kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Музыкальное образование Вятки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научно-методический материал  в виде статьи об истории  музыкального образования Вятской губернии. Автор анализирует архивные данные Государственных архивов Кировской области, Татарстана.

.  В начале 20 века проблемы становления музыкального образования детей волновали не только столичных педагогов, но и интеллигенцию провинциальных городов. Поэтому и в Вятке музыке стало уделяться большее внимание музыке, как  одному из важных средств нравственно-эстетического воспитания школьников. Инспектирующие наблюдатели начали сбор информации по тому, как обстоят дела, связанные с  вопросами преподавания музыки в Вятской губернии. На основании дел, найденных в архиве Кировской области, огромный интерес для современников представляет анализ первоначальных шагов становления музыкального образования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Музыкальное образование Вятки »

научно-методический материал

Тема статьи - «Музыкальное образование Вятской губернии». (По материалам архивных документов)

Музыкальное образование современности, имеющее в своей основе системность организации процессов обучения на различных возрастных этапах, с учётом индивидуальных способностей детей невозможно было бы представить без того фундамента, который был заложен прогрессивными идеями педагогов-музыкантов 19-20 веков. Активное обсуждение трудов таких преподавателей практиков как А.И.Пузыревского, В.П.Острогорского, Н.А.Римского-Корсакова, С.В. Смоленского и др., в музыкальных кругах и прессе, привлекли к себе пристальное внимание не только ученых, преподавателей, но и общественности. В начале 20 века проблемы становления музыкального образования детей волновали не только столичных педагогов, но и интеллигенцию провинциальных городов. Поэтому и в Вятке музыке стало уделяться большее внимание музыке, как одному из важных средств нравственно-эстетического воспитания школьников. Инспектирующие наблюдатели начали сбор информации по тому, как обстоят дела, связанные с вопросами преподавания музыки в Вятской губернии. На основании дел, найденных в архиве Кировской области, огромный интерес для современников представляет анализ первоначальных шагов становления музыкального образования.

Обобщая материалы инспекторов Вятского, Глазовского, Нолинского, Слободского, Уржумского и Елабужского уездов, присланные на имя Директора Народных училищ Вятской губернии в августе 1904 года (ГАКО. ф.205, оп. 3, д.2463.л.1) отметим, что преподавание пения имело духовную направленность - церковное пение. Основным объектом изучения становились молитвы и песнопения церковной службы. Дети принимали участие в церковных хорах. Но не везде было дело поставлено успешно. Препятствиями развития музыкального образования были: дефицит квалифицированных кадров, низкая оплата труда, отсутствие в некоторых школах музыкальных инструментов, необязательность этого предмета (ГАКО. ф.205, оп. 3, д.2463, л.4) Инспектора указывали на необходимость устройства певческих педагогических курсов, привлечение земских средств финансирования работы учителей, представление лучших учителей к пособиям из средств Министерства Народного Просвещения.(. ГАКО. ф.205, оп. 3, д.2463 л.2).

Интересным является и отношение к преподаванию предмета музыки женщинами. В Национальном архиве Татарстана на имя Попечителя Казанского учебного округа, куда входила и Вятская губерния, имеются сведения о допущении лиц женского пола к преподаванию музыки в средних мужских учебных заведениях на начало 1902 года.(ф.92 оп.2 д.1213) Так в документах прослеживается несколько вариантов ответов директоров и инспекторов: -допущение женщин представляется возможным;

-было бы желательным, в том случае, если нет лиц мужского пола;

-при равных условиях предпочтение мужскому полу желательно;

-недопустимо. Так считает директор реального училища, поясняя своё суждение так: «Девять из десяти учительниц страдают нервными расстройствами, допускают эксцентричные поступки и неудовлетворены жизнью»

С точки зрения современности подобные суждения вызывают скептическую улыбку, поскольку 20 век процессом эмансипации и скачком технического прогресса позволил женщине войти во многие сферы деятельности и реализации её потенциала.

Другой исторический документ, позволяет нам увидеть, каким образом проводилось обучение учителей церковно-приходских школ на педагогических курсах в Вятском Епархиальном Женском Училище за 1913 год. Протоколы занятий под руководством дьякона Ф. Рогова констатируют факты подробных обстоятельных занятий, темы которых направлены на постановку начального музыкального образования. Например: протокол за 10.06.1913.г - «План обучения пению, общее условие разучивание мелодии, дыхание и светская песня». (ГАКО. Ф.221, оп.1, д.225, л.86) В деле имеются протоколы открытых занятий, которые давали слушатели курсов в присутствии Наблюдателей церковно-приходских школ о. П.П.Сергиева, и о. А.М.Верещагина, а так же инспектора курсов В.Д.Емельянова ( ГАКО. Ф.221, оп.1, д.225, л.110. Методический разбор занятий указывает на цель урока, его плюсы и минусы. Ценность этого архивного материала - в проведённом анкетировании учителей, позволяющем сделать представление об уровне преподавания церковного пения в сельских местностях Вятской губернии. Из тех вопросов, которые волновали слушателей курсов, учитель Владимир Беляев отмечает, что его интересует, как держать дисциплину в классе, хочется ознакомиться с мелодическим и гармоническим устройством гласов обычного распева, чтобы быть в состоянии пропеть с хором Всенощное бдение. Хотелось бы узнать, в каких тонах общепринято петь неизменяемые песнопения литургии и всенощной. Зинаида Лаженицына отмечает, что она преподаёт пение и устроила небольшой детский хор. Из 39 анкет в 21 указано, что пение ведётся в школе, 6 -ведётся псаломщиком, лишь в 2- специальным учителем. В 10 анкетах -пение не ведётся.

Таким образом, мы видим очень невысокий уровень постановки церковного пения в сельских школах дореволюционного времени и поэтому проводимые педагогические курсы имели большое значение, так как позволяли педагогу обучиться азам начального музыкального самообразования, запастись багажом навыков и организовать на местах хоровые коллективы.

Статью подготовила Говорун Наталья Юрьевна – директор муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования «Краснополянская ДШИ» Вятскополянского района Кировской области.

  1. Государственный Архив Кировской Области.ф.205,оп. 3, д.2463, л.1

  2. ГАКО. ф.205, оп. 3, д.2463, л.4

  3. ГАКО. ф.205, оп. 3, д.2463,л.2

  4. Н А РТ ф.92 оп.2, д.1213

  5. ГАКО. Ф.221, оп.1, д.225, л.86

  6. ГАКО. Ф.221, оп.1, д.225, л.110






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Музыкальное образование Вятки

Автор: Говорун Наталья Юрьевна

Дата: 15.06.2015

Номер свидетельства: 219859


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства