Просмотр содержимого документа
«Музыкально - теоретический анализ хорового произведения "Путевая сторожка" муз. Т. Попова, переложение для хора Е. Красотиной»
Содержание
Историко-стилистический анализ произведения
Творческий портрет композитора и поэта…..…………………………………………. 3
Разбор поэтического текста ..............................................................................................4
Исполнительский анализ ………………………………………………………………..21
Список литературы ……………………………………………………………………….24
Историко – стилистический анализ произведения
Произведение «Путевая сторожка» написал композитор Т. Попов на слова Я. Урумовой, переложение для смешанного хора Е. Красотиной.
Тодо́р Ивано́в Попо́в (болг.Тодор Иванов Попов; 23 января 1921, Дряново, Болгария — 2 февраля 2000, София, Болгария) — болгарский композитор, дирижёр и педагог. Народный артист НРБ.
В 1949 году окончил Государственную музыкальную академию по классам теории и композиции у Парашкева Хаджиева, Веселина Стоянова, Марина Големинова и Панчо Владигерова и в 1957 году — аспирантуру Московской консерватории под руководством Евгения Голубева (композиция). В 1945—1946 годах — дирижёр оркестра Военного театра в Софии; состоял композитором Ансамбля песни и пляски Министерства внутренних дел Болгарии. В 1950—1952 годах — ассистент кафедры гармони Болгарская консерватории. В 1955—1962 годах — редактор журнала «Пионерский руководитель». В 1962—1969 годах — 1-й секретарь Союза болгарских композиторов, а с 1972 года — его ответственный секретарь. Автор массовых песен, получивших широкую известность на рубеже 1940-х — 1950-х годов (наиболее популярные из кинофильма «Утро над Родиной»). Писал музыку к кинофильмам.
Елена Красотина – автор переложения произведения «Путевая сторожка».
Всю свою творческую жизнь Е. Красотина посвятила хоровой деятельности. Она является составителем четырёх выпусков Хрестоматии по дирижированию хором, предназначенных для дирижерско-хоровых отделений музыкальных училищ.
В хрестоматию включены образцы народных песен, хоровых произведений советских композиторов, русской и зарубежной классики различных стилей и жанров. Большинство из них можно использовать в будущей практической деятельности. В один из выпусков хрестоматии по дирижированию включен хор «Путевая сторожка».
Нет ничего лучше, чем проснуться ясным, морозным утром под стук колёс, встать, пройтись вдоль спальных мест, мерно покачиваясь в такт движению поезда. В такие минуты, когда ты предоставлен сам себе, мысли особенно заполняют твой разум. Глядя на мгновенно сменяющиеся пейзажи за окном хочется верить только в лучшее. Поезд стучит. Так же быстро мчится жизнь, ведь она тоже сродни путешествию в поезде, и хочется верить, что все же в конце путешествия ты унесешься в лучшее время. Время, где мы всегда будем немного детьми. Время, где запах от печек поезда будоражит ум и сердце. Поезд мерно покачивается.
Жанр произведения
Произведение «Путевая сторожка» - переложение лирической советской песни для голоса на смешанный хор.
Музыкально – теоретический анализ произведения
Форма произведения.
Произведение «Путевая сторожка» написано в куплетной форме со вступлением и заключением.
Куплетная форма - самая распространённая песенная форма, основанная на повторениях куплета с изменяющимся текстом.
Состоит из трёх куплетов.
Характеристика мелодии.
Мелодия – ведущее средство музыкальной выразительности.
Характер мелодии напевный, радостный, энергичный.
Мелодическая линия проводится в партии сопрано. В конце каждого куплета и в коде мелодия поочерёдно звучит в партии сопрано и в партии мужских голосов.
Для мелодической линии характерно чередование плавного поступенного движения и скачкообразного на м6 и ч5, ч4.
Мелодия звучит в среднем регистре.
Звучание мелодии в мажорном ладу создаёт радостное, призывное, бодрое настроение.
Ладотональный план.
Основная тональность произведения G-dur.
Во втором периоде происходит отклонение в тональность доминанты - D-dur .
Заканчивается произведение утверждением основной тональности.
Гармонический язык
О гармонии в музыке всегда говорят в двух аспектах: как о средстве музыкальной выразительности и как о средстве формообразующем. В этом произведении гармония выступает ещё и как средство звукоизобразительности. Во вступлении и коде мы слышим шум приближающегося и удаляющегося поезда. Как удается композитору так умело передать движение, с помощью каких средств? В первую очередь с помощью хроматических ходов. В гармонии этого произведения хроматизмы являются основным средством выразительности, они присутствуют в музыке в виде небольших хроматических оборотов и больших гаммообразных хроматических пассажей. Эта находка композитора является главной «фишкой» всего произведения.
Музыкальная звукопись, так иногда называют звукоизобразительность имитирует, паровозный гудок, стук колес. Поскольку изобразить предмет или движение предмета с помощью звуков очень сложно, сделать подобное под силу только большому мастеру.
Рассмотрим выразительное значение гармонии, которое заключается в красочности аккордов - фонизме (фонизм – колорит, эмоциональная окраска).
Основная гармоническая «краска» в этом произведении – тоническое трезвучие T53, оно повторяется на протяжении всего произведения очень часто, практически постоянно. Главная тональность G-dur и тоническое трезвучие служат централизующим началом всего произведения. Тоника, потенциально, это – состояние устойчивости, покоя, а в данном случае при движении поезда создается впечатление надежности и опоры.
В функциональном смысле гармония построена на контрасте мажора и минора: в первом периоде, где основная тональность G-dur - это трезвучия T - VI ступеней (G - e); Таким образом, создается определенная тональная симметрия.
Во второй части смена гармонических функций происходит чаще, что создает ощущение тональной неустойчивости, как-бы создавая быструю смену пейзажа за окном. В гармонии появляются побочные доминанты.
Но ощущение беспокойства быстро проходит, когда вновь появляется тоника.
В целом гармонический язык музыки очень яркий, запоминающийся и, несмотря на внешнюю простоту аккордов, и благодаря различным средствам музыкальной выразительности, таким как быстрый темп, часто меняющаяся динамика и фактура, создает неповторимое настроение праздника и ощущение счастья
Метроритм.
Размер произведения простой 2/4 .
Для удобства дирижирования целесообразно сгруппировать каждые два такта в двухдольную схему.
Ритмический рисунок в произведении ровный.
Преобладает движение восьмыми и четвертными длительностями, которые при исполнении в очень быстром темпе звучат довольно скоро.
Встречаются выдержанные звуки.
Ритмический рисунок в основном совпадает. В коде при использовании полифонической фактуры ритмический рисунок не совпадает.
Одним из существенных средств выразительности является фермата в конце произведения на паузе.
Фермата в конце произведения выражает момент постепенного остановку, завершенность звучания.
Фактура произведения
Фактура произведения смешанная, преобладает гомофонно – гармоническая.
Мелодическая линия проводится в партии сопрано, остальные голоса создают гармонический фон.
В коде фактура меняется на полифоническую. Мелодия поочерёдно звучит в начале партии сопрано, затем переходит в партию мужских голосов. При этом каждый голос имеет одинаковое значение.
Роль аккомпанемента
Произведение начинается с инструментального вступления. Вступление настраивает на быстрый темп, призывный, энергичный характер произведения, тональность G-dur.
Вступление имеет изобразительную функцию. В нём изображено приближение движущегося поезда и резкий гудок паровоза. Это можно заметить по динамике, которая используется в произведении. Гудок паровоза подчёркивается звучанием на «sforzando» ярким акцентом, приближение поезда подчёркивается подвижной динамикой «crescendo» от «р» до «fff».
При вступлении хора характер аккомпанемента меняется.
Аккомпанемент не поддерживает мелодическую линию. Тип аккомпанемента «бас- аккорд».
Изобразительная функция показана с помощью использования в аккомпанементе отрывистого звучания на «staccato», передающего равномерность стука колёс.
В коде характер аккомпанемента не меняется, на последнем звуке хоровой партитуры звучит развёрнутый аккомпанемент, построенный на тематическом материале вступления, но если в начале вступление изображает приближение поезда, то в конце удаление поезда, что подчёркивается при помощи динамики. Точно такое же развитие идёт от «рр» с помощью подвижной динамики до «mf» и опять удаление поезда до «рр» последними отрывистыми аккордами.
Заканчивается всё произведение ферматой. Особенностью является то, что фермата стоит на паузе, подчёркивающей тишину, в которой мы слышим отголоски удаляющегося поезда.
Вокально - хоровой анализ
Тип и вид хора
Произведение «Путевая сторожка» предназначено для исполнения смешанным не полным 3х голосным хором.
Диапазон партии сопрано:d1 –g2
Диапазон партии альта: h-d2
Диапазон партии мужские голоса: H-e1
Диапазон всего хора:H-g2
Тесситура средняя, удобная.
Ансамбль естественный.
Звуковедение
Звуковедение в произведении мягкое Legato.
Атака звука мягкая, соответствует характеру звукообразования в произведении.
Дыхание
Дыхание в произведении общехоровое.
Характер звука.
Характер звука в произведении прикрытый, легкий, полётный, искристый.
Вокально – хоровые трудности
Интонационные трудности
Движение на одном звуке
Необходимо петь с тенденцией к повышению.
Исполнение скачков сопрано: м.6, ч.5, б.6,ч.4, ч.8.
Интонирование скачков с каждой партией сольфеджио и вне ритма.
Исполнение полутоновых интонаций
При исполнении полутоновых интонаций опираться на правила интонирования в мажоре и миноре.
Выдержанные звуки
Выдержанные звуки необходимо петь с тенденцией к повышению.
Октавные унисоны
Отдельные мелодические ходы или аккордовые соединения по вертикали отстраивать вне ритма по руке дирижера.
Неодновременное вступление партий
Впевать медленно, делая остановку на вступлении новой партии, используя приём «ферматного» выстраивания неточно звучащего аккорда.
Сложные аккорды
Сложные аккорды необходимо интонировать сольфеджио в разных сочетаниях, исполнить аккорды мелодически и гармонически.
Отклонение в тональность D-dur и параллельную тональность h-moll
Для точного перехода из одной тональности в другую нужно выучить моменты перехода отдельно с гармонической поддержкой.
Метроритмические трудности
Выдержанные звуки, при которых певцы теряют ощущение пульсации метра, что ведёт к нарушению темпа, ритма и ритмического ансамбля.
Пути преодоления: интонирование хоровых партий выдержанных звуков со счётом.
Неодновременное вступление хоровых партий
Пути преодоления: чёткость и активность дирижёрского жеста, проговаривание теста песни или интонирование с отдельными хоровыми группами.
Дикционные трудности
В основе формирования дикционного и орфоэпического ансамблей в хоре лежит правильно организованная работа над произношением гласных и согласных звуков.
С целью обеспечения непрерывности звучания мелодии, чтобы согласные не замыкали звук, необходимо соблюдать правило: согласные, стоящие на конце слова или слога, присоединяются в пении к последующему слогу, тем самым создавая условия для максимального распевания гласных. Например: «Спя-тпа-ля-во-крукV И-ста-ро-шка-пу-те-ва-яV Ка-жды-йве-че-рза-сы-па-яV».
В хоровом пении существуют некоторые особенности при произношении согласных и гласных звуков в их различных сочетаниях. Вот некоторые из них:
Звонкие согласные в конце слова произносятся, как соответствующие им глухие. Например, «ход» - «хот», «вокруг» - «вокрук»
Перед глухими согласными звонкие "оглушаются". Например, «сторожка» - «ста-ро-шка», «над уснувшею» - «На-ду-сну-фше-ю», «всё» - «фсё».
Сонорный звук Р в большинстве случаев произносится утрированно:
«сторожка», «грохот», «мерный».
4. Звук И произносится как Ы при слитном произношении двух слов: «свет из каждого» - «Све-ты-ска-ждо-во».
Исполнительский анализ
Основной задачей исполнителя является создание целостного художественного образа. Все музыкально – выразительные средства в их взаимосвязи: напевный, радостный, энергичный характер, плавное поступенное движение мелодии, мажорный лад, очень быстрый темп, гомофонно-гармоническая фактура, способствуют полному раскрытию художественного образа приближающегося поезда.
Произведение написано в очень быстром темпе.
Этот темп не меняется на протяжении всего произведения. Быстрый темп способствует полному раскрытию образа движения поезда.
В произведении преобладает контрастная динамика.
Начинается со вступления, в котором композитор использует все динамичнские оттенки, от самого тихого звучания на «piano» до самого громкого «fff». Первый аккорд звучит «sf» (яркий акцент), изображая резкий гудок паровоза. После этого аккорда динамика меняется на «piano», изображая поезд, находящийся вдали. Подвижные динамические оттенки помогают показать приближение поезда. Поэтому динамика переходит от «piano» к «forte» и «fff».
При вступлении хора динамика меняется на тихую, показывающая спокойствие природы. Лишь акценты и отрывистое звучание в аккомпанементе изображают стук, а «sf» - гудок паровоза.
Кульминация произведения звучит в конце второго куплета.
Она подчеркивается яркой динамикой, звучанием в высоком регистре, как в хоровой партитуре, так и в аккомпанементе, насыщенным звучанием, логическим смысловым акцентом.
Знакомство с произведением «Путевая сторожка» расширяет музыкальный кругозор слушателей и исполнителей, способствует развитию вокально – хоровых навыков.
Произведение «Путевая сторожка» - это яркая пейзажная зарисовка природы нашей необъятной родины, которой можно любоваться из окошка проходящего поезда. Это произведение зовёт нас в путешествие по родной стране.