Просмотр содержимого документа
«Музыкально - теоретический анализ на хоровое произведение "Жди меня" муз. К. Молчанова, стихи К. Симонова»
Историко – стилистический анализ произведения
Произведение «Вей, ветерок», латышская народная песня. Слова О. Томского. Обработка А. Юрьяна. Переложение для хора А. Пуканина.
«Вей, ветерок» (лив. Pūgõtūļ, латыш. Pūtvējiņi) — древняя ливская свадебная песня, появившиеся у даугавских ливов в Видземе. В Латвии песня «Вей, ветерок!» считается народной латышской песней и входит в число самых популярных песен Латвии. Песня хорошо известна так же в Эстонии. Песня «Вей, ветерок» первый раз была опубликована Густавом фон Бергманисом в 1807 году, а мелодия к ней была опубликована ЯнисомЦимзе в 1872 году.
Андрей Юрьян (латыш. AndrejsJurjāns; 30 сентября 1856, Эргли — 28 сентября 1922, Рига) — латышский композитор и фольклорист.
Андрей Юрьян с 1875 года учился в Санкт-Петербургской консерватории, сперва в классе органа Луи Гомилиуса, затем также в классе композиции Н. А. Римского-Корсакова.
В 1877 году была опубликована первая написанная им песня. По окончании консерватории в 1882—1916 гг. преподавал в городе Харькове, в то же время активно участвуя в музыкальной жизни Латвии как собиратель, исследователь и аранжировщик национального песенного фольклора.
Своим четырёхтомным трудом «Материалы латвийской народной музыки», в котором приведено около 2000 напевов, Юрьянс положил основание всем дальнейшим исследованиям в этой области.
Вместе с братьями он регулярно принимал участие в Латвийских праздниках песни.
После смерти Юрьянса его труд был дополнен (5-я часть) братом Юрьянса, Павлом. Собственные сочинения Юрьянса также в значительной степени основаны на фольклорном материале.
Содержание
Песня «Вей, ветерок» даугавских лодочников, получившая общенародную популярность именно в обработке Юрьяна. Уже в этой своей ранней работе, в первый раз напечатанной в 1884 году, Юрьян сумел достичь мягкого, плавного движения голосов. При пении звучность должна постепенно, от строфы к строфе, усиливаться, начиная с ре и доходя в пятой строфе до /, после чего вновь затухать, тем самым создавая образ приближающейся и удаляющейся лодки с поющими рыбаками. Фортепьянное сопровождение здесь не обязательно, но при его исполнении вокальный образ получает выразительную поддержку в инструментальных колыханиях на остинатиой гармонии, вызывающих впечатление мерного плеска реки. Курземе — западная часть Латвии.
Содержание
Жанр произведения
Жанр Произведения обработка народной песни.
Музыкально – теоретический анализ произведения
Форма произведения.
Произведение «Вей, ветерок» написано в куплетной форме. Состоит из 5 куплетов.
Характеристика мелодии.
Характер мелодии лирический, светлый, благородный.
Для мелодической линии характерно сочетание плавного поступенного движения с скачкообразным движением.
Звучание мелодии в мажорном ладу создаёт светлое настроение.
Ладотональный план.
Основная тональность произведения F- dur
Метроритм.
Размер произведения простой 3/4,
Ритмический рисунок в произведении ровный.
пример
Преобладает движение крупными длительностями.
Встречаются выдержанные звуки.
пример
Ритмический рисунок почти во всех голосах совпадает, кроме 7такта.
Фактура произведения.
Фактура произведения гомофонно – гармоническая.
Мелодическая линия проводится в партии сопрано, остальные голоса создают гармонический фон.
Звуковедение в произведении (мягкое, подчеркнутое, глубокое……….Legato, NonLegato, Staccato).
Атака звука (мягкая, твёрдая…) соответствует характеру звукообразования в произведении.
Дыхание.
Дыхание в произведении (общехоровое, цепное, по партиям).
Характер звука.
Характер звука в произведении (прикрытый, открытый, светлый, приглушенный, сочный, мощный………………)
Вокально – хоровые трудности
Интонационные трудности.
Движение на одном звуке
Необходимо петь с тенденцией к повышению.
Исполнение скачков (на какие интервалы и в каком голосе)
Интонирование скачков с каждой партией сольфеджио и вне ритма.
Исполнение полутоновых интонаций
При исполнении полутоновых интонаций опираться на правила интонирования в мажоре и миноре.
Выдержанные звуки
Выдержанные звуки необходимо петь с тенденцией к повышению.
Октавные унисоны
Отдельные мелодические ходы или аккордовые соединения по вертикали отстраивать вне ритма по руке дирижера.
Неодновременное вступление партий
Впевать медленно, делая остановку на вступлении новой партии, используя приём «ферматного» выстраивания неточно звучащего аккорда.
Сложные аккорды
Сложные аккорды необходимо интонировать сольфеджио в разных сочетаниях, исполнить аккорды мелодически и гармонически.
Метроритмические трудности.
Переменный размер, при котором нет равномерной пульсации сильных и слабых долей
Выдержанные звуки, при которых певцы теряют ощущение пульсации метра, что ведёт к нарушению темпа, ритма и ритмического ансамбля.
Синкопы
Пунктирный ритм
Триоли
Неодновременное вступление хоровых партий
Неодновременное снятие хоровых партий
Несовпадение ритмического рисунка между хоровыми партиями
Фермата (снимаемая или неснимаемая)
Для ритмического ансамбля полезны следующие приёмы работы:
прохлопывание ритмического рисунка
проговаривание теста песни со всем хором
проговаривание теста песни или интонирование с отдельными хоровыми группами
проговаривание текста или интонирование в различных темпах (от самого медленного до самого быстрого)
проговаривание текста песни или интонирование, строго исполняя дирижёрские указания, варьирующего трактовку исполнения
чёткость и активность дирижёрского жеста
Дикционные трудности.
В основе формирования дикционного и орфоэпического ансамблей в хоре лежит правильно организованная работа над произношением гласных и согласных звуков.
С целью обеспечения непрерывности звучания мелодии, чтобы согласные не замыкали звук, необходимо соблюдать правило: согласные, стоящие на конце слова или слога, присоединяются в пении к последующему слогу, тем самым создавая условия для максимального распевания гласных.Например:….
В хоровом пении существуют некоторые особенности при произношении согласных и гласных звуков в их различных сочетаниях. Вот некоторые из них:
Звонкие согласные в конце слова произносятся, как соответствующие им глухие.
Перед глухими согласными звонкие "оглушаются". Например, "Наш паровоз вперед летит": "Наш парово/с/ /ф/пере/т/ летит"
Возвратные частицы "ся" и "сь" произносятся твердо: "са" и "с".
Сочетания «тся" и «ться» в конце слов произносятся как «ца"
5. Сочетания "чн" и "чт" произносятся как "шн" и "шт".
6. Непроизносимые согласные не произносятся: гру/сн/о, по/зн/о, /щщ/асливый.
7. Сочетания "сш" и "зш" в середине слова и на стыке с предлогом произносятся как твердое и долгое Ш: бе/шш/умно.
9. Сонорный звук Р в большинстве случаев произносится утрированно.
10. Сочетания "дц" и "тц" внутри слова произносятся как двойное Ц: два/цц/ать, умыва/цц/а.
11. Сочетания "тч" и "дч" произносятся как двойной звук Ч: ле/чч/ик, моло/чч/ик.
12. Звук И произносится как Ы при слитном произношении двух слов: из игры – из/ы/гры.
Исполнительский анализ
Основной задачей исполнителя является создание целостного художественного образа. Все музыкально – выразительные средства в их взаимосвязи (ПЕРЕЧИСЛИТЬ) способствуют полному раскрытию художественного образа_______.
Произведение написано в _______________ темпе.
Этот темп (сохраняется на протяжении всего произведения, меняется, происходит (замедление или ускорение темпа)
В произведении преобладает (тихая, громкая, контрастная) динамика.
Кульминация произведения звучит в (запеве, припеве, в середине, в конце произведения).
Она подчеркивается (яркой динамикой, звучанием в высоком регистре, насыщенным звучанием, выдержанными звуками, логическим смысловым акцентом, ферматой).
Оно воспитывает прекрасные чувства (КАКИЕ), которые лежат в основе музыки.