kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Музыкально-эстетическое воспитание в различных формах музыкальной деятельности в ДШИ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Музыкально-эстетическое воспитание в различных формах музыкальной деятельности в ДШИ»»

«Музыкально-эстетическое воспитание в различных формах музыкальной деятельности в ДШИ»


Сулейманова А.И.

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М. Неменский выделил следующую ее особенность: "Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы. Каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника". Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сущностные нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь. Искусство может и не выполнить своей воспитательной роли, если ребенок не получит собственно художественного развития и образования, не научится видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве и жизни.

Жизненный опыт ребенка на различных стадиях его развития настолько ограничен, что дети не скоро научаются выделять из общей массы собственно эстетические явления. Задача педагога воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала.

Существует несколько видов искусства: литература, музыка, изобразительное искусство, театр, кино, хореография, архитектура, декоративное искусство и другие. Специфика каждого вида искусства в том, что оно особо воздействует на человека своими специфическими художественными средствами и материалами: словом, звуком, движением, красками, различными природными материалами. Музыка, например, непосредственно обращена к музыкальному чувству человека. Скульптура затрагивает другие струны человеческой души. Она передает нам наглядно объемную, пластическую выразительность тела. Она воздействует на способность нашего глаза воспринимать прекрасную форму.

Музыкальное воспитание – это развитие способности к восприятию музыки, формирование музыкальной культуры человека. Специфическими особенностями музыкального искусства является то, что оно отражает жизненные явления в музыкальных образах. Сочетание выразительных средств в музыке с поэтическим словом (например, в песне, опере), с сюжетом (в программной пьесе), с действием (в спектаклях) делает музыкальный образ более конкретным, понятным. Музыка обладает могучим эмоциональным воздействием, она пробуждает в человеке добрые чувства, делает его выше, чище, лучше, так как в подавляющем большинстве она предполагает положительного героя, возвышенные эмоции.

Для педагога-музыканта, который ставит перед собой такие важные цели, как привить интерес и любовь к искусству, самое главное – любить детей и музыку, уметь общаться с детьми и творчески относиться к процессу музыкального воспитания, сохранив при этом основные методологические принципы программы и систематически обновляя методы работы и музыкальный материал. Только при этих условиях ребенок может эмоционально откликнуться на музыку.

1. Слушание музыки – одна из лучших форм работы для развития способностей активно воспринимать музыку и внимательно вслушиваться в разные ее особенности. Дети получают возможность услышать большие вокальные, инструментальные, оркестровые произведения в хорошем исполнении. Слушание дает возможность услышать музыку разных жанров, форм, стилей, эпох в исполнении известных исполнителей и композиторов. Большое значение имеет вопросы и задания, которые дети получают перед слушанием и в процессе анализа произведения. Принято различать три основных группы вопросов и заданий: по идейно эмоциональному содержанию музыки (что выражает); по выразительным средствам (как выражено); по определению причин (почему так выражено).

2. Музыкальная литература. Музыкально-исторические знания освещают пути возникновения и становления музыкального искусства на различных этапах истории. Новые поколения композиторов используют в своем творчестве сложившиеся традиции и вместе с тем проявляют новаторство, обеспечивая поступательное движение музыкального искусства. Музыкальная литература расширяет кругозор детей. При изучении музыкальной литературы характеризуются не только творчество и произведение отдельных композиторов, но и музыкальная литература различных эпох, изучаются народное творчество, особенности камерной музыки, хорового искусства, симфонического жанра, балета как синтетического искусства, оперы.

3. Сольфеджио принято рассматривать как систему развития музыкального слуха, которое предполагает четыре основных формы работы: собственно сольфеджирование, интонационные упражнения, слуховой анализ и диктант. Занятия сольфеджио направлены на слуховое осознание видимого в нотной записи, развивают интонацию при пении, делают осознанным восприятие музыки.

4. Ритмика как один из учебных предметов музыкально-теоретических дисциплин занимает несколько особое место. Освоение музыкально- теоретических знаний происходит здесь в процессе восприятия произведения, а его эмоционально-образное содержание непосредственно отражается в движении детей. Ритмика не только удовлетворяет потребность детей в движении, в увлекательных игровых действиях, но и развивает эмоциональное восприятие музыки. Музыкально-ритмические упражнения помогают ребенку научится владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движениями других детей, учат пространственной ориентировке, укрепляют основные виды движений, способствуют освоению элементов танцев, игр, углубляют навыки обращения с различными предметами.

Осваивая любую форму музыкальной деятельности, важно учитывать следующие принципы:

- комплексное решение основных задач музыкального воспитания;

- систематичность;

- постепенность;

- последовательность;

- повторность.

5. Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, оно наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыках, содействует росту интереса к музыке, повышает эмоциональную и вокально-хоровую культуру. Хоровое пение помогает детям понять роль коллектива в человеческой деятельности, способствуя, таким образом, формированию мировоззрения учащихся, оказывает на детей организующее и дисциплинирующее воздействие, воспитывает чувство коллективизма, дружбы. Сам процесс освоения хорового произведения всегда связан с кропотливой работой по преодолению художественно-исполнительских или технических трудностей, а потому воспитывает в детях трудолюбие, заставляет их подчинять свои личные интересы интересам коллектива.

6. Игра на музыкальных инструментах.

Обучение игре на музыкальных инструментах проходит в индивидуальной форме. В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты. Они имеют различное устройство, их выразительные возможности зависят от способа звукоизвлечения. Самое главное, что ребенок посредством игры на музыкальном инструменте самовыражается. Но этот вид деятельности требует терпения, усидчивости, чтобы развивать необходимые исполнительские, технические навыки. Следственно, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображения.

Музыкальные занятия оказывают влияние на формирование эстетического вкуса. Способствуют становлению характера, норм поведения. Обогащают внутренний мир человека яркими переживаниями. Музыкальные занятия не что иное, как познавательный многогранный процесс, который развивает художественный вкус детей, воспитывает любовь к музыкальному искусству - формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Музыкально-эстетическим воспитанием детей занимаются многие организации, и всех их объединяет одна цель – воспитание гармонично - развитого, духовно богатого человека. Чем шире представляешь себе всю систему музыкального воспитания, тем лучше владеешь методикой отдельных ее компонентов, и тем эффективнее будет результат педагогической работы.

Список литературы:

  1. Гармонический человек: Из истории идей о гармонически развитой личности: Сб. статей/Сост. П.С. Трофимов; Под ред. В.А. Разумного и П.С. Трофимова.- М., 1965.

  2. Музыкальное воспитание в школе/Сост. О.А. Апраксина – М., 1978. Вып.13.

  3. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании.- Л., 1973.

  4. Теплов Н.А. Музыка – детям: Пособие для муз. руководителя. – М.: Просвещение, 1985.

  5. Терентьева Н.А. Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание. 1 – 4 классы. М Просвещение. 1994,

  6. Терентьева Н.А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства. – М.: Прометей, 1990

  7. Футлик Л. Я вхожу в мир искусств. – М.: Всероссийский центр художественного творчества, 1995.

  8. Чухман Е.К. Роль искусства в развитии способностей школьников. – М.: Педагогика, 1985






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сулейманова Айгуль Ильшатовна

Дата: 17.12.2024

Номер свидетельства: 661991


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства