kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Музыкальная педагогика Александра Васильевича Свешникова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Александр Васильевич Свешников - один из самых успешных руководителей и педагогов своего времени. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Музыкальная педагогика Александра Васильевича Свешникова»




Музыкальная педагогика А. В. Свешникова


«Свешников, не только

блестящий исполнитель,

но и прирожденный педагог».

К. Б. Птица


Природа щедро наделила Александра Васильевич Свешникова многими талантами. Жизнь и призвание рано указали ему его профессиональный путь. Всю свою жизнь он посвятил искусству хорового пения: был одним из самых известных в Москве регентов, преподавал пение в школах, организовал Московское хоровое училище и знаменитый на весь мир Государственный хор русской песни.

Деятельность Московского хорового училища с точки зрения музыкальной педагогики – практически не исследованная область. О педагогике как науке в училище, начиная со Свешникова, говорили мало. Однако это не означало, что проблемы обучения, воспитания и развития учащихся не находились в центре внимания педагогического коллектива.

Московское хоровое училище было создано по инициативе Александра Васильевича Свешникова в 1944 году. И основу контингента в то время составляли дети военных лет, оставшиеся без родителей, дети из малообеспеченных семей. Для многих воспитанников Хоровое училище было не только родным домом, но и единственной возможностью получить профессию, стать полноценным человеком, гражданином.

И здесь напрашивается параллель с Синодальным училищем, ученики которого в подавляющем большинстве были выходцами из низов. Для них хоровое пение действительно являлось народным видом искусства. Основной задачей хорового училища явилась подготовка музыкантов-профессионалов, прежде всего дирижеров-хормейстеров среднего звена обучения. Для выполнения этой цели создается такой учебный план, в котором самым главным становиться музыка. Вместе с тем учащиеся должны овладеть всем комплексом общеобразовательных предметов. Александр Васильевич хорошо понимал, что столь обширная программа потребует от ребенка огромного труда, большого напряжения сил. Но как опытный педагог он утверждал, что только серьезная, с полной отдачей работа приведет ребенка к пониманию необходимости трудиться настойчиво, целеустремленно, сделает из него настоящего музыканта. Правда, для этого детей следует учить работать, но работать так, чтобы труд для них был радостным. А радость – это результат преодоления препятствий.



В общении с учащимися Свешников следовал авторитарной модели, рассматривал процесс воспитания как волевое воздействие. Но при этом авторитаризм Александра Васильевича уживался с гуманным отношением к своим питомцам. Известно, что некоторые из них, уже, будучи успешно работающими специалистами, не раз обращались к нему за помощью в решении тех или иных жизненных проблем, и такая помощь приходила.

Процесс обучения у Свешникова носил исключительно практический характер. Всё, о чем он говорил, тут же демонстрировалось. Очень часто он обращался к кому-нибудь из хористов и просил показать, как надо исполнить тот или иной отрывок. Для Александра Васильевича такие показы были и поводом для поощрения отдельных воспитанников, и позволяли осуществлять индивидуальный певческий контроль. Фраза Свешникова «покажи, как надо спеть это место» постоянно звучала на репетициях, такой показ был для хористов равносильно сольному выступлению на концерте: так высоки были требования и ответственность перед мастером.

Александр Васильевич никогда не забывал о воспитании самостоятельности своих воспитанников. В хоре существовало правило: старшие должны опекать малышей, помогать им учиться. И в этом Свешников опирался на старинные отечественные традиции. Как и в Синодальном училище, хор у Александра Васильевича распределялся по группам. В группе находились мальчики, уже имеющие опыт пения в хоре, и вновь принятые в Училище малыши. Группа состояла, как правило, из пяти человек, и отвечал за нее наиболее опытный хорист. В его обязанности входило смотреть за порядком раздачи и хранения нотных партий, а главное – контролировать знание материала и, если необходимо, заниматься, доучивать партии с новыми певцами. Благодаря такой организации в хоре было налажено самообучение, самоконтроль, что, конечно, способствовало повышению уровня профессиональной готовности воспитанников хора.



Свешников тщательно осуществлял подбор педагогического коллектива, многие из преподавателей работали еще в Синодальном училище или были его выпускниками. И опыт, накопленный поколениями выдающихся регентов, церковных певчих вновь приобретает свое значение. Но вопрос - как быть с репертуаром? Не могли же тогда педагоги, бывшие синодалы разучивать с юными советскими хористами привычный церковный репертуар. С другой же стороны, в этих мелодиях – вся суть. Эта музыка наряду с русской народной песней и была духовной составляющей русской музыкальной культуры. И тогда было принято решение сочинить новые тексты. И под видом песен о природе мальчики знакомились с величайшими сочинениями русской духовной музыки рубежа XIX–XX веков. Репертуар подбирался Свешниковым так же с «определенным умыслом». Он стремился не только разучить то или иное произведение, но и увлечь учеников, заинтересовать, заставить с нетерпением ждать – словно в хорошей пьесе – «что будет дальше».


Целостную картину образовательного процесса в Училище невозможно представить, не учитывая работу всего педагогического коллектива. Например, результаты занятий по сольфеджио были хорошо видны на спевках. Собственно, многие из тех задач, которые Свешников ставил перед учащимися, отрабатывались и решались именно на уроках сольфеджио, без этого на хоре делать было нечего. Сольфеджио являлось в своей основе хоровым, и другим просто не могло быть. На уроках постоянно пели или все вместе, или по одному, или ансамблями, писали диктанты и т.д.

Педагог не только следил за тем, что петь на уроках, но и за тем, как, каким звуком исполнялись учебные номера, как при этом обстояло дело с дыханием, с артикуляцией и другими вокальными премудростями.

Он добивался от учащихся осознанного отношения к исполняемым номерам. Перед тем как петь, ребята должны проанализировать. Всё нужно «пропустить» через себя, мышечно ощутить насыщенность, наполненность интонационного хода, почувствовать, «пережить» различие между малым и большим интервалом, передать «характер» каждого из них, ощутить вокальную весомость, и т.д. Таким образом, нацеленность всех музыкальных занятий на хоровое исполнительство составляла отличительную черту музыкально-образовательного процесса в Училище. Всё, что изучали на уроках, непосредственно воплощалось в хоровом пении, находило свое практическое применение на хоровых занятиях.





Стремясь воспитать у ребят профессиональное отношение к хоровому исполнительству, Александр Васильевич постоянно говорил о необходимости беречь свой голос, неоднократно предупреждал о вреде крика, а в пении особенно. Говорил Свешников и о необходимости придерживаться в обучении принципа постепенности, без которого, по его словам невозможно формирование ни самодеятельных, ни профессиональных музыкантов.

Активная исполнительская деятельность хора, постоянное участие в концертах различного уровня, музыкально-творческое сотрудничество с выдающимися оркестрами и их дирижерами, с хоровыми коллективами, певцами – всё это являлось предметом особой гордости учащихся, чрезвычайно вдохновляло их, тем самым многократно повышая ценность собственного труда. И тогда слова Свешникова о том, что надо много трудиться, чтобы стать достойными этих великих сценических площадок, обретали реальную воспитательную силу.

Воспитательная работа естественным образом пронизывала весь учебный процесс и весь уклад училищной жизни. Осуществлялась она как-то незаметно, само собою. Свешников сам являл пример отношения к делу, он воспитывал своим поведением, безусловным авторитетом, целеустремленностью, общественным признанием.





Он не оставил после себя каких-либо научных теоретических трудов по работе с хором. Педагогика Александра Васильевича – это, прежде всего, его реальные дела, его ученики, его концертная, организационная, руководящая деятельность.

И нет никаких сомнений в том, что Александр Васильевич Свешников был одним из самых успешных руководителей и педагогов своего времени.



Литература:

  1. 70 лет Хоровому училищу имени А.В.Свешникова: Статьи. Воспоминания. Интервью. М., 2014.

  2. Критский Свешников – исполнитель и педагог. К 125-летию со дня рождения мастера. Вестник ПСТГУ, В.2, 2015

  3. Особняк на Большой Грузинской. – М.: ООО Издательство «Композитор», 2009.



5




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Музыкальная педагогика Александра Васильевича Свешникова

Автор: Кочанова Ольга Николаевна

Дата: 20.05.2016

Номер свидетельства: 328781


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства