Народная песня в курсе предмета "Слушание музыки" в 3-ем классе ДШИ
Народная песня в курсе предмета "Слушание музыки" в 3-ем классе ДШИ
методическая разработка по изучению народной песни в Детской музыкальной школе в 3-ем классе по предмету "Слушание музыки". Представляет собой разработку подачи материала, последовательности и глубины изучения выбранной темы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Народная песня в курсе предмета "Слушание музыки" в 3-ем классе ДШИ»
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Колтушская школа искусств»
МО «Всеволожский муниципальный район» ЛО
Народная песня в курсе предмета «Слушание музыки» в 3-ем классе.
методическая разработка
автор: Кованова Марина Владимировна
педагог дополнительного образования
МАУ ДО «Колтушская школа искусств»
2015 год
При воспитании и образовании любого человека, будущего гражданина нужно помнить о родной истории, о культуре, традициях родного края. Изучение народной песни захватывает много других областей: историю, литературу, мифологию, живопись, это познавательно и интересно. А пение – один из любимых и доступных детям видов музыкальной деятельности. Поэтому выбранная тема всегда актуальна, и важна не только в процессе обучения, но и в развитии творческой, любознательной, разумной детской личности.
В 3-ем классе большую часть учебной программы занимает изучение русского фольклора. Этой теме в учебном плане отводится достаточно времени, потому что велико разнообразие жанров народных песен. Освоив этот пласт, детям будет легче понять и последующие темы: русскую профессиональную музыку XIX и XX веков, в которой композиторы постоянно обращались к народной песне, как к духовной ценности своей нации.
Цель:
Познакомить детей 3 класса с музыкальной культурой, связанной с историей русского народа на примерах русских песен; а также обратить внимание на их жанровое разнообразие.
Задачи:
1. обучающие – научить слушать музыку, различая жанры песен. Научить понимать связь народных песен с укладом жизни и верованиями славян.
2. развивающие – посредством народного творчества развить у учащихся интерес к национальной культуре, а также активность, внимание, память, логическое мышление и творческие способности.
3. воспитательные – формировать устойчивый интерес к музыкальному искусству своего народа, воспитать образованную личность с индивидуальным отношением к явлениям общественной жизни.
Народная песня занимает важное место в истории музыки. Песня была тесно связана с простой, бытовой жизнью человека, которая в свою очередь зависела от явлений природы, от Божьего промысла, поэтому она изначально носила обрядовый характер. Любое событие религиозной или трудовой жизни древнего русского человека сопровождалось песней: разнообразная работа, свадьбы, встречи весны, поклонения богам и т. д. В современном мире древние обряды и ритуалы утратили своё сакральное значение, а многие из них позабыты или смешались с христианскими, но песни сохранились и звучат. Поэтому педагогическая задача познакомить детей с тем, как возрождаются народные традиции.
Разнообразие и богатство жанров даёт возможность выбрать те жанры, которые дети 9-10 лет могут осмыслить и понять. Целесообразнее всего связать изучение жанров народных песен с календарём. В зависимости от отведённого по программе времени и от уровня группы можно вести разговор подробно: с древними названиями месяцев, с разбором небольших христианских праздников и днями поминовения святых. А можно дать более общее представление о рассматриваемом периоде с главными событиями, не вдаваясь в мелкие детали. Но всегда упоминаются народные приметы и праздничные игры и обряды, это может быть актуально и сейчас и, как правило, интересно детям.
В историческом времени до правления Петра I Новый год начинался 1-го сентября, это время жатвы, поэтому целесообразно начинать знакомство с циклом календарных народных песен с трудовых.
После сбора урожая проходили свадьбы. Цикл свадебных песен включает в себя лирические, плясовые, шуточные, плачи. Они понятны, вызывают интерес у детей сегодня, потому как свадебные обряды благодаря своей красоте и нарядности живут и в настоящем времени.
В зимний период главными праздниками являются Рождество и встреча весны – Масленица. Рождество тоже актуальный праздник сегодня, он - государственный, отмечается общими народными гуляниями, концертами. И мы можем найти много нотного материала, услышать большое количество рождественских песен. Этот праздник является благодатным материалом для того, чтобы слушание музыки связать с предметом сольфеджио, чтобы давать творческие задания: сочинить, или выучить рождественские попевки. Желательно использовать такие формы работы при изучении рождественских колядок как конкурс на исполнение колядки, или нарисовать иллюстрации к прослушанным песням. Как пример, показать картину В. Сурикова «Взятие снежного городка». В зависимости от уровня способностей детей в группах можно вести разговор более подробно, давая возможность им познакомиться с песнями-гаданьями, с песнями, связанными с языческими обрядами, такими, как проводы Масленицы, с традициями Прощёного воскресенья и началом Великого поста. Для наглядного объяснения на уроке можно показать отрывок из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» «Проводы Масленицы».
Следующий интересный цикл русских народных песен – веснянки. Он так же вызывает большой интерес у детей, особенно, если рассказать им о дне весеннего равноденствия, когда кликали весну песней, встречали птиц тем, что пекли печенье-жаворонки, на Благовещение выпускали птиц из клеток.
Цикл летних песен связан с посевными работами. Это, в основном, заклички дождя. И в этой группе есть очень привлекательные для детей темы, связанные с днём Ивана Купалы. Пением сопровождались гулянья, хороводы, танцы, что вызывает у детей при знакомстве и изучении этих песен радость и интерес. Хорошо сочетать слушание таких песен и их исполнение с движениями, играми («Ручеёк»), устроить выставку рисунков, посвящённых русальной неделе, завиванию венков.
Т. к. все жанры народных песен были связаны с религиозными праздниками сначала с языческими, а затем с христианскими, то возможно при изучении каждого жанра говорить с учениками о христианском календаре, рассказывая им о том, что Покров – это праздник, посвященный Богородице, что День зимнего солнцестояния – это день памяти Николая Чудотворца, Крещение и день Ивана Купалы – праздник памяти Иоанна Предтечи, Пасха – самый главный день в христианском календаре. В настоящее время тема христианства очень актуальна, церковному воспитанию уделяется много времени в образовании, культуре и искусстве. И народные песни, связанные с тематикой христианского календаря, являются носителями нравственности и духовных ценностей.
После того, как пройден календарный круг обрядов и песен, хорошо обратиться к теме детского фольклора: потешки, пестушки, прибаутки, колыбельные, игры. В этот период хорошим домашним заданием будет различная изобразительная работа, поисковая, связанная с поговорками, загадками. Дети с удовольствием рисуют, ищут пословицы, сочиняют свои песни в стиле народных. На контрольных уроках можно устроить конкурс рисунков, сочинённых песен и т. д.
Остаётся рассмотреть ещё один пласт народных песен – былины и исторические. Знакомство с ними необходимо связать с литературными произведениями, тем более что дети знакомятся с героями русского эпоса на уроках в общеобразовательной школе. Чтобы вызвать у детей интерес к былинам, в которых чаще всего встречается мелодия речитативного склада, желательно обращаться к примерам изобразительного искусства. Например, показывая картину «Три богатыря», можно упомянуть о том, что у Ильи Муромца певческий голос может быть бас, а у Алёши Поповича – тенор, и тем самым подготовить почву для изучения темы певческих голосов.
Целесообразность такой последовательности изучения жанров в том, что это позволяет в следующем 4-ом классе детям осваивать тему русской народной песни в творчестве композиторов. Многие композиторы цитировали фольклор, стилизовали, собирали песни в сборники, и тем самым они передавали самобытность своего народа, считая народную песню большой ценностью. Всё композиторское творчество основано на народном. Кроме того, сегодняшняя политика государства направлена на воспитание чувства патриотизма у подрастающего поколения, на возрождение духовных ценностей и пропаганду народного искусства нашей страны. И сейчас народные гуляния обусловлены календарным циклом христианских праздников и земледельческими работами.
Т. о. процесс слушания музыки в обучении всегда должен быть направлен на развитие творческих и интеллектуальных способностей юных музыкантов.
Список использованной литературы:
1. Бачинская Н. , Попова Т. Русское народное музыкальное творчество. Хрестоматия. М., 1974.
2. Веретенников И. Русская народная песня в школе. Северскодонечье, Белгород 1995.
3. Владимирова О. А., Комякова Ж. О., Чупова А. Г. «Слушание музыки» 2-ой год обучения, Композитор. Санкт-Петербург, 2012
4. Келдыш Ю. В., Левашёва О. Е. История русской музыки: Учебник. вып. 1. С древнейших времён до середины XIX века. М.: Музыка, 1990.
5. Фролов А. Музыкальная литература. Учебник для 4 класса музыкальных школ. Композитор. Санкт-Петербург, 2005.