kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Музыкально - теоретический анализ на хоровое произведение "Жди меня" муз. К. Молчанова, стихи К. Симонова

Нажмите, чтобы узнать подробности

аннотация на хоровое произведение "Жди меня"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Музыкально - теоретический анализ на хоровое произведение "Жди меня" муз. К. Молчанова, стихи К. Симонова»

Историко – стилистический анализ произведения

Произведение «Вей, ветерок», латышская народная песня. Слова О. Томского. Обработка А. Юрьяна. Переложение для хора А. Пуканина.

«Вей, ветерок» (лив. Pūgõtūļ, латыш. Pūtvējiņi) — древняя ливская свадебная песня, появившиеся у даугавских ливов в Видземе. В Латвии песня «Вей, ветерок!» считается народной латышской песней и входит в число самых популярных песен Латвии. Песня хорошо известна так же в Эстонии. Песня «Вей, ветерок» первый раз была опубликована Густавом фон Бергманисом в 1807 году, а мелодия к ней была опубликована ЯнисомЦимзе в 1872 году.

Андрей Юрьян (латыш. AndrejsJurjāns; 30 сентября 1856, Эргли — 28 сентября 1922, Рига) — латышский композитор и фольклорист.

Андрей Юрьян с 1875 года учился в Санкт-Петербургской консерватории, сперва в классе органа Луи Гомилиуса, затем также в классе композиции Н. А. Римского-Корсакова.

В 1877 году была опубликована первая написанная им песня. По окончании консерватории в 1882—1916 гг. преподавал в городе Харькове, в то же время активно участвуя в музыкальной жизни Латвии как собиратель, исследователь и аранжировщик национального песенного фольклора.

Своим четырёхтомным трудом «Материалы латвийской народной музыки», в котором приведено около 2000 напевов, Юрьянс положил основание всем дальнейшим исследованиям в этой области.

Вместе с братьями он регулярно принимал участие в Латвийских праздниках песни.

После смерти Юрьянса его труд был дополнен (5-я часть) братом Юрьянса, Павлом. Собственные сочинения Юрьянса также в значительной степени основаны на фольклорном материале.

Содержание



Песня «Вей, ветерок» даугавских лодочников, получившая общенародную популярность именно в обработке Юрьяна. Уже в этой своей ранней работе, в первый раз напечатанной в 1884 году, Юрьян сумел достичь мягкого, плавного движения голосов. При пении звучность должна постепенно, от строфы к строфе, усиливаться, начиная с ре и доходя в пятой строфе до /, после чего вновь затухать, тем самым создавая образ приближающейся и удаляющейся лодки с поющими рыбаками. Фортепьянное сопровождение здесь не обязательно, но при его исполнении вокальный образ получает выразительную поддержку в инструментальных колыханиях на остинатиой гармонии, вызывающих впечатление мерного плеска реки. Курземе — западная часть Латвии.

Содержание



Жанр произведения

Жанр Произведения обработка народной песни.







Музыкально – теоретический анализ произведения

Форма произведения.

Произведение «Вей, ветерок» написано в куплетной форме. Состоит из 5 куплетов.

Характеристика мелодии.

Характер мелодии лирический, светлый, благородный.

Для мелодической линии характерно сочетание плавного поступенного движения с скачкообразным движением.

Звучание мелодии в мажорном ладу создаёт светлое настроение.

Ладотональный план.

Основная тональность произведения F- dur

Метроритм.

Размер произведения простой 3/4,

Ритмический рисунок в произведении ровный.

пример

Преобладает движение крупными длительностями.

Встречаются выдержанные звуки.

пример

Ритмический рисунок почти во всех голосах совпадает, кроме 7такта.

Фактура произведения.

Фактура произведения гомофонно – гармоническая.

Мелодическая линия проводится в партии сопрано, остальные голоса создают гармонический фон.



Вокально- хоровой анализ

Произведение предназначено для исполнения

  • (однородным - детским, женским, мужским),

  • смешанным (полным, неполным)

  • 2х,3х, 4х ит.д. голосным хором

  • (с divizi в партии С, А, Т, Б).

Диапазон партии сопрано:

Диапазон партии альта:

Диапазон партии тенора:

Диапазон партии баса:

Диапазон всего хора:

Тесситура (высокая, средняя, низкая), (удобная, неудобная).

Ансамбль (естественный или искусственный).

Звуковедение.

Звуковедение в произведении (мягкое, подчеркнутое, глубокое……….Legato, NonLegato, Staccato).

Атака звука (мягкая, твёрдая…) соответствует характеру звукообразования в произведении.



Дыхание.

Дыхание в произведении (общехоровое, цепное, по партиям).

Характер звука.

Характер звука в произведении (прикрытый, открытый, светлый, приглушенный, сочный, мощный………………)



Вокально – хоровые трудности

Интонационные трудности.

  • Движение на одном звуке

Необходимо петь с тенденцией к повышению.



  • Исполнение скачков (на какие интервалы и в каком голосе)

Интонирование скачков с каждой партией сольфеджио и вне ритма.



  • Исполнение полутоновых интонаций

При исполнении полутоновых интонаций опираться на правила интонирования в мажоре и миноре.



  • Выдержанные звуки

Выдержанные звуки необходимо петь с тенденцией к повышению.



  • Октавные унисоны

Отдельные мелодические ходы или аккордовые соединения по вертикали отстраивать вне ритма по руке дирижера.



  • Неодновременное вступление партий

Впевать медленно, делая остановку на вступлении новой партии, используя приём «ферматного» выстраивания неточно звучащего аккорда.

  • Сложные аккорды

Сложные аккорды необходимо интонировать сольфеджио в разных сочетаниях, исполнить аккорды мелодически и гармонически.

Метроритмические трудности.

  • Переменный размер, при котором нет равномерной пульсации сильных и слабых долей

  • Выдержанные звуки, при которых певцы теряют ощущение пульсации метра, что ведёт к нарушению темпа, ритма и ритмического ансамбля.

  • Синкопы

  • Пунктирный ритм

  • Триоли

  • Неодновременное вступление хоровых партий

  • Неодновременное снятие хоровых партий

  • Несовпадение ритмического рисунка между хоровыми партиями

  • Фермата (снимаемая или неснимаемая)



Для ритмического ансамбля полезны следующие приёмы работы:

  • прохлопывание ритмического рисунка

  • проговаривание теста песни со всем хором

  • проговаривание теста песни или интонирование с отдельными хоровыми группами

  • проговаривание текста или интонирование в различных темпах (от самого медленного до самого быстрого)

  • проговаривание текста песни или интонирование, строго исполняя дирижёрские указания, варьирующего трактовку исполнения

  • чёткость и активность дирижёрского жеста

Дикционные трудности.

В основе формирования дикционного и орфоэпического ансамблей в хоре лежит правильно организованная работа над произношением гласных и согласных звуков.

С целью обеспечения непрерывности звучания мелодии, чтобы согласные не замыкали звук, необходимо соблюдать правило: согласные, стоящие на конце слова или слога, присоединяются в пении к последующему слогу, тем самым создавая условия для максимального распевания гласных.Например:….

В хоровом пении существуют некоторые особенности при произношении согласных и гласных звуков в их различных сочетаниях. Вот некоторые из них:

  1. Звонкие согласные в конце слова произносятся, как соответствующие им глухие.

  2. Перед глухими согласными звонкие "оглушаются". Например, "Наш паровоз вперед летит": "Наш парово/с/ /ф/пере/т/ летит"

  3. Возвратные частицы "ся" и "сь" произносятся твердо: "са" и "с".

  4. Сочетания «тся" и «ться» в конце слов произносятся как «ца"

5. Сочетания "чн" и "чт" произносятся как "шн" и "шт".

6. Непроизносимые согласные не произносятся: гру/сн/о, по/зн/о, /щщ/асливый.

7. Сочетания "сш" и "зш" в середине слова и на стыке с предлогом произносятся как твердое и долгое Ш: бе/шш/умно.

8. Сочетания "сч" и "зч" уподобляются долгому Щ: /щщ/астье, бе/щщ/етный,и/щщ/ес, изво/щщ/ик.

9. Сонорный звук Р в большинстве случаев произносится утрированно.

10. Сочетания "дц" и "тц" внутри слова произносятся как двойное Ц: два/цц/ать, умыва/цц/а.

11. Сочетания "тч" и "дч" произносятся как двойной звук Ч: ле/чч/ик, моло/чч/ик.

12. Звук И произносится как Ы при слитном произношении двух слов: из игры – из/ы/гры.

Исполнительский анализ

Основной задачей исполнителя является создание целостного художественного образа. Все музыкально – выразительные средства в их взаимосвязи (ПЕРЕЧИСЛИТЬ) способствуют полному раскрытию художественного образа_______.

Произведение написано в _______________ темпе.

Этот темп (сохраняется на протяжении всего произведения, меняется, происходит (замедление или ускорение темпа)

В произведении преобладает (тихая, громкая, контрастная) динамика.

Кульминация произведения звучит в (запеве, припеве, в середине, в конце произведения).

Она подчеркивается (яркой динамикой, звучанием в высоком регистре, насыщенным звучанием, выдержанными звуками, логическим смысловым акцентом, ферматой).

Оно воспитывает прекрасные чувства (КАКИЕ), которые лежат в основе музыки.

Список литературы




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Короткевич Любовь Геннадьевна

Дата: 20.02.2023

Номер свидетельства: 626175


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства