Научно-методический материал в виде статьи об истории музыкального образования Вятской губернии. Автор анализирует архивные данные Государственных архивов Кировской области, Татарстана.
. В начале 20 века проблемы становления музыкального образования детей волновали не только столичных педагогов, но и интеллигенцию провинциальных городов. Поэтому и в Вятке музыке стало уделяться большее внимание музыке, как одному из важных средств нравственно-эстетического воспитания школьников. Инспектирующие наблюдатели начали сбор информации по тому, как обстоят дела, связанные с вопросами преподавания музыки в Вятской губернии. На основании дел, найденных в архиве Кировской области, огромный интерес для современников представляет анализ первоначальных шагов становления музыкального образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Музыкальное образование Вятки »
научно-методический материал
Тема статьи - «Музыкальное образование Вятской губернии». (По материалам архивных документов)
Музыкальное образование современности, имеющее в своей основе системность организации процессов обучения на различных возрастных этапах, с учётом индивидуальных способностей детей невозможно было бы представить без того фундамента, который был заложен прогрессивными идеями педагогов-музыкантов 19-20 веков. Активное обсуждение трудов таких преподавателей практиков как А.И.Пузыревского, В.П.Острогорского, Н.А.Римского-Корсакова, С.В. Смоленского и др., в музыкальных кругах и прессе, привлекли к себе пристальное внимание не только ученых, преподавателей, но и общественности. В начале 20 века проблемы становления музыкального образования детей волновали не только столичных педагогов, но и интеллигенцию провинциальных городов. Поэтому и в Вятке музыке стало уделяться большее внимание музыке, как одному из важных средств нравственно-эстетического воспитания школьников. Инспектирующие наблюдатели начали сбор информации по тому, как обстоят дела, связанные с вопросами преподавания музыки в Вятской губернии. На основании дел, найденных в архиве Кировской области, огромный интерес для современников представляет анализ первоначальных шагов становления музыкального образования.
Обобщая материалы инспекторов Вятского, Глазовского, Нолинского, Слободского, Уржумского и Елабужского уездов, присланные на имя Директора Народных училищ Вятской губернии в августе 1904 года (ГАКО. ф.205, оп. 3, д.2463.л.1) отметим, что преподавание пения имело духовную направленность - церковное пение. Основным объектом изучения становились молитвы и песнопения церковной службы. Дети принимали участие в церковных хорах. Но не везде было дело поставлено успешно. Препятствиями развития музыкального образования были: дефицит квалифицированных кадров, низкая оплата труда, отсутствие в некоторых школах музыкальных инструментов, необязательность этого предмета (ГАКО. ф.205, оп. 3, д.2463, л.4) Инспектора указывали на необходимость устройства певческих педагогических курсов, привлечение земских средств финансирования работы учителей, представление лучших учителей к пособиям из средств Министерства Народного Просвещения.(. ГАКО. ф.205, оп. 3, д.2463 л.2).
Интересным является и отношение к преподаванию предмета музыки женщинами. В Национальном архиве Татарстана на имя Попечителя Казанского учебного округа, куда входила и Вятская губерния, имеются сведения о допущении лиц женского пола к преподаванию музыки в средних мужских учебных заведениях на начало 1902 года.(ф.92 оп.2 д.1213) Так в документах прослеживается несколько вариантов ответов директоров и инспекторов: -допущение женщин представляется возможным;
-было бы желательным, в том случае, если нет лиц мужского пола;
-при равных условиях предпочтение мужскому полу желательно;
-недопустимо. Так считает директор реального училища, поясняя своё суждение так: «Девять из десяти учительниц страдают нервными расстройствами, допускают эксцентричные поступки и неудовлетворены жизнью»
С точки зрения современности подобные суждения вызывают скептическую улыбку, поскольку 20 век процессом эмансипации и скачком технического прогресса позволил женщине войти во многие сферы деятельности и реализации её потенциала.
Другой исторический документ, позволяет нам увидеть, каким образом проводилось обучение учителей церковно-приходских школ на педагогических курсах в Вятском Епархиальном Женском Училище за 1913 год. Протоколы занятий под руководством дьякона Ф. Рогова констатируют факты подробных обстоятельных занятий, темы которых направлены на постановку начального музыкального образования. Например: протокол за 10.06.1913.г - «План обучения пению, общее условие разучивание мелодии, дыхание и светская песня». (ГАКО. Ф.221, оп.1, д.225, л.86) В деле имеются протоколы открытых занятий, которые давали слушатели курсов в присутствии Наблюдателей церковно-приходских школ о. П.П.Сергиева, и о. А.М.Верещагина, а так же инспектора курсов В.Д.Емельянова ( ГАКО. Ф.221, оп.1, д.225, л.110. Методический разбор занятий указывает на цель урока, его плюсы и минусы. Ценность этого архивного материала - в проведённом анкетировании учителей, позволяющем сделать представление об уровне преподавания церковного пения в сельских местностях Вятской губернии. Из тех вопросов, которые волновали слушателей курсов, учитель Владимир Беляев отмечает, что его интересует, как держать дисциплину в классе, хочется ознакомиться с мелодическим и гармоническим устройством гласов обычного распева, чтобы быть в состоянии пропеть с хором Всенощное бдение. Хотелось бы узнать, в каких тонах общепринято петь неизменяемые песнопения литургии и всенощной. Зинаида Лаженицына отмечает, что она преподаёт пение и устроила небольшой детский хор. Из 39 анкет в 21 указано, что пение ведётся в школе, 6 -ведётся псаломщиком, лишь в 2- специальным учителем. В 10 анкетах -пение не ведётся.
Таким образом, мы видим очень невысокий уровень постановки церковного пения в сельских школах дореволюционного времени и поэтому проводимые педагогические курсы имели большое значение, так как позволяли педагогу обучиться азам начального музыкального самообразования, запастись багажом навыков и организовать на местах хоровые коллективы.
Статью подготовила Говорун Наталья Юрьевна – директор муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования «Краснополянская ДШИ» Вятскополянского района Кировской области.
Государственный Архив Кировской Области.ф.205,оп. 3, д.2463, л.1