые, груши, ананас – набирайте про запас.

Второй ребенок:

- Ведерки дубовые, коромысла расписные! Покупайте, выбирайте!

Третий ребенок:

- Становитесь в ряд, выбирайте подряд: дудки, хлопушки. Красиво – приятно, для детей занятно!

Четвертый ребенок:

- Платки, гребешки, расписные петушки. Небольшой расход, подходи, честной народ!

(ставят лотки на столы)

Выходят девочка и мальчик. Девочка берет коромысло и ведра.

Мальчик: - Красна девица, ты куда ходила?

Девочка:- Я на ярмарку ходила, себе ведра купила.

Мальчик: - Что дала?

Девочка: - Рубль дала, коромысло – полтора.

Мальчик: - Девица, сходи за водицей.

Девочка:- За водицей я пойду и подружек позову!


Дети исполняют песню «Как за нашим за двором»


Петрушка:

- Говорят, что вы все умеете, на все руки мастера. А сумеете ли вы мои скороговорки повторить?

Хозяюшка:

- Наши гости мастера скороговорить!

"Сачок зацепился за сучок"

"Кукушка кукушенку купила капюшон, как в капюшоне он смешон"

" Осип охрип, Архип осип" , «Варвара варила да не выворила»


Петрушка:

- Молодцы, справились. А вот к нам на ярмарку приехали ребята из Ольховки, встречайте их.


Инсценировка песни "Лапти мои"


Хозяюшка:

- А какая ярмарка без шуток – прибауток! Весельчаки слово хотят сказать смешное, всех позабавить.


Инсценировка "Уля и Филя"

Действующие лица: Уля и Филя:

У: Здорово, Филя!

Ф: Здорово, Уля!

У: Что, мать гостинцев прислала?

Ф: Мать прислала лепешек-оладушек.

У: А где ж они?

Ф: Я их под лавку положил.

У: Экий ты, Филя, чудак!

Ф: А ты бы, Уля, как?

У: Я бы их в печку положила, ты пришел и поел.

(звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе)

У: Здорово, Филя!

Ф: Здорово, Уля!

У: Что, мать гостинцев прислала?

Ф: Мать прислала сарафан.

У: А где же он?

Ф: Я его в пчку положил.

У: Экий ты, Филя, чудак!

Ф: А ты бы, Уля, как?

У: Я бы его повесила.

(звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе)

У: Здорово, Филя!

Ф: Здорово, Уля!

У: Что, мать гостинцев прислала?

Ф: Мать прислала барана.

У: А где же он?

Ф: Я его повесил.

У: Экий ты, Филя, чудак!

Ф: А ты бы, Уля, как?

У: Я бы его в хлев завела, водой напоила, сена дала.

(звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе)

У: Здорово, Филя!

Ф: Здорово, Уля!

У: Что, мать гостинцев прислала?

Ф: Мать прислала сестренку Настьюшку.

У: А где ж она?

Ф: А я ее в хлев завел, водой напои, сена дал.

У: Экий ты, Филя, чудак!

Ф: А ты бы, Уля, как?

У: Я бы ее на стул посадила, да чаем напоила!

(звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе)

У: Здорово, Филя!

Ф: Здорово, Уля!

У: Что, мать гостинцев прислала?

Ф: Мать прислала свинью.

У: А где ж она?

Ф: Я ее за стол посадил, чаем напоил.

У: Ах ты, Филя, простофиля!


Петрушка:

- Все вы говорите не в толк, давайте веселую песню споем!

Дети исполняют песню «Здорово, здорово у ворот Егорова»

Петрушка:

- Вот так весельчаки-балагуры позабавили. На нашей ярмарке и песне место найдется и пляске и игре. Давайте-ка выйдем в круг и сыграем!

Дети с петрушкой и родителями встают в круг и грают игры-песни:

«Гори, гори ясно»

Гори,гори ясно

Чтобы не погасло

Глянь на небо

Птицы летят

Колокольчики звенят

Диги, диги, диги дон

Выходи из круга вон

Раз, два,три,беги


Играющие поют и идут по кругу, ведущий в центре хоровода (в руках платок). Слова песни повторяются движениями. В конце игры, ведущий платком разбивает пару, они бегут по кругу в разные стороны чтобы взять платок у ведущего.


«Золотые ворота »

Золотые ворота

Пропустите меня

Я и сам пройду

И других проведу

На первый раз прощается

Второй раз запрещается

На третий раз,не пропустим вас


Одна пара играющих берется за руки и поднимает их вверх , образуя ворота. Остальные участники игры, взявшись за руки, цепочкой проходят через ворота. На последнем слове игрового припева ведущие опускают руки и закрывают ворота, задерживая кого-либо из игроков. Так повторяется несколько раз пока все играющие не окажутся в круге.



Хозяюшка:

- Эй, девчонки-хохотушки, запевайте-ка частушки. И гости не отставайте, частушки подпевайте.

Дети исполняют частушки.


Хозяюшка: - У наших добрых молодцев и красных девиц тоже товары имеются, изготовленные своими руками. Мы тебя Петруша благодарим и подарочек тебе дарим, подарок не простой оберег для дома. А также всем нашим зрителям за аплодисменты.

Дети исполняют песню «Ярмарка».



































17




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Народные праздники. Сборник материалов для детских народных хоровых коллективов

Автор: Жолобова Людмила Евгеньевна

Дата: 07.05.2018

Номер свидетельства: 468651


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства