Одной из важнейших задач хореографии концертмейстерской деятельности является плодотворная работа аккомпаниатора как с солистом, так и всем танцевальным коллективом, в процессе которой происходит формирование и развитие музыкально-ритмических движений, а главное — владение сложным искусством общения и с солистом и с коллективом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Музыкальное оформление народно-сценического танца»
Музыкальное оформление народно-сценического танца
ПЛАН
Мастерство концертмейстера.
Что такое хореография? Её место в учебном процессе.
Нравственная и эстетическая роль в развитии музыкального и
танцевального искусства в формировании всесторонней
гармонической личности.
Основные задачи хореографии.
Танец как неотъемлемая часть развития культуры. Национальные особенности танца.
Костюм как один из компонентов, составляющий целостность танца.
Роль музыки в обучении танцевального искусства.
Подбор музыкальных произведений для хореографии.
Требование к концертмейстеру-исполнителю произведений.
Примеры музыкального сопровождения занятий по хореографии
по народно-сценическому танцу
Мастерство концертмейстера
Одной из важнейших задач хореографии концертмейстерской деятельности является плодотворная работа аккомпаниатора как с солистом, так и всем танцевальным коллективом, в процессе которой происходит формирование и развитие музыкально-ритмических движений, а главное — владение сложным искусством общения и с солистом и с коллективом.
Работа концертмейстера над фортепианной партией основывается на всестороннем анализе музыкального произведения. Анализ необходим для выявления стилистических особенностей и технических трудностей сочинения. Он способствует усвоению нотного текста, помогает аккомпаниатору в составлении исполнительского плана произведения и нахождении выразительных средств его практического воплощения. Любая исполнительская концепция должна основываться на теоретическом фундаменте, поэтому пианист обязан знать о сочинении как можно больше.
Процесс работы над партией аккомпанемента можно условно разделить на несколько этапов :
Эти этапы определяют сущность работы над фортепианной партитурой. Начинать работу нужно с проигрывания произведений полностью. Это позволит лучше понять характер музыки, выявить трудности и повысить перед собой определённые задачи.
Нередко слабой стороной при разборе является наличие случайных фальшивых нот. Это говорит об отсутствии внимания и приводит к появлению проблемных ситуаций . Концертмейстер должен выработать чувство самоконтроля. Лишь тогда он избежит неграмотного заучивания.
Немаловажную роль имеет присутствие у аккомпаниатора одного из компонентов музыкальных способностей — чувства ритма. В педагогической практике довольно часто приходится сталкиваться с нарушениями темпа. Ощущение счётной единицы поможет выдержать темп на протяжении всего сочинения. Нельзя не упомянуть и о смене размеров. В этом пианисту поможет слуховое представление о каждом размере.
Большое значение на одном из заключительных этапов работы имеют отбор выразительных средств и окраска звучания. В музыке сплошь и рядом происходят динамические изменения: сильное и слабое звучание, нарастание и спады звучности, контрастные моменты. Именно окраска обогащает звуковую палитру и придаёт музыкальному произведению особенную яркость.
Работа над фортепианной партией — процесс длительный. Следует развивать навыки аккомпанирования и систематически тренироваться. Совершенствованию технически помогут различные виды упражнений : каноны, гаммы, арпеджио и аккорды.
В практической работе аккомпаниатору часто приходится встречаться с разнообразным репертуаром, в произведениях есть трудные места, нужно найти наиболее рациональное решение для их преодоления.
Учить лучше в медленном темпе или в таком, который наиболее благоприятен для того, чтобы устранить имеющиеся недостатки.
Большое значение в работе аккомпаниатора имеет педализация. Умелое пользование ею поможет концертмейстеру в исполнении. И, конечно, огромную роль сыграют навыки и профессионализм концертмейстера в подчёркивании особенностей тембровой окраски партии сопровождения, что даст ощутимый эффект музыкальному сочинению в целом.
Таким образом, основная задача концертмейстера — создание целостного художественного образа, что является немаловажным для танца.
Что такое хореография? Её место в учебном процессе.
Пожалуй нет такого уголка на свете, где бы не слышали о волшебном мире танца. Каждому из нас нравится, когда кто-нибудь красиво и легко танцует. Но не все знают, что для этого нужно систематически трудиться и добиваться результатов, не останавливаясь на достигнутом. Чтобы красиво танцевать, нужно в совершенстве владеть своим телом.
Откуда же взялось это понятие хореография?
Само слово «хореография» греческого происхождения, оно означает «писать танец». Но, позднее этим словом стали называть всё, что относится к искусству танца.
Хореография — искусство любимое детьми. Ежегодно сотни любителей танцевального искусства приходят в хореографические самодеятельные коллективы, танцевальные ансамбли нашего города. С каждым годом прибавляется число средних образовательных школ, в которых вводят уроки ритмики и хореографии.
На этих уроках дети развивают двигательный аппарат, к которому относятся как кости и их соединения, суставы, связки, так и мышцы. Упражнения содействуют развитию подвижности в суставах, укреплению и эластичности связок, развивают определённые группы мышц.
Нравственная и этетическая роль в развитии музыкального танцевального искусства в формировании всесторонней гармоничной личности.
Уроки ритмики и хореографии являются действенным средством эстетического воспитания. Они позволяют развивать у учащихся музыкальное восприятие, музыкальный слух, память, чувство ритма, выразительность, изящество движений. А это всё является компонентами всестороннего и гармоничного развития личности.
Всестороннее развитие личности является одной из главных задач воспитания на современном этапе развития общества.
Особая роль в решении этой задачи принадлежит предметам эстетического цикла (музыке, изобразительному искусству), в том числе и хореографии, который сейчас вводится в общеобразовательных школах.
Музыка, хореография способствуют развитию музыкальных и танцевальных способностей детей. Кроме того, приобщение детей к искусству танца позволяет не только постичь эстетику движений, но и способствует решению одной из важных проблем эстетического воспитания — проблемы современного танца. Закладываются нравственные и эстетические основы, на которых в дальнейшем строится система целенаправленного воспитательного процесса.
Основные задачи хореографии
Занятия хореографией ставят перед собой задачи :
Воспитывать общую музыкальность у учащегося, способность эстетического восприятия музыки, развивать музыкальный слух и вкус.
Учить согласовывать движения с развитием музыкального темпа, разнообразным характером музыки и наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развивать чувство ритма.
Совершенствовать качество движений, добиваться их выразительности, чёткости и координации движений.
Развивать в процессе музыкально-ритмических движений художественно-творческие способности, индивидуальность.
Испытывать радость и удовольствие в танце.
Развивать чувство ответственности (Чувство ответственности так необходимое в жизни, двигает детей,которые занимаются хореографией, вперёд. Нельзя подвести рядом стоящего в танце. В танце нельзя опоздать, потому что от тебя находятся в зависимости другие. Нельзя не выучить, не выполнить, не доработать).
Танец как неотъемлемая часть развития культуры. Национальные особенности танца.
Прежде чем начать обучать детей азбуке хореографии, стоит познакомить их кратко с истоками танца, объяснив, что танец -это не только ритмические движения под музыку, а один из древнейших видов искусства. Он является неотъемлемой частью развития культуры.
Каждому народному танцу присущи свои национальные черты, у каждого танца своя манера исполнения, потому что у каждого народа есть свой сложившийся национальный характер, язык, обычай, обряд.
В песнях, танцах, музыке таится дыхание истории народа. Для того, чтобы хорошо знать танцы своего или другого народа, нужно знать обычаи, культуру и искусство — то, что отражает танец.
Танцы любили и исполняли не только в народе — они украшали приёмы и торжества, восхищая грацией и красотой.
В народной пляске всегда есть органическое единство содержания, характера движения, музыки костюма. Все эти компоненты составляют целостность танца, определяют его художественную ценность.
Костюм как один из компонентов,составляющий целостность танца.
Большое значение в танце имеет костюм. Изменять его, не считаясь со стилем танца, местным колоритом, - значит разрушить целостность художественного произведения.
Костюм определяет стиль, характер, движения в танце. Длинный сарафан в старинной пляске украшает украшает движения девушки, придаёт ей грациозность, плавность. То, что мы называем «лебединой поступью».
В чём же сила и красота танца?
Прежде всего в жизненной правде, в оптимизме, в законченности художественных образов, в которых отражались история народа, его обычаи, национальные черты : широта, мужество, скромность, удаль.
Народное танцевальное искусство прекрасно потому, что в него вложенум и талант не одного человека, а целых поколений. Здесь уместно вспомнить слова М.И. Калинина : « Народ — это всё равно, что золотоискатель. Он выбирает, сохраняет и несёт, шлифуя на протяжении многих десятилетий, только самое ценное, только самое гениальное»
Роль музыки в обучении танцевального искусства.
Для того, чтобы выполнить то или иное движение необходимо подобрать музыку.
Выполнение танцевальных движений под музыку является наиболее эффективной формой создания у детей правильного понимания характера движений.
Вопрос о взаимосвязи музыки и движения неоднократно раскрывался в педагогической и психологической литературе. Говоря о большом значении музыки в развитии движений, педагог Н.А. Ветлугина отмечает : «...между музыкой и движением при одновременном их исполнении устанавливаются очень тесные взаимосвязи. Их объединяет одно и то же поэтическое содержание. Определяющую роль при этом играет музыка, развитие её образов. Движение, сопутствуя музыке, выражает именно её, образное содержание. Возникает важный вопрос о единстве восприятия ребёнком музыки, когда он движется, и движений, которыми он стремится выразить её содержание».
Подбор музыкальных произведений для хореографии
При отборе музыкального произведения учитывается его соответствие характеру движений. Для движений, отличающихся чёткостью, быстрой сменой направления движения, необходимы музыкальные произведения с короткими музыкальными фразами, с акцентированными сильными долями такта.
Главные движения требуют музыки спокойного характера с более длинными музыкальными фразами.
В перестроениях смена движения требует двух-, трёхчастной формы музыкального произведения, характер каждой части должен быть различным. Это облегчает выполнение соответствующего движения.
Требование к концертмейстеру-исполнителю произведений
Выразительное исполнение музыки — основной методический приём концертмейстера. Музыка побуждает ребёнка к движению. Ему доставляет истинное наслаждение полное слияние с музыкой. От того, как исполнено музыкальное произведение концертмейстером, зависит восприятие музыки и понимание музыкального образа и в конечном итоге качество выполняемых движений.
Искажённое исполнение музыки особенно вредно для детей, так как дети знакомятся с миром музыкального искусства. Музыка как вид искусства всегда содержательна, поэтому движения под музыку становятся осмысленны, эмоционально-окрашены.
Каждое исполнение должно быть эмоциональным и выразительным : фразировка мягкой, естественной, без произвольных остановок.