kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Начинаем изучать и понимать полифонию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учимся понимать, как пропеть самую простую мелодию и путем последовательных и систематических упражнений добится правильного двухголосия пользуясь "приемом восьмушки", когда более крупные длительности играются на non legato.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Начинаем изучать и понимать полифонию»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного . образования

« Злынковская детская школа искусств







Методическая разработка на тему:

Начинаем изучать и понимать

Полифонию





Составитель: преподаватель по

классу фортепиано Т.В. Мазурова



Г. Злынка 2016г.

Клавирная музыка XVII-XVIII веков (период расцвета полифонического стиля) подчинена строгой системе законов и правил. Так встает вопрос об изучении полифонии, которое происходит на протяжении всего периода обучения. С первых классов последовательно и поступенно мыдолжны помочь ребнку освоить ясное голосоведение, тембровое своеобразие голосов, террасообразная динамика, сохранение единых штрихов во всех проведениях темы, осознание мотивного строения произведения, владение широким набором артикуляционных средств, умение интонировать внутри определенного тембра, знание строения формы произведения и т. д.
Работу над звукоизвлечением мы начинаем с non legato , ближе к portamento. Несвязно, но протяжно произносятся отдельные звуки. Необходимо научить ребенка прислушиваться не только к начальному моменту возникновения звука, но и к последующему его звучанию, протяжённости и угасанию.       Несвязно, но протяжно ребенок играет первые два - три месяца. Дети хорошо воспринимают песни со словами,  и если ученик опорные звуки произносит глубоко и протяжно, а неопорные мягко и негромко,- появляется простейшая выразительная интонация. Недопустимыми являются как «разрывы» между звуками, так и чрезмерное их  связывание, когда пальцы задерживаются на клавишах. «Ой ты девица», «Перепёлочка», «Во поле берёза стояла», «Ивушка» и другие песни - прекрасный учебный материал. Работая над одноголосными мелодиями, ученик начинает понимать строение мелодии, слышать вопросо-ответные соотношения двутактов, определять характер музыки. Вводится простое понимание формы.

Затем знакомые мелодии исполняются в унисон, в терцию, в сексту. В аккомпанементе используются квинты и секст(бурдон). 1

Вводятся понятия – тоника, субдоминанта, доминанта. Ученик подбирает по слуху аккомпанемент к простым мелодиям.
Особую ценность для развития координации рук представляют такие произведения, в которых мелодия и сопровождение контрастируют по рисунку, ритму или штрихам, как например, в «Песне» А. Гондельвейзера. В репертуаре для начинающих немного пьес с действительно равноправными голосами, но много пьес с отдельными полифоническими моментами.

Пьесы, сочетающие подголосочную полифонию с имитационной составляют большую трудность для исполнения. . Но в репертуаре для детей есть бесценный материал, подготавливающий начинающих учеников к исполнению имитационной полифонии. Многие маленькие этюды и пьесы из «Азбуки»  Е.Гнесиной построены имитационно, а некоторые написаны в форме канона. Темы этих пьес – простые мелодии напевного или танцевального характера. Внимание ученика должно быть обращено не только на поочередные вступления обоих голосов (которые должны звучать по-разному), но и на протяжные звуки в концах мотивов. Эти звуки нужно выдерживать и дослушивать, не заглушая их вступающим вторым голосом.

Неодновременное снятие рук по окончании мотивов
в пьесах № 37 и №39. Полифоническая ткань сложнее: оба голоса развиваются без пауз, непрерывно.Как прослугать два голоса и выполнить двумя руками различные движения. Ансамблевый метод работы в это время должен быть ведущим: исполнение одного голоса учеником, другого преподавателем. Очень помогает в работе пропевание одного голоса с одновременным исполнением на фортепиано другого, исполнение одного голоса F, другого p, исполнение

2

пьесы в четыре руки с удвоением голосов в октаву.

За освоением простой имитации (повторение мотива в другом голосе) начинается работа над пьесами, построенными на стреттной имитации, которая вступает до окончания имитируемой мелодии. Сборнике«Полифонические пьесы для фортепиано» И.Берковича,построен на основе украинских народных песен. Композитор пианистично и удобно для детских рук переложил ряд ярких и разнообразных песен. Во многих пьесах сборника сочетаются подголосочный и имитационный виды полифонии, есть пьесы с полным равноправием голосов, в некоторых появляется трёхголосие.

С мотивной структурой, гармонической составляющей, ученик знакомится на миниатюрах преимущественно танцевального жанра  европейских композиторов XVII-XVIII веков. Эти пьесы вводят ученика в мир музыки эпохи барокко миниатюры  преимущественно танцевального жанра  европейских композиторов XVII-XVIII веков. Эти пьесы вводят ученика в мир музыки эпохи барокко: менуэты, сарабанды, экоссезы, прелюдии Ф. Куперена, Д. Циполи, И. Пахельбеля, Г. Бёма, Ж.Ф. Рамо, Л. Моцарта, Д.Тюрка и других композиторов. Лучшие из этих пьес отличаются живостью, изяществом и законченностью. Изложены они большей частью двухголосно, причем основную мелодию ведёт верхний голос, нижний же, уступая верхнему по выразительности, все же имеет самостоятельную и непрерывную линию, включающую моменты имитации верхнего голоса.Продолжается изучение строения фраз, мотивов, вопросо-ответных соотношений двух или четырех тактов.

И вот тут –то , уже на благодатную почву, уместно и даже

3

необходимо рассказать ученику, для каких инструментов сочиняли музыку композиторы XVII-XVIII веков. Молоточковое фортепиано было изобретено в начале XVIII века, но первые фортепиано были несовершенными и они не сразу вошли в музыкальную практику. На протяжении почти всего XVIII века композиторы продолжали сочинять музыку, в основном, для клавесина и для инструментов, которые носили общее название – клавир. Под клавирным произведением понималось произведение, написанное вообще для какого-либо клавишного инструмента. Следует назвать три основных клавишных инструмента того времени: орган, клавикорд и клавесин.
      Орган - один из самых древних инструментов. Самый крупный клавишно-духовой инструмент с большим набором труб разного размера. Каждая труба издает звук определенной высоты. Во II веке до нашей эры был создан гидравлический орган, воздух в нём нагнетался водяным прессом. Играют на органе при помощи клавиатур для рук и ног. Сложный механизм управления позволяет переключать тембры, регистры так, что звучание органа производит впечатление звучания оркестра. Записи исполнения органной музыки и фильмы об этом инструменте, показанные детям, несомненно, удивят и восхитят учеников. В Средние века органы были построены во всех крупных католических соборах. Лучшие музыканты того времени служили церковными органистами.   
      Но для музицирования в XVII -XVIII веке использовали широко распространенные другие инструменты. Это – клавикорд и клавесин. Клавикорд – музыкальный инструмент небольшого размера, с тихим звучанием, рассчитанным на небольшую комнату. Клавикорду не свойственны яркие оттенки и звуковые контрасты, однако, в зависимости от характера нажима на клавишу, мелодии, исполняемой на

4

клавиатуре, может быть придана тонкая нюансировка, некоторая звуковая гибкость.  Клавесин обладает  более ярким  и блестящим звуком. Инструмент имеет четыре регистра,  которые включаются попеременно или совмещённо с помощью рычажков. Это дает возможность окрашивать в различные краски голоса произведения. Звук на клавесине извлекается не мягким молоточком, а твёрдым клинышком, не ударом по клавише, а щипком. Звук не меняется в зависимости от силы удара. Клавесинист устанавливает нужные регистры перед исполнением.
     Даже на этом этапе обучения можно говорить о тембровом своеобразии голосов произведения. На уроках стоит использовать электрическое пианино с разделением клавиатуры и переключением тембров; исполнить пьесу в двух тембрах (например, верхний голос играет флейта, нижний – виолончель), затем исполнить пьесу на фортепиано, приближаясь  к звучанию этих тембров. Таким образом, ученик узнает о фортепианной инструментовке и совершает первые шаги на этом пути. Так проходит работа над нетрудными  пьеами  Ж.Ф.Рамо,  Д. Циполи,  Л. Моцарта,  мы стремимся научить ученика извлекать из инструмента не случайный, а определённый, необходимый в данном случае звук.  

   Пьесы  из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах» – ценнейший материал, который активно развивает полифоническое мышление ученика, его звуковую палитру, воспитывает чувство стиля и формы. Предварите знакомство со сборником кратким рассказом об истории его создания и предназначении. Две «Нотные тетради Анны Магдалены Бах», представляющие собой своеобразные домашние музыкальные альбомы семьи Бах, содержат инструментальные и вокальные пьесы самого различного

5



характера . Эти сочинения – как собственные, так и чужие, записаны в тетрадь И. С. Бахом, иногда – его женой Анной Магдаленой Бах; встречаются страницы, исписанные детским почерком кого-либо из младших детей.  Содержание первой «Нотной тетради» составляют, главным образом, французские сюиты. Клавирные сочинения И.С. Баха  во второй «тетради» (которую мы и рассматриваем) представлены разнообразно: наряду с партитами мы встречаем здесь совсем легкие пьесы, предназначенные для детей. Из клавирных произведений других авторов во второй «Нотной тетради» находятся «Пастораль» Ф. Куперена, Менуэт Г.Бема, пять пьес сына И. С. Баха Филиппа Эммануила. Вокальные сочинения – арии и хоралы, входящие в сборник, предназначались для исполнения в домашнем кругу. Пьесы из второй « Нотной тетради» входят в репертуар любого ученика музыкальной школы.    
На уроке преподаватель несколько раз играет выбранную пьесу, подчёркивая и разъясняя детали произведения: обсудить с учеником фортепианную инструментовку голосов (например, верхний голос приближается по звучанию к скрипке, нижний – к виолончели). объяснить фразировку, строение мотивов, динамику. Самостоятельность голосов – непременная черта любого полифонического произведения.(м енуэт d-moll:
1. различное звучание голосов;
2. разная, почти нигде не совпадающей фразировка;
3. несовпадение штрихов;
4. несовпадение кульминаций (в 4-5 тактах мелодия верхнего голоса поднимается и приходит к вершине, тогда как нижний голос движется вниз);
5 разная ритмика (движение нижнего голоса четвертными и

6

половинными длительностями контрастируют с подвижным ритмическим рисунком мелодии верхнего голоса, состоящего из восьмых нот)

6. Несовпадение динамического развития (в тактах 5-6 звучность верхнего голоса усиливается, в 7 уменьшается, в то время как динамика нижнего голоса развивается прямо противоположным образом).
В динамике Баха главное – выразительность интонации; необходимо научить ребенка определять, какие мотивы, мелодические ходы должны звучать более напряжённо (например, восходящее движение, диссонантные интервалы), а какие – спокойно (разрешения, нисходящие интервалы,  консонансы) - ПОЛИДИНАМИКА . Для выявления выразительности мотивов используются  агогические  приемы

Контраст в артикулировании соседних длительностей  И .Браудо назвал «приёмом восьмушки». Баховской ритмике характерно использование  смежных ритмических категорий : мелкие длительности играются legato , а более  крупные – non legato .

Мы сталкиваемся с тем, в клавирных сочинениях Баха почти полностью отсутствуют исполнительские указания - Бах не применял темповые, динамические, артикуляционные обозначения. В  «Нотной тетради» лишь в Менуэте F-dur содержится авторская лига. Необходимо объяснить ученику, что все указания внесены редакторами. Редакций много.  Но именно авторский текст (достоверная копия с подлинников) следует считать основой работы по изучению баховской клавирной музыки. Многие редакции  (например, Г.Келлера, Г.фон Дадельзена) бережно сохраняют те немногие, редкие авторские указания,

7

баховский текст воспроизведен в его чистом виде. В настоящее время считается, что правильнее всего работать по Urtext’у.

Стилистические черты музыки композитора переданы в « Полифонической тетради» под редакцией И.Браудо с безупречной точностью. В ней дифференцированы указания динамики, относящиеся к различным голосам, отмечены цезуры между фразами и мотивами, в каждой пьесе указаны два темпа, один – для начального периода работы, другой  для исполнения уже выученной пьеcы. Полным изданием «Нотной тетради» является редакция Л.Ройзмана. В основе ее лежит точный авторский текст, исполнительские указания редактора достаточно верно отражают характер творчества Баха. Словесные пояснения определяют не темп пьесы, а ее основной характер. Достоинством издания является помещенная здесь таблица расшифровки мелизмов, которую Бах вписал в другой сборник -  «Нотную тетрадь» Вильгельма Фридемана Баха. В 2006 году была издана редакция «Нотной тетради»  А. Майкапара, известного клавесиниста, органиста, ученика Л.Ройзмана. Во вступительной статье к прекрасно иллюстрированному сборнику – история создания  «Нотной тетради», краткие сведения об авторах пьес, интересные факты из жизни семьи И.С.Баха.  В комментариях обоснованы исполнительские рекомендации и принципы редактора, - А.Майкапар удачно применил метод сопоставления баховских клавирных текстов, где обозначения отсутствуют, с фрагментами из оркестровых и хоровых партитур с авторскими исполнительскими указаниями. Сопоставление, обсуждение различных редакций исполняемой пьесы (Браудо, Ройзмана, Майкапара, Urtext’а) бесспорно принесут пользу ученику .

8

Работая над пьесами «Нотной тетради»  ученик начинает постигать искусство штрихов.  На необходимость вырабатывать прием игры cantabile указывал сам И.С.Бах, считавший его чуть ли не главной педагогической целью. (Об этом он писал на титульном листе «Инвенций».) Расчлененные штрихи могут быть очень разнообразными, существует несколько типов staccato –короткое, тяжелое, острое, легкое, и т. д. Non legato также имеют несколько характеристик. Браудо пишет о более продленном non legato, о максимально продленном, в котором звуки почти не разделяются. Штрихи подбираются в зависимости от характера музыки. Стоит отметить один важный момент, - при повторении мелодии данные, выбранные штрихи не должны меняться. Постепенно формируются представления ученика о межмотивной и внутримотивной артикуляции. Цезура между мотивами очень помогает выработать ясное представление о мотивной структуре мелодии, о расчленении разделов пьесы. Мера расчленения каждый раз определяется на слух, но последний звук перед цезурой следует исполнять tenuto. Цезура может обозначаться различными способами; паузой, вертикальной черточкой, знаком staccato перед цезурой и т.д. 

Для понимания структуры мотивов ученика следует научить различать основные типы мотивов. Ученик должен знать: 1. Мотивы ямбические, которые идут со слабой доли на сильную и 2. Мотивы хореические, начинающиеся на сильной доле  и заканчивающиеся на слабой. Чаще всего ямбические мотивы произносятся расчлененно, хореические – связно. Конечно, встречаются  и исключения, но эти правила вырабатывались несколькими поколениями музыкантов XVII-XVIII веков, следовательно, игнорировать эти приемы не стоит. 

 
Бах придавал принципиально важное значение мелизмам и помещал таблицы с расшифровкой украшений в своих сочинениях. Термин «мелизм»  произошел от древнегреческого слова  «melos» ,что означает – пение, мелодия. Баховская терминология, представляющая собой сочетания немецких, итальянских и французских терминов устарела.  Она переведена в современные термины так:  
               1.trillo –довольно короткая трель;
               2. mordent – мордент;
               3.trillo und mordent – длинная трель с заключительными нотами;
               4.cadence –группетто;
               5.doplet –cadence –длинная трель с восходящими вступительными
                  нотами;
               6.idem –длинная трель с нисходящими нотами;
               7.doplet- cadence und mordent –длинная трель  с восходящими
                  вступительными нотами и заключением;
               8.idem –длинная трель с нисходящими вступительными нотами и
                  заключением;
               9. accent steigend- восходящий форшлаг;
             10. accent fallend –нисходящий форшлаг;
             11.accent und mordent –восходящий форшлаг и мордент;
             12.accent und trillo – нисходящий форшлаг и короткая трель.
      В таблице украшений, размещенной И.С.Бахом в «Нотной тетради» Вильгельма Фридемана Баха, нужно обратить внимание на три момента:  1. Исполнять мелизмы Бах рекомендует  (за отдельными исключениями) за счет

10

длительности основного звука.

2.Все мелизмы начинаются с верхней вспомогательной ноты (кроме перечеркнутого мордента). 3. Вспомогательные звуки в мелизмах исполняются на ступенях диатонической гаммы, не считая тех случаев, когда знак альтерации указан самим композитором (под знаком мелизма или над ним).

Творчество И. С. Баха  по своей природе непосредственно обращено к интеллектуальной сфере. Для понимания полифонии нужны специальные знания, нужна рациональная система их усвоения. Полифоническое мышление развивается у большинства учеников сравнительно медленно и это закономерно. Не надо жалеть ни времени, ни сил для того, чтобы кропотливо работать над каждым голосом, каждой мелодической линией, над каждым элементом музыкальной ткани и это даст положительный результат.









СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
И. Браудо Об изучении клавирных сочинений Баха в   музыкальной школе Ленинград  «Музыка» 1979 г.
А. Майкапар    Вступительная  статья  к  редакции   «Нотной  тетради    Анны Магдалены Бах».2006 г.





11




























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Начинаем изучать и понимать полифонию

Автор: Мазурова Татьяна Вячеславовна

Дата: 17.05.2016

Номер свидетельства: 327868

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "«Методические рекомендации для организации работы студентов в классе баяна/ аккордеона с учетом реализации ФГОС3+ "
    ["seo_title"] => string(128) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-dlia-orghanizatsii-raboty-studientov-v-klassie-baiana-akkordieona-s-uchietom-riealizatsii-fgos3"
    ["file_id"] => string(6) "226121"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440078003"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Развитие музыкального мышления в процессе фортепианного исполнительства - методическая разработка "
    ["seo_title"] => string(110) "razvitiie-muzykal-nogho-myshlieniia-v-protsiessie-fortiepiannogho-ispolnitiel-stva-mietodichieskaia-razrabotka"
    ["file_id"] => string(6) "233756"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443202501"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства