Музыкотерапевтические приемы для речевого развития старших дошкольников
Музыкотерапевтические приемы для речевого развития старших дошкольников
Вданной статье особое внимание уделяется элементам музыкальной терапии, как средству коррекции речевых и эмоциональных пррблем у детей старшего дошкольного возраста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Музыкотерапевтические приемы для речевого развития старших дошкольников»
«Музыкотерапевтические приемы для речевого развития
старших дошкольников»
Все воспитанники образовательной организации, не зависимо от того имеют они речевые проблемы или нет, нуждаются в совершенствовании речевого развития. Помощь в речевом развитии оказывают все педагоги, в том числе и музыкальные руководители.
У музыки и речи существует немало общих основ. Одна из них, пожалуй, самая основная, заключается в том, что и музыкальное искусство, и речь имеют общее начало – звук. А сам звук всегда являлся и является выражением какого-то смысла, какой-то идеи. И музыкальное произведение, и человеческая речь-это возможность общения с окружающим миром.
Знакомя детей с песнями, музыкальными сценками, во время бесед о музыке, композиторах, при подготовке к праздничным утренникам, досугам, при разучивании стихотворных перекличек и т.д. постоянно работаю над такими компонентами речи, как:
развитие словаря;
обучение рассказыванию и чтению стихов;
формирование диалогической речи;
ознакомление с литературой и поэзией;
воспитание культуры речевого общения;
развитие дыхания.
Дети разные по своему характеру, темпераменту, развитию, воспитанию. Одни замкнутые, другие застенчивые, неуверенные в себе, «молчуны», с трудом идущие на контакт, а есть и просто равнодушные, безразличные. Есть дети чрезмерно активные. Их речь быстрая, нечеткая, дыхание без пауз, говорящие как бы «взахлёб».
Чтобы заинтересовать таких воспитанников, использую в непосредственно образовательной деятельности музыкальную терапию, как средство коррекции речевых, эмоциональных проблем детей дошкольного возраста.
Медиками установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение. Было замечено, что легкая спокойная музыка во время занятий успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения.
Музыкотерапевтическое направление работы способствует не только улучшению общего эмоционального состояния детей, но и стимулирует речевую функцию; нормализует просодическую сторону речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации).(привести примеры)
Большое внимание уделяю пению детей. Давно известно, что пение является одним из лучших дыхательных упражнений. Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губы, язык), это, конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка
Сначала мы учимся правильно брать вдох и правильно делать выдох. Для этого были подобраны специальные вокальные упражнения, понятные и доступные детям. Подготовив голосовой аппарат к работе, мы приступали к прослушиванию и разучиванию песни. Репертуар подбирается с учетом психологических и возрастных особенностей группы.
На каждом занятии обязательно проводится музыкальная релаксация с упражнениями на развитие речевого дыхания и пальчиковой гимнастики - в качестве переключения внимания и для плавного перехода от одного вида деятельности к другому, таким образом закладывается основа для совершенствования речевого развития.
К методикам музыкальной терапии можно отнести музыкальные пальчиковые игры, фонетическую ритмику Костылевой Н.Ю., «Хор рук», ритмодекламацию, игру и т.д.
Музыкальные пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актерами являются пальцы. Пальчиковые игры развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность; повышают общий уровень организации ребёнка; развивают чувство ритма, дикционную моторику речи, координацию движений.
Начинаем работу над пальчиковыми играми с младшего дошкольного возраста, используя короткие по объему и несложные по содержанию тексты, доступные детям. В старшем дошкольном возрасте пальчиковые игры усложняются, жесты становятся более символичными, в результате чего игры превращаются в настоящий пальчиково-речевой театр.
Учеными давно доказана теснейшая связь между развитием движений рук и формированием произношения, где движения играют стимулирующую роль, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга, причем именно в дошкольном возрасте, пока идет процесс формирования речевой моторики.
Активно речь начинает формироваться, когда движения пальцев рук ребенка достигают достаточной силы и точности. Следовательно, развивающую и коррекционную работу нужно выстраивать в направлении от движения к речи, что с успехом и реализует фонетическая ритмика, сочетающая в себе три компонента: эмоциональный, двигательный, речевой.
По мнению Костылевой Н.Ю., фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь, движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Занятия фонетической ритмикой позволяют сформировать фонетически правильную речь.
Фонетическая ритмика проходит под музыкальное сопровождение. (привести примеры).
Широко использую на практике инновационную музыкально-педагогическую технологию«Хор рук» (автор Т.А. Боровик). Особенностью данной технологии является простота в исполнении, что позволяет быть в роли ведущего любому ребенку, в том числе и тому, кто застенчив, испытывает внутреннюю неловкость, робок.
Технология «Хор рук» является одной из форм музыкотерапии. Она направлена на развитие двигательной фантазии детей, способствует развитию чувства ритма.
Музыка и ее ритмы не просто сопровождают движение и пение детей, они являются самым действенным, организующим и руководящим средством коррекционного воздействия на детей, имеющих различные речевые проблемы.
Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии. Это одновременно речевая игра, предполагающая творческую свободу в интонационно-ритмическом исполнении текста, и упражнение для исполнения музыки. Чёткая ритмическая организация музыкально-исполнительского процесса активизирует у детей развитие внимания, сосредоточенности, быстроты реакции, координации слуха, голоса и движения, способствует интенсивному развитию чувства ритма.
Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т.п.), шумовых инструментов, звучания мелодии, может сопровождаться различными движениями, что помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма речи.
Игра – это «волшебная палочка», при помощи которой можно научить детей петь, играть на инструментах, красиво двигаться и танцевать, слушать музыку.
В игровой форме проводится артикуляционная гимнастика (в форме сказки «Путешествие Веселого Язычка»). Это способствует «разогреву» мышц речевого и дыхательного аппарата.
Перед прослушиванием какой-либо музыкальной пьесы, провожу с детьми беседу. В беседу вступают, как «говоруны», так и «молчуны». В дальнейшем все с удовольствием слушают новую песню и активно включаются в процесс разучивания.
Ввиду того, что дети быстрее запоминают музыку в сопровождении слова, во всех возрастных группах начинаю разучивание песни сразу со словами. При этом каждая фраза многократно повторяется. Ребёнок должен не только правильно и чётко произносить слова, но и хорошо понимать их значение. Текст песен должен быть рифмованным и ритмичным. Дети лучше и быстрее запоминают такие стихи.
Начиная с младшего возраста, на каждом занятии стараюсь активизировать у детей речевую деятельность, опираясь всегда на игровые мотивы. Здесь на первый план ставим диалог малыша со взрослым, установление между ними контакта, доверительных отношений.
Уже на четвёртом-пятом году жизни у детей становится более устойчивая эмоциональная реакция на музыку. Они свободно определяют различные средства музыкальной выразительности, слышат не только общее настроение произведения, но и отдельные контрастные его части.
На музыкальных занятиях у детей пополняется багаж новых слов: жанры (марш, колыбельная, танец), музыкальные термины (высоко, низко, ритм, тембр, оркестр, хор, солист, дирижёр и т.д.), инструменты (баян, бубен, труба, скрипка, барабан, балалайка, бубен, металлофон, ксилофон, пианино, гитара), слова, определяющие характер музыки.
Развитию речевого слуха способствуют пение попевок на различных звуках(привести пример).
Замечательный музыкант и педагог Карл Орф, считал, что музыка, движение и речь не являются обособленными друг от друга, а представляют собой единое целое для ребёнка.
Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности. Поэтому любые движения под музыку развивают и музыкальный слух, и двигательные способности, и те психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей. Занятия с движениями под музыку и в сопровождении речи имеют неоценимое значение. Движения под музыкальное сопровождение положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, тренируют мозг и подвижность нервных процессов.
Многими учеными отмечено, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Таким образом, развитие речи дошкольников осуществляется всесторонне в разных видах музыкальной деятельности.